ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ.
статья по теме
Если вашему ребёнку поставили диагноз с СДВГ не надо паниковать , что ваш ребёнок будет плохо учиться и отставать от сверстников, нужно приложить все силы чтобы сгладить возбуждение и невнимательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_rebyonka_s_sindromom_defitsita_vnimaniya_i_giperaktivnosti.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Если вашему ребёнку поставили диагноз с СДВГ не надо паниковать , что ваш ребёнок будет плохо учиться и отставать от сверстников, нужно приложить все силы чтобы сгладить возбуждение и невнимательность.
Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к свету и шуму, плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. Они раньше своих сверстников начинают ходить и говорить. Подчас у окружающих складывается впечатление, что это очень способный, даже одаренный ребенок. Однако уже в 3-4 года отчётливо становится видна неспособность ребёнка сосредоточенно заниматься чем-либо: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания. Особенно ярко нарушения поведения ребёнка видны в ситуациях, требующих организованного поведения, например, на занятиях и утренниках в детском саду.
С началом обучения в школе с грустью выясняется, что ребёнок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, ходит по классу. Импульсивность поступков, повышенная возбудимость часто сочетаются с трудностями в усвоении навыков чтения, счёта, письма. Выясняется вдруг, что по умственному развитию ребенок, демонстрирующий в первый год жизни задатки вундеркинда, нисколько не выделяется из среды сверстников, а нередко и отстает.
Проблема эта уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами.
Что же делать?
Для начала нужно пропить курс успокоительных препаратов тормозящих возбуждение и нормализующих работу ЦНС, которые пропишет вам невропатолог. Это скорее всего будут витамины группы В, оказывающие благоприятное влияние на процессы в нервной системе, а также ноотропные препараты (гопантеновую кислоту или глицин), плюс к этому можно добавить успокоительные травы, такие как пустырник , мята, валериана, зверобой, лаванда, фенхель. Выбор препаратов и дозы может назначить только врач, не стоит заниматься самолечением. Сами же вы можете записаться на массаж, так как у гиперактивного ребёнка повышенный мышечный тонус. А также отдать ребёнка в бассейн. Вода успокаивает нервную систему и позволяет расходовать излишнюю двигательную активность. Дома можно самим делать ванны с успокоительными травами и солью.
Вторым вашим шагом будет создание наиболее благоприятного климата в семье. Понятно, что мы и так стараемся создать для своего ребёнка наилучшие условия, но хочется обратить внимание на некоторые аспекты, такие как распорядок дня, питание, прогулки, взаимоотношение с членами семьи. О развивающих занятиях и играх поговорим позже.
Распорядок дня очень важен для гиперактивного ребёнка, потому что учит самостоятельности и организованности. Лучше всего его составить и записать на бумаге, которую нужно повесить в комнате ребёнка. Если малыш не умеет писать и читать, то нарисуйте картинки обозначающие подъём, завтрак и т. д. Ничего страшного, если не всё сразу будет совпадать и получаться вовремя , главное ребёнок пытается жить по режиму и сам себя организовывать. Ведь перед вами стоит задача сформировать у гиперактивного ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела, развить у него чувство ответственности за собственные поступки. Можно записывать на подсказки-бумажки дела, которые ребёнок должен сделать за этот день и повесить их на холодильник ( собрать разбросанные игрушки, помыть посуду, перебрать книжки и т. д.).
У гиперактивных детей часто возникают проблемы с желудком. Это вызвано тем, что такие дети плаксивы, беспокойны, капризны, неуравновешенны, легко выходят из себя, у них быстро меняется настроение. В свою очередь это является причиной того, что гиперактивный ребёнок часто пребывает в стрессе, что негативно сказывается на пищеварительном тракте. Поэтому таким детям нужно соблюдать диету (в одно и тоже время принимать пищу, пищевой рацион должен быть сбалансирован). Желательно исключить лимонады и «фастфуд», больше употреблять фруктов и овощей, ежегодно пропивать профилактические курсы препаратов, содержащих живые бифидобактерии.
Все знают, что прогулки на свежем воздухе полезны для здоровья, а для гиперактивных детей это ещё и способ избавиться от излишней двигательной активности. По возможности, после садика или школы ребёнок с СДВГ должен погулять часик на детской площадке. Там он набегается, напрыгается и эмоционально разгрузиться после дисциплинарного поведения, которое требуется в учебных заведениях. При этом не забывайте, что гиперактивные дети очень быстро устают и перевозбуждаются, при появлении малейших признаков на переутомление дайте ребёнку отдохнуть, присядьте на скамеечку, пройдитесь медленным шагом. Ничего нет лучше катания на велосипеде, роликах, самокате, а в зимнее время ватрушке, коньках, лыжах, а можно просто слепить снеговика или построить крепость и пробросаться снежками. У ребёнка будет хорошее настроение и его легко будет настроить, через какое-то время, после отдыха на учёбу или выполнение поставленных задач. В выходные почаще выбирайтесь за город, на природу. Чистый воздух, шум леса благоприятно воздействует на нервную систему гиперактивных детей.
Все члены семьи должны понимать, что ребёнок с СДВГ не в состояние контролировать все свои поступки, не может вовремя успокоиться, это не его вина, а его особенность. Поэтому должна быть выработана единая тактика поведения для всех родственников.
При воспитании гиперактивного ребенка родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной заботы, с одной стороны, и предъявления завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить – с другой. Родители должны выработать определённый ровный стиль общения с ребёнком, так как быстро меняющееся настроение у родителей и разное поведение при похожих ситуациях, негативно воздействует на нервную систему гиперактивного ребенка. Оптимальная линия поведения, которой психологи советуют придерживаться в данном случае, — спокойное терпение и так называемая «ласковая строгость». Вы должны знать, что любые вопросы и просьбы гиперактивному ребенку нужно повторять по несколько раз, старайтесь держать себя в руках и не раздражаться. Вам понадобиться громадное терпение, чтобы воспитать ребёнка с гиперактивностью. Советую обратиться за помощью к психологу ещё до возникновения проблем. Такие специалисты есть в детских садах, школах и поликлиниках. Хороший психолог индивидуально для вас и вашего ребёнка подберёт стиль поведения и возможные выходы из сложившихся трудностей.
Не забывайте хвалить гиперактивного ребенка за любое его достижение, даже если у него не всё получается. Положительная оценка от родителей очень важна для ребёнка, она даёт мотивацию для дальнейших действий. Гордитесь своим ребёнком, рассказывайте друзьям и родственникам какой он молодец (нарисовал картину или сам решил сложную задачу) и вы увидите, как малыш применяет силу воли для решения поставленной ему задачи.
Кричать и физически наказывать таких детей нельзя, так как будет достигаться противоположный эффект, ребёнок не успокоится, а только больше возбудится и полностью потеряет самоконтроль. Перевозбуждённого ребёнка нужно переключить и отвлечь, лучше всего посадить или прижать к себе, взять за руки, погладить медленно по голове, рукам, спине сказать успокаивающим голосом «Тихо-тихо-тихо… Успокойся –успокойся… Медленно, не торопись расскажи ещё раз, что произошло...». ...» Повторение одних и тех же слов задает успокаивающий ритм, а прикосновения расслабляют ребенка.
Третьим вашим шагом будет найти любимое занятие для вашего гиперактивного малыша. Рассмотрим всевозможные кружки и занятия. Скажу сразу о преимуществах кружков в целом: ребёнок находится в коллективе, ему нравится этот вид деятельности, он учиться высиживать 40-45 минут, от него требуют выполнение определённого задания, преподаватель поддерживает дисциплину, это своего рода подготовка к школе. Возьмём сначала активные виды деятельности: занятия хореографией, бальными танцами, аэробикой, теннисом, плаванием, борьбой. Они позволяют ребёнку выплеснуть избыток двигательной активности, а также развить координацию, равновесие, моторику, выносливость, в процессе занятий задействуются все виды мышц.
Если ребенок маленький то, он может пойти на занятия где его научат лепить, рисовать, делать аппликации, вырезать ножницами. Такие занятия в первую очередь направлены на развитие мелкой моторики. А как мы знаем несформированность мелкой моторики одна из главных проблем у гиперактивных детей.
Если есть возможность, то гиперактивного ребёнка лучше всего отдать на курсы подготавливающие к школе, как правило они начинаются с четырёх лет. Ребёнка научать считать, писать, обучать основам чтения. Это будет хорошая платформа для дальнейшего обучения в школе.
Занятия музыкой также могут хорошо сказаться на нервной системе гиперактивного малыша.
Особое внимание хочу уделить шахматам. Игра в шахматы развивает логическое и абстрактное мышление. В процессе игры в шахматы идет одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которого и состоит основная польза шахмат. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек, не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
Как мы знаем, всем гиперактивным детям свойственно нарушение внимания, памяти, трудности самоорганизации, неумение сидеть на одном месте, нетерпеливость, отвлекаемость. И на основании этого мы можем сделать вывод, что игра в шахматы просто необходима для гиперактивных детей, так как даёт мощный толчок в интеллектуальном и в личностном развитии. Кроме того у ребенка активно развивается мышление, тренируется способность концентрировать внимание, совершенствуется память у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Для гиперактивных школьников полезными будут командные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло и т. д.. Командные игры предоставляют возможность расходовать излишнюю энергию, учат не только соблюдать правила и контролировать себя, но и взаимодействовать с другими игроками. А именно умения взаимодействовать со сверстниками часто не хватает гиперактивным детям.
Не пытайтесь отдать ребёнка во все кружки сразу, гиперактивный ребёнок не должен быть перегружен. Если ребёнок будет сильно уставать, то польза будет минимальная, а негативное отношение ребёнка плохо скажется на всём дальнейшем обучении. Выберите те занятия, которые наиболее симпатичны вашему ребёнку и удовлетворяют вас.
Четвёртым вашим шагом будут коррекционные занятия, направленные на тренировку памяти, внимания, развития мелкой моторики, речи, координации движении. Лучше всего разработать индивидуальные коррекционные методики вам помогут специалисты: невропатолог, психолог, логопед.
В конце хочу ещё добавить: читайте ребёнку больше книжек, просите его пересказать прочитанное, предложите ему самому сочинить сказку, давайте ему меньше смотреть телевизор и играть в компьютер, а если уж смотреть, так развивающие мультики и передачи. Умейте слушать своего ребёнка, ведь недопонимание ухудшает отношения, накаляет обстановку в семье и вызывает стресс. А САМОЕ ГЛАВНОЕ – ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...
Помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Памятка учителю начальных классов...
Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Как диагностировать синдрома дефицита внимания с гиперактивностью ?Выделяют три наиболее ярких признака данного синдрома ДВ.Однако может быть только повышенная двигатель-ная активность, но без д...
Методические рекомендации по воспитанию ребенка с синдромом дефицита внимания (гиперактивностью)
Если у вас ребенок с синдромом дефицита внимания или гиперактивностью, этого невозможно не заметить, поскольку такие дети резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной...
Воспитание и развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Материал может быть полезен при работе с гиперактивными детьми...
Рекомендации родителям, имеющим ребёнка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущ...