Концепция воспитательной работы
рабочая программа на тему
Концепция воспитательлной работы. Цели и задачи воспитания. Идеи воспитательной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция воспитательной работы
1.Преамбула.
Теоретико-методические основы воспитательной работы в классе
Воспитание – обращение к человеку в его целостности, как космо – био – социокультурному, исторически конкретному, духовно активному существу, через духовно – практическую деятельность учителя.
Воспитанник – личность одновременно являющаяся объектом и субъектом воспитательного процесса, находящаяся во взаимодействии с определёнными лицами (учитель, родитель) и социальным окружением (семья, коллектив).
Воспитательный процесс – цель развивающихся воспитательных ситуаций (дел), строящихся с учётом опыта результатов предыдущей, единицей, которой является развивающая воспитательная ситуация.
2. Исходное состояние воспитательной системы класса.
- Гуманистические цели и задачи, а также средства их достижения, где ребёнок, его самочувствие являются основной ценностью;
- Поощряется творчество, инициатива, культурное развитие;
- Активное участие в работе кружков, клубов, секций различной направленности;
- Традиционные различные экскурсионные поездки и туристические походы;
- Активно функционирующие органы самоуправления;
- Тёплые, дружеские отношения между детьми и взрослыми;
- В полной мере выполняются защитные функции по отношению к ребёнку;
- Существуют свои традиции, творческие и классные дела, традиционные праздники
Цели и задачи воспитания:
Цель:
Исходя из потенциала гимназии и представлений о её роли в формировании личности воспитанника, воспитательный коллектив видит свою цель в создании условий для формирования зрелой личности, способной самостоятельно жить и развиваться в изменяющемся мире, учитывая все условия для развития самоопределяющейся, самореализующейся, самопознающей личности.
Задачи воспитания:
- Формирование толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. Создание толерантного отношения в детском коллективе
(здоровый микроклимат, положительные межличностные отношения, их регулирование и коррекция).
- Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека. Воспитание любви к родному краю, родному дому (дом как семья, школа, природа, Родина).
- Охрана здоровья учащихся с учётом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
- Формирование активной жизненной позиции, умение анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
- Вовлечение в созидательную деятельность, воспитание в потребностей в бескорыстных и милосердных поступках.
Идеи воспитательной системы:
- Учитывать потребность человека в самореализации.
- Развивать индивидуальность в каждом.
- Оказывать каждому учащемуся педагогическую поддержку.
- Доверять и верить ребёнку.
- Добиваться равенства участников педагогического процесса.
Принципы построения воспитательной системы:
- Свободы – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за её результаты.
- Внешней и внутренней дифференциации – способствует выявлению и развитию у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности.
- Единства – способствует целостному восприятию единства обучения, воспитания, развития.
- Гуманизации - предоставляет ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма.
- Личностной ориентации – гарантирует отношения педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному ответственному субъекту воспитательного процесса.
- Социальной активности – развитие у ребёнка способностей к социальному действию, социальному поступку. (1 уровень – социальной установки – оценочное отношение; 2 уровень – убеждения – самоопределение в социальном мире; 3 уровень – социально значимый поступок).
- Единства воспитательных воздействий – координация усилий школы, семьи и общественности на пути воспитания личности. Основное условие – согласованные требования, дополнения, усиливающие педагогическое воздействие.
- Развивающего воспитания – предполагает опережающее участие воспитанника в деятельности коллектива (сегодня – выскажет мнение, примет решение, совершит социально значимое действие при помощи, совете, поддержке; завтра – сможет сформулировать мнение самостоятельно, ответственно совершить поступок).
Виды деятельности:
- Познавательная деятельность.
- Коллективная деятельность.
- Групповая деятельность.
- Индивидуальная деятельность.
- Творческая деятельность
- Игровая деятельность.
- Трудовая деятельность.
- Занятия по интересам.
Формы воспитательной деятельности:
Классные часы, вечера.
Экскурсии, туристические походы.
Интеллектуальные игры: Брей – ринги, КВН, марафоны, викторины, международные игры – конкурсы по предметам («Русский медвежонок», «Кенгурёнок», «Золотое руно»).
Изучение литературы, конкурсы художественного чтения, поэтические конкурсы.
Посещение музеев, памятных мест.
Посещение театров, кинотеатров (просмотр спектаклей, фильмов).
Репетиции спектаклей, постановок с творческим зачётом.
Подготовка иллюстрированных экспозиций.
Клубы по интересам: « Почемучка».
Творческая трудовая деятельность, самообслуживание.
Тематические беседы, лекции.
Самоуправление.
Использование системы дополнительного образования в воспитательной деятельности.
- Студия искусств.
- Студия спортивного танца.
- Спортивные объединения, секции, школы.
- Вокальные и хоровые студии.
- Хореографическая студия.
- Спортивные объединения, секции, школы.
- Вокальные и хоровые студии.
- Хореографическая студия.
- Психологические тренинги и консультации, занимательные уроки психологии.
- Спортивная кружковая работа (кружки спортивных игр по интересам).
Использование новейших педагогических технологий
в воспитательном процессе.
Педагогические технологии на основе Гуманизации и демократизации педагогических отношений:
- педагогика сотрудничества;
- гуманно – личностная (Ш.А. Амонашвили).
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- игровые технологии;
- коммуникативное обучение Е.И. Панова.
Педагогические технологии на основе усиления социально – воспитательных функций:
- технология адаптивной школы;
- здоровьесберегающие технологии.
Педагогические технологии на основе современных информационно – телекоммуникационных средств.
Технологии развивающего образования:
- « Школа самоопределения» А.Н. Тубельского.
- « Развивающего обучения» Д.Б. Эльконина, Л.В. Зайкова.
- «Саморазвития» М. Монтессори.
Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья:
- Б.П. и Л.А. Никитиных « Раннее начало физического развития и закаливания».
- В.Ф. Базарного « Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».
- Методика фонопедического развития под ред. Емельянова.
Системообразующие сферы деятельности и направления работы воспитательной системы класса:
Интеллектуальная – формирование объёма, глубины, действенности знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, любовь, доброта, представление о долге, самокритичности, ответственности за себя).
Мотивационная – главная сфера, движущая сила формирования и развития личности. Формирование объективного отношения к моральным нормам: бережного отношения к человеку, сочетания личностных и общественных интересов, нравственные установки, цель жизни и т.д.
Волевая – формирование нравственно – волевых устремлений в реализации нравственных поступков : мужество, смелость.
Саморегуляция – формирование нравственной правомерности выбора : СОВЕСТЛИВОСТЬ, САМООЦЕНКА, САМОКРИТИЧНОСТЬ, РЕФЛЕКСИЯ.
Предметно – практическая – развитие способности совершать нравственные поступки.
Экзистенциональная – формирование сознательного отношения к своим действиям, стремления к нравственному совершенствованию, любви к себе и другим, заботы о красоте тела, понимание морали.
Связующими звеньями выстроенной системы являются :
- познавательная деятельность детей, направленная на освоение культурного наследия, пробуждение к знанию, как самостоятельной ценности.
- Игра, как способ приобщения к культуре.
В концепции воспитания класса воспитание личности строится через обретение культуры – культуры прошлого, культурных традиций, культуры общения, культуры достоинства, т.к. только культура способна вывести ребёнка к добру. И если наука – это путь к Истине, то искусство, литература, как основа духовной культуры, - это путь к постижению того смысла бытия и осмысления себя в нём, без которого личность состояться не сможет.
4. Проектируемая модель учащегося и выпускника начальной школы
- Познавательное направление: выпускник должен быть - инициативным в познавательной деятельности, функционально грамотным, наблюдательным, склонным искать причины увиденного, склонным к размышлению, аргументации своего мнения.
- Социально – личностное направление: выпускник должен быть – искренним ( отсутствие боязни обнаружить свою индивидуальность, любознательным, умеющим вовлекать окружающих в собственную интеллектуальную жизнь, заинтересованным в общем успехе, умеющим осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.
Ученику класса должны быть присущи такие качества личности, как:
Гуманистическое отношение к окружающему миру.
Нравственность, высокий культурный уровень.
Гражданственность, патриотизм.
Образованность: знание основ наук, владение навыками самообразования, саморазвития, самореализации.
Толерантность.
- Физическое здоровье.
Одним словом, выпускник начальной школы должен быть самостоятельным, ответственным, инициативным.
Программа воспитательной работы
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
- концепцией воспитательной работы и Уставом гимназии «Интеллект»;
- Законом РФ и СК « Об образовании»;
- Конвенцией о правах ребёнка;
- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
- «Положением об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи» - постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г.;
- междисциплинарной программой «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений.
Срок реализации программы: 4 года.
Цель программы:
создание психолого-педагогических условий для оптимального развития умений и способностей младших школьников в условиях личностно – ориентированного подхода, как в обучении, так и в воспитании.
Задачи программы:
создание толерантного отношения в детском коллективе
(здоровый микроклимат, положительные межличностные отношения, их регулирование и коррекция).
- воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к
правам и свободам человека. Воспитание любви к родному
краю, родному дому (дом как семья, школа, природа, Родина).
охрана здоровья учащихся с учётом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
формирование активной жизненной позиции, умение
анализировать свои поступки и черты характера,
прогнозировать последствия своих действий.
вовлечение в созидательную деятельность, воспитание в
потребностей в бескорыстных и милосердных поступках.
Приоритетные направления программы:
Патриотическое воспитание и гражданское становление личности – помощь в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру, поиск ответа на вопрос « как нам строить свою жизнь»№ в отношениях « человек – человек», « человек – общество».
Интеллектуальное развитие личности – создание условий для развития интеллекта учащихся, расширение их кругозора, формирование пытливости ума, исследовательских умений;
Организация взаимодействий и взаимоотношений в коллективе - нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок; развитие умения критически анализировать собственные поступки и поступки своих товарищей, друзей, одноклассников;
Физическое воспитание – обеспечение учащимся возможности сохранения здоровья за период обучения посредством различных приёмов здоровьесберегающих образовательных технологий;
Работа с семьёй – изучение семьи, просвещение родителей, организация совместной деятельности.
Основные пути реализации программы:
изучение и воспитание личности;
организация учебной деятельности классного коллектива на уроках;
организация жизни классного коллектива во внеурочное время;
организация работы с родителями;
внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Участники реализации программы:
классный руководитель - Цацура Оксана Николаевна;
куратор – Бузыцкая Ольга Сергеевна;
коллектив учащихся;
родительская общественность;
учителя – предметники и педагоги дополнительного образования;
медицинский персонал гимназии.
Условия реализации:
- Взаимодействие всех участников педагогического процесса: педагогического коллектива – коллектива учеников – коллектива родителей.
- Общешкольная деятельность.
- Работа классных руководителей с детским коллективом.
- Индивидуальная работа с детьми и их родителями.
- Кружковая работа.
Результативность программы определяется путём проведения различных форм диагностики на протяжении всего обозначенного срока и по его окончанию
Мониторинги уровня воспитанности учащихся, их активности в делах класса и гимназии.
Социологические опросы учащихся, педагогов, родителей.
Анкетирование различной тематической направленности.
Проектируемая модель учащегося.
Нравственный потенциал
Созидательная направленность личности.
Умение видеть практическую необходимость полезной деятельности и владеть различными способами выполнения её с учётом требования « Не навреди!».
Умение планировать свою деятельность и выбирать актуальные приёмы выполнения плана.
Творческий потенциал
- Умение поставить творческую цель, организовать свою деятельность для её достижения.
- Умения выбирать средства и реализовывать свой замысел.
Высокий уровень работоспособности.
Владение методами решения проблем ( «мозговой штурм»,
метод системного анализа процессов и событий).
- Умение осознавать и оценивать свой индивидуальный творческий опыт.
Коммуникативный потенциал
Культура общения.
Умение регулировать конфликты.
Понимание различий людей, уважение к представителям
других культур, языков, религий.
Познавательный потенциал
Потребность постигать знания постоянно и непрерывно.
Желание открывать новые горизонты познания мира и себя.
Физический потенциал
Стремление к физическому совершенству.
- Двигательная активность.
- Максимальная адаптация к различным факторам
внешней среды.
Направления и формы работы
Направления воспитательной работы | Форма работы |
Патриотическое воспитание и гражданское становление личности | Акции добрых дел, милосердия Тематические классные часы Экскурсии Тематические и календарные праздники Тематические конкурсные программы |
Интеллектуальное развитие | Интеллектуальные марафоны, викторины, Брейн – ринги, конкурсы Интеллектуальные игры « Пять минут для ума» КВН по предметам Заседания клуба « Почемучки» Путешествия по школьным наукам Тематические вечера |
Организация взаимоотношений и взаимодействий в классе | Дни добрых волшебников Дни именинников Тематические и календарные праздники Акции добрых дел, милосердия Творческие мастерские Анкетирования, мониторинги |
Физическое воспитание, охрана жизни и здоровья детей | День здоровья КТД « Я выбираю здоровье!» Спортивные игры и соревнования Весёлые старты Тестирования « Уровень физической подготовки» Чемпионаты по спортивным играм |
Работа с семьёй | Акции добрых дел, милосердия Родительские собрания Тематические консультации Индивидуальные консультации по успехам и проблемам уч-ся Тематические и календарные праздники |
МОУ гимназия «Интеллект»
Концепция воспитательной работы
в начальной школе
Классный руководитель: Цацура О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".
Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...
Концепция воспитательной работы моего класса
Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...
статью "Концепция воспитательной работы".
Статья по воспитательной работе....
Концепция воспитательной работы.
О будущем,которое начинается сегодня....
Концепция воспитательной работы учителя начальных классов
В данном материале рассказывается о построении воспитательной системы класса через работу с семьей и школой....
концепция воспитательной работы
концепция воспитательной работы...