Игровая программа "Путешествие в страну Толерантности"
проект (3 класс) на тему

Михайлова Валентина Викторовна

Цель программы: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

Задачи:

1.     Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;

2.     Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

3.     Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4.     Развитие творческого потенциала обучающихся.

 

Методы: беседа, игровые задания и упражнения, творческие задания.

Возраст участников: обучающиеся 7-11 лет 

Материалы и оборудование:

  • мультимедийное оборудование, презентация,
  • CD-проигрыватель, музыкальное оформление,
  • Лепестки со словами: сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детский морской центр

Кронштадтского района Санкт – Петербурга

«Юный моряк»

Игровая программа

«Страна Толерантности»

 (для школьников младшего возраста)Муравьишки: Ноябрь 2011

                                        Автор – составитель:

                                Михайлова В.В.,

                                          педагог - организатор

Кронштадт

2016

Пояснительная записка.

В нашей повседневной жизни очень часто проявляется нетерпимость к действиям, поступкам и словам других людей. Неприятие, неспособность понимать и уважать другую культуру, другие взгляды и проявления человеческой индивидуальности ведут к конфликтам на межнациональной основе, к международному терроризму.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

Воспитание на основе вечных, истинных ценностях – это проблема развития общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве и отрочестве в процессе воспитания и образования.

Толерантность – это социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в:

  • праве быть различными всех граждан общества;
  • обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;
  • уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;
  • готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Наша задача – воспитывать в детях толерантность. Этим мы обеспечим мирное будущее наших детей, более продуктивное будущее нашей страны и всего мира.

В связи с актуальностью данной проблемы нами разработана игровая программа «Страна толерантности». Программа предназначена для младших школьников.

Практическая значимость программы состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся начальной школы толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию обучающихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель программы: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

Задачи:

  1. Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
  2. Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
  1. Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
  2. Развитие творческого потенциала обучающихся.

Методы: беседа, игровые задания и упражнения, творческие задания.

Возраст участников: обучающиеся 7-11 лет 

Материалы и оборудование:

  • мультимедийное оборудование, презентация,
  • CD-проигрыватель, музыкальное оформление,
  • Лепестки со словами: сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение.

Ход игровой программы.

Ведущий:

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности».

  • Толерантность – это милосердие    
  • Толерантность – это доброта души
  • Толерантность – это сострадание
  • Толерантность – это уважение
  • Толерантность – это дружба
  • Толерантность – это терпение

Ведущий: А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и  совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

Девиз нашего путешествия: «Мы разные, но мы вместе»? А как вы понимаете наш девиз: (Ответы детей).

Ведущий: Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.

А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

У кого голубые глаза, карие, серые.

Ведущий: Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)

«Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные».

Мы все с вами обучаемся в одном Центре, отмечаем вместе праздники, любим конфеты, мы дружим. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войны.

Что же значит быть Толерантными? (Ответы детей).

Ведущий: Ребята, я вам предлагаю собрать цветок толерантности (на магнитной доске середина цветка со словом толерантность, на лепестках слова – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение), дети выбирают лепестки, которые подходят к цветку толерантности. Дети собирают цветок.

Ведущий: Что общего в этих словах? ( они толерантны)

А оставшиеся лепестки почему не подходят? ( эти слова не толерантные)

Наш цветок такой красивый и разноцветный и так похож на радугу из страны Толерантности.

Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие на волшебном поезде

Путешествуя по стране Толерантности, мы поиграем, а главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.

(дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).

Ведущий: И вот впереди город. А название города мы узнаем, если вспомним заветные желания всех героев сказки  «Волшебник изумрудного города».

Вопросы к детям:

  • О чем больше всего мечтала Элли?                        ДОМ
  • Кого Элли взяла с собой в путешествие?      ТОТОШКА
  • Самое заветное желание Трусливого Льва?  ХРАБРОСТЬ
  • О чем мечтал Железный Дровосек?                  СЕРДЦЕ
  • Какое заветное желание было у Страшилы?      МОЗГИ

Ведущий: Как называется наш первый город? (Добро) 

Верно! Этот город необычный: туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные», то есть вежливые – толерантные слова. А вы знаете волшебные слова? (ответы детей)

Человека, который использует  в речи такие слова как можно назвать толерантным, а все  эти слова можно объединить под одним понятием - толерантность.

А в городе Добро нас ждут герои из сказок (на экран выводится слайд со сказочными героями: Волк, заяц, Снегурочка, ).

Вы их узнали?

Кто из них не толерантный? (волк). А почему? (ответы детей). Он приготовил для нас испытания, и если мы будем дружными, помогать друг другу, то мы с ними справимся.

Ведущий:  Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, какой он. Если добрый, то хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.

Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина

Дети выполняют задание.

Ведущий: Ребята, а когда люди приходят в гости друг к другу, или встречаются на улице, они что говорят?  (ответы детей)

Конечно, здороваются. Каждый воспитанный человек должен здороваться. Здравствуйте! Сейчас мы научимся, какие слова можно говорить при встрече?

  • На поезде едет человечек и говорит: «Привет».  Вам надо весело махать руками. Понятно? Давайте попробуем. (Дети приветствуют друг друга).
  • Итальянец может поздороваться: «О-ля-ля». Вам надо махать правой рукой.
  • На Востоке здороваются: «Салям - алейкум» и складывают руки перед грудью.
  • Французы при встрече говорят: «Бонжур» - наклоняют голову вниз и снимают шляпу.
  • Англичане при встрече говорят  «Хеллоу».  Надо  поднимать над головой собранные в замок руки. 
  • А можно сказать «Салют» и взмахнуть над головой двумя руками. 

(На экран выводятся слайды с изображениями. Дети повторяют движения за педагогом).

Ведущий: А теперь, по команде, когда я скажу: «Здравствуйте», вы все вместе поздоровайтесь так, как вам больше нравится. (Дети выполняют задания). Молодцы, с первым испытанием справились.

Ведущий: Мы отправляемся дальше. Нас ждёт город Мудрецов! Садимся на поезд.

(дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).

Мы с вами оказались в городе Мудрецов

В этом городе нужно собрать пословицы.

  • Добрые дела - красят человека.
  •  Спеши делать добро.
  •  Без добрых дел нет доброго имени.
  •  Жизнь дана на добрые дела.
  • За добро - добром  платят.

Молодцы!

Ведущий: Продолжаем путешествие! (дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).

Ведущий: Внимание город «Озеро Улыбки!»

Я думаю, вы согласитесь со мной, если к человеку относиться с добротой, то  ему в ответ захочется поделиться с другим человеком своей улыбкой. Возьмитесь за руки, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), Теперь приложите к сердцу ваши ладошки, подумайте о чем – то хорошем и поделитесь теплом своего сердца, своей души друг с другом крепким рукопожатием. Молодцы!

Ведущий: Возьмитесь за руки, и скажите:

Мы одна семья

Вместе мы всегда.

Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!

Молодцы!

Ведущий: Нас ждёт город Волшебных слов!  (дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).

Ведущий: Мы прибыли в город Волшебных слов.

Если мы выполним все задания в этом городе, то  попадём с вами на главную площадь Страны Толерантности. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.

  • Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (Спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день)
  • Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)
  • Когда нас бранят за шалости, говорим: … (Простите, пожалуйста)
  • И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: … ( До свидания)

Ведущий: Для того чтобы убедиться, что вы точно запомнили вежливые слова, проведем игру.

Когда я подниму желтый кружок – вы говорите - «спасибо», красный -  «извините»,

Смотрите не перепутайте! Игра «Спасибо - извините»

Ведущий: Молодцы! Стать вежливым нелегко, но это очень важно и в дальнейшем пригодится.

Ведущий: Наше путешествие продолжается, ( дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).

Ведущий: И мы попали в город Загадок. 

Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: “Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать. 

Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

  • Кто быть вежливым желает,

    Малышей не обижает?

  • Кто быть вежливым желает,

         Старушке место уступает?

  • Кто опрятный и весёлый

         Спозаранку мчится в школу?

  • Кто из вас идет по школе,

    Обдирая стены в холе?

  • А во вчерашний понедельник,

         Кто был грубый и бездельник?

  • Сколько будет пятью пять,

         Кто мне сможет подсказать?

  • Ну, а кто всегда поможет,

    Друга вызволить кто сможет?

  • Малышей кто обижает,

         Им учиться лишь мешает?

Ведущий: Переезжаем на улицу Вежливости. (дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).

Ведущий: Мы с вами прибыли на улицу Пожалуйста. Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять. Только в том случае, если я перед заданием скажу слово «Пожалуйста». Если этого слова не будет - задание  не выполняйте. Все понятно? Давайте попробуем. Будьте очень внимательны. Игра «Пожалуйста».

  • Пожалуйста, встаньте.
  •  Будьте добры, поднимите правую руку.
  •  Пожалуйста, поднимите левую руку.
  • Будьте любезны, сядьте.
  • Пожалуйста, похлопайте.
  • Потопайте.
  • Пожалуйста, улыбнитесь!

Ведущий: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.  Не забывайте говорить «Пожалуйста», когда обращаетесь с просьбой.

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу.  Оно завершается на главной площади Страны Толерантности.

Я буду задавать вопросы, а вы улыбнетесь если так поступает толерантный человек и нахмуритесь если так поступает не толерантный человек

  • Поздороваться при встрече?
  • Толкнуть и не извиниться?
  • Говорить: «Спасибо» за подарок?
  • Обозвать обидным словом соседа?
  • Попрощаться при расставании?
  • Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
  • Помогать родителям?

Ведущий: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Сегодня мы с вами путешествовали по стране, которою вы не найдете на карте, но найдете в своем сердце, душе, мыслях – по стране Толерантности. Ребята, а вы как думаете, каким человеком нужно быть, чтобы вас любили и уважали ?  (Ответы детей).

Ведущий: Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, уважать друг друга, дарить улыбки, добрые слова.

Ведущий: Давайте друзья встанем в круг толерантности. Положите правую руку  на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга и улыбнитесь друг другу. (Дети выполняют)

Ведущий: Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать  историю Планеты Толерантности.

Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч. Давайте хором весело скажем:

Если каждый будет друг другу терпим

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий мероприятия "Путешествие по Стране Толерантности"

Мероприятие для учащихся 7-12 лет в рамках недели толерантности...

Путешествие по Стране Толерантности

16 ноября отмечается Международный день толепантности. О том, что такое толерантность рассказывается в презентации. Части презентации нужно соединить....

Игровое занятие по теме: "Толерантность"

материал для занятия с детьми второго класса....

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Толерантности"

Мероприятие для классного часа, увлекательные занятия, интересные игры....

"Путешествие по стране толерантности"

(14.11.2013г) Конспект внеклассного занятия: «Путешествие по стране толерантности». Цель: познакомить воспитанников с понятием толерантность, выявить основные черты толерантности у детей, сформир...

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Что такое толерантность»

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС)«Что такое толерантность»Возраст: 2 класс...

Игровая программа "Страна толерантности"

Практическая значимость программы состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся начальной школы толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научит...