Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов.
методическая разработка (4 класс) на тему
Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt_v_seme.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»
Ст. Новомышастовская
Лекторий для родителей на тему:
«Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов».
(Выступление классного руководителя, учителя начальных классов
С.И. Вервыкишко.)
Цели:
1. усвоение родителями правил разрешения конфликта;
2. развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
Задачи:
1. помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
2. способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
Форма: беседа с элементами деловой игры и ситуативного практикума.
План:
1. Ознакомить с темой родительского лектория и почему была выбрана именно эта тема.
2. Какие вопросы будут обсуждаться на лектории.
3. Игра-тест «Какой вы родитель?»
4. Теоретическая часть.
5. Обсуждение ситуаций.
6. Полезная информация, памятка для родителей.
- Воспитание – это медленный, непростой путь. Поэтому воспитывать нужно учиться. В одном звене находятся педагог-ребенок-родитель, так как у семьи и школы общие цели, единые задачи: реализация всех возможностей ребенка, формирование его личности. Одной из проблем воспитания ребенка является проблема взаимоотношения в семье. Почему проблема? В беседах с детьми выясняется, что ребенку не хватает внимания со стороны родителей. Многих детей не устраивают взаимоотношения, которые сложились в семье. В последнее время получило распространение такое понятие как синдром опасного обращения с детьми.
- Поэтому сегодня на лектории мы обсудим разные типы семейного воспитания , узнаем типичные недостатки семейного воспитания, выясним причины возникновения и пути разрешения конфликтов.
- Игра-тест «Какой вы родитель?»
Задание: выбрать из перечисленных на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются вами в общении с детьми.
- Сколько раз тебе повторять!
- Посоветуй мне, пожалуйста…
- Не знаю, что бы я без тебя делала!
- И в кого ты такой уродился?
- Какие у тебя замечательные друзья!
- Ну, на кого ты похож!
- Я в твое время…
- Ты моя опора и помощник (ца)!
- Ну, что за друзья у тебя!
- О чем ты только думаешь!
- Какая ты у меня умница!
- А ты как считаешь, сынок (доченька)?
- У всех дети как дети, а ты?
- Какой ты у меня сообразительный (ая)!
Итоги теста:
Добавьте следующие баллы за выбранные фразы:
1-2, 2-1, 3-1, 4-1, 5-1, 6-2, 7-2, 8-1, 9-2, 10-2, 11-1, 12-1, 13-2, 14-1.
Подсчитайте баллы:
7-8б.- Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10б.- Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12б.- Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13-14б.- Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам. По ответам вы можете определить, какой стиль взаимоотношений в семье у вас преобладает.
- Теоретическая часть.
Когда в семье присутствуют недостатки воспитания, имеет место конфликт.
Конфликт - столкновение взглядов, интересов родителей, детей.
Конфликт «родитель-учитель»
Причины: 1. « Учителя всех детей делят на любимчиков (с т. зр. родит.) и всех остальных».
2. «Для учителя главное: раз плохо учится, значит, хулиган.
3. «Постоянно несправедливо занижают оценки».
4. «Часто унижают детей, оскорбляют».
5. «Плохо высказываются о родителях и детях».
(с т. зр. учителя): 1. «Слишком высокого мнения о своем ребенке».
2. «Родители поверхностно судят об учителе».
3. «Не контролируют ребенка, а / претензии предъявляют педагогу».
4. «Считают, что только учителя обязаны воспитывать их детей».
Конфликт «ученик-учитель»
Причины: 1. оскорбления со стороны учителя;
(с т. зр. учеников)
2. нетактичное поведение;
3. необъективность при оценке знаний;
4. завышение требований;
5. неинтересное ведение урока учителем
(с т. зр. учителя):
- нарушение дисциплины на уроке;
- плохое выполнение домашних заданий;
- нездоровые отношения между учениками;
- крайняя загруженность учителя и его невыдержанность,
Чтобы избежать конфликтов, нужно:
1.Научиться ориентироваться в обстоятельствах, при которых возможно проявление конфликтных ситуаций.
2. Не использовать в общении запрещенные приемы пренебрежительных высказываний.
3. Никогда нельзя навязывать собеседнику даже правильную мысль.
4. Доброжелательная манера общения.
5. Никогда не сравнивать ребёнка с другим.
При разрешении конфликта нужно:
1. Вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него.
2. Опираться не на интересы сторон, а на справедливость.
3. Относится к существу проблемы жёстко, а к интересам сторон- мягко.
Типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:
1. внешнее пресечение конфликта путем наложения различных санкций (самостоятельно, либо с помощью родителей, администрации);
2. проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока (беседы-внушения);
3.профилактика возникновения конфликта, разрешение проблем с учетом индивидуальности и возраста, особенностей учащихся;
4. отсутствие внешней реакции на конфликт.
Стили разрешения конфликта:
1. силой (выигрыш-проигрыш);
2. через сотрудничество (выигрыш-выигрыш);
3. уход от конфликта (проигрыш-проигрыш);
4. войти в положение другой стороны (не выигрыш-выигрыш);
5. через компромисс (не выигрыш - не выигрыш).
5. Обсуждение ситуаций. Практикум.
Родителям предлагается ответить на вопросы. Формируются 4 группы взаимодействия. Каждой группе дается напечатанная на листе проблемная ситуация. В течение 10 мин. родители обсуждают заданные трудные ситуации, готовят ответы-решения построения взаимоотношений в семье.
1-я группа: Что делать если…
Ребенок плохо себя ведет на улице или в гостях в тот момент, когда на вас устремлены взоры других людей. Что делать в таком случае?
2-я группа: Что делать если…
К вам пришли гости? Отправить ребенка погулять? Уложить его спать пораньше? Или, следуя правилу 19в., постараться чтобы дети были видны, но не слышны?
3-я группа: Что делать если…
У ребенка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему Вы?
4-я группа: Что делать если…
Вы дали ребенку поручение, а он не делает…тянет время. А там, глядишь, уже поздно, ему пора спать или идти в школу. Или в ответ на просьбу вы услышали: «Я потом, можно?», «А почему всегда я?», Как поступить?
Обсуждение ответов родителей.
- Исследователи-психологи составили формулу законов семьи.
Законы семьи:
- Единство требований отца и матери, предъявляемых к ребенку.
- Закон значимости похвалы для ребенка.
- Закон трудового участия каждого члена семьи.
- Закон разделения в равной мере материальных благ между взрослыми и детьми.
- Дорогие родители! Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорите об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми.
(Родителям раздаются памятки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"
Семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот...
Семья и школа: пути эффективного взаимодействия
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. ...
"Семья и школа:пути взаимодействия в совершенствовании образовательного пространства"
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей...
Конфликт. Виды конфликта.Пути преодоления конфликта.
Все споры разрешает не война,как пережиток варварской эпохи,А человек, чья мысль и речь сильна,...
Педагогический проект"Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю,...
Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе «Семья и школа-пути эффективного взаимодействия».
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, ...
«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия».
Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произ...