Рабочая программа для предмета "Литературное чтение" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Киселева Галина Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Киселёвой Галины Николаевны
учителя начальных классов

предмета «Литературное чтение »
3 класс УМК "Школа 2100"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей начальных классов

руководитель ШМО

Шалина И.А. ________

Протокол № ___  от

«____» __________ 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ №14»

Баймакова М.П._____________

«____» ___________ 2016 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №14»

Дубинина Л.Н.___________

Приказ № ____

от «___» ___________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Киселёвой Галины Николаевны

учителя начальных классов

предмета «Литературное чтение »

3 класс

2016 – 2017 учебный год.

г.Ангарск


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………….….3-4

Общая характеристика курса…………………………………………………………………………………………………………….……......4-6

Место учебного курса в учебном плане………………………………………………………………………………………………………...…..6

Содержание курса………………………………………………………………………………………………………………………………......6-10

Учебный методический комплект……………………………………………………………………………………………………………….…10

Результаты изучения курса………………………………………………………………………………………………………………………10-13

Учебно-тематический план……………………………………………………………………………………………………………………….…14

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению………………………………………………………………………15-50

Критерии, нормы оценок в начальной школе…………………………………………………………………………………………………51-52

Контрольно-измерительные материалы……………………………………………………………………………………………………………53

                              Пояснительная записка

Программа разработана на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 года № 273-ФЗ.  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 10. 2009 г. № 373. Изменений, внесенных в Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования РФ от 26 ноября 2010г. №1241).

    Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы

по литературному чтению, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Порониной (М., «Баласс», 2012),  рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Планирование соответствует Федеральному  государственному образовательному стандарту начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009 № 373).  Обеспечено учебниками «В одном счастливом детстве» для 3 кл., авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

              Общая характеристика курса

            В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу  взят традиционный тематический принцип  группировки материала, однако в реализации этого  принципа есть  свои  особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 3-м классе дети, которые уже  знакомы с двумя источниками чтения  –  фольклором и  современной детской литературой,  открывают для  себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения,  поэму, пьесу-сказку. Здесь   находят свою  реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы  и  текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для  3-го кл., позволяют показать детям мир  литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов  XX  в., доступные для   детского чтения;  современную детскую литературу.

Интерес к самому процессу чтения тесно  связан с его мотивированностью. Как же  сделать чтение мотивированным? Как реализовать  принцип идейно художественной значимости  для  ребёнка того,  что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме  эвристической беседы.

В 3-м классе  последовательность текстов и  тем,  в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» –  третье- классницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник,  размышляет,  задаёт вопросы. И  вместе  с  Настей читают и думают ученики.

При  составлении учебника для  3-го класса в большей мере, чем во всех  остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла  речь  выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково  последовательно во всех  книгах, что,  с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей,  и  уроки  внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том,  что на этих  уроках дети  работают не с учебником-хрестоматией,  а  с  детской книгой.  Главная  особенность системы внеклассного чтения заключается в том,  что  дети  читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.  Уроки внеклассного чтения проводятся после  окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы  этих  уроков –  индивидуальное дело  учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для  самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для   заучивания  наизусть  рекомендуются все   стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4  до 7–8  предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут  учить одно из 2–3  стихотворений по собственному выбору.

На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа  с текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его  героев  по  названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с  помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в  случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,         дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источ- никами.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмыслении)

Место учебного курса в учебном плане

   В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 136 часов в год; 4 часа в неделю.

Содержание курса

«Прощание с летом». Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

«Летние путешествия и приключения». Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

«Природа летом». Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.                                                                                                                            

«Уроки и переменки». Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л.Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада...». Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот учёный свои мне сказки говорил...». Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.  

«Поёт зима, аукает...». Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

«Животные в нашем доме». Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

«Мы с мамой и папой». Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца...». Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыфе-рова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

«День смеха». Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю...». Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, 0. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

«День Победы». Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

«Родная земля». Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

Техника чтения

На момент завершения третьего класса достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения - чтение целыми словами;

2)  правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3)  скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения; формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания;

5) переход к осознанному правильному чтению целыми словами; формирование осознанного чтения про себя; осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании,

виды читательской деятельности

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

- выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

-  самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

- составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана - повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

- сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

- самостоятельно составлять план рассказа о герое;

- отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

-  самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

- использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного, элементы анализа

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое

- портрет;

- детали биографии (что известно о его жизни);

- черты личности (какой он; как эти свойства личности проявляются в поступках, мы лях, словах);

- речь героя как средство его характеристики;

- отношение автора к герою;

- собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умение понимать образные выражения, использованные в нём, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

- рассказ, расширение и углубление понятия о рассказе;

- соотношение понятий «герой» - «рассказчик» - «автор»;

- повесть, её отличие от рассказа;                                                                                      

- пьеса, признаки драматического произведения;

- сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте;

Также происходит закрепление на новом литературном материале понятий, введённые во 2-м классе.

Творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений,  

развитие устной и письменной речи

Обучение:- подробному и краткому пересказу текста по плану;

- выборочному пересказу текста;

- словесному рисованию картин к художественным текстам;

- составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана

- составлению устных рассказов от имени одного из героев;

- составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.      

Учебно - методический комплект

Для реализации целей и задач обучения по данной прогр используется   УМК   по   литературному   чтению   издательства  «Баласс».

•  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, «Литературное чтение». Учебник для 3-го кл. («В одном счастливом детстве»)

•  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,  «Тетрадь по литературному чтению». Учебник для 3-го кл. («В одном счастливом детстве»)

Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др., «Уроки литературного чтения в 3-м классе», Методические рекомендации для учителя;

•  Н.В. Шестакова, Т.В. Кулюкина, Толковый словарик к учебникам «Литературное чтение» (3-4-й кл.).

.

Результаты изучения курса

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

• овладение функциональной грамотностью;

•овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;

• овладение приемами и навыками различных видов устной и письменной речи

• определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе

3 класс

• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

•делить текст на части, составлять простой план;

• самостоятельно формулировать главную мысль текста;

• находить в тексте материал для характеристики героя;

• подробно и выборочно пересказывать текст

•составлять рассказ-характеристику героя;

• составлять устные и письменные тексты

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

• различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

• видеть в художественном тексте сравнения эпитеты, олицетворения;

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» в третьем классе является формирование следующих умений и качеств:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

-  понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

- этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.                                                                            

Регулятивные универсальные учебные действия:- самостоятельно формулировать тему и цели урока;- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;-  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных универсальных учебных действий служа технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижний (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;-  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; и сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);- пользоваться словарями, справочниками;- осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;- строить рассуждения.

Средством развития познавательных универсальных учебных действий служат  тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.- высказывать и обосновывать свою точку зрения;-  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;- задавать вопросы.

Средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий служат технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих учебных действий:- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;                              

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух; - самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;                                                                   - самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; - делить текст на части, составлять простой план;- самостоятельно формулировать главную мысль текста;                                            - находить в тексте материал для характеристики героя; - подробно и выборочно пересказывать текст;   - составлять рассказ - характеристику героя; - составлять устные и письменные описания;- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.      

Учебно – тематический план

                       

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Раздел 1. «Прощание с летом»

6

2

Раздел 2. «Летние  путешествия и приключения»

19 часов

3

Раздел 3. «Природа  летом»

9 часов

4

Раздел 4. «Уроки и переменки»

12 часов

5

Раздел 5. «Глухая пора листопада…»

8 часов

6

Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»

18 часов

7

Раздел 7. «Поёт зима,  аукает...»

12 часов

8

Раздел 8. «Животные в нашем доме»

9 часов

9

Раздел 9. «Мы с мамой и папой»

12 часов

10

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...»

9 часов

11

Раздел 11. «День смеха»

4 часа

12

Раздел 12. «О, весна,  без конца и без краю...»

7 часов

13

Раздел 13. «День Победы»

4 часов

14

Раздел 14. «Родная  земля»

5 часов

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

134 часа

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемые предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

День знаний

2

Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день»

УОНМ

Ориентироваться в учебнике, называть и показывать элементы учебной книги. Выразительно читать стихотворные произведения.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающихся, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе.

3

Чем  можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

КУ

Правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение вслух; передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей  условиями ее реализации.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

4

«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

КУ

Отвечать на вопросы по содержанию худ.произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики; изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ. Предлагать разные способы выполнения задачи.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и  способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

5

«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

УРУиН

Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев. Подбирать собственное название к произведению. Правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

6

Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)

КУ

Читать тексты вслух и про себя;  понимать содержимое текста; находить средства худ.выразительности. Выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту худ.слова.

7

Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»

УОНМ

Прогнозировать содержание раздела. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Читать про себя, отвечать на вопросы по содержанию, определять тему, идею произведения.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Воспринимать УЗ, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Проводить самоконтроль и самооценку.

Проявлять  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

8–9

Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

УОНМ

КУ

Правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение вслух; делить текст на части; составлять цитатный план произведения. Определять основные особенности худ.текста.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ. Предлагать разные способы выполнения задачи.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

10–11

Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

УОНМ

УОНМ

Читать вслух и про себя осознанно, правильно, выразительно. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; строить логические рассуждения, проводить аналогии, проводить самоконтроль и самооценку результатов своей УД. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

12–13

Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

УОНМ

КУ

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно. Объяснять лексическое значение слова «фрагмент». Составлять план прочитанного произведения по опорным словам; понимать, что такое расположение событий в хронологическом порядке.

Определять цели УД,  с помощью учителя и самостоятельно; искать средства ее осуществления. Владеть диалогической формой речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и к общему решению в совместной деятельности.

Принимать и осваивать социальную роль обучающихся, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

14

15

16

Во что верят и играют мальчишки? (Глав 8 из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

Во что верят и играют мальчишки? (Глава13 из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

Во что верят и играют мальчишки? (Глава 13 из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

УОНМ

КУ

УОНМ

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно. Делить текст на части, озаглавливать части текста, составлять цитатный план, выбирать из текста слова и выражения; сравнивать героев, оценивать события, героев.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; строить логические рассуждения, проводить аналогии, проводить самоконтроль и самооценку результатов своей УД. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и к общему решению в совместной деятельности.

Принимать и осваивать социальную роль обучающихся, осознавать личностный смысл учения. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

17

Внеклассное чтение. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

УРУиН

Правильно, выразительно. Осознанно читать изучаемое произведение вслух. Различать тип книги, пользоваться выходными данными, составлять отзыв о прочитанной книге или произведении.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и к общему решению в совместной деятельности.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

18–19

Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)

УОНМ

УРУиН

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, различать жанры произведений. Делить текст на части, озаглавливать части текста, составлять цитатный план. Подробно пересказывать текст по плану. Называть отличительные признаки рассказа как жанра хул.литературы.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ. Предлагать разные способы выполнения задачи.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и к общему решению в совместной деятельности.

Самостоятельно делать выбор, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

20–21

Превращение кота  Ворюги в кота  Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)

КУ

УОНМ

Прогнозировать содержание текста по заглавию и по ключевым словам. Читать тексты вслух и про себя, понимать содержание, находить отрывки по заданию в учебнике. Подбирать собственное заглавие к произведению.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; строить логические рассуждения, осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Проявлять  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

22–23

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома  (К.  Паустовский. «Жильцы старого дома»)

УОНМ

УРУиН

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, различать жанры произведений. Подробно пересказывать текст по плану. Называть отличительные признаки рассказа как жанра хул.литературы.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ. Предлагать разные способы выполнения задачи. Определять цели УД,  с помощью учителя и самостоятельно; искать средства ее осуществления.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту худ.слова. самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

24

Проверочная работа по разделам 1–2

УКЗ

Соотносить авторов и названия прочитанных в разделах 1и 2 произведений; определять жанр произведений; составлять небольшой текст о любимом времени года.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Проводить самоконтроль и самооценку своей УД

Принимать и осваивать социальную роль обучающихся, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

25

Обучающее сочинение

УРР

Выбирать тему сочинения, выбирать ключевые слова в названии темы сочинения; составлять и записывать  план . правильно использовать различные части речи в устной и письменной речи.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Стремиться к совершенствованию собственной речи. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

26

Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б.Пастернака «За  поворотом»

УОНМ

Прогнозировать содержание раздела. Выразительно читать стихотворения. С помощью учителя находить средства худ.выразительности.

Воспринимать УЗ, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

27–28

Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)

УОНМ

КУ

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, различать жанры произведений. Находить в тексте олицетворения, сравнения.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и к общему решению в совместной деятельности.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором.

29

Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

УОНМ

Читать тексты вслух, понимать содержание текста. Письменно составлять вопросы по содержанию прочитанного произведения. Объяснять авторское отношение к героям произведения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; строить логические рассуждения, осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

30

Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

КУ

Читать тексты вслух и про себя, понимать содержание, находить отрывки по заданию в учебнике.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ.

Принимать и осваивать социальную роль обучающихся, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

31–32

Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)

УОНМ

КУ

Читать тексты вслух, понимать содержание текста. Письменно составлять вопросы по содержанию прочитанного произведения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; строить логические рассуждения, осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

33

Урок-практикум по  развитию читательских  умений. В.  Бианки  «Неслышимка»

УРУиН

Объяснять название произведения. Прогнозировать содержание текста, понимать содержание текста, определять последовательность смысловых частей прочитанного.

Определять цели УД,  с помощью учителя и самостоятельно; искать средства ее осуществления. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

34

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3

УКЗ

Соотносить авторов и названия прочитанных в разделе 3 произведений; определять жанр произведений; определять, из какого произведения приведена цитата; узнавать произведение по эпитетам.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Принимать и осваивать социальную роль обучающихся, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

35–36

Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

УОНМ

УОНМ

Прогнозировать содержание раздела. Выразительно читать стихотворения. С помощью учителя находить средства худ.выразительности. Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, различать жанры произведений. Выразительно читать лит.произведения по ролям.

Воспринимать УЗ, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; строить логические рассуждения, осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Принимать  и осваивать социальную роль обучающихся, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.  

37

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена»

УРУиН

Читать про себя, понимать содержание текста. Письменно составлять вопросы по содержанию прочитанного произведения. Объяснять авторское отношение к героям произведения.

Сам-но формулировать тему и цели урока. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Сам-но делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общих для всех простые правила поведения.

38–39

Легко ли быть  Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

УОНМ

КУ

Читать про себя, понимать содержание текста. Проводить словарную работу, выделять в тексте  логические части, отвечать на вопросы.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ. Определять цели УД,  с помощью учителя и самостоятельно; искать средства ее осуществления.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; соблюдать морально-этические нормы, участвовать в совместных делах.

40

Путь  в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4  из повести Л.Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)

УРУиН

Читать про себя, понимать содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию, определять тему, идею произведения. Пересказывать текст подробно и выборочно.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; строить логические рассуждения, осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков

41–42

Испытания  для   Виктора  Перестукина.  (Главы 5–12  из  повести  Л.Гераскиной      «В Стране невыученных уроков»)

УОНМ

КУ

Читать про себя, понимать содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию, определять тему, идею произведения. Пересказывать текст подробно и выборочно. Инсценировать отрывок прочитанного произведения.

Определять цели УД,  с помощью учителя и самостоятельно; искать средства ее осуществления. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

43–44

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста

УОНМ

УРУиН

Выразительно читать стихотворения осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи; декламировать стихотворение.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ. Предлагать разные способы выполнения задач. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; соблюдать морально-этические нормы, участвовать в совместных делах.

45

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4

КУ

Соотносить авторов и названия прочитанных в разделе 4 произведений; определять жанр произведений; определять, из какого произведения приведена цитата; узнавать произведение по эпитетам.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

46

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе

УОНМ

Выборочно читать вслух целыми словами; различать тип книги; пользоваться выходными данными, составлять отзыв о прочитанной книге или произведении.

Определять цели УД,  с помощью учителя и самостоятельно; искать средства ее осуществления. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

47

48

Введение в  раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А.Пушкина  «Осень», К. Бальмонта «Осень»)

 Ф. Тютчева «Есть  в осени  первоначальной...»)

УОНМ

УРУиН

Прогнозировать содержание раздела. Выразительно читать стихотворения. С помощью учителя находить средства худ.выразительности. Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, различать жанры произведений. Выразительно читать лит.произведения по ролям.

Воспринимать УЗ, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

49

Что заслуживает описания? (К.Паустовский «Мой дом»)

КУ

Читать тексты вслух, понимать содержание текста, находить отрывки по заданию учителя. Находить олицетворение в стихотворном тексте.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

50

Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д.Самойлов «Перед снегом»)

УРУиН

Выр-но читать стихотворения. Находить олицетворения в стих.тексте. объяснять выбор заглавия, его смысл.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и к общему решению в совместной деятельности.

Воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту худ.слова.

51

52

Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом»)

Как приходит зима.

(Б.Пастернак «Иней»)

УРУиН

УРУиН

Выр-но читать стихотворения. Находить олицетворения в стих.тексте. Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, различать жанры произведений.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ. Проводить самоконтроль и самооценку своей УД

Воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту худ.слова. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

53

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5

УКЗ

Соотносить авторов и названия прочитанных в разделе 5 произведений; определять жанр произведений; определять, из какого произведения приведена цитата; узнавать произведение по эпитетам.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

54

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами.

УРУиН

Объяснять собственный выбор дет.журнала; называть его тематику, основные разделы; любимые рубрики; ориентироваться на страницах журнала; строить монологическое выражение- рекламировать свой любимый журнал.

Определять цели УД,  с помощью учителя и самостоятельно; искать средства ее осуществления.

Проводить самоконтроль и самооценку своей УД.

Иметь собственные приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

55

Введение в раздел. Стихотворения Г.Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»

УОНМ

Прогнозировать содержание раздела. Выразительно читать стихотворения. С помощью учителя находить средства худ.выразительности. Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, различать жанры произведений. Выразительно читать лит.произведения

Воспринимать УЗ, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту худ.слова.

56

«Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса»)

УОНМ

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; строить логические рассуждения, осуществлять анализ и синтез.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков

57

58

Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка»)  

Какие ещё бывают сказки?

(«Как мужик гусей  делил»)

УОНМ

КУ

Читать вслух и про себя целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию. Вести диалог с автором по ходу чтения; видеть прямые и скрытые авторские вопросы; прогнозировать ответы, проверяя себя по тексту.

Определять цели УД,  с помощью учителя и самостоятельно; искать средства ее осуществления; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить логические рассуждения, осуществлять анализ и синтез.

Принимать и осваивать социальную роль обучающихся, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Сам-но делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общих для всех простые правила поведения.

59

60

Мир  волшебной сказки.  (Стихотворение Б.Гребенщикова и др.  «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)

Мир  волшебной сказки. (арабская сказка «Синдбад-Мореход»)

 

КУ

УРУиН

Читать вслух и про себя целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию. Вести диалог с автором по ходу чтения; видеть прямые и скрытые авторские вопросы; прогнозировать ответы, проверяя себя по тексту.

Определять цели УД,  с помощью учителя и самостоятельно. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Чувствовать красоту худ.слова. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. Принимать внут.позицию школьника на уровне полож.отношения к урокам чтения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

61–62

За что награждают в сказках? (Ш. Перро  «Ослиная шкура»)

КУ

УРУиН

Читать вслух и про себя целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию. Вести диалог с автором по ходу чтения; видеть прямые и скрытые авторские вопросы; прогнозировать ответы, проверяя себя по тексту.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться к совершенствованию собственной речи.

Сам-но делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общих для всех простые правила поведения.

63–64

Может ли  оловянный солдатик быть  стойким? (Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

УРУиН

КУ

Читать вслух и про себя целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию. Вести диалог с автором по ходу чтения; видеть прямые и скрытые авторские вопросы; прогнозировать ответы, проверяя себя по тексту.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ.

Сам-но делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общих для всех простые правила поведения.

Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

65–66

Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

УОНМ

УОНМ

Прогнозировать содержание раздела. Определять мотивы поведения героев; определять тему произведения и главную мысль; составлять цитатный план.

Сам-но формулировать тему и цели урока. Воспринимать УЗ, последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Осуществлять синтез и анализ; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Принимать внут.позицию школьника на уровне полож.отношения к урокам чтения. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

67–68

Сказка для  театра. (С.Маршак «Сказка про козла»)

КУ

КУ

Читать вслух и про себя целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию. Вести диалог с автором по ходу чтения; видеть прямые и скрытые авторские вопросы; прогнозировать ответы, проверяя себя по тексту.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

69–70

Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6

УРУиН

УКЗ

Читать про себя, осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию. Определять, тему, идею произведения.

Соотносить авторов и названия прочитанных в разделе 5 произведений; определять жанр произведений; определять, из какого произведения приведена цитата; узнавать произведение по эпитетам.

Определять цели УД,  с помощью учителя и самостоятельно; искать средства ее осуществления.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться к совершенствованию собственной речи. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

71

Внеклассное чтение по разделу 6

КУ

Выборочно читать вслух целыми словами; различать тип книги, пользоваться выходными данными.

Сам-но формулировать тему и цели урока. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Осуществлять синтез и анализ; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения

Иметь собств.читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других.

72

Обучающее сочинение

УРР

Определять тип будущей сказки, тему; придумывать персонажей; определять основную мысль сказки.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Стремиться к совершенствованию собственной речи. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

73

Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С.Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша»)

УОНМ

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух лирические произведения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения; находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Сам-но формулировать тему и цели урока. Воспринимать УЗ, последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту худ.слова.

74

«Подарки»  зимы.  (Стихотворения К.Бальмонта  «Снежинка», И.Бродского «Вечером»)

КУ

Выразительно читать стихотворные произведения. Читать про себя; характеризовать текст, определять тему, вычитывать текстовую информацию.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей УД.

Принимать внут.позицию школьника на уровне полож.отношения к урокам чтения.

75–76

В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю.Мориц  «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда  Мороза»)

КУ

КУ

Выразительно читать стихотворения. Находить в прочитанных стихотворениях средства худ.выразительности. видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Чувствовать красоту худ.слова.

77

Урок-практикум по развитию читательских умений. В.Драгунский. «Кот  в сапогах» (работа в тетради)

УРУиН

Читать вслух и про себя, осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию лит.текста, определять тему, идею произведения. Определять хронол. последовательность событий, описанных в рассказе.

Сам-но формулировать тему и цели урока.

Осуществлять синтез и анализ; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения

Сам-но делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общих для всех простые правила поведения.

78–79

Зимние впечатления. (Стихотворения Б.Пастернака «Снег   идёт»,   А.Башлачёва «Рождественская», Д.Самойлова «Город зимний»)

УОНМ

КУ

Читать вслух лирические произведения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения; находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приемы действий при решении УЗ. Предлагать разные способы выполнения заданий. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту худ.слова.

Принимать внут.позицию школьника на уровне полож.отношения к урокам чтения.

80–81

Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)

КУ

УРУиН

Читать вслух и про себя, осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию лит.текста, определять тему, идею произведения.

Вести диалог с автором по ходу чтения; видеть прямые и скрытые авторские вопросы; прогнозировать ответы, проверяя себя по тексту.

Характеризовать главных героев, давать собст.оценку их поступкам.

Определять цели УД,  с помощью учителя и самостоятельно; искать средства ее осуществления.

Осуществлять синтез и анализ; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста.

Воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту худ.слова.

82

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7

УКЗ

Соотносить авторов и названия прочитанных в разделе 7 произведений; определять жанр произведений; определять, из какого произведения приведена цитата; узнавать произведение по эпитетам.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться к совершенствованию собственной речи. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

83

Обучающее сочинение

УРР

Определять тему будущего письменного высказывания; тип текста, соответствующие языковые средства. Писать сочинение о личных впечатлений после предварительной подготовки.

Определять цели УД,  с помощью учителя и самостоятельно; искать средства ее осуществления.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению

Для  отслеживания уровня усвоения материала в процессе его изучения используются авторские проверочные работы, которые являются приложением к рабочей тетради по чтению (10 работ). В качестве итогового контроля используется итоговая контрольная работа (по тексту администрации) и итоговая проверка навыков чтения.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

                                                               Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

2.   Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

        

                                                        Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

 

Контрольно-измерительные материалы

Период обучения

№ урока

Вид работы

Раздел

1 четверть

24

Проверочная работа № 1

«Прощание с летом», «Летние путешествия и приключения».

34

Проверочная работа №2

«Природа летом»

2 четверть

45

Проверочная работа № 3

«Уроки и переменки»

53

Проверочная работа № 4

«Глухая пора листопада»

3 четверть

70

Проверочная работа № 5

«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

82

Проверочная работа № 6

«Поет зима, аукает…»

93

Проверочная работа № 7

«Животные в нашем доме»

104

Проверочная работа № 8

«Мы с мамой и папой»

4 четверть

114

Проверочная работа № 9

«Наполним музыкой сердца…»

126

Проверочная работа № 10

«День смеха», «О, весна, без конца и без краю…»

133

Проверка техники чтения

ИТОГО

Проверочные работы

10

Лист корректировки

рабочей программы

по предмету «Литературное чтение» в 3 «Б»  классе

на 2014/ 2015учебный год

В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий (праздничные дни  09.03.2015,09.05.2015),  в рабочую программу вносятся следующие изменения:

Корректировка тематического планирования.

Раздел

Количество часов по программе

Количество часов в связи с корректировкой

«Родная земля»

7 часов

5 часов

Всего

Корректировка календарно-тематического планирования.

Порядковый № урока

№ урока в разделе

Тема урока

Количество часов по программе

Количество часов в связи с корректировкой

133-136

4,7

Заключительный урок внеклассного чтения.

Проверка техники чтения.

2 часа

1 час

134-135

5,6

Резервный урок, урок итогового контроля. «Любимые книги, любимые писатели».

М.Цветаева. «Домики старой Москвы».

2 часа

1 час

В связи с тем, что весь учебный материал выдан, считаю целесообразным объединить  темы уроков №133 и 136, № 134 и 135, раздела «Родная земля»,  и провести уроки: по теме «Заключительный урок внеклассного чтения.»

 и «Проверка техники чтения.» - 28.05.2015 г, «Резервный урок, урок итогового контроля. «Любимые книги, любимые писатели».

 и «М.Цветаева. «Домики старой Москвы» -28.05.2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....