Умей сказать "НЕТ!"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Умей сказать: «Нет!»
(Деловой практикум с элементами тренинга)
Цели и задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- ознакомление учащихся с понятиями «поддержка» и «самоподдержка»;
- мотивация выработки у учащихся навыков поддержки других и поддержки самого себя;
- ознакомление учащихся с правилами отказа от вредных привычек.
Информация для размышления
о вредных привычках
Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим на очень серьёзную тему. Вам, к сожалению, уже известно, что даже среди ваших ровесников можно встретить ребят, склонных к курению, употреблению алкогольных напитков и слабых наркотиков. Это очень страшно, потому что в погоне за «модой», в стремлении «быть взрослым» эти подростки и не замечают, что к 16 – 17 годам они становятся обыкновенными алкоголиками или наркоманами. Вся жизнь для таких людей умещается в узенькую полоску поиска наркотиков, употребления алкоголя, табака или наркотика. Здоровье таких людей уже в этом возрасте подорвано; они постоянно плохо себя чувствуют, друзья для них только те, кто достал дозу наркотика, мышление совершенно притуплено, резко снижается способность учиться.
Давайте поразмыслим: как можно уберечь от этих вредных привычек не только себя, но и своих друзей и одноклассников?
Когда вам плохо, что вы делаете для улучшения своего самочувствия? (Ответы учеников).
После ответов учитель проводит мысль о том, что, говоря хорошее о себе и положительно отзываясь о других, мы тем самым можем почувствовать себя лучше.
На этом классном часе мы будем учиться, как поддерживать других и как критически относиться к себе.
Проводится беседа с учащимися на предмет выявления ошибок, которые часто совершают люди:
-Как вы себя чувствуете, когда сделали ошибку? Почему?
-Что плохого могут сказать люди кому-либо, когда он допускает ошибку или делает что-то не так, как следовало бы?
(Учащиеся приводят примеры).
Такие отрицательные высказывания называются неодобрением или даже оскорблением.
-Что плохого человек может сказать в свой адрес, если сам допустил ошибку?
(Примеры учащихся).
-Что вы чувствуете, когда плохо отзываетесь о себе? К чему это может привести?
-Что хорошее могут сказать люди кому-либо, если тот допускает ошибку или делает что-то не так, как следовало бы? (Примеры учащихся).
Эти положительные замечания, например: «Не расстраивайся, в следующий раз всё будет хорошо», называются поддержкой. Поддержка это не похвала, так как похвала относится к результатам деятельности, а поддержка касается личности человека.
-Что хорошее люди могут сказать на свой счёт, когда допускают ошибки? (Примеры учащихся лучше записать на доске. Например: «Ничего, я всего лишь ошибся» и т.п.)
Практикум «Поддержка и самоподдержка»
Учитель. Такие высказывания называются самоподдержкой. Каждый человек должен уметь оказывать поддержку другим и самому себе, это очень поможет ему в трудных жизненных ситуациях.
Учитель предлагает учащимся сформировать 2 группы, раздаёт рабочие листы «Что бы ты сказал?» или записывает эти ситуации на доске.
Рабочий лист «Что бы ты сказал?»
Что бы ты сказал по данному поводу?
- Я только что уронил свои книги на ногу своему товарищу.
- Я обещал вынести мусор, но забыл о своём обещании.
- Открывая дверь в школе, я нечаянно ударил девочку.
- Я нарисовал по просьбе учителя схему, но она вышла неудачной.
- Учитель попросил меня что-то сделать, но я не знал, как это выполнить.
- На уроке физкультуры все пробежали дистанцию лучше меня.
- Я назвал её смешным прозвищем, а она обиделась на меня.
Разбор ситуации
«Что вы чувствуете, когда поддерживаете кого-либо?»
Члены одной группы поочерёдно читают вслух ситуации из рабочего листа или свои собственные, а ребята из другой подгруппы выражают им свою поддержку или одобрение. Затем те, кто читал, должны ободрить самих себя. Можно использовать высказывания, которые записаны на доске, если трудно придумать свои, но лучше предлагать свои варианты. Нужно высказывать как можно больше слов одобрения.
По окончании диалога между учениками учитель проводит краткую беседу:
- Что вы чувствуете, когда поддерживаете кого-нибудь другого?
- Что вы чувствуете, когда кто-либо поддерживает вас?
- Почему поддерживать людей – хорошее дело?
- Почему считается хорошим делом поддерживать себя?
Учитель предлагает учащимся выполнить практическое задание: каждый должен придумать сюжет, в котором главный герой совершает ошибку или поступает не так, как следовало бы делать или говорить. Затем нужно предложить, как улучшить самочувствие этого героя либо словами самоподдержки, либо поддержкой со стороны другого персонажа сюжета.
Каждый ученик словесно описывает свой сюжет, затем проводится беседа – обсуждаются предложенные авторами выходы из ситуаций и предлагаются новые варианты поддержки и самоподдержки.
Учитель. Ребята, вы убедились, что мы, порой, допускаем ошибки и не всегда поступаем так, как хочется другим людям. Приятно чувствовать поддержку со стороны людей, когда мы совершаем промахи или попадаем в трудное положение. Но существует кто-то, чей голос мы слышим постоянно – это наш собственный внутренний голос. Вместо самобичевания, используя самоподдержку, мы можем чувствовать себя лучше и работать лучше.
Учащимся раздаются рабочие листы «По-человечески понятно».
Рабочий лист
«По-человечески понятно»
Люди совершают ошибки, но мы можем сказать им что-то такое, после чего они будут лучше себя чувствовать, несмотря на допущенную ошибку. То же самое мы можем делать по отношению к себе, если допускаем какие-нибудь промахи. Ниже приводятся хорошие слова, которые мы можем говорить другим и самим себе.
Себе:
- В следующий раз я сделаю это лучше.
- У всех бывают дни, когда не везёт, и у меня сегодня был такой неудачный день.
- Всё хорошо, я лишь допустил ошибку.
- Я сделал всё, что мог.
- Идеальных людей нет.
- Это на меня совсем не похоже.
- Я всё равно нравлюсь людям, хотя допускаю ошибки.
Другим:
- Ну что ж, всякое бывает.
- Не расстраивайся, в следующий раз будет лучше.
- Такое бывало и со мной. Я знаю, как сейчас тебе приходится.
- Почему бы тебе еще раз не попробовать?
- Это не так уж плохо.
- Все ошибаются.
- Давай чем-нибудь займемся, чтобы перестать думать об этом.
- Я пока еще твой друг, и конец света еще не настал.
Эти листы остаются у учащихся в личном пользовании
Выработка правила отказа:
«Умей сказать «НЕТ»
Учитель задает вопросы учащимся:
- Трудно ли вам отказать кому-либо, если вас просят о чем-то?
- Вам предлагают попробовать выкурить сигарету (наркотик), причем в очень вежливой форме. Как вы поступите?
(Рассуждения ребят)
Действительно, в этой ситуации некоторым людям бывает трудно отказать, и они, сами того не желая, делают то, чего не должны делать, что приносит им вред.
Каждый человек должен помнить о своих неотъемлемых правах:
- Право делать то, что ему лучше
- Право принять решение
- Право передумать, поменять решение
Учитель предлагает ученикам разыграть сценку. Два персонажа: один уговаривает другого попробовать сигарету, жен отказаться. Затем происходит обсуждение ситуации, учащиеся предлагают свои варианты отказа.
Учащимся предлагается записать
Правила отказа от плохого предложения:
- Никогда не колебаться, а решительно и твердо говорить «НЕТ!» При этом смотреть прямо в глаза собеседнику
- Можно сначала встать на позицию собеседника, а потом выдвинуть свои аргументы отказа: «Я тебя понимаю, но…»
- Если давление продолжается, то надо перейти в наступление, говорить жестко: «Послушай, почему ты мне навязываешь это?»
- Отказаться вообще говорить на эту тему
- Можно предложить компромисс: «Давай сейчас оставим этот разговор и вернемся к нему в другой раз»
Помните: каждый человек имеет право отказаться от любого предложения другого человека.
Подведение итогов
- Как можно улучшить свое состояние, если вы совершили ошибку?
- Кто нуждается в поддержке?
- На чью поддержку вы можете рассчитывать всегда, в любую минуту?
- О каких своих правах нужно помнить и пользоваться ими, если вам пытаются навязать нежелательные поступки?
Затем учитель вновь акцентирует внимание учащихся на здоровом образе жизни и вреде наркомании, алкоголизма и курения, умения с детских лет отказываться от вредных привычек.
Рабочий лист «Что бы ты сказал?»
Что бы ты сказал по данному поводу?
- Я только что уронил свои книги на ногу своему товарищу.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Я обещал вынести мусор, но забыл о своём обещании.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Открывая дверь в школе, я нечаянно ударил девочку.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Я нарисовал по просьбе учителя схему, но она вышла неудачной.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Учитель попросил меня что-то сделать, но я не знал, как это выполнить.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На уроке физкультуры все пробежали дистанцию лучше меня.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Я назвал её смешным прозвищем, а она обиделась на меня.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умей в гости звать, умей и встречать
Формирование навыка правильной сервировки стола. Знакомство учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях ...
Конспект внеклассного мероприятия. Умей трудиться, умей отдыхать
Конспект внеклассного мероприятия. 3 класс. Тема «Умей трудиться, умей отдыхать»...
Я умею/я не умею
Уметь: рассказывать о себе и о своем друге; использовать существительные во множественном числе в речи; понимать на слух содержание небольшого текста.Оборудование: рисунки с изображением режима дня....
Классный час в 4 классе по теме: «Я умею думать, я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»Иванова Екатерина Семёновна
Девиз классного часа: «Я умею думать, я умею рассуждать,что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»Привычка – это действие, которое со временем становится автомати...
«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»
«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»...
"Мало уметь читать, надо уметь думать"
В данном материале представлено занятие внеурочной деятельности, где дети создают тематическую газету по творчеству В.Осеевой....
Азбука 1 класс УМК "Школа России" Тема:«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»
Цели деятельности учителя: : создание условий для ознакомления со звуком [ш], буквой Ш, ш.Планируемые результатыПредметные:знать: правило (ШИ пиши с И), характеристику звукауметь: : опознава...