Проектная деятельность в начальной школе
методическая разработка (4 класс) на тему
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация проектной деятельности во внеурочной деятельности | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Павлова Светлана
Владимировна,
Учитель начальных классов,
первой квалификационной категории.
БОУ «Лицей» г. Калачинска
Омской области.
„Проектная деятельность
в начальной школе.“
Аннотация
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
В данной работе представлен опыт учителя БОУ «Лицей» Павловой С.В. по формированию универсальных учебных действий у обучающихся через организацию внеурочной деятельности школьников на основе проектной и проектно-исследовательской деятельности.
Проектная деятельность в данных классах была реализована через занятия внеурочной деятельности по нескольким направлениям: общеинтеллектуальное направление представлено курсом «Мы и окружающий мир» (разработан УМК «Перспективная начальная школа»), «Я – исследователь» (авторская программа Савинкова) и физкультурно-оздоровительное направление – программой «Территория здоровья» с использованием учебного пособия «Дневник здоровья. 4 класс».
Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной и урочной деятельности. Проектная деятельность призвана способствовать развитию универсальных учебных действий:
- Коммуникативных
- Познавательных
- Регулятивных
Цель проектной деятельности: развитие универсальных учебных действий.
Решаемые задачи: формирование таких ценностей, как познание, истина, целеустремлённость, разработка и реализация учебных, учебно-трудовых проектов.
Существуют различные формы организации деятельности и формы подведения итогов этой деятельности.
Формы организации деятельности:
- проектирование работ;
- беседы;
- эксперименты;
- наблюдения;
- экспресс-исследования;
- коллективные;
- групповые и индивидуальные исследования;
- защита исследовательских работ;
- экспедиции (коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью).
Формы подведения итогов:
- выставки творческих работ;
- оформление тематических папок и стендов;
- исследовательские работы и творческие проекты;
- презентации;проектов, конкурсы;
- создание моделей, конференции с презентацией проектов и т.д.
Планируемые результаты:
1ый уровень: приобретение школьником социальных знаний
2ой уровень: формирование ценностного отношения к социальной реальности
3ий уровень: получение опыта самостоятельного социального действия
Существуют так же и разнообразные способы стимулирования творческих способностей.
- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
- обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для практики;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
I. Творческие проекты (1-4 классы)
II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие подлинно научное исследование.
Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». В течении 4-х лет работы с детьми по ФГОС, я увидела, что в урочное время, нашей программой не заложены часы на реализацию проектной деятельности, за исключением уроков технологии, там предусмотрено несколько тем на работу над проектом.
А реализовывать вопрос проектов надо.
В 1-2 классе реализация проектной деятельности осуществлялась во внеклассной работе:
Результатом проектной деятельности «Золотая осень» стала выставка поделок из природного материала:
Результатом большой творческой работы стали праздники:
- «Птичья столовая» (изготовление и установка кормушек на пришкольном участке);
- «Золотая осень» (костюмированное представление);
- «Прощанье с азбукой»
Проект «70 лет ВОВ»
Патриотическая направленность Проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность Проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Сроки реализации Проекта охватывают период с февраля по май 2015 года.
Цель Проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны.
Задачи Проекта: расширять кругозор детей об историческом периоде Великой Отечественной войны, дать знания о героях - земляках Омской области; раскрыть понятие «Город-герой»; вызвать интерес к литературе патриотической тематики; воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, армию и солдат; закреплять навыки рисования и прикладного творчества на занятиях художественно – эстетического цикла.
Этапы Проекта:
1 этап - предварительный: подбор и изучение учебно – методического комплекта по тематике Проекта (методическая и художественная литература, иллюстрации, репродукции, открытки и пр.); разработка комплексно – тематического плана по нравственно - патриотическому воспитанию для детей.
2 этап – познавательный:
- Экскурсии;
- Беседы;
- Чтение (обсуждение) литературных произведений, заучивание стихотворений наизусть.
3 этап - познавательно - практический: ; оформление информационного стенда «Российские города-герои»; участие в Акции Калачинского муниципального района посвященной 70 - летию великой Победы «Стена памяти»; встречи с ветеранами войны; подготовка к праздничному концерту ко Дню Победы.
4 этап - презентация итогов Проекта:
Праздничный концерт «Этот День Победы!»
- Результатом проекта стала встреча с дочерью
участника военных действий Калиниченко
Верой Кирилловной.
Она рассказывала о том, как воевал ее отец в годы Великой Отечественной войны.
Показывала фронтовые записки, которые присылал отец с фронта.
Она до сих пор трепетно хранит их в специальном альбоме.
- Совместно с депутатом городского района мы вручали медали труженикам тыла.
- Были оформлены стенды: «Стена Памяти», «Детство, опаленное войной»,
- «Подвиг, который забыть нельзя», «Города – Герои».
Дети с большой гордостью рассказывали о своих прадедах, которые воевали во время ВОВ
Итогом такого большого проекта стал праздничный концерт на котором были презентованы все оформленные стенды и музыкальное поздравление от учащихся 4 класса.
Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности и способствует формированию дружного детского коллектива.
Реализация более серьезных проектов началась в 3- 4 классе. В своей работе я использовала метод проекта во внеурочной деятельности.
В 4 классе реализовались 2 курса внеурочной деятельности: общеинтеллектуального направления «Мы и окружающий мир» и физкультурно-оздоровительного направления с использованием учебного пособия «Дневник здоровья. 4 класс» «Территория здоровья».
Курс «Мы и окружающий мир» разработан УМК «Перспективная начальная школа». Поэтому идет тесное переплетение тем урочной и внеурочной деятельности. Многие темы которые изучаются в урочное время на предмете окружающий мир, более подробно можно изучить во внеурочной деятельности и реализовать проектную деятельность.
В курсе «Мы и окружающий мир» мы работали над такой темой, как: «История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое город».
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся .
Проект «Мой город Калачинск»
Цель нашей работы: создание альбома «Мой город Калачинск»
Для достижения поставленной цели мы рассмотрели вопросы, связанные с решением таких задач, как:
- Изучить природу родного края;
- Выяснить особенности развития истории родного края;
- Найти исторические памятники и достопримечательности своей Малой Родины;
- Собрать материал о городе Калачинске (иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
- Оформить собранные материалы в виде альбома «Мой город Калачинск»
- Научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.
По этой теме были предусмотрены как аудиторные, так и внеаудиторные занятия.
Аудиторные занятия : распределение обязанностей между членами клуба по сбору материала о возникновении названия города и о его историческом прошлом:
1) подготовка выставки книг из школьной библиотеки; 2) составление списка наименований книг из других библиотек населенного пункта; 3) сбор информации (поручается школьникам, пользующихся Интернетом);
Сообщения членов клуба о версиях возникновения имен населенных пунктов.
Работа с контурной картой своего города, села, поселка.
Внеаудиторное занятие: посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; фотографирование этапов проведения экскурсии.
Внеаудоторное задание: подготовка презентаций.
Аудиторное занятие : подведение итогов, выставка презентаций, отбор лучших в альбом «Мой город - Калачинск».
Сначала мы наш альбом презентовали перед родителями на родительском собрании, потом перед обучающимися 1-3 классов, а затем передали на хранение в музей нашего «Лицея».
Ребята очень активно занимались проектной деятельностью и очень гордятся ее результатом.
Участники проекта не только глубоко познакомились, но и выяснили особенности природы и истории родного края, поняли, что из малого складывается большое – наш город часть большой страны, которая называется Россией. Мы научились работать в команде, принимать на себя разные роли и обязанности. Мы научились сотрудничать с родителями, добивались взаимопонимания, совместно посещали библиотеки и музей.
Поняли роль наблюдений, опытов, книг и др. источников информации в познании окружающего мира.
Мы научились использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о родном крае, стране.
Следующий курс о котором я хочу вам рассказать – это физкультурно-оздоровительное направление с использованием учебного пособия «Дневник здоровья. 4 класс» «Территория здоровья».
Вся работа строилась в виде проекта.
Проект мы назвали «Мой новый дом».
Цель проекта: формирование навыка проектирования жилого помещения или отдельной комнаты.
На сюжете сказки С. Михалкова «Три поросенка» мы стали осваивать основы проектной деятельности. Нужно было продумать и спроектировать дом-крепость для поросят. Ребята сразу определились с тем, что дом должен отвечать всем современным требованиям.
Первая тема звучит так – «Учимся разрабатывать проект». Здесь мы распределились на группы и сформулировали правила успешной совместной деятельности.
Далее мы работали над планом реализации проекта «Дом – крепость»:
- начертить план дома;
- определиться со стройматериалами;
- отделочные материалы;
- система охраны; и т.д.
Одна группа решила сделать модель спальной комнаты используя картонную коробку. Коробка была оклеена обоями, на дне было постелено ковровое покрытие. Прорезали окно и задекорировали его тюлем. Установили кровать, сделанную из маленькой коробочки из под туалетной воды. Изготовили одеяло, подушку и сшили постельное белье. Из подобных, маленьких коробочек была изготовлена мебель для спальни. Проект получился очень увлекательным и результат вызывал восхищение у многих людей. Данный проект был презентован вниманию родителей на родительском собрании, а так же среди учащихся младших классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...