"Воспитательная система класса "Дети XXI века"
методическая разработка на тему

Павинская Елена

Программа воспитательной системы класса для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavinskayavsk2_2016.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система класса

«Дети Солнца XXI века»

«Солнце двадцать первого века,
Над планетой нашей взойди.
Солнце двадцать первого века,
Тучи от людей отведи.
Неудачи, беды, ненастья
В двадцать первый век не пусти.
Зёрнам дружбы, радости, счастья
Помоги скорей прорасти».
                                                                                                           Слова из песни

                                                                                                                    поэта Ю. Энтина и

                                                                                                       композитора: Е.Крылатова 


Паспорт программы

1.  Название программы

Программа воспитательной системы класса

«Дети Солнца  XXI века»

2.  Основания для разработки программы

  • Программа развития образовательного учреждения.
  • Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России.
  • Обеспечение     системного     подхода     в     учебно-воспитательном процессе.
  • Поиск новых форм взаимодействия семьи и школы.
  • Достижения общей цели (для педагогов и родителей -воспитание здорового ребенка во всех отношениях: физическом,     нравственном,     психологическом, интеллектуальном.

3.Заказчик программы

Администрация гимназии

4.  Автор программы

Павинская Елена Владимировна, классный руководитель, учитель начальных классов высшей категории

5.   Руководитель:

      Куратор:

     

Калинина Татьяна Станиславовна,  директор МАОУ «Гимназия № 2»

Власова Светлана Валерьевна зам. директора по УВР МАОУ «Гимназия № 2»

Баранова Анна Александровна зам. директора по ВР МАОУ «Гимназия № 2»

6.  Цель

Создание эмоционально-привлекательного, развивающего воспитательного пространства для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, для развития её способностей, положительного отношения к семье, к классу, к окружающему миру на основе социального партнерства с семьей.

7.  Задачи

  1. Формировать нравственное поведение в социуме, воспитывать желание и потребность нести добро людям;
  2. создать условия для реализации и  развития индивидуальных способностей и талантов, используя передовой опыт российской педагогики и возрастной психологии;
  3. воспитывать стремление к здоровому образу жизни, к осознанию здоровья как одной из главных жизненных ценностей учащихся и их родителей;
  4. укреплять семью путем развития культуры семейных отношений на основе российской культурно-исторической и духовной традиции;
  5. способствовать сплочению детского коллектива.

8.  Условия достижения цели и задач программы

  • Вступление в партнерские отношения участников воспитательного процесса: родители – дети – учителя;
  • педагогическое сотрудничество в развитии воспитательного процесса;
  • активизация коллективно-творческой деятельности в целях развития системы соуправления;
  • поддержка программы педагогическим коллективом, администрацией гимназии, учащимися и родительской общественностью;
  • участие социальных партнеров;
  • наличие ресурсного обеспечения

9.  Сроки реализации программы

      Программа рассчитана на  четыре учебных года.

10.  Основные направления программы

  • духовно-нравственное
  • спортивно-оздоровительное
  • общеинтеллектуальное
  • общекультурное
  1. Механизм реализации:

1 этап: 1 класс «Я познаю мир»

2 этап: 2 класс   «Дом, в котором мы живём»

3 этап: 3 класс «Я – гражданин России»

4 этап 4 класс   «Если не я, то кто?»

  1. Произвести диагностику и анализ воспитательной среды (семьи, класс),;
  2. Изучить индивидуальные показатели личности учащихся (уровня интересов и потребностей, личностных характеристик);
  3. Воспитывать у детей понимание сознательной дисциплины, культуры поведения, ответственности;
  4. Проводить мероприятия по организации и вовлечению родителей в воспитательную систему класса;
  5. Создать первичную организацию детского коллектива, которая подразумевает  знакомство с правилами общественной жизни, выработку законов и традиций класса);
  6. привлекать детей к познавательной деятельности.

  1. Привлекать внимание детей к семейным ценностям (изучение традиций семьи, составление родословной, знакомство с семейными реликвиями);
  2. осуществлять содружество детей и взрослых на основе деятельности семейного клуба;
  3. организовать совместную деятельность детей и взрослых по изучению родного края, города, района, улицы;
  4. способствовать укреплению классных традиций;
  5. акивно привлекать детей в участие в соуправления классным коллективом;
  6. вовлекать детей и взрослых в совместную исследовательскую работу.

  1. Формировать активную жизненную позиции детей;
  2. привлекать внимание детей к нравственным, духовным ценностям современного мира;
  3. активно вовлекать детей в дела класса и гимназии;
  4. содействовать формированию основ толерантного сознания и поведения у обучающихся;
  5. вырабатывать у обучающихся уважительное отношение к государственным символам;
  6. формировать бережное отношение к истории и культуре своего народа.
  1. Организовывать и совершенствовать ученическое соуправление;
  2. воспитывать у учеников осознание своей значимости в общем деле;
  3. воспитывать чувство личной ответственности за происходящее в    классном коллективе;
  4. воспитывать чувства сопричастности и уважения к коллективу класса;
  5. развивать лидерские качества.

12.  Исполнители основных мероприятий программы

Классный руководитель

 Родители        

Педагоги гимназии                              

Социальные партнеры              

Учащиеся других классов гимназии

13.  Основные разделы программы

  1. Паспорт программы.
  2. Актуальность программы
  3. Аналитическая записка
  4. Характеристика коллектива
  5. Концептуальные основы
  6. Цели и задачи программы.
  7. Принципы реализации программы.
  8. Механизм воспитательной системы.
  9. Направления и формы реализации программы.
  10. Содержание деятельности ВСК.
  11. Соуправление.
  12. Социальное партнёрство с семьёй.
  13. Взаимодействие с социумом.
  14. Промежуточные результаты.
  15. Ожидаемые результаты ВСК.
  16. Управление реализацией программы.

14.  Ожидаемые результаты

1) Сформированность основных нравственных качеств личности учащихся; повышение уровня воспитанности;  отсутствие отрицательной динамики по нарушению правил дисциплины и порядка;

2) Создание  традиций в классном  коллективе, развитие творческих способностей, повышение уровня внеурочной занятости;  желание и возможность продолжить основные направления  воспитательной системы в старших классах;

3) Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;  снижения уровня тревожности детей;

4) Вовлечение в совместную воспитательную деятельность родителей; формирование личностных качеств ребенка через совместную деятельность с родителями,

5)  создание сплоченного классного коллектива с положительным психологическим климатом , повышение доли участия в соуправлении коллективом.


Введение

Воспитание в современной системе образования России является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики, деятельности Минобразования России, органов управления образованием.  Проблемы воспитания  находятся  в центре внимания общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» сказано: «Воспитание - это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, создание условий для самореализации личности».

Для меня как классного руководителя и педагога с пятнадцатилетним стажем никогда вопрос воспитания не уходил на второстепенный план, я всегда осознавала необходимость влияния на детей с целью решения воспитательных задач, уделяла воспитательной работе класса достойное внимание и никогда в этой работе не ограничивалась планом различных культурно-массовых и развлекательных мероприятий.  И в тоже время, все мы понимаем, что воспитание  - это сложнейший, многогранный процесс, успех которого зависит от многочисленных слагаемых. Современный мир стремительно меняется.  Меняется мир – меняются и дети. Многие факторы, связанные  с глобальными социальными, экологическими и технологическими изменениями в мире, привели к изменениям личности ребенка. В 2008 году я стала классным руководителем детей, рождённых в 21 веке. В гимназию пришли мальчики и девочки с датой рождения в 2001 и 2002 годах. С первых наших встреч и по мере знакомства для меня стало понятно, что в жизнь приходят другие дети. Несомненно, изменения, происходящие в современном мире, сказались на психофизическом развитии детей. Интенсификация их психосоциального развития, особенное становление эмоционального интеллекта и социальной компетентности повлияли на формирование многих качеств  детей нового тысячелетия. В свою очередь, изменения в структуре личности современного ребёнка побуждают воспитателей и педагогов находить новые пути воздействия на воспитательный процесс и направить их на развитие и воспитание личности школьника. Имея богатейший опыт советской, российской и мировой педагогики, современный классный руководитель, педагог и воспитатель должен находить и применять новые осовремененные формы и  методы  работы с учётом особенностей современных детей. Дети – это наше будущее. Каким оно будет, зависит от настоящего воспитания. Педагогам, родителям, воспитателям очень бы хотелось, что бы дети XXI века светили, согревали и радовали Землю. Роль классного руководителя в воспитательном процессе видится мне в организации пространства, в котором  в тесной взаимосвязи с родителями, станет возможным воздействие на ребёнка с целью воспитание здорового ребенка во всех отношениях: физически, нравственно, психически интеллектуально.

Актуальность программы

Современная Россия переживает один из непростых исторических периодов. Всё чаще  материальные ценности доминируют над духовными, искажаются  представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Существует тенденция к снижению истинных духовных, культурных, национальных ценностей, современная семья претерпевает серьезный кризис, который вызван рядом причин. Очевидна необходимость обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию личности ребенка в образовательном учреждении. Это не случайно, так как именно школьный возраст является более восприимчивым  для эмоционального, духовно-нравственного и гражданского воспитания.

Духовно-нравственное воспитание школьников приобретает особую роль в связи с переходом к федеральному государственному образовательному стандарту общего образования второго поколения. Достижение личностных результатов обучающихся становится едва ли не более важной задачей, чем успехи в изучении школьных предметов.

Проблемы духовно-нравственного воспитания связаны с тем, что в современном мире ребёнок испытывает воздействие множества разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера (СМИ, неорганизованные события окружающей среды, сеть Интернет). Эти источники  ежедневно обрушивают на неокрепший интеллект и чувства ребёнка,  на его формирующуюся сферу нравственности выплёскивается колоссальное количество информации, которую ученик начальной школы порой не способен правильно проанализировать и оценить. Он не имеет достаточного опыта, чтобы развести понятия «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», «нравственно» и «безнравственно».  В этом ему должны помочь взрослые, а это семья и педагоги. С уверенностью можно заявить, что только объединённые, системные и однонаправленные усилия заинтересованных взрослых могут привести к хорошим результатам в воспитании детей. Дать начало это объединение должен педагог – человек, с профессиональной подготовкой в арсенале которого знания  и опыт известных педагогов и воспитателей.

Духовно-нравственное воспитание детей является одним из ключевых моментов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Понятно, что реализация задач духовно-нравственного воспитания невозможна без  взаимодействия семьи и школы. Вопросы о том, как решить задачи духовно-нравственного воспитания, какими методами и формами вовлечь родителей в деятельность, направленную на развитие  духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе, встал передо мной как перед классным руководителем.  Решением заданных проблем призвана стать долгосрочная воспитательная программа  «Дети Солнца 21 века».

Аналитическая записка

Воспитание сегодня – одна из самых сложных сфер образовательной деятельности. В связи с этим во многих официальных документах последних лет, в том числе и в Приоритетном Национальном Проекте «Образование», национальной инициативе «Наша новая школа» акцентируется внимание на возвращении вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивается актуальность целенаправленного воспитания на всех уровнях образования.

В настоящее время воспитание рассматривается как управление процессом воспитания личности через создание благоприятных для этого условий. Личностное развитие ребёнка, раскрытие его творческого потенциала и формирование ключевых компетенций выходят на первый план. Задача классного руководителя заключается в том, чтобы создать условия для оптимального развития возможностей школьников. Для успешной работы с классом необходимо применять системный подход к процессу воспитания, который предполагает создание и развитие воспитательной системы класса на основе долгосрочной программы воспитания.

Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.

Долгосрочная воспитательная программа определяет:

  • цели и задачи воспитательной системы класса;
  • перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества;
  • механизм функционирования и построения воспитательной системы класса;
  • критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса (по Е.Н.Степанову)

Компоненты

Составные части компонентов

Индивидно-

групповой

- Классный руководитель

- Учащиеся

- Родители

- Педагоги и другие взрослые

Ценностно-ориентационный

- Цели и задачи воспитания

- Перспективы жизнедеятельности классного сообщества

- Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса

Функционально-деятельностный

- Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения

- Основные функции воспитательной системы

- Педагогическое обеспечение и самоуправление

Пространственно-временной

- Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда

- Связи и отношения классного сообщества с другими детьми и взрослыми

- Место и роль класса в воспитательном пространстве гимназии

- Этапы становления и развития воспитательной системы

Диагностико-аналитический

- Критерии эффективности воспитательной системы

- Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы

- Формы и способы анализа, оценки и интерпретация полученных результатов

Представления о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет классному руководителю более осознанно и результативно осуществить деятельность по моделированию и построению системы воспитания детей в классном коллективе. При разработке долгосрочной программы воспитания содержание и формы выстраивались так, чтобы отслеживалось развитие воспитательных результатов. Развитие воспитательных результатов воспитательной работы предполагает:

  • Во-первых, приобретение учащимися социального знания (знания об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о нормах поведения). Результаты могут быть достигнуты в формах, где устанавливается взаимодействие «педагог – ребёнок», «родитель- ребёнок».
  • Во-вторых, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям таким как человек, семья, Отечество, природа. Мир, знания, труд, культура. Устанавливается взаимодействие вида «педагог – ребёнок – коллектив».
  • В-третьих, приобретения школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Поступок как самостоятельное ценностно-ориетированное социальное действие является важнейшим критерием личностного роста человека. Достигается в формах «педагог – ребёнок – коллектив – социум». 

Аналитическая работа по всестороннему изучению учащихся и классного коллектива в целом

На первом этапе реализации программы проводилась диагностическая работа с первыми классами, целью которой являлось:

  • определение уровня адаптации, учебной мотивации, степени сформированности внутренней позиции;   определение уровня развития познавательной сферы (восприятие, память, внимание);
  • изучение социометрического статуса школьника;

  • изучение самооценки учащихся;
  • для полной психолого-педагогической характеристики школьным психологом проводились исследования с использованием методик:
  • анкета для родителей,
  • методика Лускановой,
  • методика Нежновой, методика «Выбор»,
  • методика Эльконина,
  • тест Тулуз-Пьерона,
  • тест Дембо-Рубинштейна,
  • методика Головиной.

Психолого-педагогическая диагностика помогла изучить особенности классного сообщества, на основе которых и формировалась стратегическая основа воспитательной системы класса.


Концептуальные основы

    «Мы - дети Солнца,

    Живём на лучшей

Из всех планет.
     Мы - дети Солнца,
                      Должны нести тепло и свет».

Слова из песни «Мы дети солнца»

    Музыка Евгения Крылатова,
слова Юрия Энтина

«Никто не становится хорошим человеком случайно»

древний ученый, философ Платон.

Понять новизну исторической ситуации, принять приоритет общечеловеческих ценностей и интересов – это и есть концептуальная основа деятельности классного руководителя, который осознаёт и ставит перед собой актуальные воспитательные задачи. Обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимосвязи с детьми и их родителями, становится важным этапом в модернизации воспитательной практике и ядром нашей воспитательной системы «Дети Солнца 21 века».

Концепция  воспитательной системы «Дети Солнца XXI века» опирается, прежде всего,  на систему  общечеловеческих понятий, которую в жизни мы используем в качестве  критериев оценки воспитанности человека. Это:

  •  «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
  • «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
  • «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Основные положения данной программы находятся в тесной связи с целью воспитательной программы гимназии: обеспечение возможностей развития системы МАОУ «Гимназия № 2»  посредством гуманистической образовательной среды, способствующей раскрытию творческого (интеллектуального) потенциала личности учащихся. Методологической основой воспитательной деятельности в классе является гуманистическое личностно-ориентированное обучение и воспитание ребенка.

В процессе создания новой долгосрочной воспитательной системы классный руководитель должен найти ответы на основополагающие вопросы:

  • Каким должен быть классный руководитель?
  • Что следует изменить в содержании его работы?
  • Как построить процесс воспитания школьников в новых условиях?
  • Какие критерии могут выступать в качестве измерения эффективности деятельности классного руководителя?
  • Как вовлечь современных родителей в совместный воспитательный процесс?

Воспитательная система класса «Дети Солнца XXI века»

Направление воспитательной работы и формы реализации программы

Основными направлениями воспитательной системы класса являются:

  • духовно-нравственное
  • спортивно-оздоровительное
  • общеинтеллектуальное
  • общекультурное
  • социальное

Целью духовно – нравственного направления является  усвоение и принятие обучающимся базовых национальных ценностей, которые послужат основой для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное направление реализуется,

  • главным образом, через сотрудничество семьи и школы;
  • через отношение к литературе, средствам массовой информации;
  • обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.

Данное направление является с одной стороны системообразующим, а с другой стороны связующим звеном с другими направлениями  ВСК.   Духовно-нравственное направление  предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности. 

Эффективной формой данного направления  стало создание в классе семейного клуба.  

Семейные клубы – это такая модель объединения детей и родителей, под руководством педагога, которая, учитывая возрастные особенности младших школьников, создаёт  условия развития интеллектуальных, нравственных, физических качеств в процессе сотворчества, сотрудничества и толерантности.

Важнейшим  направлением воспитательной программы «Дети Солнца 21 века» является общекультурное  направление. Оно предполагает в воспитании потребности у детей уважение к историко-культурному наследию своего народа,  формирование правильной гражданской позиции, собственного духовно-нравственного совершенствования,  воспитание патриотизма . Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.

Задачи данного общекультурного направления:

  1. Формировать представления об историческом прошлом России, пробуждать интерес к малой родине.
  2. Воспитывать уважение к национальным традициям своего народа, толерантность, культуру общения, бережное отношение к духовным богатствам родного края.
  3. Создавать благоприятные условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребности в здоровом образе жизни.
  4. Развивать основы гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Всю работу по общекультурное воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности проводится по разделам:

Спортивно-оздоровительное  направление воспитательной системы класса призвано создать систему  технологий и мер, целью которых является  снижение возможного неблагоприятного воздействия на ребенка окружающей среды  и воспитания культуры здоровья.

Цели спортивно-оздоровительного направления : 

  • Активизация интереса к спортивно-оздоровительной деятельности.
  • Формирование у учащихся ответственности за собственное здоровье.
  • Формирование культуры здоровья.

"Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Результативность здоровьесберегающих технологий видится нам  в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.

Формы деятельности, направленные на решение задач данного направления:

  • Классные часы радости.
  • Занятия в кружках и секциях.
  • Совместные мероприятия с родителями.
  • Игры.
  • Соревнования.
  • Праздники.
  • Походы.
  • Экскурсии.
  • Дни и декады здоровья.
  • Поддерживание рубрики в классной газете.

Для отслеживания результативности данного направления необходимо проводить  диагностику здоровье сберегающего образования школьников. Она позволяет выявить конечные результаты и сравнить их с поставленными целью и задачами.

Целью общеинтеллектуальное направления программы является  создание новой информационной среды, освоение новых компьютерных программ и технологий для формирования у учащихся опыта самостоятельного использования их для решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных задач и проблем.

Новые информационные технологии  в силу своей современности, наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение с в развитии и воспитании детей 21 века. Некоторая часть внеклассных мероприятий проводится с применением компьютерных технологий, использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Данное направление подразумевает и формирование информационной культуры родителей путем внедрения ИКТ в работу с родителями.

Воспитание  личности неотделимо от мира культуры. Привитие значимости культуры, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности  - цель общеинтеллектуальное направления воспитательной системы. Именно через познание непреходящих нравственных и культурных ценностей происходит путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.

Формы деятельности, направленные на решение задач данного направления:

  • Формирование и сохранение  традиций классного коллектива;
  • проведение традиционных календарных праздников;
  • использование форм и методов музейной педагогики;
  • театрализованные постановки силами учеников и родителей в рамках семейного клуба;
  • просветительная работа с родителями;
  • знакомство с репертуарами детских театров города;
  • посещение спектаклей детских театров;
  • составление перечня нижегородских музеев;
  • экскурсии в нижегородские музеи;
  • посещение музеев городов Нижегородской области;
  • виртуальное знакомство с известными мировыми музеями;
  • изучение истории Нижегородского Кремля.

Ведущую роль в эстетическом воспитании младших школьников, на наш взгляд, играет семья. Под влиянием родителей у ребенка формируются эстетические вкусы и склонности, развивается интерес к тому или иному виду искусства. На родительских собраниях целесообразно систематически проводить с родителями беседы на эстетико-педагогические темы, например: “Формирование и развитие способностей младших школьников”,  “Руководство детским чтением”, “В семье талантливый ребенок”, “Воспитание бережного отношения к природе у детей”, “Коллекция и дети”, “Музыкальное воспитание в семье”, “Эстетика поведения и быта школьников”, “Организация семейных праздников”, “Эстетика семейных отношений”, “Роль кино и телевидения в воспитании младших школьников” и др. Важным стимулом в эстетическом творчестве младших школьников является активное участие родителей в праздниках, конкурсах, концертах. Одни родители выступают в качестве актеров, другие являются членами жюри, помогают в изготовлении костюмов, в оформлении класса.

Направления деятельности воспитательного процесса тесно связаны между собой, они взаимодействуют и влияют друг на друга.

Уделяя роли семьи в воспитательном процессе большое внимание, не забываем, что коллектив является сильнейшим фактором воспитания, особенно для детей предподросткового и подросткового возраста. Учитывая это условие, используем в воспитательной системе соуправление. Соуправление в детском сообществе и зарождающемся коллективе призвано способствовать формированию самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса, помогать детям проявлять активность, реализовывать организаторские и лидерские качества. Воспитательная деятельность представляет собой:

  • воспитание в процессе обучения (на предметных уроках);
  • внеурочная деятельность; (классный час, клубный час в ГПД)
  • внеклассная деятельность; (взаимодействие с социумом)
  • участие в работе творческих объединений;
  • массовая, общешкольная.

Основными формами воздействия на воспитательный процесс в классе выбраны:

  • Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в рамках программы семейного клуба «Росинка»;
  • Организация соупраления классом со сменным, выбираемым детьми составом и сложной структурой;
  • Участие в социальных проектах.


Цели и задачи программы

«Главные задачи современной школы -раскрытие способностей каждого ученика,

воспитание порядочного и патриотичного

 человека, личности, готовой к жизни

  в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Школьное обучение должно быть построено так,

чтобы выпускники могли самостоятельно ставить

 и достигать серьёзных целей, умело реагировать

на разные жизненные ситуации». 

 

                   Национальная образовательная инициатива  "Наша новая школа"

«Или воспитание решит величайшую по значимости и трудности задачу – помочь человеку в становлении сознания служения высшим целям и долга перед человечеством, или мир погибнет в позорных и грязных муках».

Б.М. Бим-Бад

Целью программы воспитательной системы класса является: создание эмоционально-привлекательного, развивающего воспитательного пространства для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, для развития её способностей, положительного отношения к семье, к классу, к окружающему миру на основе социального партнерства с семьей. Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:

  1.  Формировать нравственное поведение в социуме, воспитывать желание и потребность нести добро людям;
  2.  создавать условия для реализации и  развития индивидуальных способностей и талантов, используя передовой опыт российской педагогики и возрастной психологии;
  3.  воспитывать стремление к здоровому образу жизни, к осознанию здоровья как одной из главных жизненных ценностей учащихся и их родителей;
  4.  укреплять семью путем развития культуры семейных отношений на основе российской культурно-исторической и духовной традиции;
  5. формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками;
  6. способствовать сплочению детского коллектива.

Принципы реализации программы

Целостный педагогический процесс

 - это процесс, в котором воедино слиты

« воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание».

 А. Дистервег.

Программа основывается на принципах воспитания, позволяющих сформировать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:

  • Принцип системного подхода -  позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы);
  • Гуманистический принцип -  ребёнок высшая социальная ценность;
  • Принцип деятельностного подхода – воздействие на ребёнка в процессе игровой, трудовой, досуговой, исследовательской, творческой деятельности;
  • Принцип комплексного подхода – воспитание разнообразных качеств ребёнка должно осуществляться в комплексе;
  • Принцип целостности в воспитании – воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.  
  • Общекультурный принцип – воспитание основывается на духовно-нравственных основах жизни человека, на семейных, социальных, общественных, национальных  традициях;
  • Учебно-познавательный принцип – воспитание должно создавать умение планировать, анализировать, оценивать деятельность, формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности и умения действовать в нестандартных ситуациях;
  • Принцип дифференциации - в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • Принцип обеспечения ситуации успеха - переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
  • Принцип патриотической направленности – направленность системы на обеспечение значимости для школьника идентификации себя с  Россией, народами России, российской культурой, природой родного края.

 


Модель воспитательной системы

Этапы функционирования воспитательной системы класса

Исполнение содержательной части программы происходит  поэтапно.

  • вооружить знаниями о жизни Человека;
  • организовать  деятельности по осмыслению жизни в обществе;
  • способствовать развитию ребенка как личности.

         

       

     

                       

                       


1 этап «Я познаю мир» (1 класс).

Цель:  организация познавательной, культурно-эстетической, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности детей совместно с родителями.

Задачи:

  1. Произвести диагностику и анализ воспитательной среды (семьи, класс);
  2. Изучить индивидуальные показатели личности учащихся (уровня интересов и потребностей, личностных характеристик);
  3. Воспитывать у детей понимание сознательной дисциплины, культуры поведения, ответственности;
  4. Проводить мероприятия по организации и вовлечению родителей в воспитательную систему класса;
  5. Создать первичную организацию детского коллектива, которая подразумевает  знакомство с правилами общественной жизни, выработку законов и традиций класса);
  6. привлекать детей к познавательной деятельности.

2 этап  «Дом, в котором мы живём» (2 класс) (Семья, Школа, Россия, планета Земля)

Цель: создание условий для формирования устойчивых ценностно-значимых ориентиров и познавательной мотивации учащихся на основе социального партнёрства с родителями.

Задачи:

  1. Привлекать внимание детей к семейным ценностям (изучение традиций семьи, составление родословной, знакомство с семейными реликвиями);
  2. осуществлять содружество детей и взрослых на основе деятельности семейного клуба;
  3. организовать совместную деятельность детей и взрослых по изучению родного края, города, района, улицы;
  4. способствовать укреплению классных традиций;
  5. активно привлекать детей в участие в соуправления классным коллективом;
  6. вовлекать детей и взрослых в совместную исследовательскую работу.

3 этап « Я- гражданин России» (3 класс)

Цель: создание условий для  воспитания патриотов России, толерантных  граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

  1. Формировать активную жизненную позиции детей;
  2. привлекать внимание детей к нравственным, духовным ценностям современного мира;
  3. активно вовлекать детей в дела класса и гимназии;
  4. содействовать формированию основ толерантного сознания и поведения у обучающихся;
  5. вырабатывать у обучающихся уважительное отношение к государственным символам;
  6. формировать бережное отношение к истории и культуре своего народа.

4 этап «Если не я, то кто?» (4 класс)

Цель: создание условий для индивидуально-личностного развития учащихся; для их социализации и адаптации в обществе, через проектную деятельность, методику КТД и участие в ученическом соуправлении.

Задачи:

  1. Организовывать и совершенствовать ученическое соуправление;
  2. воспитывать у учеников осознание своей значимости в общем деле;
  3. воспитывать чувство личной ответственности за происходящее в классном коллективе;
  4. воспитывать чувства сопричастности и уважения к коллективу класса;
  5. развивать лидерские качества.

 Содержательные направления воспитательной системы класса  выполнены с разной долей инноваций, часть линий выполнена на уровне стабильного функционирования, но все они создают условия для воспитания духовно-нравственной личности, гражданина и патриота, раскрытия способностей и талантов учащихся, и подготовки к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом обеспечиваются также взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников и другими субъектами социальной среды.

   

             


Технология воспитательной работы.

Механизм реализации  программы

Для решения задач по формированию и развитию основных компетенций учащихся необходимо использовать современные педагогические технологии, которые призваны обеспечить личностное развитие ребёнка путём включения его  в активную учебную, творческую, исследовательскую деятельности. Привлечение современных педагогических технологий является необходимым условием достижения нового качества образования.

Педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные  цели. Педагогическое мастерство классного руководителя заключается в том, чтобы из множества педагогических технологий выбрать оптимальные методы и средства воспитания, направленные на решение поставленных воспитательных и образовательных задач.

Реализация целей и решение задач данной воспитательной программы предполагают активное участие детей и родителей. Для этого используются педагогические технологии, обеспечивающие реализацию деятельностного подхода в воспитании и учитывают возрастные особенности и возможности детей:

  •  Технологии коллективных творческих дел; (КТД – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов).
  •  Информационно-коммуникативные технологии; (опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса)
  •  Метод проектов; (Метод проектов предполагает опору на творчество школьников, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, , позволяет напрямую затрагивать и решать социальные проблем)
  •  Игровые технологии;
  •  Технология исследовательской деятельности;
  • Формы и методы музейной педагогики;
  • Технология «Портфолио» (позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика);
  • Технология  воспитания в сотрудничестве.

Этапы функционирования воспитательной системы класса

Этап

Период

Содержание

Формы

«Я познаю мир»

1 класс

  • Диагностика учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
  • Планирование воспитательной работы с учётом диагностики и потребностей детей.
  • Знакомство учащихся друг с другом.
  • Создание соответствующего настроя на совместную деятельность.
  • Определение норм совместного существования.
  • Коллективная разработка законов жизни класса.
  • Подготовка к созданию семейного клуба.
  •  Организация первых коллективных творческих дел и игр

Тренинг: «Введение в школьную жизнь»

Учимся, играя. Игры знакомств.

Сбор «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Клубный час «Правила этикета».

Игры на сплочение коллектива.

Конкурс рисунков «Школа будущего»

Клубный час «Моё имя»

Новогодний праздник «Карнавал»

Праздник «В гостях у молока»

Разучивание игр народов России

«Дом, в котором мы живём»

2 класс

  • Клубные часы «Земля – наш общий дом»
  • Исследование генеалогического древа своей семьи.
  • Клубные часы «Традиции разных народов»
  • Виртуальное путешествие по России разных лет.
  • Изучение декоративно-прикладного искусства народов России
  • Участие в рукотворных конкурсах
  • Инструкции по сохранению здоровья
  • Изучение ПДД пешеходов и пассажиров транспорта
  • Участие в мероприятиях, посвящённых 65-летию Великой победы
  • Сотрудничество с районной библиотекой им. А.П. Гайдара

Классный час, посвящённый Александру Невскому

День рождения Семейного клуба «Росинка»

Викторина «Советы Доктора Воды»

Беседа «Азбука здорового питания»

Занятия на тему «Азбука вежливости»

Конкурс рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»

Игра-занятие «Как укротить своих драконов»

Посещение театров Нижнего Новгорода

Изготовление поделок на конкурс «Умелец 2010»

Физкультурный праздник «Мой весёлый звонкий мяч»

Викторина «Край родной, навек любимый»

Поездка-экскурсия в город Городец Нижегородской области

Составление Книги памяти класса

Рассказ об участии семьи в ВОВ 1941-1945г.г

Конкурс рисунков «Годы, опалённые войной»

Музыкальный ринг «Песни военных лет»

Участие в конкурсе чтецов, посвящённом Великой победе

Рыцарский турнир вежливости

Игра «Мой тайный друг»

«Я – гражданин России»

3 класс

  • Исследовательская работа «История моей улицы»
  • Изучение разнообразных музеев города Нижнего Новгорода
  • Создание музея традиций класса
  • Участие в конкурсах района, города, области
  • Участие в Интернет-олимпиадах
  • Посещение творческих мастерских
  • Изучение традиционных российских праздников

Презентация «Название моей улицы»

Интеллектуальная игра «5*5»

Уроки доброты

Выступление со спектаклем для детей 1 класса «Сказка о доброте»

Выпуск газет к праздникам «День Защитника Отечества»,

«8 Марта», «День именинников»

Участие в олимпиаде «Эрудиты планеты» и «Эму»

Праздник «Новогодний КВН»

День осенних (зимних, весенних, летних) именинников

Праздник «Масленица»

Экскурсия в музей народов Поволжья на Щёлковском хуторе

Новый год в литературном музее им. М.Горького

Если не я, то кто же!

4 класс

  • Соуправление классным коллективом
  • Участие в планировании и создании коллективных дел
  • Участие в социальных проектах
  • Оказание помощи детям класса по разным предметам
  • Разработка и участие в создании сайта класса

Участие в социальных проектах.

Ведение рубрик в классной газете.

Участие в разработке дизайна и структуры классного сайта.

Организация экскурсий по местам Нижнего Новгорода.

Создание герба семьи.

Соуправление

Развитию личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Особую роль в управлении развитием любой воспитательной системы играет соуправление педагогов, родителей и учащихся.

Соуправления в воспитательной системе класса призвано:

  1. Развивать творчества, инициативы учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
  2. Способствовать проявление индивидуальных способностей каждого члена ученического коллектива.
  3. Использовать возможности и творческих потенциал каждого ученика для решения задач всей воспитательной системы класса.

На разных этапах ВСК соуправление имеет свои особенности и разную степень поддержки педагогов. Оно основывается на следующих принципах:

  • Принцип педагогического руководства;
  • Принцип сменяемости функций и видов деятельности в соуправлении;
  • Принцип выборности;
  • Принцип открытости и доступности для всех;
  • Принцип творчества;
  • Принцип непрерывности и перспективности.

В начале каждой учебной четверти на классном часе происходят выборы управляющей команды класса. Она состоит из Президента классной республики и Министерств, каждое из которых имеет свою сферу деятельности.

Результатом работы по организации соуправления ожидается высокая творческая и общественная активность  учащихся класса, повышение интереса к внеурочной деятельности класса.


Схема соуправления


 Социальное партнёрство с семьёй

Реализация задач  воспитания в образовательном учреждении невозможна без взаимодействия семьи и школы. Вопрос о том, как вовлечь родителей в деятельность, направленную на развитие  духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе, встал передо мной как перед классным руководителем. Опираясь на опыт педагогов начальной школы гимназии №2, ответ на этот вопрос я нашла в организации семейного клуба. «Росинка» – это название, которое выбрали дети. Они интуитивно потянулись к чистому, звонкому и родному. И, удивительно совпало то, что появление росы в природе связано с солнцем, а наш семейный клуб «Росинка» - это связь детей и взрослых – участников программы «Дети Солнца 21 века».

Семейный клуб «РОСИНКА» был организован в первом классе из учащихся и их родителей, а также старших и младших братьев и сестёр учащихся.

Цель работы семейного клуба:

Воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, на основе возрождение и укрепление отечественных традиций семейной и родительской культуры.

Задачи Семейного клуба:

  • укреплять семью путем развития культуры семейных отношений на основе российской культурно-исторической и духовной традиции;
  • пропагандировать основы здорового образа жизни;
  • развивать субъективность личности каждого учащегося, навыки самостоятельного и творческого труда через организацию деятельности на уроках и во внеурочное время;
  • содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития в нём учащихся;
  • способствовать самоопределению и самовыражению личности ребенка в школьном коллективе, социальной группе с учетом ее возможностей.

Реализация задач  семейного клуба «Росинка» осуществляется по нескольким направлениям:

Направление

Задачи

Мероприятия

«Я и моя семья»

  • прививать у детей уважение к родным и близким;
  • учить взаимопомощи в семье, заботливому и внимательному отношению к родителям;
  • повышать педагогическую культуру родителей.

  • Встреча с папой- военнослужащим «Есть такая профессия – Родину защищать!»
  • Участие в проекте «Моё имя».
  • Составление генеалогического древа семьи.
  • Создание мемориального уголка в классе. «Участие моей семьи в Великой Отечественной Войне».
  • Участие в социальном проекте «Вахта памяти».
  • Семейный вечер «Герб моей семьи».
  • Дискуссионный клуб  «О родных и близких людях с любовью».

«Моя школа - мои друзья»

  • начать работу по созданию дружного классного коллектива;
  • способствовать культуре общения;
  • создать благоприятные условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка; совершать добрые дела для школы;
  • развивать навыки сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • День рождения семейного клуба.
  • Праздничный вечер «День именинников»
  • Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручаем».        
  • Диспут «Может ли быть добро с кулаками?
  • Устный журнал «Что такое доброта?»

«Матушка – Русь!

Я тобой горжусь»

  • способствовать воспитанию личности ребёнка, знающего историю и традиции родного города, края, страны;
  • прививать любовь к родному краю, месту, где родился и живёт ребёнок;
  • развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества.
  • Проведение народных праздников.(Масленицы, День народного единства, Рождества, Нового года, День Победы)
  • Клубные часы о знаменитых людях России.(Александре Невском, Козьме Минине,  Валерии Чкалове, Максиме Горьком).
  • Поездка по городам Нижегородской области. Экскурсии в Городец, Семёнов, Чкаловск, Большое Болдино, Дивеево, Муром, Макарьево.
  • Посещение краеведческих музеев Нижнего Новгорода.
  • Открытая гостиная «В гостях у самовара».
  • Знакомство с историей культурно-исторических памятников города Нижнего Новгорода и городов области.
  •  Разработка и реализация социальных проекта («История моей улицы»).

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

  • укреплять здоровье детей,
  • формировать сознание учащихся о здоровом образе жизни
  • «Мама, папа и я спортивная семья»,
  • Турслёт «Тропа здоровья»,
  • Викторина «Советы Доктора Воды»
  • Беседа «Азбука здорового питания»
  • Военно-патриотическая игра «Зарница».

«Время пришло делать добро»

  • содействовать формированию нравственной позиции школьников;
  • воспитывать культуру поведения;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.

  • Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»?        
  • Утренник «Да здравствуют вежливость и доброта!»
  • Рыцарский турнир вежливости.
  • Творческая гостиная «От улыбки хмурый день светлей».
  • Совещание «Как приручить своих драконов»
  • Создание книги Добрых дел».
  • Игра «Тайный друг»
  • Акция «Протяни руку другу» (сбор игрушек и книг для детского дома).

Важное место в проведении данных мероприятий занимают родители, которые в совместной деятельности  активны, инициативны. Именно они являются первыми помощниками учителя в воспитательном процессе.

Ежедневно в  повседневной жизни семейного клуба создаётся атмосфера  активной познавательной деятельности, сотворчества,  которые приводят  ребёнка в состояние радости – таков итог работы содружества семьи и школы. Все дела в клубе – это разнообразные коллективные переживания, накопление опыта нравственных взаимоотношений. Здесь дети получают первые навыки культуры общения между собой. В общении дружеского расположения, совместной увлеченности познавательной деятельностью рядом с родителями заложен успех духовно-нравственного воспитания младших школьников.


 Взаимодействие с социумом

                     «Нельзя, чтобы ребенок взрослел,
обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду»                                                                                                                             
(Ш. А. Амонашвили)

Главным условием воспитательной работы является разнообразие деятельности учащихся, тогда и у них появиться  возможность проявить себя, раскрыть дремлющий потенциал, осознать себя  личностью, частью общества, жителем своего города, гражданином своей страны. В целях развития познавательных и коммуникативных способностей учащихся, программа воспитательной системы «Дети Солнца XXI века» предусматривает регулярное и целенаправленное взаимодействие  с организациями и учреждениями культуры, спорта,  молодежными организациями, творческими  культурно-массовыми общественными объединениями.        


Ожидаемый результат программы

1) Сформированность основных нравственных качеств личности учащихся; повышение уровня воспитанности;  отсутствие отрицательной динамики по нарушению правил дисциплины и порядка;

2) Создание  традиций в классном  коллективе, развитие творческих способностей, повышение уровня внеурочной занятости;  желание и возможность продолжить основные направления  воспитательной системы в старших классах;

3) Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;  снижения уровня тревожности детей;

4) Вовлечение в совместную воспитательную деятельность родителей; формирование личностных качеств ребенка через совместную деятельность с родителями,

5)  создание сплоченного классного коллектива с положительным психологическим климатом, повышение доли участия в соуправлении коллективом;


 Изучение эффективности ВСК «Дети Солнца  XXI века»

Эффективность программы определяется системой целевых индикаторов, показателей и методов изучения, которые позволяют оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям развития воспитательной системы класса.

Целевые показатели

Индикаторы

Методы изучения

Формирование основ нравственной культуры

  • Сформированность основных нравственных качеств личности;
  • Отсутствие отрицательной динамики правонарушений у учащихся;
  • Повышение уровня воспитанности.
  1. Анализ итогов учебно-воспитательной работы.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Анкетирование детей и родителей.
  4. Психолого-педагогическая диагностика.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся

  • Наличие представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине
  • Наличие личной системы ценностей (нормы, правила общения, принципы толерантности, ответственности, обязательности)

  1. Анализ итогов учебно-воспитательной работы.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Анкетирование детей и родителей.
  4. Психолого-педагогическая диагностика.
  5. методика определения уровня общественной активности учащихся (Е.Н. Степанов)

Формирование потребности в здоровом образе жизни

  •  Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся,
  •  Увеличение числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
  •  Активность участия класса в спортивных и оздоровительных мероприятиях.
  1. Анализ итогов учебно-воспитательной работы.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Анкетирование детей и родителей.
  4. Психолого-педагогическая диагностика.
  5. Анализ посещаемости школьных занятий детьми.

Уровень сплочённости классного сообщества с положительным психологическим климатом

  •  Защищенность и комфортность ребенка в классе
  •  Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе

Методика для родителей Е.Н. Степанова

Тест школьной тревожности Филипса

Методика «Цветопись»

Промежуточные результаты по итогам реализации двух этапов

В результате реализации первого и второго этапа программы воспитательной системы класса «Дети  Солнца XXI века»  удалось:

  • создать оптимальную атмосферу для участия ребят, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности;
  • создать благоприятные условия как для развития классного коллектива в целом, так и для раскрытия потенциала каждого отдельного ученика;
  • задать положительную динамику развития коллектива детей и личностного роста учащихся;
  • создать благоприятную среду для сотрудничества семьи и школы по намеченной программе семейного клуба «Росинка»;
  • включить детей в процесс соуправления детской деятельностью.

Наблюдения, анализ деятельности детей, анкетирование показывают, что за истекший период действия ВСК «Дети Солнца XXI века» воспитуемые:

  1. Познакомились и приняли основные правила школьной жизни, с распорядком школьного дня;
  2. получили необходимые сведения о безопасности, правилах гигиены, здоровом питании;
  3. познакомились с основами здорового образа жизни;
  4. узнали больше из истории своей семьи;
  5. изучили семейные традиции, родословную и жизненную историю близких родственников, узнали о вкладе своих родных в дело Великой победы;
  6. научились различать и ценить в одноклассниках положительные личностные качества;
  7. стали оценивать значимость дружного коллектива в жизни людей;
  8. проявлять большую активность в делах класса, гимназии;
  9. проявлять инициативу, предлагать свои проекты.

Прошедший период помог сформировать у детей более внимательное отношение к одноклассникам. Стало заметно, что дети стремятся друг другу, им стало интересно и комфортно вместе. Клубные часы, праздники, экскурсии, прогулки, которые проходят совместно с родителями в рамках работы семейного клуба, стали доброй традицией класса.

Результаты социометрических исследований в 3 классе показали, что в классе можно охарактеризовать 4  группы.

Группа «Лидер» - 9 чел. - 27%, это активные в общественной жизни дети, они уверены в своих силах. Уровень их притязаний соответствует возможностям.

Группа «Предпочитаемые» - 15 чел. - 45%. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Отношение коллектива доброжелательное.

«Принятые» - 15%. – 5 чел. Дети с хорошими способностями, имеют ровные отношения с одноклассниками.

«Изолированные» - 1 чел. - 3%.

Дети научились ценить в одноклассниках положительные личностные качества. При выборе актива класса (на должности «Президента» и  «Министров») дети, в основном, голосуют за достойных кандидатов, правильно аргументируют свой выбор, проявляют доверие и уважение к выбранным ребятам.  

Дети класса – активные участники мероприятий гимназии. Выставки, конкурсы рисунков, смотр песен, прослушивание стихов – все эти мероприятия для большинства детей увлекательная деятельность, в которой они с удовольствием участвуют.

Родители учащихся стали чаще проявлять инициативу и предлагать возможные варианты совместной деятельности – поездка на природу, беседы о вредных привычках, доброте и дружбе.

 Анкетирование родителей показало, что у всех детей наблюдается динамика в плане  отношения к школьной жизни. Дети, которые испытывали трудности в общении, стали чувствовать себя в детском сообществе более комфортно. Хочется отметить, что большая часть класса очень доброжелательно принимает в классе новичков.

 Наблюдается стабильные улучшения как в учебной мотивации, так и в интеллектуальном развитии детей.

Класс активно участвует во всех школьных мероприятиях, концертах, конкурсах как на районом, так и на городском уровне. Если на первом этапе  реализации программы в конкурсах постоянно участвовали 15-20% учеников, то в конце второго этапа это число возросло до 82% , остальные дети участвуют эпизодично. Мы прогнозируем дальнейший рост количества детей, которые будут активными во  всех проводимых конкурсах.

Активное участие приняли дети и их семьи в мероприятиях, посвящённые 65-летию Победы. Все семьи отозвались на инициативу родительского комитета о создании «Книги Памяти» нашего класса. В неё мы вписывали имена воевавших в Великой Отечественной войне родственников. На классных часах и во время специального заседания семейного клуба дети и взрослые рассказывали истории о военном прошлом своих предков. Это тема оказалась очень трогательной для детей.

По данным результатам можно сделать вывод, что данная ВСК создает максимально благоприятные условия как для развития классного коллектива, так и для раскрытия каждой отдельной личности.

За период 1 и 2 класса дети познакомились с некоторыми аспектами сохранения здоровья. Во многих мероприятиях, посвящённых здоровьесберегающим технологиям принимали участие родители, что создало для детей эффект большей значимости.

Таким образом, за прошедший период наблюдается положительная динамика развития коллектива детей и родителей класса, что позволяет в перспективе реально подойти к реализации модели выпускника начальной школы.

Использованы методики изучения воспитательного процесса, такие как:

  • методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;
  • модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
  • методика «Герб класса»;
  • социометрические методы;
  • тест «Цветок настроения»;
  • сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
  • анкета «Я и моя школа»;
  • творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»

Перспективы реализации программы

Таким образом, за прошедший период наблюдается положительная динамика развития коллектива детей и родителей класса, что позволяет в перспективе реально подойти к реализации модели выпускника начальной школы, и что  даёт нам уверенность, что ВСК приведёт нас к намеченной цели. На 3 и 4 этапах действия ВСК «Дети Солнца 21 века» продолжится работа по всем направлениям. Творческим порывом, общими усилиями и на основе полученного опыта планируется создать сайт класса, который не только поможет реализовать задачи всех направлений воспитательной системы, но и сплотит детей и родителей ещё больше. Сайт может стать связующим звеном содружества и сотворчества детей, педагогов и родителей на этапе средней школы.


Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российского гражданина.        Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Степанов Е.Н. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие// Классный руководитель. - №1. - М., 1998г.
  3. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М., 2004г.
  4. Лабутин Н.Ю., Майский А.Б. Педагогические здоровьесберегающие технологии // Здоровье детей: прил. газ. “Первое сентября”. – 2003. - № 23. – С. 12 – 13.  
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М.: Аркти, 2003. – 270 с.
  6. Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. «Школьная пресса», 2002
  7. Семенов Г.С. Организация воспитательной работы в школе. М. « Школьная пресса», 2002.
  8. В.П.Созонов «Организация воспитательной работы в классе»- М., Педагогический поиск,2000
  9. Н.Е.Степанов «Педагогический контроль в процессе воспитания» - Москва,2006
  10. И.В.Федорова «Здоровая личность». – ж. « Классный руководитель»№2,2008г
  11. Н.Е.Щуркова «Классное руководство. Игровые методики» - Москва,2001
  12. Б. М. Бим-Бад  «Психология и педагогика: просто о сложном: Популярные очерки и этюды». М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 144 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика).
  13. П.С. Кудешов Долгосрочная воспитательная программа класса». – журнал Справочник классного руководителя №3, №4 2010 г.
  14. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: В. Г. Сутеев «Кораблик». ( образовательная система «школа 21 века»)

Конспект урока литературного чтения для 1 класса по программе "Школа 21 века"...

Презентация к уроку окружающего мира "Солнечная система", Школа 21 века, 3 класс

Данный урок второй по счёту. Можно подобрать множество иллюстративного материала...