природа
статья на тему
Предварительный просмотр:
Жизнь — прекраснейшая из выдумок природы.
Гете
Мы все время спешим, пытаемся охватить сразу все, работаем, забываем об отдыхе и своих близких и уж точно не находим времени для того, чтобы «пообщаться» с природой. И при этом чувствуем какой-то дискомфорт, все время чего-то не хватает, что-то хочется изменить.
А не хватает нам гармонии, чувства единения с самим собой и с природой.
Что есть гармония?
В древнегреческого это слово переводится, как единство, сглаженность. В музыке гармония подразумевает слаженность звуков, порядок.
В Китае есть целое учение о гармонии с окружающей природой, известное нам, как фэншуй. Китайские мудрецыутверждают, что человек будет меньше болеть, забудет о стрессах и плохом настроении, если научится чувствовать себя частью природы, сможет жить в единстве с ней.
Возможно, и нам стоит прислушаться к их словам?
Что такое для нас природа?
Это пение птиц по утрам, пронзительная лазурь осеннего неба и буйство весенних красок. Это разноцветный осенний листопад и яркие лучи солнца.
Красота природы безгранична, и если на миг забыть обо всех заботах и погрузиться в созерцание природы, можно почувствовать, как вас окутывает спокойствие и благодать.
В природе столько всего прекрасного и удивительного, что невозможно описать словами. Легкий теплый ветерок, который касается твоей щеки и взъерошивает волосы, словно хочет поиграть. Солнце гладит по щеке теплой ласковой ладошкой, словно обещает, что впереди еще много светлых и радостных дней.
Да и вообще просто здорово. Вставать по утрам. Дышать «вкусным» весенним воздухом. Слушать пение соловья в июне. Любоваться тем, как медленно осыпаются листья с деревьев осенью в старом парке. Наслаждаться кружением легких пушистых снежинок. Просто жить.
Жить в гармонии с природой.
Это природа дала нам жизнь, а мы забываем, что надо следовать ее законам. Это она может изменить нас, а мы пытаемся изменить ее. Человек думает, что он смог в той или иной степени изменить природу, но это не так. Пройдет время, и природа возьмет свое, и нам надо обязательно считаться с ее законами.
Не зря мы все-таки стараемся найти время и отправиться из города, «куда глаза глядят», пусть эта небольшой лес и речка, дача или загородный дом, или просто домик вашей старенькой бабушки, где так легко дышится и вокруг все окутано тайнами старины.
А за домом шумят листвой клены и березы. Пройти по берегу шумного ручейка, обнять березку, посидеть на пригорке, наслаждаясь видом полей и лесов. Почувствовать особую близость к природе и научиться понимать ее, а значит, и себя.
Но даже если у вас нет домика в деревне, дачи и времени для поездки за город, вы можете найти выход. Отправляйтесь в городской парк, полюбуйтесь на танец осенних листьев, вдохните их особый запах, насладитесь красотой золота и багрянца осени или ослепительным зимним пейзажем.
И когда вам придется вернуться к своим заботам, вы поймете, что вы полны энергии и сил, которые подарила вам самаприрода.
Если вы научитесь понимать и чувствовать природу, жить в гармонии с ней, то вам легче будет воспринимать трудности и проблемы, возникающие на пути.
Природа щедро поделится с вами свей мудростью и даст силы на то, чтобы выстоять и преодолеть все.
Большинство из нас уже давно стало городскими жителями и воспринимает природу как место для отдыха. А ведь мы не просто часть природы, она все больше зависит от нас и страдает от нашей неумной, а то и просто преступной деятельности. Не стоит забывать, что вред природе наносят не только вредные выбросы производства, горы мусора, загрязнения рек и морей, вырубки лесов, уничтожение животных и растений, но и наши поездки в выходные дни на шашлыки или за грибами. Естественно, что вред, наносимый разведенным нами костром, несоизмерим с тем, что «дарит» природе химкомбинат или полигон для бытовых отходов, но он все же ощутим.
Вы никогда не обращали внимание, как мама, гуляя с ребенком в парке, вдруг с возгласом «фу, какая гадость» что-то старательно давит ногой? Ребенок восприимчив и быстро усвоит, что порхающая на полянке бабочка – это мило и красиво, а то, что ползает под ногами, – мерзко и жизни не достойно. Урок, усвоенный в детстве, останется на всю жизнь: «Я сам определяю, что и кто достойны жить и расти на этой земле».
В последнее время природа все чаще дает нам понять, что она обижена на нашу неумную деятельность: то снег выпадет там, где его отродясь не видели – в Африке или на юге Азии, то дожди затопят Европу, то засуха оставит без урожая громадные регионы.
В последнее время все больше людей начинает понимать, что надо учиться жить в гармонии с природой, подчиняться законам экологии – науки о нашем общем доме.
суть экологии можно сформулировать одной короткой фразой – «человек, не навреди». Но, к сожалению, вредим мы много и изощренно, нанося природе невосполнимый вред. Мы уже привыкли, что каждое лето телевидение показывает массу пожаров, уничтожающих тысячи гектаров лесов. И большая часть пожаров – дело рук человека.
Непотушенный окурок или уголек, бутылка из прозрачного стекла, брошенная на сухую траву (эффект увеличительного стекла) в сухую ветреную погоду могут за несколько минут превратить спокойный зеленый лес в огненный ад, в котором погибнет масса живого.
Ученые подсчитали, что 1 гектар леса поглощает не меньше 5 тонн углекислого газа в год, выделяя за это же время 10 тонн кислорода. Для примера, за один час гектар леса поглотит весь углекислый газ, выделяющийся при дыхании 200 человек. Убедительные цифры, не правда ли? И подобных примеров можно привести множество.
в городских парках и скверах живых существ может быть не намного меньше, чем в диком лесу, но они значительно уязвимее и всецело зависят от людской прихоти. Наши предки давно уже сформулировали основные принципы поведения человека по отношению к природе. Давайте и мы будем им следовать.
Старайтесь не держать дома диких животных. Превратить их в домашних в большинстве случаев не получится. Чаще всего ваша неумелая «забота» для них гибельна. Если решите помочь дикому животному, подумайте, а сможете ли вы это сделать, не навредив ему. Ни в коем случае не надо приносить из леса подросших птенцов или детенышей животных. В подавляющем большинстве случаев они не брошены родителями, родители просто заняты поиском корма.
Не следует приближаться к звериным норам и птичьим гнездам, если в них есть молодняк, который обычно выдает себя писком. Если ваша собака плохо воспитана, весной и в начале лета не спускайте её с поводка в парке, лесу, на пустырях, где могут быть птичьи гнезда или молодняк диких животных. Старайтесь не создавать в этот период лишний шум, который отпугивает птиц и животных. Детеныши, не успевшие убежать вслед за взрослыми, могут потеряться и погибнуть.
Бережно относитесь и к самым маленьким обитателям леса. Не обрывайте паутины, просто их обойдите. Не разрушайте муравейники и не наступайте на муравьиные тропы. Без необходимости не переворачивайте камни, коряги, старые бревна, не ломайте замшелые пни. Под ними и в них живет большое количество живых существ. Захотите в этом убедиться, присядьте ненадолго в сторонке. Вызванная вашими шагами тревога стихнет, и на пни выползут ящерицы, заспешат по своим делам многоножки, появятся жуки, засуетятся птицы, вылезет из норки мышь – лес заживет своей обычной жизнью.
Для природы все живые существа важны и нужны, у всех своя ниша и сложные взаимосвязи с другими. Среди них нет «мерзких и противных», поэтому не надо никого давить, ни на кого наступать. Страшноватая на вид волосатая гусеница завтра превратится в красавицу-бабочку и будет опылять цветы.
Старайтесь без нужды не нарушать лесную почву. Не забывайте, что проезжающий автомобиль колесами уплотняет ее, приводя к гибели многих живых существ. Не приносят лесу пользы и выхлопные газы. Ходить по лесу желательно по уже имеющимся тропинкам, не прокладывая без нужды новые. Если идете по бездорожью, старайтесь не ломать и не вытаптывать растения.
Нет необходимости срывать растения, чтобы просто ими полюбоваться. Для этого достаточно наклониться к цветку, который в естественной среде всегда будет выглядеть лучше, чем у вас в руках. Если же есть необходимость растения сорвать – например, при сборе лекарственных трав, не устраивайте «тотальную прополку», срывайте их понемногу в разных местах, стараясь не причинять вред другим растениям.
Собирая грибы, ягоды, орехи, старайся не причинять природе лишнего вреда. Не крушите все вокруг, чтобы пробраться к вожделенному грибу или ягодной кисти. Не срывайте все ягоды и орехи до единого, кроме вас, на них еще много кто имеет виды. Не забывайте, что в природе все растения нужны, это относится и к мухоморам, и к бледным поганкам, и к различным грибам-трутовикам.
Кстати, сбор любимого нами березового сока отнюдь не безвреден для деревьев. Отказаться от этого лакомства трудно, но не переусердствуйте, а ранки на березах обязательно замазывайте, лучше всего садовым варом, можно и обычным пластилином.
Понятно, что вред, который может нанести природе конкретный турист, охотник или грибник, обычно невелик, но по возможности надо стараться его минимизировать до предела. Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждет и к себе бережного отношения и заботы. Не забывайте слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы все... на одной и той же планете – мы все экипаж одного корабля».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1. познакомит...
"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"
Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...
конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме " Человек и природа.Правила поведения в природе"
урок в 1 классе по учебнику Саплиной....
Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.
Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...