Методическая разработка занятия кружка "Азбука нравственности" по теме "Ежели вы вежливы"
методическая разработка (1 класс) на тему
Данная методическая разработка занятия кружка по теме "Ежели вы вежливы" предназначена обучающимся начальных классов. Разработка соотвествует требованиям ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_kruzhka_dyakovoy_s.a.rar | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия кружка «Азбука нравственности»
по теме: «Ежели вы вежливы»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево», Дьякова Светлана Александровна
Цель занятия: создать условия для осмысления и осознания информации о вежливой форме обращения.
Задачи занятия:
1.Образовательная: ввести термины, связанные с понятием «вежливость».
2. Развивающая: формировать навыки вежливого обращения; умение планировать свою деятельность, контролировать, овладевать навыками работы в паре; развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
3.Воспитательная: формировать ответственное отношение за порученное дело, чувство товарищества; воспитывать потребность быть вежливым при общении.
Оборудование: табличка «вежливость»; пословицы; компьютер; запись стихотворения С.Я. Маршака; физминутка для глаз; лепестки цветов; жетоны.
Ход занятия кружка.
- Самоопределение к учебной деятельности.
– Доброе утро!
- Ребятам!
Доброе утро!
- Солнцу и птицам!
Доброе утро!
- Улыбчивым лицам!
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение и пожелаем удачи и новых открытий на очередном занятии кружка.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, какую форму приветствия я использовала в начале занятия?
3. Постановка учебной задачи.
- Кто догадался, над какой темой сегодня мы будем работать?
- Какую цель мы поставим себе на занятии?
/ 1. Узнать, что обозначает слово «вежливость».
2. Какими качествами должен обладать вежливый человек.
3. Узнать, существуют ли вежливые формы общения /.
4. Построение проекта выхода из затруднений
- Ребята, предлагаю вам самостоятельно найти ответы на данные пункты, поработать в паре, узнать, что же такое «вежливость». Можно пользоваться толковым словарём.
/ парная работа /
- Итак, озвучите, ваши ответы.
1 - Вежливость — первая и самая приятная добродетель.
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
2 -Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слово «вежа» означает «знаток» - человек, который знает правила приличия, по-доброму умеет относиться к людям. Вежливым человеком не рождаются, а становятся.
- Прослушайте стихотворение “Ежели вы вежливы” С. Я. Маршак, ответите на
вопрос: «Зачем нужно говорить друг другу вежливые слова»?
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы ,
Поможете вы маме.
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То всех благодарите .
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
(Ответы обучающихся )
-Верно. Недаром говорят, что доброе слово человеку, как дождь в засуху.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Итак, сейчас мы проверим, знаете ли вы вежливые слова.
Игра «Словарь вежливых слов».
Представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?
-Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок.
(называя вежливые слова, вы прикрепляете лепестки к сердцевине цветка)
-Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок у вас получился. Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю.
Физминутка для глаз
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1) - Послушайте стихотворение, назовите вежливые слова, используемые автором.
С кем можно так общаться?
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
“Добрый вечер!” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
2) Игра «Не ошибись, пожалуйста!»
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
- Встаньте, пожалуйста!
- Поднимите руки.
- Поднимите, пожалуйста, руки!
- Будьте добры, похлопайте!
- Потопайте.
- Попрыгайте, пожалуйста!
- Тихо сядьте.
- Тихо сядьте, пожалуйста!
3) « Закончи пословицу, объясни смысл».
Люди должны относиться друг к другу вежливо, с уважением, это нашло отражение и в народной мудрости: в сказках, легендах, пословицах, поговорках.
- Ласковое слово - что весенний день.
- Вежливое слово - целебный воздух.
- Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой.
- От теплого слова и лед тает.
- Сабля ранит голову, а слово - душу.
- Удар забывается, слово помнится.
- Глупый язык голове не приятель.
- Мудрый не все говорит, что знает, а глупый не все знает, что говорит.
- Ничто не дается так дешево и ничто не ценится так дорого, как вежливость.
4. Викторина
1. Навстречу мужчине идет женщина. Кто должен первым поздороваться?
(Первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой)
2. В дверях школы вы встретились с одноклассницей. Кто первым должен поздороваться? (Из двух детей одного возраста первым здоровается тот, кто лучше воспитан).
3. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Сергей увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Добрый день, Галина Ивановна!» Какой ошибки он допустил? (Сергей поступил невежливо. Надо было сказать общее «Добрый день».
4. Вы встречаете этого человека часто, например, возле магазина, мимо которого идете в школу, но не знакомы с ним. Надо ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься, даже если ты с ними не знаком, обязательно).
5.Люди приветствуют друг друга при помощи слов, жестов. Какие вы знаете жесты? (Поклон, рукопожатия).
6. Почему приветствуются правой рукой? (Во время приветствия принято пожимать друг другу руку. Сегодня эта традиция считается проявлением уважения. А поводом для этого принято было прежде другое: миролюбие, демонстрация мирных намерений. Протянутая открыта правая рука должна подтвердить, что в ней нет оружия - камней, ножа).
5. Игра «Вежливо – невежливо» / в виде подвижной физминутки /
Условия игры:
Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.
Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Помочь поднять упавшую вещь.
- Громко разговаривать в общественных местах.
- Обозвать обидным словом одноклассника.
- Не уступить место пожилому человеку.
- Отвечать на телефонный звонок во время урока.
- Помочь донести сумку незнакомой старушке.
- Рассказать доверенную тебе тайну.
- Стараться говорить громче собеседника.
- Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.
6. Рефлексия деятельности
- Итак, ребята, давайте проанализируем занятие кружка, ответим на вопросы, поставленные вами вначале.
- Что вы узнали о вежливости?
- Познакомились ли вы с новыми формами вежливого общения?
- Какими?
- Для чего их необходимо не только знать, но и применять в жизни?
- На все поставленные вопросы, вы нашли ответы?
- Достигли ли вы поставленной цели?
- О чём вы ещё хотели бы узнать? / Формы приветствия в разных странах мира /.
Учитель:
- Спасибо, ребята за активную и плодотворную работу на занятии кружка.
Пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажет звонко – звонко:
«Будьте вежливы всегда!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...
Разработка занятия по внеурочной деятельности "Урок вежливости"
конспект занятия по внеурочной деятельности...
Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости" по дополнительной развивающей программе "Этикет и культура общения", предназначеного для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения
Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет и кул...
Методическая разработка занятия "Путешествие в город Вежливости"
Методическая разработка занятия "Путешествие в город Вежливости" для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет...