Презентация "Конфликты в начальной школе"
презентация для интерактивной доски по теме
Представляю методическую разработку и презентацию по указанной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Konflikty_v_nachalnoy_shkole.ppt | 145.5 КБ |
Pedsovet.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом- большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребёнке несправедливо. Думайте о ребёнке справедливо- и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта-одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Сухомлинский В.А.
Виды конфликтов : Конфликты деятельности Конфликты поведения (поступков) Конфликты отношений
Типология конфликтов: Учитель создаёт конфликт. Боязнь школы. Берегите психику детей! Приглашение к игре. Желание помочь учителю. Переход в среднюю школу.
КОНФЛИКТЫ НЕИЗБЕЖНЫ,ЕСЛИ : Нет перспективы творческого роста. Не уточнены функциональные обязанности. Установлены нереальные нормы работы, критерии оценки труда. Не разработаны системы морального и материального поощрения. Отсутствует необходимая для работы информация.
« Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; там, где нарушается это равновесие, жизнь коллектива превращается в «ад». В.А.Сухомлинский
Предварительный просмотр:
В.А.Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе:
« Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителем и родите-
лями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребёнке неспра-
ведливо. Думайте о ребёнке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогичес-
кой мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива ».
Виды педагогических конфликтов.
- Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности.
- Конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы.
-Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-лич-
ностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Типология конфликтов в начальной школе.
Учитель создаёт конфликт.
В младшем школьном возрасте взаимодействие с учителем происхо-
дит на фоне ярко выраженной потребности ребёнка быть рядом с учи-
телем, желания быть замеченным, понравиться, порадовать успехами во всех видах заданий, рассказать обо всём.
К важным особенностям этого возраста следует отнести слабую саморегуляцию детьми своих эмоций и действий. Это выражается в непроизвольных реакциях на возникшую ситуацию в виде неожидан-
ных и для самого ребёнка поступков, плача, обиды, иногда восторга.
У многих детей ярко проявляются неусидчивость, постоянное желание обращаться к учителю за помощью по пустякам, с разговора-
ми о случившемся дома, неспособность сосредоточиться на выполне-
нии заданий. Жёсткое управление учебной работой учеников на уро-
ке, быстрый темп урока приводят к быстрому утомлению, которое
проявляется по-разному: в сонливости, безразличии к заданиям, озор-
стве, упрямстве и т.п. Часто упрямство переходит в состояние «ступо-
ра» и проявляется в невосприимчивости к речи учителя. «Ничего не понимает, сколько раз ему говорила, как писать слово, а он всё равно делает ошибки! Ну и бестолочь!», - так часто учителя характеризуют состояние ученика. Такая оценка порождает инертность познаватель-
ной деятельности учеников, хотя некоторые, боясь наказания, выпол-
няют задания при отсутствии интереса, внутренней сосредоточеннос-
ти, внимания. Конечно, такая исполнительность не способствует фор-
мированию полноценной учебной деятельности.
На общем фоне благоприятных взаимоотношений с учителем в младшем школьном возрасте чаще встречаются мини-конфликты между учителем и учеником. В 1 классе ученик не выполняет зада-
ние, а на вопрос учителя: «Почему ты не начинаешь работать?» - отвечает: «А ты не мама и не воспитательница, и слушаться тебя не буду».
Во 2-4 классах ситуация может принять характер конфликта в зависимости от реакции на неё учителя.
« На уроке русского языка ученик не захотел красиво писать – сидел и «калякал-малякал». Учительница очень рассердилась, приве-
ла ученика к зам.директора и начала его распекать, грозила за такое письмо отправить в класс компенсирующего обучения. Угрозы отно-
сительно этого класса повторяла ученику постоянно».
Или такая ситуация.
« В начале учебного года учительница читает рассказ, в котором упоминается кошка. В этот момент мальчик мяукает. Учительница требует дневник и записывает замечание. Мальчик садится за парту и потихоньку вырывает страницу с замечанием. Учительница видит его проделки и предлагает выйти из класса. Ученик это делает с удоволь-
ствием, затем дверь открывается, и мальчик снова мяукает.Ребята смеются».
Довольно распространены ситуации, причиной которых является недостаточная регуляция ребёнком собственного поведения, а учи-
тель расценивает эти действия как хулиганские и тем самым создаёт определённое отношение к таким ученикам их товарищей: «Вася пло-
хой, я с ним не буду дружить, он огорчает учительницу, а вчера она его даже из класса выгнала!» Начинаются ссоры драки, «неудачник» отстаивает свою «честь», а учитель разнимает и наказывает драчуна, не видя глубины конфликта между учениками, подлинной причины его возникновения.
Боязнь школы.
В последнее время увеличилось количество ситуаций по поводу труд-
ностей адаптации ребёнка к школе. Проявляется это по-разному: и как нежелание идти в школу, слёзы, упрямство, а иногда маленькая «месть» учителю. Вместе с тем многие из таких детей любознатель-
ны, активны, владеют учебными навыками, готовы к обучению и , надо заметить, это не всегда «домашние» дети.
Учителю надо знать не только детей, испытывающих явные труд-
ности в адаптации, но и тех, которые испытывают скрытую тревож-
ность; своевременно выяснить их затруднения и оказать им помощь. Иначе у таких ребят отрицательные эмоции в связи с пребыванием в школе становятся устойчивыми, и уже на старте обучения у них формируется отрицательное отношение к учёбе.
Причиной трудностей адаптации часто бывает и отсутствие навы-
ков социального контакта при недостаточном развитии устной речи.
Берегите психику детей!
Часто ситуации принимают конфликтный характер по причине неу-
равновешенности нервной системы детей: такие дети легко возбуди-
мы, часто плачут, склонны к немотивированным поступкам, быстрой смене настроения.
«Ученики 1 класса были у стоматолога. Костя боялся идти, но по-
казать этого не хотел. Поэтому стал вести себя вызывающе, бегал по коридору, кричал, задевал ребят. На замечания учителя отвечал гру-
бостью. В руках у него была медицинская карта. Учительница сказа-
ла: «Дай мне, пожалуйста, карту, иначе ты её сейчас порвёшь». Маль-
чик ответил: «Я и так её могу порвать». – «Что ж, рви», - сказала учи-
тельница. Костя, глядя ей в лицо, разорвал мед.карту.»
В этом случае учитель воспринял лишь внешний рисунок поведе-
ния ученика и не увидел в нём ребёнка, которому нужна помощь взрослого. Своим поведением он хотел обратить на себя внимание учителя с неосознанной надеждой, что его пожалеют.
Другая ситуация.
«Посередине урока в класс с плачем влетает Ваня, второклассник. Он убежал с урока физкультуры. Почему? Ученик насторожился, пере-
стал всхлипывать, затем громко, чуть не криком, сказал: «Я не трус!» Гляжу, потирает коленку. Внимательно поглядела, послушала его. Оказывается, на уроке физ-ры, во время пробега по залу, он упал, со-
драл коленку и, естественно, заплакал. Учитель физ-ры подошёл к не-
му, решил отвлечь его от боли, включить в дальнейший ход урока. А как? Он назвал его трусом. Ваня убежал с плачем, но не от боли, а от унижения его достоинства. Я была восхищена этим качеством.
Учитель физ-ры учил мальчика второй год, должен был знать его особенности: психика Вани очень ранима – семья на грани развода: ребёнок то у мамы, то у бабушки, очень неуравновешенный, т.к. явля-
ется центром, вокруг которого идёт борьба в семье».
В этих ситуациях проявилась особенность многих учителей: ре-
бёнка они видят и воспринимают только как ученика. При такой по-
зиции взаимодействие сводится только лишь к чёткому исполнению требований учителя.
Приглашение к игре.
У учеников начальных классов часто возникают конфликты поступ-
ков, в основе которых лежит потребность в игре, которая ещё не по-
теряла для ребёнка своего очарования.
« В группе продлённого дня стали исчезать игрушки, а затем кни-
ги, письменные принадлежности, поделки детей. В один из дней вос-
питатель обнаружила пропажу настольных игр в больших коробках. Стали выяснять, кто это сделал, но так и не узнали. Детей убеждали, что нехорошо брать вещи без разрешения, а тем более что эти игруш-
ки общие, однако ничего не помогло. На все шкафы были повешены маленькие замки, но они вскоре были распилены. Тогда воспитатель ГПД решила использовать такой прём. Она сказала: «Ребята, тот, кто распиливал замки, видимо, человек умелый, умеет пользоваться сле-
сарными инструментами. Интересно только, когда же он успевает это делать и каким инструментом?» И вот встаёт ученик и говорит: «Это я делаю простым напильником в то время, когда все выходят из клас-
са!» И он объяснил, что играет в разведчика и ему самому хотелось, чтобы его поскорее нашли, чтобы все успокоились. Игрушки он при-
нёс, т.к. они были спрятаны возле школы».
Поступки ребят в этом возрасте – приглашение учителей к взаи-
модействию с ними, о котором взрослые часто и не подозревают.
Желание помочь учителю.
«С начала года во 2 классе появилась новая ученица Лена. Первое знакомство с ней не вызывало никаких опасений: в личном деле отметки «5», девочка послушная, исполнительная. В конце сентября дети собрались в планетарий, но Лены среди них не было. На следую-
щий день она объяснила своё отсутствие тем, что плохо себя чувство-
вала. Затем отказалась от посещения цирка и музея, сказав, что не любит цирк, т.к. там очень громко играет музыка. Как-то в конце ок-
тября ученики увидели на партах листочки, на которых детским по-
черком были написаны слова молитвы. Ребята их показали учитель-
нице, она спросила: «Кто это сделал?» Лена встала и спокойно сказа-
ла: «Это сделала я, чтобы помочь им хорошо учиться и вас не огор-
чать». Класс молчал. Учительница на другой день пошла к Лене до-
мой, она жила вдвоём с мамой, которая работала медсестрой; стала возмущаться поступком девочки, а мать спокойно ответила: «Я её этому не учила, а моей жизни не касайтесь!» Три дня девочка не хо-
дила в школу».
Поступки детей в этом возрасте могут стать для учителя «рас-
крытой книгой», которая при грамотном «прочтении» помогает не только многое узнать об ученике, но и по-новому оценить свои собст-
венные поступки.
Когда учитель видит в поступках и ситуациях проявление зако-
мерностей возрастного и индивидуального развития ребёнка, он мо-
жет разнообразить общение с ним, а не сводить его(общение) к жало-
бам на ученика, наказаниям, крику. В этом лишь проявляется педаго-
гическая беспомощность из-за неумения делать анализ поступка, стремления поскорее выявить виновного и наказать.
Переход в среднюю школу.
При переходе в среднюю школу детям психологически трудно найти контакт с разными учителями, принять их разнообразные требования. Ведь ученику надо предъявить себя не 4, а уже 11 учителям, принять и усвоить их требования, установить с ними контакт – всё это непрос-
то сделать в 10 лет. Инициатором в процессе взаимодействия должен выступить каждый учитель и классный руководитель, конечно, при активной помощи родителей. Только тогда адаптация ребят к новым видам учебной работы и учителям пройдёт благополучно.
Конфликты в педагогической среде.
Они неизбежны там, где:
- нет перспективы творческого роста,
- не уточнены функциональные обязанности,
-установлены непродуманные и нереальные нормы работы, критерии оценки труда,
- не разработаны системы морального и материального поощрения,
- отсутствует необходимая для работы информация.
Всё это нарушает спокойствие человека.
В.А.Сухомлинский отмечал: «Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражитель-
ности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; там, где нарушается это равновесие, жизнь коллектива превращается в «ад».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"
Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС. ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...