Концепция воспитательной работы
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Введение.
Об отношениях современной семьи и школы много пишут и говорят. Но, несмотря на стремительное движение времени, каждый классный руководитель должен ставить перед собой основную цель – стать с родителями единомышленниками в воспитании и обучении детей. Какую бы информацию ни давали различные источники, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.
Открытый характер моей воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, повышением психолого-педагогических знаний родителей, доступностью для родителей любой информации о воспитании и обучении ребенка.
Как мне, классному руководителю, организовать свою воспитательную работу, как скрепить отношения семьи и школы, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка?
Главной задачей, которую я поставила перед собой в работе с родителями, стало привлечение их к жизни класса, создание единой системы «Классный руководитель – ученики – родители». Детское самоуправление не будет полностью реализовано, если семья, родители будут вдалеке от проблем класса, а значит, и от проблем своего ребенка.
В поисках ответов на поставленные вопросы я пришла к выводу, что в классном коллективе, между родителями и детьми, нужно создавать атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Необходима четкая и ясная система воспитания, без которой любой классный руководитель работать не может. Основой такой воспитательной системы становится ее концепция.
Нормативные документы классного руководителя.
Работая с нормативными документами, я обратила внимание, что в ряде последних документов и программах ЮНЕСКО, к числу которых относятся Конвенция о правах ребенка, «Лиссабонская конвенция», доклад Международной комиссии по образованию и воспитанию XXI века «Образование: сокрытое сокровище», фиксируется общее убеждение о том, что, если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно точно определить основные ключевые знания (компетентности), которыми должны обладать воспитанники, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни и продолжению образования. Одним из способов достижения ключевых компетентностей является развитие критического мышления, которое помогает находить собственные приоритеты, повышает уровень культуры, развивает способность анализировать ситуацию, воспитывает самостоятельность.
В связи с особенностями моей концепции воспитания, функционал классного руководителя для меня оказался недостаточным. Поэтому возникла необходимость в расширении своих обязанностей как классного руководителя.
Как классный руководитель я обязана:
- привлекать к воспитательной работе других педагогов,
- общественные организации по месту жительства,
- шефов,
- родительские клубы;
- анализировать влияние семьи, окружающей среды, школы на каждого ребёнка;
- на основе полученных данных выбирать формы и методы воспитательной работы;
- создавать «Школу семьи» для родителей, используя инновационные технологии в воспитательном процессе;
- добиваться стабильного повышения уровня воспитанности учащихся;
- создавать условия для осуществления проектной деятельности учащихся и их родителей.
Что такое воспитание и его концепция
«Воспитание – это не работа, бесполезно заложенная функционалами, это реализация своей позиции; позиция – это деятельность и сознание».
П.В. Степанов
Формируя свою воспитательную концепцию, я пришла к выводу, что концепция – это стержень, описывающий смысл, миссию и философию моей деятельности как классного руководителя, воспитателя, наставника.
Сущность каждой из воспитательных программ я выражаю с помощью точных и метких русских пословиц и афоризмов, которые мои ребята подбирают сами.
Принципы:
• историко-культурное построение воспитательной системы класса по основному направлению работы школы;
• системно-структурная деятельность всех субъектов воспитания: школы, семьи, учащихся;
• равноправное партнерское сосуществование различных педагогических систем и технологий (взаимодействие со всеми структурами);
• широкий творческий подход, пронизывающий все сферы воспитания и развития учащихся;
• совместная работа с родителями над проблемами класса.
При работе с родителями всегда помню:
Методологическая база концепции воспитательной работы.
Быть компетентным - значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах.
Мой профиль умений
Общение, групповая деятельность
Анализ своих действий и оценок приводит ребенка к определенному составлению плана действий по дальнейшему совершенствованию и самовоспитанию. Мне как классному руководителю такой анализ дает возможность проектировать становление личности, ориентированное на развитие компетентностей.
Вначале мы учим своих детей.
Затем мы сами учимся у них.
Кто этого делать не хочет,
Тот отстает от своего времени.
Ян Райнис
Работая над программой, я опиралась на опыт московских ученых П.В. Степанова, Л.Я. Олифиренко и Ю.П. Азарова.
Программа рассчитана на четыре года.
Цель программы: воспитание социально адаптированной, толерантной, коммуникабельной личности, обладающей высоким уровнем самосознания и самостоятельности, богатым духовно-нравственным потенциалом, развитыми творческими способностями.
Задачи:
- Создание хорошей учебной атмосферы.
- Развитие познавательных интересов.
- Формирование у учащихся сознательной дисциплины, привития навыков культуры поведения.
- Формирование традиций в классном коллективе.
- Развитие творческих способностей.
- Привлечение к жизни класса родителей и создание единой системы: «Классный руководитель + ученики + родители = МЫ»
Предполагаемый результат:
Ученик должен обладать:
- Способностью самостоятельно строить свою жизнь;
- Способностью к сотрудничеству, коммуникации, умению организовывать самостоятельно свой труд, работать в условиях творчества;
- Способностью учиться в течение всей жизни;
- Умением общаться с другими людьми и получать от этого удовольствие.
Этапы реализации программы:
Первый этап
Плох тот воспитатель детей,
который не помнит своего детства.
Эбнер Эшенбах
Определение целей и задач в рамках реализации программы.
Изучение исторических типов семей, различающихся своими ценностными ориентирами.
Составление плана работы в сотворчестве с родителями.
Диагностика детского коллектива, семейного воспитания.
Коррекция плана работы в соответствии с результатами диагностик.
Проведение тематических классных часов, родительских собраний и их диагностика.
Создание условий, которые будут направлены на саморазвитие и самосовершенствование учащихся.
Второй этап
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский
Определение приемов воспитания и развития учащихся.
Проектирование классным руководителем становления личности ребенка, ориентированного на воспитание и развитие компетентностей.
Привлечение родителей к активной деятельности совместно с детьми.
Приобщение учащихся к сохранению природы и истории своей малой Родины.
Третий этап
Если дети живут в критике,
они учатся осуждать других людей.
Если дети живут во вражде,
они учатся быть злыми.
Если дети живут среди насмешек,
они становятся нерешительными.
Если дети живут в стыде и смущении,
чувство собственного достоинства
уступает место чувству вины.
Дороти Нолт
Изучение родительского авторитета в семье.
Подбор примерных тем для совместного обсуждения и просвещения родителей.
Родительские лектории об особенностях общения с ребенком в семье.
Включение учащихся в активную творческую деятельность.
Развитие культуры трудовой деятельности.
Четвертый этап
Внедрение современных технологий в воспитательный процесс.
Формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, коллег.
Проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне.
Повышение культуры участников воспитательного процесса.
Изучение уровня развития коллектива (диагностика).
Работу по реализации воспитательной программы целесообразно начинать с последовательной и систематической диагностики.
Цель диагностики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса. Применяемая мной методика А.Н. Лутошкина позволяет глубоко изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.
На основании ответов школьников я смогла определить степень их удовлетворенности классным коллективом, узнала, как оценивают ребята его спаянность и единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с этой диагностикой удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями. Обозначились также воспитательные возможности семей, что позволило активизировать процесс вовлечения родителей в жизнь классного коллектива.
Направления воспитательной работы
«УЧЕНИК И ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»
Задачи:
- создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей, учащихся средствами воспитательной работы;
- знакомить учащихся с достижениями различных людей;
- давать возможность детям проявлять свои интеллектуальные возможности проявлять в школе и вне ее.
Познание занимает ведущее место в сфере интересов школьников, в формировании их планов на будущее. Познание происходит в основном в классе, поэтому он обычно значим и привлекателен для учащихся. Я также заинтересована в развитии класса, так как вижу в нем дополнительные ресурсы для успешности учебного процесса. Наряду с учебным процессом формирую целенаправленную организацию внеурочного времени ребят. В учебную деятельность стараюсь активно привлекать родителей, которые на практике оказываются отличными помощниками. Постоянно слежу за успеваемостью в классе, оповещаю о них родителей, для сравнительного анализа заношу данные по успеваемости и составляю диаграммы, из которых ясно видно качество и обученность. Очень важно вовремя увидеть и распознать причины, влияющие на состояние успеваемости. Совместно с учителями – предметниками, психологами, медицинской службой я провожу индивидуальную работу с учащимися и родителями. Во время учебного года разрабатываю тематику классных часов с использованием русских пословиц на тему «Учеба». Регулярно проводим предметные олимпиады, вечера, викторины. Такие неформальные мероприятия оказывают большое влияние на обучение ребят. Каждый стремится к улучшению своих знаний, повышению интеллектуального уровня. Воспитание интеллекта – это в первую очередь создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, побуждение к самосовершенствованию.
«ОБЩЕНИЕ И ДОСУГ»
Задачи:
- знакомить ребят с традициями общения различных поколений,
- формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения,
- учитывать возрастные особенности для развития умения общаться,
- оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе дополнительного образования (кружки, секции, клубы),
- использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Успех любого общения определяется, прежде всего, взаимопониманием. Участие ребят в различных мероприятиях, таких, как классные вечера отдыха, мастерские опыта, разнообразные тренинги, экскурсии, походы показывают индивидуальность каждого ребенка, его способности, таланты. В такой воспитательной работе выражается способность к самоанализу и самопознанию. Именно через эти формы реализуется и моя роль. Для ребят я становлюсь другом, который поможет в любой ситуации.
Для реализации талантов и способностей ребят я провожу много классных мероприятий, в которых они проявляют себя и свои способности. Ребята сами придумывают конкурсы талантов, такие, как выставки рисунков по различной тематике, концерты, спектакли, проекты творческой деятельности, посещение кинотеатров, театров, музеев, выставок с дальнейшим обсуждением увиденного. Свои впечатления о каждом мероприятии дети складывают в личный конверт, содержимое которого может прочитать любой одноклассник, в том числе и я. Этот конверт - своеобразный путеводитель, с помощью которого я определяю мероприятия на будущий год, а также отношение ребят к способностям своих друзей.
«УЧЕНИК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ »
Задачи:
- создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья,
- формировать положительное отношение к мужскому здоровью как бесценному дару природы,
- способствовать преодолению вредных привычек средствами физической культуры и занятием спорта,
- создавать возможность демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья.
Сохранение здоровья в современном мире - одна из самых актуальных проблем. Большинство учащихся имеют хронические заболевания, и наша задача не дать прогрессировать этим болезням. Основными формами работы в этом направление являются диспуты, лекции, беседы, спортивные соревнования. Я часто знакомлю ребят со спортивными достижениями знаменитых спортсменов. Обсуждение олимпийских, мировых и российских соревнований дает благоприятный стимул для занятий спортом. Создание на базе школы клуба «Я против наркотиков» показывает, насколько негативное явление возмущает подростков. Беседы о вреде алкоголя и курения я провожу систематически. Но, несмотря на это, показательный пример взрослых манит ребят попробовать. Ответить на вопрос: «А почему, если это вредно, взрослые курят и пьют?» лучше с помощью родителей, вернее, тех отцов, кто имеет положительный опыт борьбы с вредными привычками. Хороший эффект дают совместные походы и соревнования, к проведению которых я привлекаю родителей. Борьба за здоровый образ жизни должна приобрести иные формы, которые будут наиболее эффективны.
«УЧЕНИК И ЕГО СЕМЬЯ»
Задачи:
- познакомить родителей с основным законом воспитания детей в семье,
- привлекать родителей к жизни и проблемам класса,
- создание единой системы «Классный руководитель + родители + ученики = МЫ»,
- вовлекать родителей во все классные и школьные мероприятия,
- знакомить родителей с достижениями их детей.
Огромное значение в работе с семьей имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. При выборе тем родительских собраний я провожу анкету, чтобы правильно составить тематику лектория по интересам родителей. Безусловно, к просвещению родителей я привлекаю специалистов различных направлений. Но всегда нужно помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей к классному руководителю. Стараюсь не оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Для сплочения коллектива родителей и ребят часто провожу совместные мероприятия: родительские собрания, мастерские семейного опыта, экскурсии, походы на природу. Наряду с самоуправлением учащихся в нашем классе существует самоуправление в родительском коллективе. Единство родителей, учащихся и классного руководителя помогает в решении разных проблем: в ситуации, когда все участники воспитательного процесса ставят перед собой единую цель, и дорогу к выполнению этой цели они выбирают вместе. Родители с большим пониманием относятся к тому, что делается в классе: им интересно присутствовать на уроке, любом мероприятии, посмотреть, как отвечает их ребенок на уроке, какие отношения у него с ребятами в классе, участвует ли он в празднике.
«УЧЕНИК – ПАТРИОТ И ГРАЖДАНИН»
Задачи:
- создавать условия для воспитания гражданина, глубоко любящего свою Родину,
- формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию нашей малой Родины,
- воспитывать у учащихся такие черты, как толерантность и коммуникабельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".
Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...
Концепция воспитательной работы моего класса
Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...
Концепция воспитательной работы
Концепция воспитательлной работы. Цели и задачи воспитания. Идеи воспитательной системы....
статью "Концепция воспитательной работы".
Статья по воспитательной работе....
Концепция воспитательной работы.
О будущем,которое начинается сегодня....
Концепция воспитательной работы учителя начальных классов
В данном материале рассказывается о построении воспитательной системы класса через работу с семьей и школой....