опыты с молоком
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Толстых Галина

Предварительный просмотр:

Классный час  2 «А» класс

" Пчелиный лекарь – это мёд»

Цель: раскрыть значение мёда для здоровья человека.

Задачи: формирование у обучающихся правильного представления о значении мёда в здоровом образе жизни; воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя

Продукт для взрослых и детей.
Вкус лета в нем, цветов, полей!
Весны и солнца аромат
Напомнить он зимою рад.
Защитник наш от злых болезней.
Что может мёда быть полезней?

 - Ребята, о чём говорится в стихотворении? Что это за продукт? Для чего используют в пищу мёд? Только ли для вкуса? Действительно, помимо вкусного лакомства мёд употребляют в лечебных целях.

Сегодня, на уроке мы поговорим о том, насколько полезен данный продукт и как правильно употреблять мёд. К нам на классный час пришёл папа Клюевой Анастасии , который занимается пчеловодством. Это их семейное дело и он расскажет нам всё о пчёлах, о мёде, о его полезных свойствах. .

  1. Сообщения учеников.

 «Что такое мёд?»

- Нет более загадочного насекомого, чем пчела. Менялись полюса планеты, происходили великие катаклизмы, а она многие миллионы лет без устали опыляла растения, развивая и совершенствуя растительный мир. Многие тысячи лет пчела живёт  рядом с человеком, но ничто и никто не может её приручить. Имея ядовитое жало, грозное оружие против кого бы то ни было, она позволяет человеку вторгаться в своё гнездо и даже забирать главную свою ценность - собственную пищу.

Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство

Сообщения учеников. О пользе мёда

Пчелиный лекарь – это мёд.
Пчела хворь быстро унесет.
Прибавь к целебной силе вкус.
К здоровью ты получишь плюс!

 Пчелиный мёд - без преувеличений, уникальный по свое питательной ценности продукт, в основе своей состоящий из простых углеводов (моносахаров): глюкозы и фруктозы. Он не требует дополнительной переработки, поступая в кровь человека непосредственно, действуя быстро и эффективно. Но, будучи прекрасной пищей, мёд является ещё и великолепным, почти универсальным и исключительно действенным лекарством.

Пчелиный мёд - одно из самых первых лекарств, используемых человеком. Во все века люди предполагали, и небезосновательно, что мёд наделён таинственной исцеляющей силой, что он является средством для достижения долголетия и безболезненной старости. На Руси мёд считали едва ли не единственным средством для продления активной жизни. В народной медицине мёд - самый популярный компонент лекарственных препаратов, будь они животного, минерального или растительного происхождения. Сегодня большинство лечебных свойств мёда подтверждены научными исследованиями.

3.Выступление Клюева В.И.- пчеловода.

Учитель: Один мудрец сказал: «Человек есть то, что он ест». Это действительно так, ведь от того, как и что ест человек, зависит его здоровье. В этой связи, хочется отметить важность грамотного употребления мёда.

 Правила употребления мёда

Нагревание мёда выше температуры 37 C ведёт к разрушению витаминов, ингибинов, белков, танинов и теряются ароматические вещества. Такой мёд теряет все свои лечебные свойства. Люди знают питательную и лечебную ценность мёда, но неправильно его используют, применяя только когда заболели, вместо того, чтобы употреблять профилактически, т.е. просто есть, предупреждая возникновение болезни и поддерживая организм здоровым и сильным, способным противостоять любой инфекции, любому патологическому началу.

Берегите здоровье смолоду и ешьте мёд - это и будет самой лучшей профилактикой всех болезней.

  1. Подведение итогов. 

Учитель: Сегодня мы лишний раз убедились в пользе мёда. Здоровый заменитель сахара, мед обладает огромной питательной ценностью и очень полезен для здоровья. Мед также широко применяется в косметологии, медицине и кулинарии.

Пчелою сделанный укус,
Возьмет болезни тяжкий груз!
А мед –  вкуснейшее лекарство
Дает здоровью шанс на царство!



Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования УУД

Г.В. Толстых

учитель начальных классов,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Старый Оскол, Белгородская область, Россия

                               «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

                                                                                 Александр Пятигорский

          Стандарт нового поколения призывает не давать готовые знания, а помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями. Именно в действии порождается знание. Задача учителя сегодня —  включить  ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Обязательным условием решения этой задачи  является организация исследовательской деятельности в рамках ФГОС НОО: ориентация на развитие личности младшего школьника на основе освоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира. А исследовательская деятельность способствует развитию способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы. Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе .Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. По новым стандартам второго поколения  в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается  в  обеспечении   обучающихся  умением учиться.

Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни .

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

-знакомство с проведением учебных исследований;

-развитие творческой исследовательской активности;

-стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

-ознакомление с научной картиной мира;

-вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

         Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат. Стимулирование исследовательской активности, поддержка  любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя. Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

          Учитель – научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

-соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

-добровольность выбора темы учащимся;

-максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

-компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

-уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы;

-осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

Исследовательские работы, выполняемые учащимися, воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения; учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.

    Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью, исследовательская  же деятельность даёт   возможность сблизиться со своими детьми. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования,  наблюдения,  помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

- Чем занимаешься в первую очередь?

- Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

- О чём хочешь  узнать  больше?

- Чем  можешь  гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

   Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. А выбрав тему исследования, ребята активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, втягивают в свою работу родителей. Ребенок, чувствуя свою значимость, вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал совместно просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал оформляется, и ребенок готовится выступать на классном часе или на одном из уроков. В ходе выполнения исследования  родитель может выступать одновременно в нескольких   ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

               Исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая  помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель преподавательской деятельности. К организации исследовательской деятельности с детьми начальной школы нужен особый подход. Учителю нужно начать с себя, самому перестроиться. На первых порах придется взять на себя большую часть работы. Но педагог должен помнить, что результатом исследовательской деятельности  должна являться не информированность ученика, а умение самостоятельно находить ответы на интересующие его вопросы.

 

Литература:

1. Г.Ф.Гаврилычева «Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе». Начальная школа №12 1986г. М. Просвещение с.18-27.

2. Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2006г.

3.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.               Самара, 2011

4.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.     Москва, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"

Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...

Молоко и молочные продукты

Задача данного мероприятия - расширить знания детей о молоке и молочных продуктах, познакомить с их значением для растущего организма и начать формирование привычки есть то, что требуется организму, а...

Презентация к уроку "Молоко и молочные продукты"

Презентация  сопровождает урок по теме "Молоко и молочные продукты"...

детям о пользе молока

дать представление о значении молока для растущего организма ребёнка, расширить знания о молочных продуктах, формировать у ребят навыки правильного, здорового питания...

Молоко и молочные продукты

О молоке и молочных продуктах....

Пейте, дети, молоко!

Внеклассное мероприятие - праздник, объясняющее детям значимость употребления молочных продуктов для организма и прославляющий нелегкий труд сельской доярки....

Научно-исследовательская работа "Полезность козьего молока"

Республиканский конкурс исследовательских  и проектных работ учащихся 1-4 классов«Я познаю мир»   Секция: экология. Объекты и явления природыПолезность  козьего молокаХА...