Классный час "Что такое совесть?"
классный час (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
Классный час «Что такое совесть?»
Подготовила и провела: Ковба Татьяна Геннадьевна
24 октября 2016
Тема: Что такое совесть?
Цель: Сформировать представление учащихся об ответственности за
свои поступки, нравственный выбор;
помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».
Форма: Классный час-рассуждение.
Информация к размышлению: Совесть! Без тебя нет во мне ничего, возвышающего меня над животными. (Жан Жак Руссо).
Оборудование: книга Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
Ход классного часа
- Вступительное слово учителя.
- Мы попытаемся помочь Незнайке понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответственность.
2. Работа над ситуацией.
Отрывок из романа Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе».
Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри его голос.
Он ведь сам виноват, - оправдывался Незнайка. - Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?
Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! - отвечал голос. - Ну, толкнули тебя, и ты толкнул бы!
Толкнул бы! - проворчал Незнайка. - Значит, я драться должен? Драться нехорошо!
Ишь ты! Нехорошо! - передразнил голос. - А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто-нибудь превратил в осла?
А чего он толкается? – упрямо твердил Незнайка.
Ну что ты заладил, толкается, толкается! Ты ведь знаешь, что он нечаянно.
Ничего я не знаю.
Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешь!
А кто ты, что от тебя ничего не скроешь? - насторожился Незнайка.
Кто? - с усмешкой переспросил голос. - Будто не знаешь! Ведь я твоя совесть.
А! - вскричал Незнайка. - Так это ты? Ну, тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет.
А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты ещё увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него.
Послушай, - сказал Незнайка. - А где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая-то змея подколодная! Притаилась там где-то, сидит и молчит… Дождется, когда я сделаю что-нибудь не так, как надо, а потом мучит.
Я не так виновата, как ты думаешь, - начала оправдываться совесть. - Вся беда в том, что я у тебя слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня еще очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. В особенности днем. Поэтому я люблю разговаривать с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничего не заглушает мой голос.
Еще долго не спал Незнайка. Думал, что коротышка-осел голодный, спит где-нибудь на холодной земле под открытым небом…
Учитель организует обмен мнениями среди учащихся по вопросам:
- Почему Незнайка не мог заснуть?
- Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков?
- Что такое ответственность?
Словарная работа.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость отвечать за свои поступки. Способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять поставленные задачи.
Если человек нарушил законы, наступает ответственность юридическая, а если нравственные нормы - моральная ответственность, но в любом случае за безответственное поведение человеку обязательно придется нести ответственность.
Незнайка не нарушал законов Солнечного города, а вот нравственные нормы нарушил и от этого страдает.
- Почему Незнайка не доволен своей совестью?
- Мог Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор?
- Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?
- Чтобы вы посоветовали Незнайке?
Давайте попытаемся объяснить Незнайке, что такое совесть.
Словарная работа.
СОВЕСТЬ – это нравственный ориентир человека, его душевный компас, который предупреждает о недопустимости тех или иных, часто очень соблазнительных, действий и наказывает мучениями за неправильно сделанный выбор.
Человек должен работать над собой, чтобы его совесть не осталась маленькой.
Давайте посоветуем не только Незнайке, но и себе почаще разговаривать со своей совестью, советоваться, постоянно будить ее, чтобы потом не раскаиваться.
3. Итог.
Выбор поступков всегда имеет определенные последствия, как для окружающих, так и лично для человека. А за последствия приходится отвечать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....
Классный час "Такие разные профессии"
Классный час "Такие разные профессии"...
Классный час " Такие разные профессии"
Данная подборка материала поможет учителю интересно провести классный час в рамках профориентационной работы среди младших школьников....
Классный час "Такие разные эмоции"
Развитие эмоционального интеллекта - важный аспект педагогической деятельности учителя начальных классов. Надеюсь, что этот материал поможет коллегам сделать первый шаг в работе с младшими школьниками...