Мастер- класс «Современный классный руководитель»
статья на тему

Салий Елена Александровна

Мастер- класс «Современный классный руководитель»

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Современный классный руководитель»

Сценарий мастер-класс

Тема: Формула решения школьных конфликтов

Цель: дать определения конфликта; выявить причины конфликтов; обсудить способы решения конфликтных ситуаций; выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций; определить собственный стиль поведения в ситуации конфликта; учиться решать конфликты с учетом интересов всех сторон.

Оформление: Цитаты на плакатах:

                    - Умей признать ошибку

                    - Не порти жизнь себе и остальным

                    - Сохраняйте спокойствие

       

          Ход мероприятия

У нас сегодня необычная тема. Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами.

Как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным?

Думаете это возможно. Ну что же, посмотрим…

Проблема конфликта являлась актуальной на протяжении всей истории человечества.

Её острота особенно ощущается в переломные периоды общественного развития. Именно такой период мы переживаем в данное время.

Конфликт (лат.) – столкновение противоположно направленных (внутриличностных, межличностных, межгрупповых) интересов. Давайте все – таки подумаем, какие плюсы и какие минусы может иметь конфликт.

 Рассмотрим пример: В классе произошел конфликт, двое ребят не остались после занятий

 убирать территорию школы вместе со всем классом. Слова классного руководителя старосты класса они проигнорировали. И конечно на следующий день состоялся разговор

классного руководителя с этими ребятами и ребята ответили, что они не обязаны работать. И этот конфликт решили обсудить на классном собрании.

Ребята, давайте представим, что это у нас с вами произошел конфликт. Сможем ли мы в данном случае  решить конфликт.

(Класс делится на две группы. Каждой группе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.) 

Значит, записываете соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта.

5 – 7 минут вам хватит. Начали. ( Можно немного времени добавить.)

Учитель: Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.

Ученик:  

          - Происходит утверждение личности

          - В конфликте выясняется истина

          - Конфликт признак деятельности коллектива

          - Выявляется мнение каждого человека

          - Открываются вещи, которые раньше не замечали

          - В ситуации конфликта человек раскрывается

          - Может быть достигнут положительный результат

          - Человек в конфликте может самосовершенствоваться

Учитель: Совсем неплохо. Давайте послушаем отрицательные стороны конфликта.

Ученик:

            - Падает настроение, отчего падает и трудоспособность

               - Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье

- Возникает желание не учиться в данном коллективе, что приводит и к         внутреннему разладу

           - Мысли направлены не на дело, а на конфликт

          - Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении

           с другими людьми

         - Плохое настроение может передаваться на семью

Учитель: И эта группа абсолютно правильно все сказала. Давайте же все- таки согласимся, что конфликт несет и хорошее. Но всё- же лучше уметь безболезненно из него выйти.

Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто до сегодняшнего дня ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет

себе, что такое конфликт.

Никто из нас не встал.

Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом?

Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа.

Ребята по очереди подходят к доске и пишут. Ответы могут быть примерно такие:

  - гнев

  - страх

  - конфуз

  - ощущение крушения надежд

  - обида

  - угнетенное состояние

  - раздражение

  - нервное состояние

Учитель: Делаем вывод. Всё, что вы назвали, - чувства, и эти чувства называются эмоциями.

    Эмоции – это ощущение, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Каждый человек когда-нибудь испытал гнев- это нормально, но умению контролировать его и управлять им – надо учиться. Если это удается, то вы сможете избегать конфликтов.

Работа в группах: участники делятся на три группы.

Каждая группа получает задание: приготовить и разыграть конфликтную ситуацию из

школьной жизни.

Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение.

- Что общего во всех сценках?

- Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?

- Каково вам было в роли конфликтующих?

- Какими могут быть последствия данных конфликтов?

- Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?

Учитель: А сейчас рассмотрим основные виды поведения в конфликте и его разрешение.

 И вам, ребята, нужно определить собственный стиль поведения в ситуации конфликта.

Для этого проведем ролевую игру.

  1. Ритуал приветствия: молчаливое приветствие друг друга – все молча ходят по кабинету, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, не произносят ни слова.
  2. Диалог.
  3. Инструкция: работаем в парах: один говорящий, а другой его эхо. Говорящий излагает свою позицию по теме « Почему возникают конфликты в школе», эхо перефразирует высказывание говорящего, то есть повторяет его утверждение своими словами. Если говорящий доволен эхом, то говорит дальше, если нет – поправляет его.

Обсуждение: Поделитесь своими впечатлениями.

Следующее упражнение: « Гляделки».

Инструкция: Встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала ( хлопок ) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.

Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой сопротивляется. Затем поменяться местами.

- Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?

- В каком виде поведения в конфликте партнер « давит»?

- В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя  «задавленным «?

Ученик: Я предлагаю дополнить следующие выражения. Они как раз по нашей теме

( Раздает всем листы, ребята в течение 5 минут заполняют анкету.)

               

              Вопросы:

1.Я чувствую себя уязвленным, когда---------------------------------------------------

2. Я могу преодолеть свою боль, если---------------------------------------------------

3. Я бываю расстроенным, когда---------------------------------------------------------

4. Я легче переношу свое расстройство, если-----------------------------------------

5. Я подавлен, когда-------------------------------------------------------------------------

6. Я могу преодолеть свое расстройство следующим способом-------------------

7. Я испуган, когда---------------------------------------------------------------------------

8. Я могу преодолеть свой испуг, если--------------------------------------------------

9. Я бываю рассержен, когда---------------------------------------------------------------

10.Я могу руководить этим чувством (как? когда?)-----------------------------------

Ученик: Спасибо за откровенные ответы. По ним мы сможем определить ваше состояние и дать какие-то советы.

Учитель:

 А пока продолжим. Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным. Есть стадия, которую нужно знать, это – кризис.

Помните главное. Кризис должен выйти на позитив.

             Некоторые советы

Учитель говорит                  ученики продолжают

Не ошибается тот,                кто ничего не делает. Умей признать ошибку.

Не знаешь, что делать –       не делай.

Любая ситуация нас             чему-то учит.

Бери лучшее из любого         случая.

Если чувствуешь, что заходишь в тупик, создай искусственную изоляцию. И воспринимай её  - как удовольствие.

Ученик: Мне кажется, самое главное – в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.

Учитель: Конечно.

               Но что значит сохранять спокойствие?

         1.Относиться к другим с уважением

   2.Выслушать точку зрения другого человека

   3.Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас

4. Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления

5. Дать другому человеку шанс отступить          

6. Идти на компромисс

7. По возможности использовать юмор.

8. Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом

   Учитель: Мы сегодня с вами получили некоторые способы выхода из конфликта.

Применили их на практике.

Давайте подведем итог.

Разрешение конфликта возможно, если люди способны:

- Управлять чувством гнева;

- Относиться друг другу с уважением;

- Слушать точку зрения другого человека;

-   Разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обеих сторон.

Вспомните, пожалуйста, какие бывают конфликты?

Ученик: Конфликт с собой, конфликт с другими, конфликт личности и группы.

 

Учитель: А сейчас я вам советую, встаньте перед зеркалом и вылепите из себя самого скульптуру под названием « Бодрость, уверенность, жизнерадостность, сила». Запомните эту позу и мимику. Надевайте и носите эту позу три раза в день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет современного классного руководителя

Работа классного руководителя не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм. Она значительно шире и сложней. Классный руководитель совместно с детьми проживает...

Визитная карточка класса на конкурс "Современный классный руководитель"

Визитную карточку можно использовать классному руководителю  в начальной школе....

Современный классный руководитель глазами учеников.

Современный классный руководитель глазами учеников. Материал для классных руководителей....

Легко ли быть современным классным руководителем?

Говорят, что человеческие резервы неисчерпаемы. И, прежде всего, это касается классного руководителя....

Анкета. Современный классный руководитель

Анкета для классных руководителей...

Мастер-класс для классных руководителей школы "Как сплотить команду"

Мастер – класс, направлен на сплочение классного коллектива и развитие навыков взаимодействия в команде. Мастер-класс можно проводить на разных этапах учебного года: после каникул...

Современный классный руководитель

Данная презентация содержит информацию о понятии современного классного руководителя, цель его работы, профессионально значимые качества, а также нормативно-правовая база деятельности....