Концепция воспитательной работы
методическая разработка на тему

Лугинина Ольга Рудольфовна

Концепция воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

   Об отношениях современной семьи и школы много пишут и говорят. Но, несмотря на стремительное движение времени, каждый классный руководитель должен ставить перед собой основную цель – стать с родителями единомышленниками в воспитании и обучении детей. Какую бы информацию ни давали различные источники, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.

Открытый характер моей воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, повышением психолого-педагогических знаний родителей, доступностью для родителей любой информации о воспитании и обучении ребенка.

   Как мне, классному руководителю, организовать свою воспитательную работу, как скрепить отношения семьи и школы, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка?

    Главной задачей, которую я поставила перед собой в работе с родителями, стало привлечение их к жизни класса, создание единой системы «Классный руководитель – ученики – родители». Детское самоуправление не будет полностью реализовано, если семья, родители будут вдалеке от проблем класса, а значит, и от проблем своего ребенка.

   В поисках ответов на поставленные вопросы я пришла к выводу, что  в классном коллективе, между родителями и детьми, нужно создавать атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Необходима четкая и ясная система воспитания, без которой любой классный руководитель работать не может. Основой такой воспитательной системы становится ее концепция.

Нормативные документы классного руководителя.

Работая с нормативными документами, я обратила внимание, что в ряде последних документов и программах ЮНЕСКО, к числу которых относятся Конвенция о правах ребенка, «Лиссабонская конвенция», доклад Международной комиссии по образованию и воспитанию XXI века «Образование: сокрытое сокровище», фиксируется общее убеждение о том, что, если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно точно определить основные ключевые знания (компетентности), которыми должны обладать воспитанники, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни и продолжению образования. Одним из способов достижения ключевых компетентностей является развитие критического мышления, которое помогает находить собственные приоритеты, повышает уровень культуры, развивает способность анализировать ситуацию, воспитывает самостоятельность.

В связи с особенностями моей концепции воспитания, функционал классного руководителя для меня оказался недостаточным. Поэтому возникла необходимость в расширении своих обязанностей как классного руководителя.

    Как классный руководитель я обязана:

  • привлекать к воспитательной работе  других педагогов,
  • общественные организации по месту жительства,
  • шефов,
  • родительские клубы;
  • анализировать влияние семьи, окружающей среды, школы на каждого ребёнка;
  • на основе полученных данных выбирать формы и методы воспитательной работы;
  • создавать «Школу семьи» для родителей, используя инновационные технологии в воспитательном процессе;
  • добиваться  стабильного повышения уровня воспитанности учащихся;
  • создавать условия для осуществления проектной деятельности учащихся и их родителей.

Что такое воспитание и его концепция

«Воспитание – это не работа, бесполезно заложенная функционалами, это реализация своей позиции; позиция – это деятельность и сознание».

П.В. Степанов

Формируя свою воспитательную концепцию, я пришла к выводу, что   концепция – это стержень, описывающий смысл, миссию и философию моей деятельности как классного руководителя, воспитателя, наставника.

 

Сущность каждой из воспитательных программ я выражаю с помощью точных и метких русских пословиц и афоризмов, которые мои ребята подбирают сами.

Принципы:

 •      историко-культурное построение воспитательной системы класса по основному направлению работы школы;

•       системно-структурная деятельность всех субъектов воспитания: школы, семьи, учащихся;

•       равноправное партнерское сосуществование различных педагогических систем и технологий (взаимодействие со всеми структурами);

•       широкий творческий подход, пронизывающий все сферы  воспитания и развития учащихся;

•       совместная работа с родителями над проблемами класса.

При работе с родителями всегда помню:

Методологическая база концепции воспитательной работы.

Быть компетентным - значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах.

Мой профиль умений

Общение, групповая деятельность

Анализ своих действий и оценок приводит ребенка к определенному составлению плана действий по дальнейшему совершенствованию  и самовоспитанию. Мне как классному руководителю такой анализ дает возможность проектировать становление личности, ориентированное на развитие компетентностей.

 

 

Вначале мы учим своих детей.

Затем мы сами учимся у них.

Кто этого делать не хочет,

Тот отстает от своего времени.

Ян Райнис

Работая над программой, я опиралась на опыт  московских ученых П.В. Степанова, Л.Я. Олифиренко и Ю.П. Азарова.

Программа рассчитана на  четыре года.

Цель программы: воспитание социально адаптированной, толерантной, коммуникабельной  личности, обладающей высоким уровнем самосознания и самостоятельности, богатым духовно-нравственным потенциалом, развитыми творческими способностями.  

Задачи:

  • Создание хорошей учебной атмосферы.
  • Развитие познавательных интересов.
  • Формирование у учащихся сознательной дисциплины, привития навыков культуры поведения.
  • Формирование традиций в классном  коллективе.
  • Развитие творческих способностей.
  • Привлечение к жизни класса родителей и создание единой системы: «Классный руководитель + ученики + родители = МЫ»

 Предполагаемый результат:

Ученик должен обладать:

  • Способностью самостоятельно строить свою жизнь;
  • Способностью к сотрудничеству, коммуникации, умению организовывать самостоятельно свой труд, работать в условиях творчества;
  • Способностью учиться в течение всей жизни;
  • Умением общаться с другими людьми и получать от этого удовольствие.

Этапы реализации программы:

Первый этап

Плох тот воспитатель детей,

 который не помнит своего детства.

Эбнер Эшенбах

Определение целей и задач в рамках реализации программы.

Изучение исторических типов семей, различающихся своими ценностными ориентирами.

Составление плана работы  в сотворчестве с родителями.

Диагностика детского коллектива, семейного воспитания.

Коррекция плана работы в соответствии с результатами диагностик.

Проведение тематических классных часов, родительских собраний и их диагностика.

Создание условий, которые будут направлены на саморазвитие и самосовершенствование учащихся.

Второй этап

Педагогика должна стать наукой для всех –

и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

Определение приемов воспитания и развития учащихся.

Проектирование классным руководителем становления личности ребенка, ориентированного на воспитание и развитие компетентностей.

Привлечение родителей к активной деятельности совместно с детьми.

Приобщение учащихся к сохранению природы и истории своей малой Родины.

Третий этап

                                    Если дети живут в критике,

они учатся осуждать других людей.

                                    Если дети живут во вражде,

 они учатся быть злыми.

                                    Если дети живут среди насмешек,

они становятся нерешительными.

                                  Если дети живут в стыде и смущении,

чувство собственного достоинства

уступает место чувству вины.

Дороти Нолт

Изучение родительского авторитета  в семье.

Подбор примерных тем для совместного обсуждения и просвещения родителей.

Родительские лектории об особенностях общения с ребенком в семье.

Включение учащихся в активную творческую деятельность.

Развитие культуры трудовой деятельности.

Четвертый этап

Внедрение современных технологий в воспитательный процесс.

Формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, коллег.

Проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне.

Повышение культуры участников воспитательного процесса.

Изучение уровня развития коллектива (диагностика).

    Работу по реализации воспитательной программы целесообразно начинать с последовательной и систематической диагностики.

 Цель диагностики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса. Применяемая мной методика А.Н. Лутошкина  позволяет глубоко изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.

   На основании ответов школьников я смогла определить степень их удовлетворенности  классным коллективом, узнала, как оценивают ребята его спаянность и единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с этой диагностикой удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями. Обозначились также воспитательные возможности семей, что позволило активизировать процесс  вовлечения родителей в жизнь классного коллектива.

Направления воспитательной работы

«УЧЕНИК И ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

Задачи:

  • создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей, учащихся средствами воспитательной работы;
  • знакомить учащихся с достижениями различных людей;
  • давать возможность детям проявлять свои интеллектуальные возможности проявлять в школе и вне ее.

    Познание занимает ведущее место в сфере интересов школьников, в формировании их планов на будущее. Познание происходит в основном  в классе, поэтому он обычно значим и привлекателен для учащихся. Я также заинтересована в развитии класса, так как вижу в нем дополнительные ресурсы для успешности учебного процесса. Наряду с учебным процессом формирую целенаправленную организацию внеурочного времени ребят. В учебную деятельность стараюсь активно привлекать родителей, которые на практике оказываются отличными помощниками. Постоянно слежу за успеваемостью в классе, оповещаю о них родителей, для сравнительного анализа заношу данные по успеваемости и составляю диаграммы, из которых ясно видно качество и обученность. Очень важно вовремя увидеть и распознать причины, влияющие на состояние  успеваемости. Совместно с учителями – предметниками, психологами, медицинской службой я провожу индивидуальную работу с учащимися и родителями. Во время учебного года разрабатываю тематику классных часов с использованием русских пословиц на тему «Учеба». Регулярно проводим  предметные олимпиады, вечера, викторины. Такие неформальные мероприятия оказывают большое влияние на обучение ребят. Каждый стремится к улучшению своих знаний, повышению интеллектуального уровня. Воспитание интеллекта – это в первую очередь создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, побуждение к самосовершенствованию.

 «ОБЩЕНИЕ И ДОСУГ»

Задачи:

  • знакомить ребят с традициями общения различных поколений,
  • формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения,
  • учитывать возрастные особенности для развития умения общаться,
  • оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе дополнительного образования (кружки, секции, клубы),
  • использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.

   Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Успех любого общения определяется, прежде всего, взаимопониманием. Участие ребят в различных мероприятиях, таких, как классные вечера отдыха, мастерские опыта, разнообразные тренинги, экскурсии, походы показывают индивидуальность каждого ребенка, его способности, таланты. В такой воспитательной работе выражается способность к самоанализу и самопознанию. Именно через эти формы реализуется и моя роль. Для ребят я становлюсь другом, который поможет в любой ситуации.  

Для реализации талантов и способностей ребят я провожу много классных мероприятий, в которых они проявляют себя и свои способности. Ребята сами придумывают конкурсы талантов, такие, как выставки рисунков по различной тематике, концерты, спектакли, проекты творческой деятельности, посещение кинотеатров, театров, музеев, выставок с дальнейшим обсуждением увиденного. Свои впечатления о каждом  мероприятии дети складывают в личный конверт, содержимое которого может прочитать любой одноклассник, в том числе и я. Этот конверт - своеобразный путеводитель, с помощью которого я определяю мероприятия на будущий год, а также отношение ребят к способностям своих друзей.

 

«УЧЕНИК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ »

Задачи:

  • создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья,
  • формировать положительное отношение к мужскому здоровью как бесценному дару природы,
  • способствовать преодолению вредных привычек средствами физической культуры и занятием спорта,
  • создавать возможность демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья.

    Сохранение здоровья в современном мире - одна из самых актуальных проблем. Большинство учащихся имеют хронические заболевания, и наша задача не дать прогрессировать этим болезням. Основными формами работы в этом направление являются диспуты, лекции, беседы, спортивные соревнования. Я часто знакомлю ребят со спортивными достижениями знаменитых спортсменов. Обсуждение олимпийских, мировых и российских соревнований дает благоприятный стимул для занятий спортом. Создание на базе школы клуба «Я против наркотиков» показывает, насколько негативное явление возмущает подростков. Беседы о вреде алкоголя и курения я провожу систематически. Но, несмотря на это, показательный пример взрослых манит ребят попробовать. Ответить на вопрос: «А почему, если это вредно, взрослые курят и пьют?» лучше с помощью родителей, вернее, тех отцов, кто имеет положительный опыт борьбы с вредными привычками. Хороший эффект дают совместные походы и соревнования, к проведению которых я привлекаю родителей.  Борьба за здоровый образ жизни должна приобрести иные формы, которые будут наиболее эффективны.  

«УЧЕНИК И ЕГО СЕМЬЯ»

Задачи:

  • познакомить родителей с основным законом воспитания детей в семье,
  •  привлекать родителей к жизни и проблемам класса,
  •  создание единой системы «Классный руководитель + родители + ученики = МЫ»,
  • вовлекать родителей во все классные и школьные мероприятия,
  • знакомить родителей с достижениями их детей.

Огромное значение в работе с семьей имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. При выборе тем родительских собраний я провожу анкету, чтобы правильно составить тематику лектория по интересам родителей. Безусловно, к просвещению родителей я привлекаю специалистов различных направлений. Но всегда нужно помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей к классному руководителю. Стараюсь не оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Для сплочения коллектива родителей и ребят часто провожу совместные мероприятия: родительские собрания, мастерские семейного опыта, экскурсии, походы на природу. Наряду с самоуправлением учащихся в нашем классе существует самоуправление в родительском коллективе. Единство родителей, учащихся и классного руководителя помогает в решении разных проблем: в ситуации, когда все участники воспитательного процесса ставят перед собой единую цель, и дорогу к выполнению этой цели они выбирают вместе. Родители с большим пониманием относятся к тому, что делается в классе: им интересно присутствовать на уроке, любом мероприятии, посмотреть, как отвечает их ребенок на уроке, какие отношения у него с ребятами в классе, участвует ли он в празднике.

«УЧЕНИК – ПАТРИОТ И ГРАЖДАНИН»

Задачи:

  • создавать условия для воспитания гражданина, глубоко любящего свою Родину,
  • формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию нашей малой Родины,
  • воспитывать у учащихся такие черты, как толерантность и коммуникабельность.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".

Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...

Концепция воспитательной работы моего класса

Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...

Концепция воспитательной работы

Концепция воспитательлной  работы. Цели и задачи воспитания. Идеи воспитательной системы....

статью "Концепция воспитательной работы".

Статья по воспитательной работе....

Концепция воспитательной работы.

О будущем,которое начинается сегодня....

Концепция воспитательной работы учителя начальных классов

В данном материале рассказывается о построении воспитательной системы класса через работу с семьей и школой....