Конфликты
классный час на тему
Классный час по теме Правила безконфликтного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_pravila_bezkonfliktnogo_obshcheniya.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Правила бесконфликтного общения»
Цель занятия:
формирование у учащихся представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования; воспитание толерантного отношения к представителям другой национальности, «чужой» религии, культуры, профилактика любых проявлений ксенофобии.
Задачи:
развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных; развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности; формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.
1. Мотивация.
Просмотр и обсуждение видео отрывка. Какая ситуация показана на экране? (Ситуация конфликта)
Преподаватель: Правильно. Здесь показан конфликт. Cегодня мы поговорим о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми и как находить выход из сложных ситуаций, а тема звучит: «Правила бесконфликтного общения».
В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам: личным, экономическим, политическим, правовым и иным. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас.
Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Безусловно, нет. А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы конфликтуем дома, в школе, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например в очереди, в транспорте. В современном обществе невозможно избежать конфликтов. А впрочем, они нужны …Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуаций, отношений.
2. Введение в тему.
Преподаватель: из-за чего чаще всего возникает конфликт? (стороны не могут договорится, а отсюда возникает конфликтная ситуация)
(Далее учащиеся знакомятся с определением конфликта)
Что же такое конфликт? Давайте с вами сформулируем определение конфликта, для этого мы составим небольшой кластер.
Преподаватель: мы с вами подобрали синонимы к слову конфликт, а теперь ответьте на вопрос, может ли возникнуть конфликт, если человек находится один? (нет). Значит, конфликт возникает между двумя и более людьми или социальными группами. А что должно быть общего у данных людей или социальных групп, что бы между ними возник конфликт? (Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами). Мы с вами самостоятельно вывели определение конфликта: конфликт – это спор, столкновение между двумя и более людьми или социальными группами за владение чем-то, что одинаково ценится обеими сторонами. А теперь, давайте сравним наше определение, с общепринятыми. (На экране появляются определения конфликта).
Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт- противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
Преподаватель: итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:
- присутствие двух или более людей;
- наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;
- столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений.
Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт, - это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.
Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон.
Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.
Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят ряд стадий.
Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.
Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.
На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избежания аналогичной ситуации в будущем.
Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом общества всегда, во все времена существовали и будут существовать конфликтные ситуации.
Виды конфликтов:
- политические
- экономические
- культурные и религиозные
- профессиональные
- этнические
Причины конфликтов:
- борьба за власть;
- за престиж;
- за влияние;
- за авторитет;
- экономическое неравенство;
- межнациональные распри;
- идеологическая несовместимость;
- межконфессиональные конфликты и т.д.
Функции конфликтов.
Позитивные | Негативные |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте. |
Получение новой информации об оппоненте | Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе. |
Сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом | Представление о побежденных группах, как о врагах. |
Стимулирование к изменениям и развитию | Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе. |
Снятие синдрома покорности у подчиненных | После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников. |
Диагностика возможностей оппонента | Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Преподаватель: Всем известно, что любой конфликт имеет пагубные последствия. Он всегда окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последствия».
Все-таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы вступили в конфликт со сверстником, учителем, коллегой по работе, а завтра, действуя подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми кто вам очень дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может навсегда …
Таким образом, если человек научится достойно выходить из конфликта или предупреждать его, то это умение он будет использовать и дома, и на улице, и на работе.
Я вам хочу привести пример из истории
«Однажды министр юстиции Иван Дмитриев представил Александру 1 дело об оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал:
- Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить – и кончено!
_ Государь! – ответил Дмитриев. – В этом деле есть важные обстоятельства. Позвольте доложить …
Александр, подумав немного, возразил:
- Нет, Иван Иванович. Чем важнее такого рода дела, тем меньше я хочу их знать. Может случиться, что я как император все-таки прощу, но как человек затаю злобу. А я этого не хочу».
(Из книги «Исторические анекдоты из русской жизни». М., 2004)
Преподаватель: так поступал Александр 1, что бы избежать конфликтов, а для того чтобы узнать как поступаете вы проведем упражнение, которое называется «Праздничный пирог».
«Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
- Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)
- Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)
- Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)
- Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)
- Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)
(Сделав свой выбор учащиеся получают фигурку животного и делятся на группы. На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).
Стратегия поведения | Характеристика стратегии |
Конкуренция, соперничество («акула») | Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. |
Сотрудничество («сова») | Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. |
Компромисс («лиса») | Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. |
Избегание, уклонение («черепашка») | Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. |
Приспособление («медвежонок») | Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. |
3. Работа в группах.
Учащимся предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход из ситуации с той точки зрения, в какой группе стратегий находятся.
Ситуации.
А. Ты зовешь друга (подругу) погулять, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.
Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.
В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.
Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.
Д. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.
(После обсуждения в группах дети рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение)
Совместное составление памятки «Пути разрешения конфликта».
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя останавливаться.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
4. Рефлексия.
Каждому участнику предлагается поделится впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт.
Преподаватель: Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью. Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Дорогие ребята, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к … сотрудничеству!
Использованная литература
- Стебенева Н. Королева Н. «Путь к успеху»// Школьный психолог – 2003 - № 29
- Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе». М.:Генезис, 2003.
- Школьный психолог № 15, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как избежать школьных конфликтов
Статья представляет описание опыта работы классного руководителя по профилактике (предупреждению) школьных конфликтов в начальных классах....
Презентация "Конфликты в начальной школе"
Представляю методическую разработку и презентацию по указанной теме....
Классный час "Как мы разрешаем конфликты"
рРазвитие умений распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации, формировать умение социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях; разрабатывать навыки конструктивного разреш...
Конфликты. Методы разрешения конфликтов в ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ 1.1. ОБЪЕКТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 1.2. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ1.3. СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ К...
Конфликт. Виды конфликта.Пути преодоления конфликта.
Все споры разрешает не война,как пережиток варварской эпохи,А человек, чья мысль и речь сильна,...
Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов.
Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов (из опыта работы)....
Понятие конфликта,типы конфликтов и их причины в педагогической деятельности.
Понятие конфликта,типы конфликтов и их причины в педагогической деятельности....