Классный час "Что такое совесть?"
классный час (1 класс) на тему

Ковба Татьяна Геннадьевна

Классный час в первом классе "Что такое совесть?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kch_sovest.docx55.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Классный час «Что такое совесть?»

Подготовила и провела: Ковба Татьяна Геннадьевна

                                         24 октября 2016

Тема: Что такое совесть?

Цель:  Сформировать  представление  учащихся  об  ответственности  за  

            свои  поступки,  нравственный  выбор;

            помочь  в  осмыслении  нравственного  понятия  «совесть».

Форма:  Классный  час-рассуждение.

Информация  к  размышлению:  Совесть!  Без  тебя  нет  во  мне  ничего,  возвышающего  меня  над  животными.  (Жан  Жак  Руссо).

Оборудование:  книга  Н.  Носова  «Незнайка  в  Солнечном  городе».

Ход  классного  часа

  1.  Вступительное  слово  учителя.

-  Мы  попытаемся  помочь Незнайке  понять,  что  такое  совесть  и  почему  за  свои  поступки  надо  нести ответственность.

    2.  Работа  над  ситуацией.

     Отрывок  из  романа  Н.Носова  «Незнайка  в  Солнечном  городе».

     Незнайка  лежал  в  темноте,  ворочался  с  боку  на  бок  и  грустно  вздыхал.  Он  мысленно  разговаривал  сам  с  собой,  и  от  этого  ему  казалось,  что  с  ним  разговаривает  какой-то  находящийся  внутри  его  голос.

     Он  ведь  сам  виноват,  -  оправдывался  Незнайка.  -  Он  ведь  толкнул  меня!  Что  же,  я  молчать  должен?

    Подумаешь,  какой  важный!  Уж  и  не  толкни  его! -  отвечал  голос. -  Ну,  толкнули  тебя,  и  ты  толкнул  бы!

    Толкнул  бы! -  проворчал  Незнайка.  -  Значит,  я  драться  должен?  Драться  нехорошо!

    Ишь  ты!  Нехорошо!  -  передразнил  голос.  -  А  то,  что  ты  сделал,  хорошо  разве?  А  если  бы  тебя  кто-нибудь  превратил  в  осла?  

    А  чего  он  толкается? – упрямо  твердил  Незнайка.

    Ну  что  ты  заладил,  толкается,  толкается!  Ты  ведь  знаешь,  что  он  нечаянно.

    Ничего  я  не  знаю.

    Знаешь,  знаешь!  От  меня,  братец,  не  скроешь!

    А  кто  ты,  что  от  тебя  ничего  не  скроешь?  -  насторожился  Незнайка.

    Кто?  -  с  усмешкой  переспросил  голос.  -  Будто  не  знаешь!  Ведь  я  твоя  совесть.

   А!  -  вскричал  Незнайка.  -  Так  это  ты?  Ну,  тогда  сиди  себе  и  молчи!  Ведь  никто  ничего  не  видел  и  никто  ничего  мне  не  скажет.

   А  ты  боишься,  как  бы  тебя  не  побранил  кто-нибудь  за  твое  мерзкое  поведение?  А  меня  ты  совсем  не  боишься?  И  напрасно.  Я  вот  начну  тебя  мучить  так,  что  ты  жизни  не  будешь  рад.  Ты  ещё  увидишь,  что  тебе  стало  бы  легче,  если  бы  кто-нибудь  узнал  о  твоем  поступке  и  наказал  за  него.

    Послушай,  -  сказал  Незнайка.  -  А  где  ты  была  до  этого?  Почему  раньше  молчала?  У  других  коротышек  совесть  как  совесть,  а  у  меня  какая-то  змея  подколодная!  Притаилась  там  где-то,  сидит  и  молчит…  Дождется,  когда  я  сделаю  что-нибудь  не  так,  как  надо, а  потом  мучит.

    Я  не  так  виновата,  как  ты  думаешь,  -  начала  оправдываться  совесть.  -  Вся  беда  в  том,  что  я  у  тебя  слишком  маленькая,  неокрепшая  и голос  у  меня  еще  очень  слабый.  К  тому  же  вокруг  часто  бывает  шумно.  В  особенности  днем.  Поэтому  я  люблю  разговаривать  с  тобой  ночью,  когда  вокруг  тихо  и  ничего  не  заглушает  мой  голос.

    Еще  долго  не  спал  Незнайка.  Думал,  что  коротышка-осел  голодный,  спит  где-нибудь  на  холодной  земле  под  открытым небом…

   Учитель  организует  обмен  мнениями  среди  учащихся  по  вопросам:

  1.  Почему  Незнайка  не  мог  заснуть?
  2. Думал  или  нет  Незнайка  о  последствиях  своих  поступков?
  3. Что  такое  ответственность?

Словарная  работа.

     ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость  отвечать  за  свои  поступки.  Способность  человека  сознательно  выполнять  определенные  требования  и  осуществлять  поставленные  задачи.

    Если  человек  нарушил  законы,  наступает  ответственность  юридическая,  а  если  нравственные  нормы -  моральная  ответственность,  но  в  любом  случае  за  безответственное  поведение  человеку  обязательно  придется  нести  ответственность.

    Незнайка  не  нарушал  законов  Солнечного  города,  а  вот  нравственные  нормы  нарушил  и  от  этого  страдает.

  1.  Почему  Незнайка  не  доволен  своей  совестью?
  2. Мог  Незнайка  поступить  иначе?  Был  ли  у  него  выбор?
  3. Бывали  с  вами  случаи,  когда  совесть  спала?  Как  вы  поступали  в  этих  случаях?
  4. Чтобы  вы  посоветовали Незнайке?

Давайте  попытаемся  объяснить  Незнайке,  что  такое  совесть.

Словарная  работа.

СОВЕСТЬ – это  нравственный  ориентир  человека,  его  душевный  компас,  который  предупреждает  о  недопустимости  тех  или  иных,  часто  очень  соблазнительных,  действий  и  наказывает  мучениями  за  неправильно  сделанный  выбор.

 Человек  должен  работать  над  собой,  чтобы  его  совесть  не  осталась  маленькой.

 Давайте  посоветуем  не  только  Незнайке,  но  и  себе  почаще  разговаривать  со  своей  совестью,  советоваться,  постоянно  будить  ее,  чтобы  потом  не  раскаиваться.

3. Итог.

Выбор  поступков  всегда  имеет  определенные  последствия,  как  для  окружающих,  так  и  лично  для  человека.  А  за  последствия  приходится  отвечать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....

Классный час "Такие разные профессии"

Классный час  "Такие разные профессии"...

Классный час " Такие разные профессии"

Данная подборка материала поможет учителю интересно провести классный час в рамках профориентационной  работы  среди младших школьников....

Классный час "Такие разные эмоции"

Развитие эмоционального интеллекта - важный аспект педагогической деятельности учителя начальных классов. Надеюсь, что этот материал поможет коллегам сделать первый шаг в работе с младшими школьниками...