Концепция воспитательной работы учителя начальных классов
методическая разработка

В данном материале рассказывается о построении воспитательной системы класса через работу с семьей и школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_vospitatelnoy_raboty_klassa.doc66 КБ
Файл moya_rodoslovnaya_.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция воспитательной работы

учителя начальных классов Иващенко Т.А.

 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой

Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее,  все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования. Кроме того, одной из потребностей современной школы, является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовым к хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

Деятельность нашего сообщества постоянно соприкасалось с решением хозяйственных вопросов и в школе, и в семье. Известно, что раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Деятельность в сообществе направлена на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний по экономике (через факультативный курс) позволило уже с начальной школы включиться в экономическую жизнь школы, родительской семьи, а при обучении в средних и старших классах они освоят сущность рыночной экономики, овладеют основами предпринимательской деятельности. Планируя свою деятельность, мы постоянно знакомимся со многими экономическими понятиями, учитываем возможности и способности семей в подготовке и реализации новых проектов. Таким образом, проводниками этого становятся классный руководитель, учителя, работающие в этом классе, группа наиболее «прогрессивных» родителей,  а проводниками новых знаний уже становились и дети, так как они получали знания по экономике целенаправленно во время учебного процесса, то есть некое сообщество.

Время требует нового характера отношений педагогов, родителей и детей. Эти отношения должны строиться на уважении мнений и демократического стиля руководства, повышения социального статуса каждого участника образовательного процесса.  

В моем классе оно представлено как содружество людей, разного возраста, нации, образования, но имеющие единую цель своего взаимодействия. Это сообщество имеет определенную программу продвижения к своей цели, способное к взаимодействию с разными организациями, обществами. Оно наделено определенными правами и обязанностями по отношению к членам сообщества и обществу в целом, имеет своих представителей в организации школьного самоуправления.  

Цель воспитательной работы:

способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.

        

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

  1. создать благоприятные условия для реализации творческого потенциала членов сообщества,
  2. повысить уровень коммуникативной культуры,
  3. улучшить социализацию ребенка в современных условиях,
  4. способствовать формированию системы ценностей и развитию индивидуальности через активное усвоение экономических знаний

 

Основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе:

  1. принцип личностного подхода – уважение индивидуальности каждого ученика с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности;
  2. принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  3. принцип сотворчества;
  4. принцип дифференциации – отбор форм и методов работы с учётом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса;
  5. принцип культуросообразности – формирование личности ученика на лучших примерах русской истории и культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории;
  6. принцип успешности – успех, как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.

Участники программы:

учащиеся класса;
родители; бабушки, дедушки;
педагоги; администрация школы.

Формы проведения:

беседы;
конкурсы; праздники; творческие мастерские;
экскурсии; конференции;
анкетирование; тестирование; мониторинг.

  • Общие сведения о семье.
  • Анкета для родителей  «Здоровье и безопасность детей – забота семьи и школы».
  • Анкета «Быть хорошим отцом – подлинный талант».
  • Мониторинг для родителей.

Содержание работы

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей

Развитие образовательного пространства каждого ребенка

Развитие образовательного пространства каждого участника сообщества

1 год обучения

  • Сбор данных через встречи с каждой семьей, с целью изучения и знакомства (в течение года)
  • Рефлексивное собрание «Изменение личностных качеств ребенка с приходом в школу»; корректировка жизнедеятельности семьи первоклассника – 1 раз в четверть
  • Консультации психолога, логопеда
  • Оформление дневников наблюдений
  • Тестирование «Портрет семьи»
  • Анкетирование «Я – ученик»
  • КТД «Нам вместе весело» с участием родителей. (как проходят семейные праздники)
  • Рефлексивные сборы «Я и школа» (адаптация детей) – 1 раз в полугодие
  • Моделирование ситуаций развития познавательных способностей детей
  •  Оформление дневников наблюдений
  • Анкетирование родителей и детей, с целью создания «Копилки интересных дел», 1 раз в четверть
  • Решение педагогических ситуаций через деловую экономическую игру, 1 раз в четверть
  • Рефлексивный сбор по построению модели совместных творческих дел «Давайте познакомимся», «Пока все в школе»
  • Ведение записей в дневниках наблюдений

2 год обучения

  • Анкетирование родителей с целью изучения характера взаимоотношений в семье, 1 раз в полугодие
  • Рефлексивный сбор – рассмотрение положительного опыта воспитания детей
  • Ситуационно-ролевая игра «Преодоление конфликтов», 1 раз в полугодие
  • Деловая игра с родителями на формирование экономических навыков, навыков социализации
  • Ведение дневников развития
  • Консультации психолога, логопеда, социолога
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Экскурсии в музей
  • Рефлексивный сбор «взаимоотношения в семье»
  • КТД «Отзовитесь, таланты!»
  • Ведение дневников
  • Создание модели поведения родителей, способствующего развитию ребенка
  • Анкетирование
  • Совместные творческие сборы по разработке модели классного сообщества и его деятельности
  • КТЛ «Учиться надо весело»
  • Спортивные соревнования
  • Праздники «Лесная сказка», «Полет на Луну»
  • Творческая мастерская «Город мастеров»

3 год обучения

  • Рефлексивные сборы
  • Анкетирование
  • Моделирование программы развития самоуправления
  • Мастерская по развитию навыков планирования своей деятельности
  • Оформление дневников наблюдения
  • Ситуационные занятия «Ежели вы вежливы»
  • КТД «В кругу друзей» (общение в семье)
  • Мастерские «В мире природы», «Удивительное рядом»
  • Создание моделей развития образования в семье
  • Экскурсия в лес, поездка в Дом природы
  • Оформление дневников
  • Совместные праздники по разработанным проектам «Пока все в школе», У самовара …», «новогодний»
  • Консультации бухгалтера, экономиста
  • Театрализованное представление с участием детей и родителей «Приключения Буратино»
  • Мастерская «Ты, да я, да мы с тобой» (вклад семьи в фонд развития сообщества)
  • Совместная разработка программы фонда развития сообщества (экономическое направление)

4 год обучения

  • Круглый стол «О взаимопонимании»
  • Проектировочная деятельность по созданию родителями индивидуальной программы развития
  • Консультации психолога
  • Рефлексивные сборы
  • Анкетирование
  • Рефлексивные сборы «Мои возможности», «Какой он, мой ребенок?»
  • Занятие по развитию самоуправления
  • КТД «А что у вас?» (опыт семей)
  • Проектировочная деятельность
  • Мастерская «Воспитание индивидуальности»
  • Проектировочная деятельность «А у нас во дворе», «Подарок школе»
  • Рефлексивные сборы
  • Занятия по развитию социализации
  • Совместные праздники по своим проектам «В мире математики», «Выпускной бал»

Критерии и механизм отслеживания развития классного сообщества

Критерии

Параметры

Механизм

Развитие родителей

Интерес к научным и практическим знаниям

Поддержка увлечений и дарований ребенка

Рефлексивные родительские собрания, мастерские

Совместные классные часы, родительские собрания, КТД

Взаимодействие членов сообщества

Умение сотрудничать со взрослыми и детьми

Владение коммуникативными навыками

Доверительные отношения в семье и к школе

Ситуационно-ролевые игры


КТД, проектировочная деятельность

Игровые тренинги

Рефлексия

Социализация участников сообщества

Развитие навыков анализа своей деятельности и деятельности сообщества

Тестирование, анкетирование, наблюдение

Тренинги, рефлексивные сборы, консультации

Ожидаемые результаты:

  1. приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
  2. возрождение традиций семейного воспитания;
  3. получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
  4. активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей экономического мышления, потребностей получать знания и развиваться творчески.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа межпредметного модуля

«Моя родословная»

3  класс

Разработчик программы

Иващенко Т.А.

Учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

В России традиция составлять родословие существует испокон веков. Невозможно воспитать  достойного человека без памяти о своих предках. И каждый должен знать история добрых дел, которые совершали его родные. Ведь нити связи так просто не порвешь. Они все равно проявятся через четыре и через пять поколений. И когда в тебе проявится какой-то талант, очень интересно узнать, от какого он предка, далекого или близкого.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень.

Данный модуль направлен на то, чтобы поддержать интерес к своей родословной, семье, развить его, помочь взрослым и детям создать условия совместного поиска своих корней. Исследуя корни своей родословной, учащиеся составляют генеалогию поколений: собирают информацию о родителях, бабушках, дедушках, их родителях и т.д. источником информации будут  служить документы, свидетельства о рождении и смерти, заключении брака, дневники, письма, подписи на оборотах фотографий, вырезки из газет. Важно обращать внимание на имена, место жительства и родственные связи, что необходимо при изучении родословной семьи.

Учебный модуль «Моя родословная» предназначен для учащихся 3 классов, модуль проводится во время изучения раздела «Твоя семья и друзья» в рамках изучения предмета «окружающий мир» ОС «Школа 2100», а также других УМК и основан на межпредметных связях с такими предметами, как литературное чтение, русский язык, ИЗО.

Основная цель модуля: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Работа по модулю повысит интерес  ребенка к семье, ее традициям, будет способствовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса.

В результате прохождения материала модуля обучающийся будет иметь представление о:

Семейном укладе традициях семьи;

О том, где его корни и кто его предки;

О взаимоотношениях родителей и детей.

Знать:

Способы изображения родословных корней, генеалогического древа;

Историю создания своей семьи;

Памятные даты своих близких;

Уметь:

Находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;

Применять практические навыки оформления и подачи находок и документов.

Наряду с образовательно-воспитательными задачами данный модуль решает задачи общественно-полезного характера, способствует развитию навыков исследовательской деятельности у обучающихся. Рассказы и воспоминания родных – живых свидетелей очевидцев и участников событий – оживляет историю, приближает ее к ребенку, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать ее специфику и уникальность. Занимаясь этой работой, обучающиеся глубже понимают, что генеалогические изыскания способствуют развитию у них устойчивого интереса к истории  и формированию личностно-ориентированных знаний.

Планируемые результаты

После завершения работы по модулю обучающиеся приобретут следующие результаты:

Личностные:

Осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к ее традициям, культуре и желании участвовать в ее делах;

Объяснять самому себе «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я унал» (результаты);

Метапредметные:

Совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

Работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).

Предметные:

Усвоение первоначальных представлнений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;

Освоение навыков безопасного поведения в сети Интренет;

Знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет, используемыми во время проведения модуля.

Календарно-тематическое планирование

(18 часов)

Тема

Предметы интеграции

Количество часов

Дата

1

Кто я? Где живу?

ОМ + Чт+МУЗ

1

2

Дорожите именем своим. Моя фамилия

ОМ + РЯ

1

3-4

«Лента времени» моей жизни

ОМ+ Чт+ИЗО

2

5

Мой папа. Моя мама.

Чт +РЯ

1

6

Мои дедушка и бабушка

Чт+РЯ

1

7

Что мы знаем о семейных традициях

Ом+Чт+МУЗ

1

8

Мои прабабушки и прадедушки.

Чт+ИЗО

1

9-10

След войны в моей семье

ОМ+ЧТ+Ря

2

11

Семейные обязанности

Чт+ОМ

1

12

Моя родословная

Чт+ИЗО

1

13-14

Генеалогическое древо

ИЗО+ОМ+ТЕХ

2

15

Фамильный герб. Фамильный девиз.

ОМ+ТЕХН+МУЗ

1

16

Итоговой занятие «Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи»

ОМ +МУЗ+ТЕХ

1

17-18

Семейный праздник «Моя родословная»

Ом+Чт+ТЕХН

2

Всего: 18 часов

Распределение учебной нагрузки по предметам

Окружающий мир – 5 ч

Литературное чтение – 5 ч

Русский язык – 2 ч

ИЗО – 2 ч

Музыка – 2 ч

Технология – 2 ч

Итого – 18 ч

Список литературы

  1. Алексеев В.В., Степанов В.А., Страницы российской истории. – М., 1998
  2. Библиотека русского фольклора.-М., 2001
  3. Дереклеева Н.И. Классный руоковдитель. – М., 2009
  4. История Отечества. Справочник школьника. – М., 20014
  5. Никанов В.А. Словарь русских фамилий. – М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы учителя начальных классов.

Данная презентация содержит материалы для папки классного руководителя....

Воспитательная работа учителя начальных классов

Воспитательный процесс в школе очень трудоемкое дело, поэтому хочу предложить материалы воспитательных дел и программу воспитания и социализации для первоклассников (в соответствии с требованиями ФГОС...

Анализ воспитательной работы учителя начальных классов.

Анализ работы учителя подводит итог его работы за определённый промежуток времени. Он наглядно показывает успехи, результативность, неудачи. Каждый учитель, анализируя свою деятельность, выявляет проб...

Эффективность воспитательной работы учителя начальных классов

26 лет я работаю учителем начальных классов. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок ...

Из опыта воспитательной работы учителя начальных классов

В работе  учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем....

План воспитательной работы учителя начальных классов

План содержит направления, названия мероприятий и многое другое...

Примерный план воспитательной работы учителя начальных классов

План воспитательной работыучителя начальных классов...