Проектная деятельность в начальной школе
методическая разработка (4 класс) на тему

Павлова Светлана Владимировна

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Павлова Светлана

Владимировна,

Учитель начальных классов,

первой квалификационной категории.

БОУ «Лицей» г. Калачинска

Омской области.

„Проектная деятельность

в начальной школе.“

Аннотация

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

В данной работе представлен опыт учителя БОУ «Лицей» Павловой С.В. по формированию универсальных учебных действий у обучающихся через организацию внеурочной деятельности школьников на основе проектной и  проектно-исследовательской деятельности.

Проектная деятельность в данных классах была реализована через занятия внеурочной деятельности по нескольким направлениям: общеинтеллектуальное направление  представлено  курсом  «Мы и окружающий мир» (разработан УМК «Перспективная начальная школа»), «Я – исследователь» (авторская программа Савинкова)  и физкультурно-оздоровительное направление – программой «Территория здоровья» с использованием учебного пособия  «Дневник здоровья. 4 класс».

Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной и урочной деятельности. Проектная деятельность призвана способствовать развитию универсальных учебных действий:

  • Коммуникативных
  • Познавательных
  • Регулятивных

Цель проектной деятельности: развитие универсальных учебных действий.

Решаемые задачи: формирование таких ценностей, как познание, истина, целеустремлённость, разработка и реализация учебных, учебно-трудовых проектов.

Существуют различные формы организации деятельности  и формы подведения итогов этой деятельности.

Формы организации деятельности:

  • проектирование работ;
  • беседы;
  • эксперименты;
  • наблюдения;
  • экспресс-исследования;
  • коллективные;
  • групповые и индивидуальные исследования;
  • защита исследовательских работ;
  • экспедиции (коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью).

Формы подведения итогов:

  • выставки творческих работ;
  • оформление тематических папок и стендов;
  • исследовательские работы и творческие проекты;
  • презентации;проектов, конкурсы;
  • создание моделей, конференции с презентацией проектов и т.д.

Планируемые    результаты:

1ый уровень: приобретение школьником социальных знаний

2ой уровень: формирование ценностного отношения к социальной реальности

3ий уровень: получение опыта самостоятельного социального действия

Существуют так же и разнообразные способы стимулирования творческих способностей. 

  • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
  • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
I.
Творческие проекты (1-4 классы)

II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие подлинно научное исследование.

Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». В  течении 4-х лет работы с детьми по ФГОС, я увидела, что в  урочное время, нашей программой не заложены часы на реализацию проектной деятельности, за исключением уроков технологии, там предусмотрено несколько тем на работу над проектом.

А реализовывать вопрос проектов надо.

В 1-2 классе реализация проектной деятельности осуществлялась  во внеклассной работе:

Результатом проектной деятельности «Золотая осень» стала выставка поделок из природного материала:

Результатом большой творческой работы стали праздники:

  • «Птичья столовая» (изготовление и установка кормушек на пришкольном участке);
  • «Золотая осень» (костюмированное представление);
  • «Прощанье с азбукой»

Проект «70 лет ВОВ»

 Патриотическая направленность Проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Нравственная направленность Проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

  Сроки реализации Проекта охватывают период с февраля по май 2015 года.

Цель Проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей   посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны.

Задачи Проекта: расширять кругозор  детей об историческом периоде  Великой Отечественной войны, дать знания о героях - земляках Омской области; раскрыть понятие  «Город-герой»; вызвать интерес к литературе патриотической тематики; воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, армию и солдат; закреплять навыки рисования и прикладного творчества на занятиях художественно – эстетического цикла.

Этапы Проекта:

1 этап - предварительный: подбор и изучение учебно – методического комплекта  по тематике  Проекта   (методическая и художественная литература, иллюстрации, репродукции, открытки и пр.); разработка комплексно – тематического плана по нравственно - патриотическому воспитанию для детей.

2 этап – познавательный:

  • Экскурсии;
  • Беседы;
  • Чтение (обсуждение) литературных произведений, заучивание стихотворений наизусть.

3 этап - познавательно - практический: ; оформление информационного стенда «Российские города-герои»; участие в Акции Калачинского муниципального района посвященной 70 - летию великой Победы «Стена памяти»; встречи с ветеранами войны;   подготовка к праздничному концерту ко Дню Победы.

4 этап - презентация итогов Проекта:

Праздничный концерт «Этот  День Победы!»

  • Результатом проекта стала встреча с дочерью

участника военных действий Калиниченко

Верой Кирилловной.

Она рассказывала о том, как воевал ее отец в годы Великой Отечественной войны.

Показывала фронтовые записки, которые присылал отец с фронта.

 Она до сих пор трепетно хранит их в специальном альбоме.

  • Совместно с депутатом городского района мы вручали медали труженикам тыла.

  • Были  оформлены стенды:  «Стена Памяти», «Детство, опаленное войной»,
  • «Подвиг, который забыть нельзя», «Города – Герои».

     

  Дети с большой гордостью рассказывали о своих прадедах, которые воевали во время ВОВ

Итогом такого большого проекта стал праздничный концерт на котором были презентованы все оформленные стенды и музыкальное поздравление от учащихся 4 класса.

 

Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности и способствует формированию дружного детского коллектива.

Реализация более серьезных проектов началась в 3- 4 классе. В своей работе я использовала метод проекта  во внеурочной деятельности.

В 4 классе реализовались 2 курса внеурочной деятельности: общеинтеллектуального направления «Мы и окружающий мир» и физкультурно-оздоровительного направления с использованием учебного пособия  «Дневник здоровья. 4 класс» «Территория здоровья».

Курс «Мы и окружающий мир» разработан УМК «Перспективная начальная школа». Поэтому идет тесное переплетение тем урочной и внеурочной деятельности.  Многие темы которые изучаются в урочное время на предмете окружающий мир, более подробно можно изучить во внеурочной деятельности и реализовать проектную деятельность.

В курсе «Мы и окружающий мир» мы работали над такой темой, как: «История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое город».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается  огромная страна Россия, гражданами  которой  мы являемся .

Проект «Мой город Калачинск»

Цель нашей работы: создание альбома «Мой город Калачинск»

Для достижения поставленной цели мы рассмотрели вопросы, связанные с решением таких задач, как:

  • Изучить природу родного края;
  • Выяснить особенности развития истории родного края;
  • Найти исторические памятники и достопримечательности своей Малой Родины;
  • Собрать материал о городе Калачинске (иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
  • Оформить собранные материалы в виде альбома «Мой город Калачинск»
  • Научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

По этой теме были предусмотрены как аудиторные, так и внеаудиторные занятия.

Аудиторные занятия : распределение обязанностей между членами клуба по сбору материала о возникновении названия города  и о его историческом прошлом:

1) подготовка выставки книг из школьной библиотеки; 2) составление списка наименований книг из других библиотек населенного пункта; 3) сбор информации (поручается школьникам, пользующихся Интернетом);

Сообщения членов клуба о версиях возникновения имен населенных пунктов.

Работа с контурной картой своего города, села, поселка.

Внеаудиторное занятие: посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; фотографирование этапов проведения экскурсии.

Внеаудоторное задание: подготовка презентаций.

Аудиторное занятие : подведение итогов, выставка презентаций, отбор лучших в альбом  «Мой город - Калачинск».

Сначала мы наш альбом презентовали перед родителями на родительском собрании, потом  перед обучающимися 1-3 классов, а затем передали на хранение в музей нашего «Лицея».

Ребята очень активно занимались проектной деятельностью и очень гордятся ее результатом.

Участники проекта не только глубоко познакомились, но и выяснили особенности природы и истории родного края, поняли, что из малого складывается большое – наш город часть большой страны, которая называется Россией. Мы научились работать в команде, принимать на себя разные роли и обязанности. Мы научились сотрудничать с родителями, добивались взаимопонимания, совместно посещали библиотеки и музей.

Поняли роль наблюдений, опытов, книг и др. источников информации в познании окружающего мира.

Мы научились использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о родном крае, стране.

Следующий курс о котором я хочу вам рассказать – это физкультурно-оздоровительное направление с использованием учебного пособия  «Дневник здоровья. 4 класс» «Территория здоровья».

Вся работа строилась в виде проекта.

Проект мы назвали «Мой  новый дом».

Цель проекта: формирование навыка проектирования жилого помещения или отдельной комнаты.

На сюжете сказки С. Михалкова «Три поросенка» мы стали осваивать основы проектной деятельности. Нужно было продумать и спроектировать дом-крепость для поросят. Ребята сразу определились с тем, что дом должен отвечать всем современным требованиям.

 Первая тема  звучит так – «Учимся разрабатывать проект». Здесь мы распределились на группы и сформулировали правила успешной совместной деятельности.

Далее мы работали над планом реализации проекта «Дом – крепость»:

  1. начертить план дома;
  2. определиться со стройматериалами;
  3. отделочные материалы;
  4. система охраны; и т.д.

Одна группа решила сделать модель спальной  комнаты используя картонную коробку. Коробка  была оклеена обоями, на дне было постелено ковровое покрытие. Прорезали окно и задекорировали его тюлем. Установили кровать, сделанную из маленькой коробочки из под туалетной воды. Изготовили  одеяло, подушку и сшили постельное белье. Из подобных, маленьких коробочек была изготовлена мебель для спальни. Проект получился очень увлекательным и результат вызывал восхищение у многих людей. Данный проект был презентован вниманию родителей на родительском собрании, а так же среди учащихся младших классов.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....