Помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
консультация по теме
Памятка учителю начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_detyam_s_sindromom_defitsita_vnimaniya_i_giperaktivnostyu_-_kopiya.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
Составила: педагог-психолог МКОУ «Детский дом № 5»
Гилева Татьяна Александровна
Портрет гиперактивного ребенка
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считается одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения среди детей младшего школьного возраста. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте 6-7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Гиперактивных детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.
Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции.
Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.
Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.
Гиперактивность влияет не только на школьную неуспеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежат такие факторы:
- органические поражения мозга;
- перинатальная патология (осложнения во время беременности);
- генетический фактор (наследственность);
- социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательного воздействия).
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей. Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.
Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Диагностические критерии
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Выделяют следующие критерии выявления гиперактивности:
Дефицит внимания
- Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.
- Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры.
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
- Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания.
- Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
- Легко отвлекается.
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Двигательная расторможенность
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
- Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым.
Импульсивность
- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
- Плохо сосредотачивает внимание.
- Не может дождаться вознаграждения ( если между действием и вознаграждением есть пауза).
- Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
- При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).
Для предположения у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо наличие:
- шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.
- шести или более из перечисленных симптомов двигательной расторможенности и импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.
Что делать, если в классе учится ребенок
с гиперактивностью?
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей достигает тот окружающим. Появление такого ребенка в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Однако нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним – вполне посильная задача. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.
Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения.
Существуют общие правила организации педагогической деятельности с гиперактивными детьми.
Правила работы с гиперактивными детьми
Характер общения с гиперактивным ребенком.
- Доброжелательная и спокойная обстановка.
- В любой ситуации общаться с ребенком спокойно.
- Не допускать криков и приказаний, восторгов и эмоционально приподнятого тона.
Требования к режиму дня
- Режим (расписание уроков) должен быть четким.
- Использовать записи, наглядность (картинки), чтобы ребенок мог ориентироваться на самостоятельное выполнение режима (расписания уроков).
- Использовать будильник, часы для контроля времени.
- Перед сном, занятиями и деятельностью, требующей усидчивости, не допускать шумных игр.
- При переключении с одного вида деятельности на другой предупредить за несколько минут до начала новой деятельности.
Объяснение правил и норм поведения
- Не допускать вседозволенности.
- Четкое разъяснение правил поведения в различных ситуациях.
- Количество запретов и ограничений должно быть ограничено.
- Запреты необходимо оговорить заранее.
- Запреты должны быть четкими и непреклонными.
- Ребенок должен знать, какое наказание повлечет нарушение запретов.
- Последовательность при исполнении наказаний.
- Говорить с ребенком спокойно и сдержанно.
- Дать возможность выбора.
Требования к организации учебных занятий
- Большое внимание уделять индивидуальной работе.
- Игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять хорошее поведение.
- Ограничить отвлекающие факторы.
- Строить занятия по четкому стереотипному распорядку.
- Давать на определенный отрезок времени лишь одно задание.
- Периодический контроль и коррективы выполнения задания.
- Создать условия для быстрого обращения за помощью.
- Помощь в организации работы.
- Делить урок на короткие периоды со сменой деятельности и двигательной разрядкой.
- Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале урока, а не в конце.
Требования к инструкциям, указаниям, заданиям
- Указания и инструкции должны быть немногословными (не более 10 слов).
- Не давать несколько заданий сразу.
- Добавлять следующее задание только после того, как выполнено предыдущее.
- Задания должны быть выполнимы и по времени, и физически.
- Обязательный контроль выполнения заданий.
Требования к поощрению
- Поощрять за целенаправленную и сосредоточенную деятельность (усидчивость, аккуратность).
- Поощрения должны носить моментальный характер: ребенок не умеет ждать.
- Хвалить за то, что довел начатое дело до конца.
- Поощрять за хорошее поведение.
- Поощрять за успешное выполнение новых и более трудных заданий.
- Похвала должна быть не слишком эмоциональная.
Переутомление и его профилактика
- Утомление проявляется в виде двигательного беспокойства и снижения самоконтроля.
- Ограничение пребывания в местах большого количества людей.
- Оберегать от большого количества впечатлений
- Исключить чрезмерное количество раздражителей.
- Во время игр лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером.
- Избегать беспокойных, шумных игр и приятелей.
При разработке педагогических воздействий на гиперактивного ребенка можно использовать следующие рекомендации:
Рекомендации для учителей,
обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Организация деятельности:
— ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребенка в школе;
— стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
— от гиперактивного ребенка невозможно требовать выполнения сложной комплексной задачи, сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции, например, если вы хотите, чтобы он был внимательным при выполнении задания, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места;
— для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком;
— работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально; гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
— оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
— в работе с гиперактивным ребенком можно использовать тактильный контакт: в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, положите ему руку на плечо; это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание ребенка;
— обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным, например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса; некоторые дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью лучше концентрируют внимание, одевая наушники; используйте все, что помогает (если это приемлемо и не опасно);
— обеспечьте для ученика с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью возможность быстрого обращения за помощью; выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают; не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу;
— направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.
— старайтесь поддерживать постоянное расписание уроков;
— избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
— вводите проблемное обучение;
— используйте на уроке элементы игры и соревнования;
— большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
— создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
— стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
Создание положительной мотивации на успех:
— введите знаковую систему оценивания; один из вариантов поощрения – выдача жетонов, который в течение дня можно обменять на оценку;
— придерживайтесь позитивной модели поведения, чаще хвалите ребенка – дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале;
— поощряйте ребенка, например, если ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут;
— игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
Коррекция негативных форм поведения:
— при каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность, например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды, если он этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют;
— способствуйте предупреждению, снижению и отреагированию агрессии;
— обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
— регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками;
— помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
Регулирование ожиданий:
— объясняйте окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
— объясняйте окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком
При взаимодействии с гиперактивным ребенком нередко возникают конфликтные ситуации и стрессовые состояния как у самого ребенка, так и у учителя. Что можно сделать в таких ситуациях?
1. Отвлечь ребенка от его капризов, например, поручить ему выполнение задания, связанное с физическим трудом или спортивным упражнением;
2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
3. Задать неожиданный вопрос.
4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Для того, чтобы подготовиться к беседе с участниками конфликта, учителю необходимо самому сбросить напряжение и раздражение. Для этого можно сделать несколько простых упражнений.
- Дыхание. Перед беседой с ребенком глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающее ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их – с глаз, губ, шеи, груди. После этого начинайте беседу.
- Массирование. Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих век, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, «снимая» старую маску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Синдром дефицита внимания. Слабые стороны..Сильные стороны.Помощь такому ребенку.Рекомендации....
Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности....
Воспитание и развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Материал может быть полезен при работе с гиперактивными детьми...
Особенности формирования интереса к учебной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания или гиперактивность - не приговор.
С каждым годом специалисты отмечают рост количества детей с т.н. гиперактивностью. Зачастую учителя жалуются на то, как им трудно работать с такими детьми. А кто нибудь задумывался над тем а каково ре...
Доклад на тему: «ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ»
Организация обучения детей с синдромои дефицита внимания....
Коррекционно-развивающие занятия по развитию функций контроля и программирования для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Материал будет полезен учителям коррекционных и общеобразовательных школ....