Урок «Кто нуждается в нашей помощи»
план-конспект урока (4 класс) на тему
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья. Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению. Дети с ОВЗ — категория, требующая к себе повышенного внимания со всех сторон. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок «Кто нуждается в нашей помощи» | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Кто нуждается в нашей помощи»
Цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей - инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств учащихся, обучать навыкам группового взаимодействия.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Место проведение: актовый зал школы.
Участники: ученики 4А класса, родители, психолог и социальный педагог.
Зал украшен шарами, рисунками детей, фотографиями Дианы Гурцкой (заслуженная артистка России), Данила Плужникова («Голос дети» -3), Веры Кращук («Сломанная кукла» документальный фильм, фестиваль Канны)
I. Мини-лекция на тему «Кто нуждается в нашей помощи». Я один из вас и нуждаюсь в вашей помощи. (5-6 минут)
В нашей стране насчитывается более 2 миллионов детей с ОВЗ. Главная их проблема заключается в том, что ребенок с инвалидностью не имеет связи с миром, у него нет возможности общаться со своими сверстниками, он не имеет возможности общаться с природой, тем более не имеет доступа к культурным ценностям. За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это был путь и изменения духовной составляющей общества, где встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья. Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению. Дети с ОВЗ — категория, требующая к себе повышенного внимания со всех сторон. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Сейчас в современном обществе существует большая необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получениеобразования, на развитие их индивидуальных способностей. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. С раннего детства дети с инвалидностью сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с детьми без инвалидности снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, происходит сужение активного жизненного пространства. В будущем ребёнка-инвалида ждут трудности и с вопросами трудоустройства. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития. Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогов направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
II. Показ сюжетов о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Демонстрируется первый сюжет. Героем первого сюжета является победитель музыкального конкурса «Голос» Данила Плужников. В сюжете рассказывается о нелегкой жизни мальчика, который несмотря на ограниченные возможности здоровья, победил судьбу.
Проводится мини-обсуждение:
-Как вы думаете, кто помог Даниле победить в конкурсе «Голос»? (например, качества характера: выносливость, целеустремленность, трудоспособность; поддержка и помощь родителей и близких)
-Судя по его рассказу, чего не хватает Даниле в жизни?
-А вы хотели бы с ним дружить?
-Что вы знаете о возможностях людей с ОВЗ?
-Встречали ли вы людей с ОВЗ? Если “да”, то где? (да, например, в общественном транспорте, во дворе, в школе)
Демонстрируется второй сюжет. История мальчика с ОВЗ, который благодаря знакомству с детьми-футболистами адаптировался в коллектив здоровых детей.
Мини-обсуждение:
-Как вы думаете, каково человеку постоянно находиться в четырех стенах, не иметь друзей?
-Как вы думаете, почему он редко выходил на улицу?
-А как бы вы поступили, если в вашем дворе жил такой мальчик?
-А вы часто встречаете людей в колясках?
-А как ваши родители отнеслись к тому, если бы вы пригласили к себе домой мальчика в коляске?
«Кому и для чего нужны пандусы»?
«Что вы знаете об азбуке Брайля?»
«Кто вынужден пользоваться азбукой Брайля?»
Демонстрируется третий сюжет. История о девочках с синдромом Дауна, которым инклюзия дала возможность учиться в общеобразовательной школе. Сочинение лучше всех в классе написала Катя, на которую до этих пор одноклассники не обращали никакого внимания.
Мини-обсуждение. Темы для обсуждения в группах:
«Дети с ОВЗ отличаются от нас только тем, что имеют ОВЗ».
«Они невероятно талантливы, и мы не должны их отвергать».
«Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?»
«Какие эмоции вызывает у вас этот сюжет? Почему лучше учиться вместе?»
Просмотр остальных сюжетов, в которых принимают участие Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, певица, общественный деятель Диана Гурцкая.
Недавно мы с вами посмотрели одноимённый спектакль по сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Скажите: «А вы смогли бы поступить как Женя и отдать последний лепесток мальчику, нуждающемуся в помощи?»
Дискуссия с участием родителей, учащихся, психолога и социального педагога. Присутствие родителей необходимо для того, чтобы они увидели, как их дети относятся к своим сверстникам, непохожим на них. Именно они, в первую очередь, влияют на негативное отношение детей к детям с ОВЗ.
Предполагаемые вопросы (вопросы задаются героями из серии фильма):
-Смогли бы вы дружить с такими как мы?
-Мы можем чему-то научиться друг у друга?
-Что значит без барьерная среда? (Без барьерная среда подразумевает наличие пандусов и тротуаров с хорошим ровным покрытием, достаточно широких дверей и других элементов внешней среды, облегчающих передвижение маломобильных групп населения. К этой категории относятся инвалиды-колясочники, временно нетрудоспособные, пешеходы с детскими колясками, беременные женщины, люди преклонного возраста и маленькие дети).
-Для кого нужны пандусы?
-В вашем классе учатся такие дети, как мы? Вы за или против?
III. Заключительное слово учителя. Он обращается к присутствующим родителям, ведь они, зачастую, против общения своих детей с особыми детьми: «Необходимо, чтобы общество смотрело на людей с ОВЗ как на личности. Чтобы не возникало барьеров между людьми с инвалидностью и без. Эти дети могут нам дать то, что иным образом мы бы не получили. Необходимо чтобы здоровые дети умели с ними общаться. Надо приучать детей к этому. Это им будет полезно. Уметь общаться с теми, кто имеет меньше возможностей, чем они».
Стихотворение инвалида Сергея Ольгина.
С вами вера, надежда, любовь
Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час – паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь, и жить не устаем.
Порой бывает – жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.
Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.
Так не пугай нас трудная дорога.
Лютуй зима. Грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда нам на подмогу,
Надежда, вера, мудрость и любовь!
Звучит песня в исполнении Ж. Бичевской “Мы все приходим в этот мир…”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Природа нуждается в нашей защите"
Статья и одна из фотографий...
Урок по окружающему миру "Наше здоровье - в наших руках"
Цели урока.1. Дать понятие о здоровом образе жизни.2. Закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек.3. Ознакомить учащихся с режимом дня, о...
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».
Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....
Презентация к уроку математики "Решение задач с помощью уравнения"
Алгебраический способ решения задач.Цель презентации: развивать мышление и логику;научить переводить условие задачи с родного языка на язык алгебры;научить правильно оформлять решение задач уравнением...
Методическая разработка работы с младшими школьниками над проектом по теме "Животные, которые нуждаются в нашей помощи! (Animals need our help!)"
В данной разработке представлена поэтапная работа с учениками 4 класса над проектом "Animals need our help!"...
Фрагмент урока. Сочинение по серии картинок: «Помощь малышам»
- Мы продолжаем с вами учиться строить свою речь грамотно, полно.- Ребята, что мы делали на прошлом уроке? (Писали изложение.)-...
Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».
Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной сред...