Игровая программа "Путешествие в страну Толерантности"
проект (3 класс) на тему
Цель программы: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.
Задачи:
1. Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
2. Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
3. Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
4. Развитие творческого потенциала обучающихся.
Методы: беседа, игровые задания и упражнения, творческие задания.
Возраст участников: обучающиеся 7-11 лет
Материалы и оборудование:
- мультимедийное оборудование, презентация,
- CD-проигрыватель, музыкальное оформление,
- Лепестки со словами: сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детский морской центр
Кронштадтского района Санкт – Петербурга
«Юный моряк»
Игровая программа
(для школьников младшего возраста)
Автор – составитель:
Михайлова В.В.,
педагог - организатор
Кронштадт
2016
Пояснительная записка.
В нашей повседневной жизни очень часто проявляется нетерпимость к действиям, поступкам и словам других людей. Неприятие, неспособность понимать и уважать другую культуру, другие взгляды и проявления человеческой индивидуальности ведут к конфликтам на межнациональной основе, к международному терроризму.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Воспитание на основе вечных, истинных ценностях – это проблема развития общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве и отрочестве в процессе воспитания и образования.
Толерантность – это социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в:
- праве быть различными всех граждан общества;
- обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;
- уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;
- готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Наша задача – воспитывать в детях толерантность. Этим мы обеспечим мирное будущее наших детей, более продуктивное будущее нашей страны и всего мира.
В связи с актуальностью данной проблемы нами разработана игровая программа «Страна толерантности». Программа предназначена для младших школьников.
Практическая значимость программы состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся начальной школы толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию обучающихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.
Цель программы: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.
Задачи:
- Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
- Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
- Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
- Развитие творческого потенциала обучающихся.
Методы: беседа, игровые задания и упражнения, творческие задания.
Возраст участников: обучающиеся 7-11 лет
Материалы и оборудование:
- мультимедийное оборудование, презентация,
- CD-проигрыватель, музыкальное оформление,
- Лепестки со словами: сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение.
Ход игровой программы.
Ведущий:
Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности».
- Толерантность – это милосердие
- Толерантность – это доброта души
- Толерантность – это сострадание
- Толерантность – это уважение
- Толерантность – это дружба
- Толерантность – это терпение
Ведущий: А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.
Девиз нашего путешествия: «Мы разные, но мы вместе»? А как вы понимаете наш девиз: (Ответы детей).
Ведущий: Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.
А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?
У кого голубые глаза, карие, серые.
Ведущий: Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)
«Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные».
Мы все с вами обучаемся в одном Центре, отмечаем вместе праздники, любим конфеты, мы дружим. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войны.
Что же значит быть Толерантными? (Ответы детей).
Ведущий: Ребята, я вам предлагаю собрать цветок толерантности (на магнитной доске середина цветка со словом толерантность, на лепестках слова – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение), дети выбирают лепестки, которые подходят к цветку толерантности. Дети собирают цветок.
Ведущий: Что общего в этих словах? ( они толерантны)
А оставшиеся лепестки почему не подходят? ( эти слова не толерантные)
Наш цветок такой красивый и разноцветный и так похож на радугу из страны Толерантности.
Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие на волшебном поезде
Путешествуя по стране Толерантности, мы поиграем, а главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.
(дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).
Ведущий: И вот впереди город. А название города мы узнаем, если вспомним заветные желания всех героев сказки «Волшебник изумрудного города».
Вопросы к детям:
- О чем больше всего мечтала Элли? ДОМ
- Кого Элли взяла с собой в путешествие? ТОТОШКА
- Самое заветное желание Трусливого Льва? ХРАБРОСТЬ
- О чем мечтал Железный Дровосек? СЕРДЦЕ
- Какое заветное желание было у Страшилы? МОЗГИ
Ведущий: Как называется наш первый город? (Добро)
Верно! Этот город необычный: туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные», то есть вежливые – толерантные слова. А вы знаете волшебные слова? (ответы детей)
Человека, который использует в речи такие слова как можно назвать толерантным, а все эти слова можно объединить под одним понятием - толерантность.
А в городе Добро нас ждут герои из сказок (на экран выводится слайд со сказочными героями: Волк, заяц, Снегурочка, ).
Вы их узнали?
Кто из них не толерантный? (волк). А почему? (ответы детей). Он приготовил для нас испытания, и если мы будем дружными, помогать друг другу, то мы с ними справимся.
Ведущий: Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, какой он. Если добрый, то хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.
Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина
Дети выполняют задание.
Ведущий: Ребята, а когда люди приходят в гости друг к другу, или встречаются на улице, они что говорят? (ответы детей)
Конечно, здороваются. Каждый воспитанный человек должен здороваться. Здравствуйте! Сейчас мы научимся, какие слова можно говорить при встрече?
- На поезде едет человечек и говорит: «Привет». Вам надо весело махать руками. Понятно? Давайте попробуем. (Дети приветствуют друг друга).
- Итальянец может поздороваться: «О-ля-ля». Вам надо махать правой рукой.
- На Востоке здороваются: «Салям - алейкум» и складывают руки перед грудью.
- Французы при встрече говорят: «Бонжур» - наклоняют голову вниз и снимают шляпу.
- Англичане при встрече говорят «Хеллоу». Надо поднимать над головой собранные в замок руки.
- А можно сказать «Салют» и взмахнуть над головой двумя руками.
(На экран выводятся слайды с изображениями. Дети повторяют движения за педагогом).
Ведущий: А теперь, по команде, когда я скажу: «Здравствуйте», вы все вместе поздоровайтесь так, как вам больше нравится. (Дети выполняют задания). Молодцы, с первым испытанием справились.
Ведущий: Мы отправляемся дальше. Нас ждёт город Мудрецов! Садимся на поезд.
(дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).
Мы с вами оказались в городе Мудрецов
В этом городе нужно собрать пословицы.
- Добрые дела - красят человека.
- Спеши делать добро.
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Жизнь дана на добрые дела.
- За добро - добром платят.
Молодцы!
Ведущий: Продолжаем путешествие! (дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).
Ведущий: Внимание город «Озеро Улыбки!»
Я думаю, вы согласитесь со мной, если к человеку относиться с добротой, то ему в ответ захочется поделиться с другим человеком своей улыбкой. Возьмитесь за руки, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), Теперь приложите к сердцу ваши ладошки, подумайте о чем – то хорошем и поделитесь теплом своего сердца, своей души друг с другом крепким рукопожатием. Молодцы!
Ведущий: Возьмитесь за руки, и скажите:
Мы одна семья
Вместе мы всегда.
Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!
Молодцы!
Ведущий: Нас ждёт город Волшебных слов! (дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).
Ведущий: Мы прибыли в город Волшебных слов.
Если мы выполним все задания в этом городе, то попадём с вами на главную площадь Страны Толерантности. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.
- Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (Спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день)
- Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)
- Когда нас бранят за шалости, говорим: … (Простите, пожалуйста)
- И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: … ( До свидания)
Ведущий: Для того чтобы убедиться, что вы точно запомнили вежливые слова, проведем игру.
Когда я подниму желтый кружок – вы говорите - «спасибо», красный - «извините»,
Смотрите не перепутайте! Игра «Спасибо - извините»
Ведущий: Молодцы! Стать вежливым нелегко, но это очень важно и в дальнейшем пригодится.
Ведущий: Наше путешествие продолжается, ( дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).
Ведущий: И мы попали в город Загадок.
Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: “Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать.
Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.
- Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
- Кто быть вежливым желает,
Старушке место уступает?
- Кто опрятный и весёлый
Спозаранку мчится в школу?
- Кто из вас идет по школе,
Обдирая стены в холе?
- А во вчерашний понедельник,
Кто был грубый и бездельник?
- Сколько будет пятью пять,
Кто мне сможет подсказать?
- Ну, а кто всегда поможет,
Друга вызволить кто сможет?
- Малышей кто обижает,
Им учиться лишь мешает?
Ведущий: Переезжаем на улицу Вежливости. (дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).
Ведущий: Мы с вами прибыли на улицу Пожалуйста. Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять. Только в том случае, если я перед заданием скажу слово «Пожалуйста». Если этого слова не будет - задание не выполняйте. Все понятно? Давайте попробуем. Будьте очень внимательны. Игра «Пожалуйста».
- Пожалуйста, встаньте.
- Будьте добры, поднимите правую руку.
- Пожалуйста, поднимите левую руку.
- Будьте любезны, сядьте.
- Пожалуйста, похлопайте.
- Потопайте.
- Пожалуйста, улыбнитесь!
Ведущий: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Не забывайте говорить «Пожалуйста», когда обращаетесь с просьбой.
Ведущий: Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади Страны Толерантности.
Я буду задавать вопросы, а вы улыбнетесь если так поступает толерантный человек и нахмуритесь если так поступает не толерантный человек
- Поздороваться при встрече?
- Толкнуть и не извиниться?
- Говорить: «Спасибо» за подарок?
- Обозвать обидным словом соседа?
- Попрощаться при расставании?
- Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
- Помогать родителям?
Ведущий: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Сегодня мы с вами путешествовали по стране, которою вы не найдете на карте, но найдете в своем сердце, душе, мыслях – по стране Толерантности. Ребята, а вы как думаете, каким человеком нужно быть, чтобы вас любили и уважали ? (Ответы детей).
Ведущий: Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, уважать друг друга, дарить улыбки, добрые слова.
Ведущий: Давайте друзья встанем в круг толерантности. Положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга и улыбнитесь друг другу. (Дети выполняют)
Ведущий: Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.
Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч. Давайте хором весело скажем:
Если каждый будет друг другу терпим
Мы сделаем вместе толерантным наш мир!
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий мероприятия "Путешествие по Стране Толерантности"
Мероприятие для учащихся 7-12 лет в рамках недели толерантности...
Путешествие по Стране Толерантности
16 ноября отмечается Международный день толепантности. О том, что такое толерантность рассказывается в презентации. Части презентации нужно соединить....
Игровое занятие по теме: "Толерантность"
материал для занятия с детьми второго класса....
Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Толерантности"
Мероприятие для классного часа, увлекательные занятия, интересные игры....
"Путешествие по стране толерантности"
(14.11.2013г) Конспект внеклассного занятия: «Путешествие по стране толерантности». Цель: познакомить воспитанников с понятием толерантность, выявить основные черты толерантности у детей, сформир...
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Что такое толерантность»
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС)«Что такое толерантность»Возраст: 2 класс...
Игровая программа "Страна толерантности"
Практическая значимость программы состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся начальной школы толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научит...