классный час «Лучшее слово о дружбе»
классный час (2 класс) на тему
Мероприятие предназначено для учащихся 3-4 классов.
Составитель: Ярыгина Л.Н.
Форма: дискуссия по нравственной тематике.
Цели: развитие нравственной личности.
Задачи:
1. Образовательные: формирование нравственных качеств учащихся ( умение дружить, беречь дружбу, расширить понимание представления о дружбе, вызывать желание дружить со своими знакомыми); формирование умения аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, сформировать понятие «дружбы»
2. Развивающие: развитие умения учащихся вести рассуждение; развивать чувства учащихся.
3.Воспитательные: воспитание чувства товарищества, дружеских отношений со сверстниками; воспитывать у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, побуждать к добрым поступкам ( воспитывать на положительном примере).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennyy_klassnyy_chas.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное внеклассное
мероприятие на тему:
«Лучшее слово о дружбе»
Классный руководитель:
Ярыгина Л.Н.
учитель высшей категории
Мероприятие предназначено для учащихся 3-4 классов.
Составитель: Ярыгина Л.Н.
Форма: дискуссия по нравственной тематике.
Цели: развитие нравственной личности.
Задачи:
1. Образовательные: формирование нравственных качеств учащихся ( умение дружить, беречь дружбу, расширить понимание представления о дружбе, вызывать желание дружить со своими знакомыми); формирование умения аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, сформировать понятие «дружбы»
2. Развивающие: развитие умения учащихся вести рассуждение; развивать чувства учащихся.
3.Воспитательные: воспитание чувства товарищества, дружеских отношений со сверстниками; воспитывать у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, побуждать к добрым поступкам ( воспитывать на положительном примере).
Оборудование:
Магнитофон, музыкальное сопровождение, запись пословиц, «лица» детей, рисунки и фото друзей.
На доске:
« В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
А.Н, Толстой.
План:
1. Музыкальная песня о «Дружбе» « Чему учат в школе?»
2. Вступительная беседа учителя о дружбе.
3. Анализ стихотворения А. Барто «Требуется друг».
-пословицы о дружбе
4.Беседа. Словарная работа.
5.Главный вопрос №1.
6. Рассказ учащихся о своих друзьях.
-анкетирование (устно)
-Сценка «Одинаковые»
7. Работа в группах. Ситуации из жизни.
8. Вопрос классу №2.
9. Стихотворение. Р.Гамзатов. «Берегите друзей» ( родители читают)
10. Дифференцированная работа. Правила дружбы.
11. Работа с пословицами.
12. Сказка» Плотник и кошка»
13. Итог классного часа.
- стихотворение читает учитель.
14.Домашнее задание.
1. (звучит песня о «Дружбе»)
2. Вступительная беседа (на доске запись предложения)
-Добрый день, ребята! Продолжите предложение, которое записано на доске:
« Друг – это тот, кто…»
Дети по «цепочке» отвечают на вопрос:
-кто называется другом?
-кого они называют своими друзьями?.
Наша сегодняшняя встреча посвящена ………дружбе.
( на доске 5 улыбок закреплено, перевернув – увидите буквы» , составьте слово, дружба»)
Будем говорить о дружбе. Что такое настоящая дружба? Как она проверяется?
Кого человек вправе назвать своим другом?
«Дружба» - что обозначает это слово? ( это вера в человека, требовательность к нему, обязанность) каждый задумывается над этим.
В. Лопатин дал такое определение этому слову:
»Дружба» - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
( Родственные слова: дружок, дружище, дружка, дружочек, дружный, дружеский. дружно, недруг, подружка, дружить, сдружить, дружелюбно).
Дружба и эгоизм несовместимы. Если эгоист человек – не может быть настоящего друга Дружба учит человека отдавать богатство, заботу. Она испытывается в беде и опасности. Иметь мужество разорвать её, если друг предаст то, во имя чего построена дружба.
Никогда, кажется, так сильно не ощущали мы дефицита дружбы, как в последние годы. А сколько в нашей книге по литературному чтению» Родная речь» места уделяют именно теме - дружба. А может, просто дело в том, что мы стали жестче друг к другу? Или стали ранимее? Мы терзаемся от обид, нанесенных нам, и не замечаем, когда кого – то раним сами? Давайте попытаемся сегодня в этом разобраться.
3.Анализ стихотворения А. Барто. «Требуется друг».
«Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Бант у Кати расписной
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной..
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти-
Ты во всем должна идти
Другу на уступки»
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер
и девчонок свита.
Подружусь и я с Ильиной- стану знаменита!
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной! Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать»
А девчонка на дыбы! Говорят : »Молчала бы! »
Не вставать же на колени, уговаривать подруг.
Напишу я объявление: »Срочно требуется друг».
-Почему же с этой девочкой никто не хотел дружить?
-Поняла ли девочка кто такой друг?
Есть такие ребята, которые склоны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить или ручку или марки, выбирают себе друга за красивые глаза, умеет модно одеваться буду дружить, не умеет – не буду. Я не понимаю их, жалею. Эти дети живут по правилу: «Ты мне - я тебе»Такая дружба непрочна и такие отношения не красят людей. А без друзей человек не может быть счастлив. Ради дружбы иногда необходимо поступиться своими личными интересами. А если дружба для тебя действительно ценна- ты сделаешь это не задумываясь.
Дружить можно со всеми и с кем – то одним надо уметь .А дружить - учиться только с детства.
Пословицы о дружбе? ( вставить) №11
а) Без беды друга не узнаёшь.
б) С хорошим товарищем веселее в удаче, легче в беде.
в) Недруг поддакивает, а друг – спорит
г) Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
-В чём же состоит красота дружбы? (товарищеские отношения, взаимопомощь в общем деле, занятиях, уважения друг к другу, помощь). Такая готовность не появляется вдруг, её нужно воспитывать в себе, преодолевать страх, боязнь, нежелание чем-то поступиться ради товарища, друга. Ведь выполнить самую простую просьбу товарища бывает на так уж легко - каждый знает это. Особенно, когда никто и не узнает, не увидит никогда. В играх не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, если что-то лучше получается, а нужно научить своего друга всему, что умеет сам, не завидовать, а радоваться успехам других. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать её, порою отказываясь от того, что хотелось бы самому, что нравится тебе. Нужно прислушиваться к тому, что говорит друг.
4. Беседа. Словарная работа ( на доске)
Слова: друг, приятель, товарищ…..
-Как назвать их одним словом?
-Чем отличаются эти слова друг от друга?
Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой («Старый друг лучше новых двух») или обращается к близкому человеку
Приятель – близкий знакомый, с которым сложились дружественные отношения.
Товарищ-человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни.
5. Главный вопрос.
-Какими качествами должен обладать настоящий друг? ( запись на доске)
( верность, отзывчивость, доброта, преданность, щедрость, порядочность….)
Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми.
Мысль Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям. Давайте помогать друг другу в трудную минуту.
ФИЗМИНУТКА.
6. Рассказ учащихся о своих друзьях ( портрет или фото друга).
а) - Поднимите руку те, у кого есть верные друзья.
-Как хорошо: у каждого есть друг! Теперь поднимите руку те, кто считает, что хорошо знает своего друга. Опять все. Раз вы так хорошо знаете своих друзей, то вам не составит труда ответить на вопросы анкеты:
б)Анкетирование: ( устно) брейн – ринг.
а) Как зовут твоего друга?
б) Когда у твоего друга день рождения?
в) Какого цвета глаза у твоего друга?
г) Какое любимое занятие твоего друга?
д) Читаешь ли ты с другом одинаковые книги?
е) Смотришь ли одинаковые телепередачи.
ж) Какое любимое лакомство твоего друга?
з) Приходит ли твой друг к тебе в гости?
к) Приглашал ли тебя в гости твой друг?
л) Помогаешь ли ты своему другу выполнять какую-либо работу?
м) Помогает ли твой друг тебе?
(Результаты анкетирования обрабатывает учитель.)
Часто бывает так, что даже лучшие друзья ссорятся
в)Сценка «Одинаковые»
«Жили 2 неразлучные подружки 1классницы. Обе они маленькие, розовощёкие, очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на 5.
-Мы во всём, мы во всём одинаковые!- с гордостью говорили девчонки.
Но однажды Соня, так звали 1 из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике 5. а Вера только 3. Мы стали уже не одинаковые..
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже..
-Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку – то получила не я!
-Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела.. А ты обрадовалась – и это значительно хуже.»
Вопросы: За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Вывод: Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого слова дружба может разрушиться в 1 миг. Недаром в народе говорят: «Слово лечит – слово и ранит»
Некоторые ребята в играх «командуют», стремясь подчинить всех своей воле, своим желаниям и намерениям. Такие ребята откровенно требуют от своих товарищей беспрекословно. В этом обнаруживается стремление завоевать авторитет у окружающих любой ценой. У этих ребят развит эгоизм и высокомерие, которые мешают им проявить заботу о других, неумение считаться с желаниями и интересами товарищей. Нужно уметь сопереживать товарищам в их бедах и умение разделять с ними радости. Неумение радоваться радости за другого, приводит к злому чувству зависти. Зависть порою может толкнуть на неправильный поступок. Дружба может быть постоянной тогда, когда они внимательно относятся друг к другу, умеют наблюдать за настроением друга, разделяют радости и огорчения.
7. Работа в группах. Нравственные ситуации из жизни.
( в конвертах проблемные ситуации)
1 группа: Твой друг не сделал д/з и просит тетрадку, чтобы его списать.
(обсуждаете в течение 5 минут и комментируете её)
2 группа: Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3 группа: Твой друг получает плохие отметки за семестр и тебе запрещают с ним дружить.
4 группа: Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.
5 группа: Твой друг предлагает поступить плохо.
6 группа: Твой друг сделал что-то, а получаешь ты.
Гостям: а) у друга сломалась ручка – как поступишь?
б) друг не пришёл в школу?
Итог: хороший друг, внимательно к нему относись
Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливее. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и, когда приходят тяжёлые жизненные испытания, остаётся один, страдает. переживает.
8.Вопрос классу.
-Почему распадается дружба?
-По каким причинам чаще всего?
-Трудно ли быть настоящим другом? Что для этого необходимо?
-Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья?
-Как вы нашли своих друзей?
- С каким человеком вы бы хотели подружиться и почему?
-Были ли в вашей жизни моменты. когда вам было очень одиноко, вы думали, что никому не нужны, но затем убеждались в обратном?
9.Стихотворение.Р. Гамзатов. «Берегите друзей»
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней.
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу
Ты коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло
Сколько в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Родители (дают советы)
Ты дружишь, т.к. он близок тебе, его интересы. взгляды, внутренний мир.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков( заступиться за слабого, прийти на помощь слабому – это проявления порядочности).Я бы поставила это качество на 1 место в разговоре о дружбе. Уверена, что лишь у порядочного человека м.б. настоящие , верные, надёжные друзья – на всю жизнь, такие . о которых мечтает каждый из нас.
10. Дифференцированная работа. Правила дружбы.
1 ряд- 2 ряд 3 ряд
-создайте правила дружбы, правила настоящих друзей.
Правила:
(-Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
-Поделись с товарищем тем, что у тебя есть- не жадничай. Делись с ним.
-Останови товарища, если он делает что-то плохое.
-Настоящие друзья не жалеют друг для друга ничего
-Быть верным дружбе, не предавать дружбу)
Если вы будете соблюдать правила эти, то дружба будет крепкой.
В: Нечасто встретишь людей, которые бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Но всё-таки дадим вам несколько советов.
-Избегайте конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера. Человек становится злым, несдержанным. В споре будь тактичным, сдержанным. Никогда никого не упрекай .Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания. Если всё-таки упрёки прозвучали, ссора состоялась – миритесь!
11.Работа с пословицами. Восстанови пословицу по частям.
О дружбе сложено много пословиц. Объясните, почему так говорят, приведи пример.
« Друг познаётся в несчастье» , «Верный друг денег дороже», «Нет друга, так ищи, а нашёл - береги»
-Какого человека можно назвать верным другом? Почему? ( мама - верный друг, потому что лечит, когда болеют, читает сказки..)
Перечислите животных, которые верно служат человеку. Расскажите о ваших домашних питомцах.
-Расскажите, как вы заботитесь о них.
12. Сказка « Плотник и кошка».
«Жил в старину бедный плотник, и была у него кошка. Любил хозяин её, каждое утро, как уходил работать, оставлял ей еду, а вечером приносил рыбы. Кошка тоже его любила. Так они и жили. Как-то напала на плотника хворь: заболели глаза. Лекарь осмотрев хворого сказал, что тяжкий недуг, исцелить нельзя.
Работать он не мог, денег совсем не стало. Рыбу кошке купить не может. Совсем ослеп. Придётся тебе другого хозяина искать. Заснул плотник. А кошка будто поняла слова хозяина. Села на подушку и стала усердно глаза ему вылизывать. Сначала левый, потом – правый. Прошла ночь, день, а кошка всё глаза вылизывает. Резь в глазах стала утихать. Прошло 10 дней, на 11 – открыл он глаза, перестали болеть глаза, стал видеть хорошо. Только у кошки глаза стали слабнуть, хуже видеть. Однажды , когда хозяин спал, тихонько исчезла.
Вопросы:
-Куда и почему исчезла кошка?
-Как бы вы на месте кошки помогли своему хозяину?
-Представьте, что хозяин нашёл её и вылечил.
-Какого человека можно назвать верным другом животных?
-Перечисли его качества.
13. Итог классного часа.
Надеюсь на то, что этот классный час вам запомнится надолго. Может быть, кто-то из ребят узнал себя в наших стихотворениях, сценках и сделает для себя соответствующие выводы.
Сегодня говорили о дружбе. Я, наверное, не окрою для вас ничего нового, если скажу, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по - доброму. Только такого человека все любят. уважают. И только у такого человека есть верные , надёжные друзья. А.Н. Толстой сказал: « В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Дружба должна быть бескорыстной. Корысть это выгода. Дружба не ищет выгоды. Не обижайте своих друзей. Берегите их. Для решения проблем обращаться за помощью к другу, уметь доверять ему.
« Давайте восхищаться,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это всё любви
Счастливые моменты..
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз,
Не ошибиться снова.
( Б. Окуджава).
14. Д/З -
найти рассказы, сказки о дружбе ,прочитайте их. Понравившиеся книги принесите в класс на выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственный классный час в системно-деятельностной технологии "Лучшее слово о дружбе"
Цели:1.Развитие умения учащихся вести рассуждения.2.Формирование умения аргументировать свою точку зрения.3.Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу, уважать мне...
Классный час "Лучшее слово о дружбе"
Данный классный час проводится в третьем классе в рамках реализации направлнния воспитательной программы "Общение".Цель направления-научить детей правильно общаться и жить в коллективе....
Классный час на тему: "Лучшее слово о дружбе"
Разработка классного часа на внутришкольный конкурс "Самый классный, классный" 2015г....
Классный час "Лучшее слово о дружбе"
Формирование у детей понятий о дружбе и правилах дружбы....
Проект классного часа Лучшее слово о дружбе
Разработка классного чаас для 4 класса по нравственному направлению....
классный час Лучшее слово о дружбе
Нравственный классный часТема: Лучшее слово о дружбе...
классный час Лучшее слово о дружбе
Классный час...