РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Иванова Марина Алексеевна

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_pravoslavnoy_kultury.docx159.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50

Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол № ____ от ____________

«Утверждаю»

__________ / В. И. Гулидова/

Директор МАОУ СОШ № 50

Приказ № ___ от __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы православной культуры»

для  «4» класса

базовый уровень обучения

Разработчик: Иванова Марина Алексеевна

Учитель начальных классов

2017 год


Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ        4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        6


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры»  для  4 класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС (или ФК ГОС), примерной программой основного общего образования по «Основам православной культуры», учебным планом МАОУ СОШ №50 на 2016—2017 учебный год.  

В основу разработки программы положена авторская программа  О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирея Виктора  Дорофеев, О.Н. Яшина.

Программа обеспечена УМК для  4  класса авторов  О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. — М.: OOO «Русское слово — учебник», 2013. (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Программа подготовлена к учебнику издательства «Русское слово»: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. — М.: OOO «Русское слово — учебник», 2013. (ФГОС. Начальная инновационная школа). Кроме учебника, включенного в Федеральные перечни учебников для общеобразовательных учреждений и имеющего грифы Отдела религиозного образования и катехизации и Издательского совета Русской Православной Церкви, учебно- методический комплекс включает пособие для учителя, рабочую тетрадь для школьника и компакт -диск с вспомогательными, хрестоматийными, иллюстративными материалами для учителя и школьников.
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих
целей:

  развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей

для

достойной   жизни   личности,   семьи,   общества;   формирование   готовности

к

нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

 знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

 воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

В инструктивно-нормативном письме «Об обучении основам религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях» для учителей и организаторов введения курса (Приложение к письму «О введении курса ОРКСЭ» Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования от 22 августа 2012 г. № 08-250) указано, что основными задачами введения преподавания религиозных культур и этики в начальной школе, в частности, являются: знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Основная цель изучения модуля Основы православной культуры в рамках курса или предметной области ОРКСЭ в начальной школе — духовно-нравственное развитие

  • воспитание младшего школьника на основе исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви. Эта цель реализуется во взаимодействии с семьёй школьника, которая выступает заказчиком данного образования для своего ребёнка. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в выступлении на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях в связи с этим отметил, что главной целью духовно-нравственного образования является «…приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья». Таким образом, школа в процессе преподавания Основ православной культуры оказывает поддержку семье в формировании духовно-нравственных ценностей, культуры и образа жизни ребёнка в соответствии с мировоззренческим выбором и культурными особенностями его семьи.

  • рамках образовательных задач предметной области или курса ОРКСЭ в целом изучение Основ православной культуры направлено на формирование российской культурной и гражданской идентичности школьников на основе исторических и культурных традиций русского и других православных народов в России, православной

  • русской культуры.

Концепция модуля Основы православной культуры, представленного в данной

программе и соответствующем учебнике, учебно-методическом комплексе, базируется на следующих принципах:

 комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов православного христианства;

 раскрытие нравственного идеала православного христианства как традиционной религии русского и ряда других народов России, культурообразующей религии, составляющей неотъемлемую часть исторического наследия народов России, имеющей особое значение в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры российского общества (преамбула Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»);

 светский характер образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предполагающий организационно-правовую независимость указанных учреждений от организаций Русской Православной Церкви;

 взаимодействие, сотрудничество государства и Русской Православной Церкви в процессе введения ОРКСЭ, разработки и экспертизы учебного и методического обеспечения по православной культуре;

 культурологический характер преподавания Основ православной культуры, не предусматривающий «обучения религии», приобщения учащихся к религиозной практике, обязательного участия в богослужениях, отправлении религиозного культа.

В методическом плане при создании учебника и данной программы основополагающими были следующие положения:

  • ориентация учебного материала на положительные знания о православной

христианской религии, культуре, традиции в форме, доступной для учащихся 4 класса начальной школы;

  • раскрытие  исторических,  культурологических,  нравственных  аспектов

православной христианской традиции через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (например, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);

  • отказ   от   изложения   и   интерпретации   сложных   богословских   и

религиоведческих вопросов;

  • объяснение сложных понятий и терминов преимущественно в  контексте

описательно-повествовательного изложения в тексте учебника, а не путём введения отдельных определений;

  • исключение  оценок  любой  другой  религии,  религиозной  культуры,  тем

более обсуждения имевших в прошлом межрелигиозных противостояний и конфликтов (указано только о наличии традиционных религий в России в контексте межпредметных связей в рамках предметной области, о гражданском равноправии в Российской Федерации всех людей вне зависимости от отношения к религии и религиозной принадлежности, о веротерпимости как традиции межрелигиозных отношений в нашей стране).

Принимая        во        внимание        перспективу        расширения        преподавания        ОРКСЭ        на

начальной ступени общего образования, а также введения преподавания ОРКСЭ на ступенях основной школы (систематический курс) и средней (старшей) школы, изучение православной культуры в начальной школе носит первоначальный, пропедевтический характер (основы православной культуры).

Введение преподавания «Основ православной культуры» в рамках новой предметной области или комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызвано широким образовательным запросом на изучение православной культуры, православное христианское духовно-нравственное воспитания детей в системе общего образования. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 января 2012 г. №84-р, начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основ православной культуры» в 4 классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации 1час в неделю, 34 учебных часа в год.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ


Согласно в результате изучения «Основ православной культуры» в рамках ОРКСЭ ученик должен:

знать/понимать:

  • основные понятия православной культуры; историю возникновения

православной культуры;

  • особенности  и  основные  традиции  православного  христианства;  описание

основных содержательных составляющих Библии как Священного Писания Церкви, православных храмов, праздников и святынь;

уметь:

  • описывать   изученные   феномены,   явления   православной   культуры;

устанавливать взаимосвязь между православной религиозной культурой и поведением людей;

  • излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни

людей, российского общества;

  • соотносить  нравственные  формы  поведения  с  нормами  православной

нравственной культуры, традиции;

  • строить   отношения   с   представителями   разных   мировоззрений   и

культурных традиций на основе принципов веротерпимости, уважения прав человека на мировоззренческие и культурные особенности с учетом общепринятых в России нравственных ценностей, норм поведения;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

  • готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Согласно ФГОС начального общего образования «Требованиям к освоению основной образовательной программы начального общего образования» предметные, метапредметные и личностные результаты изучения Основ православной культуры в рамках ОРКСЭ должны отражать:

Предметные результаты:

  1. готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;

  1. знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения для выстраивания отношений в семье, обществе;

  1. понимание значения  нравственности,  веры  и религии в жизни человека и

общества;

  1. формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роди в культуре, истории и современности России;

  1. первоначальные представления об исторической роли православного христианства в становлении российской государственности;

  1. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в России;

  1. осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции;

Метапредметные результаты:

  1. овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации ; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  1. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  1. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  1. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  1. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета по Основам православной культуры; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать

  • аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  1. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

  • соответствии с содержанием курса; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  1. готовность  слушать  собеседника и вести диалог; признавать возможность

наличия различных точек зрения и права каждого иметь        свою;

  1. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  1. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета по Основам православной культуры;

  1. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, изучаемыми на Основах православной культуры и в курсе ОРКСЭ в целом, при изучении других учебных дисциплин в начальной школе;

  1. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета по Основам православной культуры;

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление православных христианских гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  1. формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  1. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в

том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в православной христианской традиции, социальной справедливости и свободе;

  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с изучением основ православной культуры;

  1. развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  1. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  1. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе принятия ценностей и традиций православной культуры, наличие мотивации к творческому труду.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание курса включает учебный материал, дающий самое общее, основное представление о вероучении, исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви на уровне, доступном младшим школьникам по их возрастным особенностям и познавательным возможностям.

Изучение Основ православной культуры, как и других модулей ОРКСЭ, ориентировано на взаимодействие в образовательном процессе школы, учителя с родителями, семьями школьников, а также с представителями, специалистами, организациями Русской Православной Церкви. Приказом установлен Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ, в частности по Основам православной культуры он включает следующую обязательную тематику, дидактические единицы: «Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всего: 34 ч (1 ч в неделю)

Тип

Содержание урока

Основные

Требования к уровню

урока

Тема

подготовки учащихся (ФК

урока

(уроков)

понятия

п/п

урока

ГОС)

1

1

Введение в

Предмет.


Россия

наша

Родина

Вводный.

Урок

первичного

изучения

новых

знаний

Введение  в  предмет  (содер-

Культура.

Крещение

Руси.

Религия.

Религиозная

культура.

Веротерпи-

мость

.

Знать/понимать: место предмета в учебном

плане,  его  общее  содержание,  способы

учебной   работы   по   курсу,   оценивания

знаний,   участие   родителей,   семьи   в

учебном

процессе,

общее

понятие

культуры,    православной    культуры,    о

Крещении    Руси,    роль    православного

христианства  как  традиционной

религии

русского и ряда других народов в России.

Уметь:  устанавливать  взаимосвязь  между

православной  культурой

и  национальной

культурой русского народа, других народов

России.

Знать/понимать: общее понятие о религии,

религиозной  культуре,  о православии  как

«восточном   христианстве»,   равноправие

граждан  разной  религиозной  принадлеж-

ности,  гражданское  историческое  и  куль-

турное единство общества, народов России.

жание,

время

изучения,

особенности

организации

образовательного

процесса).

Особенности   изучения   рели-

гиозной  культуры,  традиции  в

школе.    Участие   родителей,

семьи.

Содержание  курса,  учебника.

Условные

обозначения

в

учебнике.  Особенности  оцени-

вания знаний по курсу.

Культура,

православная

культура.КрещениеРуси.

Православное христианство —

традиционная религия русского

и других народов России.

Православное христианство —

традиционная религия русского

и других народов России. Рели-

гия, религиозная культура. Пра-

вославие как «восточное хрис-

тианство». Равноправие граж-

дан России по признаку отно-

шения к религии и

Уметь:   строить   отношения   с   предста-

вителями разных культурных

религиозной принадлежности.

традиций на основе принципов веро-

Веротерпимость в отношениях

терпимости, уважения прав человека

последователей разных

на мировоззренческие и культурные

религий в России. Россия

особенности с учетом общепринятых в

— наша Родина.

России нравственных норм и

ценностей.

2

Самая главная

Урок

Вера в Бога. Совесть как

Совесть. Бог

Знать/понимать: понятия религиозной

встреча

первичного

«голос Бога» в душе человека.

есть Любовь.

веры, любви как сущности Бога в

изучения

Любовь как сущность Бога.

православной христианской традиции,

новых

Проявления

Божественной

православную культуру как результат

знаний

любви в мироздании, в жизни

«встречи» человека с Богом,

человека.

Православная

религиозные основы православной

культура как встреча человека,

культуры.

людей с Богом.

Уметь: излагать свое мнение по поводу

значимости нравственных начал в

религии, соотносить понимание Бога в

православной традиции с

нравственными качествами любви,

добра.

3

Введение в

Урок

Божественное

Откровение,

Божественное

Знать/понимать: понятия Божественное

православную

первичного

способы

его

передачи.

Откровение.

Откровение и способы его передачи,

традицию

изучения

Священное Предание Церкви,

Священное

Священное Предание, его составляю-

новых

что  его  составляет.  Понятие

Предание

щие, традиции, ее преемственности и

знаний

традиции,

православная

Церкви.

воспроизводства в историческом

христианская

традиция.

Традиция.

времени.

Православная

христианская

Уметь: описывать православную тради-

традиция  как  основа  русской

цию как духовную основу русской куль-

национальной

культуры.

туры, устанавливать взаимосвязь между

Развитие православной

явлениями православной культуры и ее

13

традиции, культуры в

создателями, излагать свое мнение по

истории и современности.

вопросу значения православной

Православные христиане как

культуры в жизни людей, в истории

творцы

православной

России.

традиции.

4

Есть только

Урок

Священное Писание христиан

Библия. Ветхий

Знать/понимать: время создания и ос-

одна Книга

первичного

— Библия. Время создания

Завет. Новый

новные содержательные составляющие

изучения

Библии, её авторы. Отношение

Завет.

Библии как Священного Писания хрис-

новых

христиан к Священному Писа-

тиан, отношение христиан к Библии как

знаний и

нию. Состав Библии, Ветхий и

святыни, значение Библии в православ-

закрепления

Новый Заветы. Значение Биб-

ной культуре.

лии в православной культуре.

Уметь: описывать состав и содержание

Библии.

5

Бог

Урок

Бог — Творец Вселенной.

Бог — Творец.

Знать/понимать: библейское предание

Творец мира

первичного

Бог — Господь, управитель

Господь.

о Творении Богом Вселенной и

изучения

творения. Творение человека,

Прародители.

человека, сущность человека как

новых знаний

прародители человечества

Человек — образ

образа и подобия Бога в соответствии

и закрепления

Адам и Ева. Человек как

и подобие Бога.

с христианской традицией, имена

образ и подобие Бога.

прародителей Адама и Евы.

Прародители в раю.

Уметь: описывать в общих чертах

свойства Бога как Творца и управителя

в Творении, человека как образа и

подобия Бога.

6

История

Урок

Библейское предание об иску-

Грехопадение

Знать/понимать: библейское предание о

одного

первичного

шении прародителей. Грех.

прародителей.

грехопадении первых людей, его сущ-

предательс

изучения

Грехопадение прародителей,

Грех.

ность и последствия для человечества,

тва

новых

его сущность и последствия.

Первородный

понятие первородного греха и обетова-

знаний

Первородный грех. Обетова-

грех.

ние людям о Спасителе.

ние людям о Спасителе.

Уметь: описывать библейское предание

о грехопадении, выделять роли Адама и

14

представлять сообщения по

выбранным темам.

7

В ожидании

Урок

Человечество в ожидании

Каин и Авель.

Знать/понимать: причины ожидания

Спасителя

первичного

Спасителя. Ветхозаветные

Всемирный

Спасителя, содержание и духовное

изучения

предания о жизни людей до

потоп.

значение преданий об Авеле и Каине,

новых знаний

Рождества Христова. Каин и

Вавилонское

Всемирном потопе, Вавилонского

и закрепления

Авель. Зависть и братоубийст-

столпотворение.

столпотворения, зависть как причину

во. Значение покаяния. Преда-

преступления, значение и возможность

ние о Всемирном потопе.

покаяния в любой ситуации,

Праведный Ной. Вавилонское

символическое значение Вавилонского

столпотворение. Разрушение

столпотворения как безбожного дела.

Богом Вавилонской башни.

Уметь: описывать библейские предания

Вавилонское строительство

об Авеле и Каине, Всемирном потопе,

как образ безбожного делания,

Вавилонском столпотворении.

предприятия.

8

Возлюби

Урок

Десять

заповедей.  Пророк

Десять заповедей.

Знать/понимать:   историю   появления

Господа Бога

первичного

Моисей. Содержание первых

Пророк Моисей.

Десяти заповедей, содержание первых

твоего

изучения

четырёх

заповедей

об

Первые четыре

четырёх

заповедей,

понятие

новых

отноше-нии  людей  к  Богу.

заповеди закона

благоговения.

знаний

Первая

заповедь

о

Моисея об

Уметь:

описывать

первые

четыре

единобожии.

Идолопок-

отношении к Богу.

заповеди Десятисловия,

устанавливать

лонство. Вторая заповедь за-

Благоговение.

взаимосвязь

между

нравственными

кона   Моисея.   Что   может

нормами

Десятисловия

и

формами

быть «кумиром» в жизни че-

поведения

людей

в

православной

ловека. Третья заповедь зако-

традиции.

на Моисея. Понятие благого-

вения.  Четвертая заповедь  о

субботнем

дне.

Воскресный

день

в

христианской

традиции.

9

Возлюби

Урок

Заповеди закона Божия об от-

Десять заповедей.

Знать/понимать:   содержание   шести

ближнего

первичного

ношении к людям, ближним.

Вторые шесть

заповедей   Десятисловия   об   отно-

твоего

изучения

Пятая заповедь о почитании

заповедей закона

шениях  к  ближним,  людям,  единство

новых

родителей. Шестая заповедь о

Моисея об

всех  заповедей  Закона  Божия,  слова

знаний

запрете убийства. Седьмая

отношении к

Иисуса

Христа    о

Ветхозаветном

заповедь о сохранении вернос-

людям.

законе.

ти. Восьмая заповедь о запре-

Уметь:   описывать   шесть   заповедей

те кражи. Девятая заповедь о

Десятисловияоб

отношенияхк

запрете ложного свидетель-

ближним,

людям,

устанавливать

ства. Десятая заповедь о зап-

взаимосвязь

между

нравственными

рете зависти. Единство всех

нормами

Десятисловия

и

формами

Десяти заповедей. Иисус

поведения

людей

в

православной

Христос о смысле всех Десяти

традиции.

заповедей.

10

Девочка,

Урок

Иоаким

и

Анна  —

родители

Иоаким и Анна.

Знать/понимать:именародителей

Которая

первичного

Богородицы  Марии.  Детство

Рождество

Пресвятой

Богородицы,

историю

стала

изучения

Марии.

Богородица

Мария

Пресвятой

жизни  Богородицы  Марии  до  Благо-

Храмом

новых знаний

при  Иерусалимском  храме,  в

Богородицы.

вещения,    обстоятельства    Благове-

и закрепления

доме

старца

Иосифа.

Благовещение

щения,   традиции   почитания   этих

Благовещение  Пресвятой  Бо-

Пресвятой

событий в Церкви (праздники)

городицы,  архангел  Гавриил.

Богородицы.

Уметь: описывать предание о детстве

Праздники

Рождества  Прес-

Богородицы  Марии,  о Благовещении

вятой  Богородицы,  Благове-

Пресвятой  Богородицы,  готовить  и

щения Пресвятой Богородицы.

представлять  сообщения  по  выбран-

ным темам.

11

«В яслях спал

Урок

Новый

Завет

Библии

о

Рождество

Знать/понимать:   историю   Рождества

на свежем

первичного

Рождестве

Иисуса   Христа.

Христово.

Христова,  участие  в  ней  праведного

сене тихий

изучения

Иосиф

и

Богородица

в

Вифлеем.

Иосифа,   пастухов,   волхвов,   смысл

крошечный

новых знаний

Вифлееме.  Иисус  —  Спа-

Спаситель.

Имени Господа Иисус и слова «Хрис-

Христос…»

и закрепления

ситель.  Христос  —  Мессия.

Мессия.

тос»,

традиции

празднования

Поклонение

пастухов,

Поклонение

Рождества на Руси.

волхвов,  их дары.  Праздник

волхвов.

Уметь:

описывать

предание

о

Рождества Христова в Церк-

Святки.

Рождестве

Христовом,

объяснять

ви.  Традиции

празднования

значение

этого

события

в

Рождества Христова на Руси.

православной культуре, устанавливать

Святки.

взаимосвязь

между

традициями

празднования

Рождества

Христова

и

поведением   людей  в  этот  период,

готовить и представлять сообщения по

выбранным темам.

12

Сын

Урок

Бог-Троица в православной

Бог-Троица.

Знать/понимать:   о  почитании  Бога-

Человеческ

первичного

христианской традиции. Тайна

Иоанн

Троицы   в   христианской   традиции,

ий
Планирование проектов

изучения

Бога-Троицы, о познаваемости

Креститель.

Иисуса   Христа   как   Богочеловека,

новых знаний

Бога. Иоанн Креститель,

Богоявление.

Иоанна  Крестителя,  его  роль  в  еван-

и закрепления

Крещение Господне. Праздник

Богочеловек.

гельской истории, праздник Крещения

Богоявления. Иисус Христос

Спасение

Господня (Богоявления),  евангельские

— Богочеловек.

Петра.

рассказы  о  спасении  Петра  и  исце-

Евангельские рассказы. Спасе-

Суеверия.

лении расслабленного, значение веры в

ние Петра на водах. Значение

Исцеление

Бога, отношение Церкви к суевериям.

веры в жизни христианина,

расслабленного.

Уметь:  описывать  события  Крещения

отношение к суевериям.

Господня,  евангельские  рассказы   о

Исцеление расслабленного,

спасении

Петра

и

исцелении

значение помощи ближних в

расслабленного, излагать свое мнение

спасении человека.

о  значении  веры  в  Бога  в  жизни

человека.

13

Притчи

Урок

Притчи как

Притча.

Знать/понимать: евангельские притчи о

Иисуса

первичного

литературный жанр.

Евангельские

блудном    сыне,   потерянной    овце,

Христа

изучения

Притча о блудном сыне.

притчи. Притча о

милосердном самарянине, их духовный

новых

Значение покаяния и

блудном сыне.

и  нравственный  смысл,  значение  для

знаний и

милосердия. Притча о

Притча о

человека любви и помощи Бога и его

закрепления

потерянной овце.

потерянной овце.

ближних.

Значение любви Бога в

Притча о

Уметь:  выделять  особенности  притчи

жизни человека. Притча о

милосердном

как  жанра  словесности,  соотносить

милосердном самарянине.

самарянине.

содержание

изученных

евангельских

Значение милосердия к

притч  с  их  духовным  нравственным

ближним.

смыслом,  устанавливать

взаимосвязь

между   притчами   и

нравственными

нормами  в  православной  традиции,

культуре.

18

14

Защита проекта

Повтори-

тельно-

обобщающи

й.

Проектиров

ание учебной

работы

Определение

проектных

групп учащихся.

Обсуждение

тематикии

содержания проектных работ

с учащимися.

Определение

форм

взаимодействия

школьников

в  проектных  группах  и  с

учителем,  порядка  и  сроков

подготовки проектных работ.

Все основные

изученные

понятия по

курсу

Знать/понимать:

Уметь:

осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

выполнения  заданий;  участвовать  в

диспутах:   слушать   собеседника   и

излагатьсвое    мнение;готовить

сообщения   по   выбранным   темам,

готовить  сообщения

по

выбранным

темам.

15

Как стать

Урок

Нагорная  проповедь  Иисуса

Нагорная

Знать/понимать:   значение   Нагорной

счастливы

первичного

Христа.

проповедь.

проповеди

как

основы

христианского

м. Часть 1

изучения

Девять заповедей блаженств.

Девять

нравственного

учения

и

его

новых

Блаженство

как   состояние

заповедей

соотношение с ветхозаветными Десятью

знаний

внутренней радости человека

блаженств.

заповедями,  смысл  духовной  нищеты,

в единстве с Богом. Заповеди

Блаженство.

смысл   смирения   как

христианской

блаженств в их отношении и

Смирение.

добродетели.

связи с Десятью заповедями

Уметь:

описывать

обстоятельства

Ветхого Завета.

Нагорной

проповеди,

соотносить

Первая заповедь блаженств о

нравственное

содержание

Ветхого

и

духовной

нищете.

Грех

Нового

заветов,

соотносить

гордыни.

Смирение

как

нравственный

идеал

заповедей

христианская добродетель.

блаженств

с

нормами

православной

нравственной культуры.

16

Как стать

Урок

Вторая заповедь блаженств.

Покаяние.

Знать/понимать: основное содержание

счастливы

первичного

Значение покаяния. Третья

Кротость.

второй – шестой заповедей блаженств,

м. Часть 2

изучения

заповедь блаженств. Кротость

Милосердие.

смысл понятий кротость, милосердие,

новых

как добродетель. Четвертая

Чистота сердца.

чистота сердца в православной

знаний

заповедь блаженств о желании

христианской нравственной культуре.

правды.

Уметь: описывать содержание второй

Стремление к истине, добру

– шестой заповедей блаженств,

как христианская добродетель.

соотносить нравственное содержание

Пятая заповедь блаженств.

этих заповедей с поведением людей.

Милосердие в христианской

нравственной культуре. Грех

как преступное бездействие.

Шестая заповедь блаженств в

сердечной чистоте.

19

17

Как стать

Урок

Седьмая заповедь блаженств о

Миротворцы.

Знать/понимать: основное содержание

счастливы

первичного

миротворцах. Восьмая

Заповедь Иисуса

седьмой – девятой заповедей

м. Часть 3

изучения

заповедь блаженств, важность

Христа о

блаженств, заповедь Иисуса Христа о

новых знаний

следования правде,

совершенстве

совершенстве человека и цели

и закрепления

отстаивания истины в жизни

человека.

христианской жизни.

человека. Девятая заповедь

Уметь: описывать содержание седьмой

блаженств о гонениях за

– девятой заповедей блаженств,

правду, Христа. Заповедь

соотносить нравственное содержание

Христа о совершенстве

этих заповедей с поведением людей,

человека, цели христианской

выделять особенность нравственного

жизни.

идеала жизни человека в христианской

традиции.

18

Подвиг

Урок

«Золотое правило нравствен-

Золотое правило

Знать/понимать:   «золотое   правило

христианск

первичного

ности»   в   учении   Иисуса

нравственности

нравственности»,   данное

Иисусом

ой жизни

изучения

Христа, его отличие от «не-

(положительная и

Христом,  необходимость   усилий   в

новых знаний

гативного»

вариантаправила

отрицательная

духовной

жизни,

нравственном

и закрепления

(не делай другому того, чего

формы).

совершенствовании,   смысл   неосуж-

не хотел бы себе). Духовное

Духовное

дения в православной

усилие.

20

усилие  в  жизни  христиан,

Неосуждение.

традиции, идею  личной нравственной

отказ   от   греха.   Заповедь

Новая заповедь

ответственности   каждого

человека,

неосуждения в православной

Иисуса Христа о

отношение  христиан  к  материальным

нравственной

культуре

любви.

благам,  ценностям,  к  личным  врагам

(ненавидеть    грех,    а    не

человека.

грешника).  Личная   нравст-

Уметь:  соотносить  свое  отношение  к

венная ответственность чело-

людям,  нравственные  формы   пове-

века. Отношение христиан к

дения   других   людей   с   нормами

земным  благам,  к  личным

православной нравственной культуры,

врагам.

Заповедь

Иисуса

традиции.

Христа о любви.

19

Крестный

Урок

Вход

Господень

в

Иеру-

Вход Господень в

Знать/понимать:   события   Страстной

путь и

первичного

салим, вербное воскресенье.

Иерусалим.

недели, распятия и воскресения Иисуса

Воскресение

изучения

Предательство Иисуса Хрис-

Страстная

Христа,  Тайной  вечери,  периода  до

новых знаний

та

одним    из

учеников.

неделя.

Вознесения,

особенности

праздника

и закрепления

Страстная

неделя.

Тайная

Воскресение

Воскресения

Христова  как

главного

вечеря.

Распятие

Иисуса

Христово

праздника  христиан,  Церкви.  Уметь:

Христа.  Благоразумный  раз-

(Пасха).

описывать события Страстной недели,

бойник. Воскресение Иисуса

Вознесение

распятияи

воскресения

Иисуса

Христа.

Господне.

Христа,  Тайной  вечери,  периода  до

Праздник

Воскресения

Вознесения,

особенности

праздника

Христова (Пасха).

Воскресения   Христова,   готовить   и

Явления

Иисуса

Христа

представлять

сообщения

по

ученикам.

Вознесение

выбранным темам.

Иисуса Христа.

21

20

Церковь

Урок

Сошествие Святого Духа на

Сошествие

Знать/понимать:  содержание  празд-

корабль

первичного

апостолов. Благодать. Празд-

Святого Духа на

никаТроицы,историюапос-

спасения

изучения

ник Троицы.

апостолов.

тольской

проповеди,  особенности

новых знаний

Апостолы

Иисуса

Христа,

Апостолы.

празднования   Троицы   на   Руси,

и закрепления

апостольская

проповедь.

Благодать.

смысл  события  как  начала  Церкви

Празднование

Троицы

на

Церковь.

Христовой,  сущность  Церкви  как

Руси.

единства людей с Христом, Богом.

Образование

христианской

Уметь:

описывать

изученные

Церкви.

Церковь

как

события сошествия Святого Духа на

единство

верующих

во

апостолов,   проповеди   апостолов,

Христе.

начала

Христианской

Церкви,

особенности празднования Троицы.

21

От рождения

Урок

Церковь

как

единство

Церковь. Таинства.

Знать/понимать: сущность и содер-

до вечности

первичного

верующих

во

Христе,

Священнослужи

жание церковных Таинств, проис-

изучения

присоединение

человека

к

тели. Степени

хождение  и  степени  священства,

новых знаний

Церкви. Таинства.

священства

апостольской преемственности.

и закрепления

Священнослужители в Церк-

(дьякон,

Уметь:

описывать

основное

ви, апостольская преемствен-

священник,

содержание  и  смысл

церковных

ность.

епископ).

Таинств,

происхождение

Таинства  Крещения,  Миро-

священства и степени священства в

помазания,  Исповеди,  При-

Церкви,  готовить  и  представлять

чащения,   Венчания,   Елео-

сообщения по выбранным темам.

священия.

Христианская

семья. Таинство Священства,

степени священства.

22

Каждый день

Урок

Церковный

календарь.

Святой.

Знать/понимать:   общее   понятие   о

праздник

первичного

Святые люди, их почитание в

Праздник.

церковном

календаре

и

понимании

изучения

Церкви.

Двунадесятые

праздника   в   Церкви,   о   том,   как

новых знаний

Жития святых, лики святых.

праздники.

сохраняется

память

о

значимых

и закрепления

Понятие

праздника

в

Именины.

событиях в жизни Церкви, о почитании

православной

культуре.

святых   и   сущности   святости,   о

Двунадесятые

праздники.

двунадесятых праздниках, именинах.

Пасха  Христова  —  главный

Уметь:  ориентироваться  в  церковном

праздник Церкви.

календаре,

описывать

устанавливать

Именины.

Православный

взаимосвязь

между

православной

праздник

в

русской

религиозной культурой и творчеством

литературе.

писателей,

художественной

литературой.

23

Дорога к

Урок

Православный

храм

как

Православный

Знать/понимать:   описание   основных

храму

первичного

место  общего  богослужения

храм. Алтарь.

элементов православных

храмов,

изучения

в

Церкви.

Церковные

Иконостас.

предназначение храма в православной

новых знаний

колокола,   виды

колоколь-

Царские врата.

традиции как места общего церковного

и закрепления

ного

звона.

Крест

в

богослужения,

его

устройство,

православной

христианской

основные элементы, значение алтаря и

традиции.

Устройство

правила

нахождения

в

нем,  виды

православного храма.

колокольного звона.

Алтарь,

правила нахождения

Уметь: описывать православный храм,

в алтаре. Иконостас. Царские

его устройство, предназначение алтаря,

врата.

колокольного

звоня,

иконостаса,

Царских врат, готовить и представлять

сообщения по выбранным темам.

24

Икона

Урок

Икона   (образ)   как   образ

Икона (образ).

Знать/понимать:  икону как  изображе-

окно в

первичного

священного.  Кто и  что изо-

Символ. Нимб.

ние  священного,  особенности  икон  в

Божий мир

изучения

бражается  на  иконах.  Осо-

Добродетели.

сравнении   с   картинами,   значение

новых знаний

бенности иконы в сравнении

Красный угол.

символических

средств

изображения

и закрепления

с  художественной

картиной

на   иконах,   понятие   добродетели,

(отсутствие

перспективы,

отношение  к  иконам  в  православной

тени и др.). Символ, симво-

культуре, традиции почитания икон на

лические средства изображе-

Руси, в христианском доме.

ния на иконах. Нимб. Свет на

Уметь:

описывать

особенности

иконах. Добродетели.

изображения  на  иконах,  отношение

Отношение

православных

христиан   к   иконам,   устанавливать

христиан  к  иконам,  почи-

взаимосвязи

между

православной

тание икон на Руси. Красный

культурой   и   историей   Отечества,

угол в христианском доме.

готовить и представлять сообщения по

выбранным темам.

25

«Героем тот

Урок

Личные  усилия  и

помощь

Молитва.

Знать/понимать:значениеличных

лишь

первичного

Божия  в  борьбе  человека  с

Молитвослов.

усилий  и  помощи  Бога,  святых  в

назовётся…»

изучения

грехом.

Пост.

борьбесгрехом,нравственном

новых знаний

Помощь  святых.  Молитва  и

Воздержание.

совершенствовании человека,

молитвы

и закрепления

пост как духовное оружие в

и   поста   в   христианской   культуре,

борьбе с грехом.

жизни    христианина,    молитвослов,

Молитва  в  жизни  христиан.

понятие воздержания.

Молитвослов.

Пост

Уметь:

соотносить

нравственные

обучение воздержанию.

формы  поведения  людей  с  нормами

православной нравственной культуры,

описывать традицию поста, готовить и

представлять

сообщения

по

выбранным темам.

24

26

Пастырь

Урок

Николай Чудотворец,

рассказ

Николай

Знать/понимать:   сведения   о   жизни

добрый

первичного

о  нём.  Почитание  святого

Мирликийский

святого

Николач

Мирликийском,

изучения

Николай

Мирликийского

в

Чудотворец.

времени   и   местах   его   служения,

новых знаний

Церкви,

особенности

чудесах,  его  почитании  в  Церкви,

и закрепления

почитания на Руси.

особенностях почитания на Руси.

Память

Святого

Николая

в

Уметь:   описывать   события   жизни

церковном календаре.

святого

НиколаяМирликийского,

готовить

сообщения

по  выбранным

темам.

27

«Не в силе

Урок

Святой

князь

Александр

Святой князь

Знать/понимать:   сведения   о   святом

Бог, а в

первичного

Невский, рассказ о нём. Роль

Александр

Александре   Невском,   его   роли   в

правде

изучения

князя Александра Невского в

Невский.

истории  Отечества,  защите  веры  и

новых знаний

русской

истории,

защите

Церкви на Руси, отношение христиан к

и закрепления

веры и Церкви на Руси.

врагам Отечества.

Отношение

христиан

к

Уметь:   описывать   события   жизни

врагам Отечества.

святого Александра Невского.

28

Жизнь как

Урок

Преподобный

Сергий  Радо-

Преподобный

Знать/понимать:   сведения   о   жизни

горящая

первичного

нежский,   рассказ   о   нём.

Сергий

преподобного

Сергия

Радонежского,

свеча

изучения

Монахи  в  Церкви.  Препо-

Радонежский.

его роли в истории Отечества, Русской

новых знаний

добные  как  лик  святости  в

Монах.

Церкви, о монашестве, монастырях, о

и закрепления

Церкви.

Преподобный.

преподобных   как   лике   святых   в

Троице-Сергиева

лавра.

Троице- Сергиева

Церкви.

Благословение

Дмитрия

лавра.

Уметь:   описывать   события   жизни

Донского и его воинства.

преподобного

Сергия

Радонежского,

устанавливать

взаимосвязь

между

православной традицией монашества и

поведениемлюдей.,отовитьи

представлять

сообщения

по

выбранным темам.

25

29

Любовь

Урок

Мученики,

исповедники

как

Мученики.

Знать/понимать:

о

мучениках,

сильнее

первичного

ликисвятыхвЦеркви.

Исповедники.

исповедниках как  ликах  святых в

смерти

изучения

Гонения на Церковь, христиан

Семья императора

Церкви,  гонениях  на  Церковь  в

новых

в  начале  20  века  в  России.

России Николая

России  в  начале  20  века,  членах

знаний и

Семья

императора

России

II.

семьи  императора  Николая  II,  их

закрепления

Николая II, рассказ о ней.

нравственных

качествах

и

Царственные

страстотерпцы,

почитании

в

Церкви

как

их   отношение   к

личным

страстотерпцев.

врагам.

Уметь: описывать события жизни

семьи императора России Николая

II,готовитьипредставлять

сообщения по выбранным темам.

30

Заключение.

Урок

Труд

души

и

физический

Труд. Труд души

Знать/понимать:   значение   телес-

Богатыри

первичного

труд

в

православной

— дела добра и

ного    и    душевноготруда    в

изучения

культуре,

образе

жизни

любви.

православной культуре, традиции.

новых знаний

христиан.

Отношение

к

Уметь:

описывать

значение

и закрепления

труду

в

православной

телесного  и  душевного  труда  в

культуре. Честность в труде.

православной  культуре,  традиции,

Необходимость

учиться

излагать  свое  мнение  по  поводу

труду и добру.

значения православной культуры в

жизни

людей,

российского

общества.

31

Планирование учебных проектов

Проектиров

ание учебной

работы

Определение

проектных

групп учащихся.

Обсуждение

тематикии

содержания проектных работ

с учащимися.

Определение

форм

взаимодействия

школьников

в  проектных  группах  и  с

учителем,  порядка  и  сроков

подготовки проектных работ.

Все основные

изученные

понятия по

курсу

Знать/понимать:

Уметь:

необходимой

выполнения  заданий;  участвовать  в

диспутах:   слушать   собеседника   и

излагатьсвое    мнение;готовить

сообщения   по   выбранным   темам,

готовить  сообщения

темам.

32

Подготовка

Повтори-

Консультирование и помощь

Все основные

Знать/понимать:  основные  изучен-

творческих

тельно-

педагога

учащимся

в

понятия по

ные

понятия

православной

проектов

обобщающий

подготовке

итоговых

курсу

культуры,  историю,  особенности  и

учащихся

урок

творческих

проектов,  работ

основные

изученные

традиции.

по православной культуре.

православного христианства

Уметь:

осуществлять

поиск

необходимой информации для


выполнения   заданий,  участвовать   в

диспутах:   слушать   собеседника   и

излагать   свое   мнение,   готовить   и

представлять сообщения по выбранным

темам.

33 - 34

Представле

Урок-

Организация и проведение в

Все основные

Знать/понимать:  основные  изученные

ние

презентация

школе  фестиваля

духовной

понятия по

понятия

православной

культуры,

творческих

творческих

культуры

с

участием

курсу

историю,   особенности   и   основные

проектов

проектов

родителей

школьников.

изученные традиции.

учащихся

учащихся.

Представление

творческих

Уметь:

представлять

полученные

проектных

работ

учащихся

знания по курсу в форме презентации

поизученной

тематике

коллективного творческого проекта.

православной

культуры,

обсуждение,

подведение

итогов обучения по курсу.

Календарно – тематическое планирование

№ урока п/п

тема

Введение в предмет. Россия – наша Родина

Самая главная встреча

Введение в православную традицию

Есть только одна Книга

Бог  - Творец мира

История одного предательства

В ожидании Спасителя

Возлюби Господа Бога твоего…

Возлюби ближнего твоего

Девочка, которая стала Храмом

«В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос….»

Сын Человеческий

Притчи Иисуса Христа. Планирование учебных проектов

Защита проектов

Как стать счастливым. Часть 1

Как стать счастливым. Часть 2

Как стать счастливым. Часть 3

Подвиг христианской жизни

Крестный путь и Воскресенье

Церковь – корабль спасения

От рождения до вечности

Каждый день праздник

Дорога к храму

Икона – окно в Божий мир

«Героем тот лишь назовётся…»

Пастырь добрый

«Не в силе Бог, а в правде»

Жизнь, как горящая свеча

Любовь сильнее смерти

Заключение .Богатыри.

Планирование учебных проектов

Защита творческих проектов

Защита творческих проектов

Защита творческих проектов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

К необходимым элементам учебно-методического обеспечения учебного процесса относится учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. — М.: OOO «Русское слово — учебник», 2013, рабочая программа учителя, методическое пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы и образовательных материалов (на выбор учителя). Технические средства обучения: предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе, оборудование, предназначенное для демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр или устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». 4 класс

  Тема: Православие Цель: введение в православную духовную культуру. Задачи: 1. Обучающие: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры: - введение в право...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год

Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....

рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование ...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями  федер...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...