РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № ____ от ____________ | «Утверждаю» __________ / В. И. Гулидова/ Директор МАОУ СОШ № 50 Приказ № ___ от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы православной культуры»
для «4» класса
базовый уровень обучения
Разработчик: Иванова Марина Алексеевна
Учитель начальных классов
2017 год
Оглавление
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» для 4 класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС (или ФК ГОС), примерной программой основного общего образования по «Основам православной культуры», учебным планом МАОУ СОШ №50 на 2016—2017 учебный год.
В основу разработки программы положена авторская программа О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеев, О.Н. Яшина.
Программа обеспечена УМК для 4 класса авторов О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. — М.: OOO «Русское слово — учебник», 2013. (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Программа подготовлена к учебнику издательства «Русское слово»: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. — М.: OOO «Русское слово — учебник», 2013. (ФГОС. Начальная инновационная школа). Кроме учебника, включенного в Федеральные перечни учебников для общеобразовательных учреждений и имеющего грифы Отдела религиозного образования и катехизации и Издательского совета Русской Православной Церкви, учебно- методический комплекс включает пособие для учителя, рабочую тетрадь для школьника и компакт -диск с вспомогательными, хрестоматийными, иллюстративными материалами для учителя и школьников.
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
− развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей | для |
достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности | к |
нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
− знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
− воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
В инструктивно-нормативном письме «Об обучении основам религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях» для учителей и организаторов введения курса (Приложение к письму «О введении курса ОРКСЭ» Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования от 22 августа 2012 г. № 08-250) указано, что основными задачами введения преподавания религиозных культур и этики в начальной школе, в частности, являются: знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Основная цель изучения модуля Основы православной культуры в рамках курса или предметной области ОРКСЭ в начальной школе — духовно-нравственное развитие
- воспитание младшего школьника на основе исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви. Эта цель реализуется во взаимодействии с семьёй школьника, которая выступает заказчиком данного образования для своего ребёнка. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в выступлении на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях в связи с этим отметил, что главной целью духовно-нравственного образования является «…приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья». Таким образом, школа в процессе преподавания Основ православной культуры оказывает поддержку семье в формировании духовно-нравственных ценностей, культуры и образа жизни ребёнка в соответствии с мировоззренческим выбором и культурными особенностями его семьи.
- рамках образовательных задач предметной области или курса ОРКСЭ в целом изучение Основ православной культуры направлено на формирование российской культурной и гражданской идентичности школьников на основе исторических и культурных традиций русского и других православных народов в России, православной
- русской культуры.
Концепция модуля Основы православной культуры, представленного в данной
программе и соответствующем учебнике, учебно-методическом комплексе, базируется на следующих принципах:
− комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов православного христианства;
− раскрытие нравственного идеала православного христианства как традиционной религии русского и ряда других народов России, культурообразующей религии, составляющей неотъемлемую часть исторического наследия народов России, имеющей особое значение в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры российского общества (преамбула Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»);
− светский характер образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предполагающий организационно-правовую независимость указанных учреждений от организаций Русской Православной Церкви;
− взаимодействие, сотрудничество государства и Русской Православной Церкви в процессе введения ОРКСЭ, разработки и экспертизы учебного и методического обеспечения по православной культуре;
− культурологический характер преподавания Основ православной культуры, не предусматривающий «обучения религии», приобщения учащихся к религиозной практике, обязательного участия в богослужениях, отправлении религиозного культа.
В методическом плане при создании учебника и данной программы основополагающими были следующие положения:
- ориентация учебного материала на положительные знания о православной
христианской религии, культуре, традиции в форме, доступной для учащихся 4 класса начальной школы;
- раскрытие исторических, культурологических, нравственных аспектов
православной христианской традиции через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (например, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);
- отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и
религиоведческих вопросов;
- объяснение сложных понятий и терминов преимущественно в контексте
описательно-повествовательного изложения в тексте учебника, а не путём введения отдельных определений;
- исключение оценок любой другой религии, религиозной культуры, тем
более обсуждения имевших в прошлом межрелигиозных противостояний и конфликтов (указано только о наличии традиционных религий в России в контексте межпредметных связей в рамках предметной области, о гражданском равноправии в Российской Федерации всех людей вне зависимости от отношения к религии и религиозной принадлежности, о веротерпимости как традиции межрелигиозных отношений в нашей стране).
Принимая во внимание перспективу расширения преподавания ОРКСЭ на
начальной ступени общего образования, а также введения преподавания ОРКСЭ на ступенях основной школы (систематический курс) и средней (старшей) школы, изучение православной культуры в начальной школе носит первоначальный, пропедевтический характер (основы православной культуры).
Введение преподавания «Основ православной культуры» в рамках новой предметной области или комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызвано широким образовательным запросом на изучение православной культуры, православное христианское духовно-нравственное воспитания детей в системе общего образования. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 января 2012 г. №84-р, начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основ православной культуры» в 4 классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации 1час в неделю, 34 учебных часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Согласно в результате изучения «Основ православной культуры» в рамках ОРКСЭ ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия православной культуры; историю возникновения
православной культуры;
- особенности и основные традиции православного христианства; описание
основных содержательных составляющих Библии как Священного Писания Церкви, православных храмов, праздников и святынь;
уметь:
- описывать изученные феномены, явления православной культуры;
устанавливать взаимосвязь между православной религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни
людей, российского общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
нравственной культуры, традиции;
- строить отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе принципов веротерпимости, уважения прав человека на мировоззренческие и культурные особенности с учетом общепринятых в России нравственных ценностей, норм поведения;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Согласно ФГОС начального общего образования «Требованиям к освоению основной образовательной программы начального общего образования» предметные, метапредметные и личностные результаты изучения Основ православной культуры в рамках ОРКСЭ должны отражать:
Предметные результаты:
- готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;
- знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения для выстраивания отношений в семье, обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
- формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роди в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли православного христианства в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в России;
- осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции;
Метапредметные результаты:
- овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации ; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета по Основам православной культуры; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать
- аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
- соответствии с содержанием курса; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность
наличия различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета по Основам православной культуры;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, изучаемыми на Основах православной культуры и в курсе ОРКСЭ в целом, при изучении других учебных дисциплин в начальной школе;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета по Основам православной культуры;
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление православных христианских гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в православной христианской традиции, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с изучением основ православной культуры;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе принятия ценностей и традиций православной культуры, наличие мотивации к творческому труду.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса включает учебный материал, дающий самое общее, основное представление о вероучении, исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви на уровне, доступном младшим школьникам по их возрастным особенностям и познавательным возможностям.
Изучение Основ православной культуры, как и других модулей ОРКСЭ, ориентировано на взаимодействие в образовательном процессе школы, учителя с родителями, семьями школьников, а также с представителями, специалистами, организациями Русской Православной Церкви. Приказом установлен Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ, в частности по Основам православной культуры он включает следующую обязательную тематику, дидактические единицы: «Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всего: 34 ч (1 ч в неделю)
религиозной принадлежности. | традиций на основе принципов веро- | |||||||||||||||||
Веротерпимость в отношениях | терпимости, уважения прав человека | |||||||||||||||||
последователей разных | на мировоззренческие и культурные | |||||||||||||||||
религий в России. Россия | особенности с учетом общепринятых в | |||||||||||||||||
— наша Родина. | России нравственных норм и | |||||||||||||||||
ценностей. | ||||||||||||||||||
2 | Самая главная | Урок | Вера в Бога. Совесть как | Совесть. Бог | Знать/понимать: понятия религиозной | |||||||||||||
встреча | первичного | «голос Бога» в душе человека. | есть Любовь. | веры, любви как сущности Бога в | ||||||||||||||
изучения | Любовь как сущность Бога. | православной христианской традиции, | ||||||||||||||||
новых | Проявления | Божественной | православную культуру как результат | |||||||||||||||
знаний | любви в мироздании, в жизни | «встречи» человека с Богом, | ||||||||||||||||
человека. | Православная | религиозные основы православной | ||||||||||||||||
культура как встреча человека, | культуры. | |||||||||||||||||
людей с Богом. | Уметь: излагать свое мнение по поводу | |||||||||||||||||
значимости нравственных начал в | ||||||||||||||||||
религии, соотносить понимание Бога в | ||||||||||||||||||
православной традиции с | ||||||||||||||||||
нравственными качествами любви, | ||||||||||||||||||
добра. | ||||||||||||||||||
3 | Введение в | Урок | Божественное | Откровение, | Божественное | Знать/понимать: понятия Божественное | ||||||||||||
православную | первичного | способы | его | передачи. | Откровение. | Откровение и способы его передачи, | ||||||||||||
традицию | изучения | Священное Предание Церкви, | Священное | Священное Предание, его составляю- | ||||||||||||||
новых | что его составляет. Понятие | Предание | щие, традиции, ее преемственности и | |||||||||||||||
знаний | традиции, | православная | Церкви. | воспроизводства в историческом | ||||||||||||||
христианская | традиция. | Традиция. | времени. | |||||||||||||||
Православная | христианская | Уметь: описывать православную тради- | ||||||||||||||||
традиция как основа русской | цию как духовную основу русской куль- | |||||||||||||||||
национальной | культуры. | туры, устанавливать взаимосвязь между | ||||||||||||||||
Развитие православной | явлениями православной культуры и ее | |||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||
традиции, культуры в | создателями, излагать свое мнение по | |||||||||||||||||
истории и современности. | вопросу значения православной | |||||||||||||||||
Православные христиане как | культуры в жизни людей, в истории | |||||||||||||||||
творцы | православной | России. | ||||||||||||||||
традиции. | ||||||||||||||||||
4 | Есть только | Урок | Священное Писание христиан | Библия. Ветхий | Знать/понимать: время создания и ос- | |||||||||||||
одна Книга | первичного | — Библия. Время создания | Завет. Новый | новные содержательные составляющие | ||||||||||||||
изучения | Библии, её авторы. Отношение | Завет. | Библии как Священного Писания хрис- | |||||||||||||||
новых | христиан к Священному Писа- | тиан, отношение христиан к Библии как | ||||||||||||||||
знаний и | нию. Состав Библии, Ветхий и | святыни, значение Библии в православ- | ||||||||||||||||
закрепления | Новый Заветы. Значение Биб- | ной культуре. | ||||||||||||||||
лии в православной культуре. | Уметь: описывать состав и содержание | |||||||||||||||||
Библии. | ||||||||||||||||||
5 | Бог — | Урок | Бог — Творец Вселенной. | Бог — Творец. | Знать/понимать: библейское предание | |||||||||||||
Творец мира | первичного | Бог — Господь, управитель | Господь. | о Творении Богом Вселенной и | ||||||||||||||
изучения | творения. Творение человека, | Прародители. | человека, сущность человека как | |||||||||||||||
новых знаний | прародители человечества | Человек — образ | образа и подобия Бога в соответствии | |||||||||||||||
и закрепления | Адам и Ева. Человек как | и подобие Бога. | с христианской традицией, имена | |||||||||||||||
образ и подобие Бога. | прародителей Адама и Евы. | |||||||||||||||||
Прародители в раю. | Уметь: описывать в общих чертах | |||||||||||||||||
свойства Бога как Творца и управителя | ||||||||||||||||||
в Творении, человека как образа и | ||||||||||||||||||
подобия Бога. | ||||||||||||||||||
6 | История | Урок | Библейское предание об иску- | Грехопадение | Знать/понимать: библейское предание о | |||||||||||||
одного | первичного | шении прародителей. Грех. | прародителей. | грехопадении первых людей, его сущ- | ||||||||||||||
предательс | изучения | Грехопадение прародителей, | Грех. | ность и последствия для человечества, | ||||||||||||||
тва | новых | его сущность и последствия. | Первородный | понятие первородного греха и обетова- | ||||||||||||||
знаний | Первородный грех. Обетова- | грех. | ние людям о Спасителе. | |||||||||||||||
ние людям о Спасителе. | Уметь: описывать библейское предание | |||||||||||||||||
о грехопадении, выделять роли Адама и | ||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||
представлять сообщения по | ||||||||||||||||||
выбранным темам. | ||||||||||||||||||
7 | В ожидании | Урок | Человечество в ожидании | Каин и Авель. | Знать/понимать: причины ожидания | |||||||||||||
Спасителя | первичного | Спасителя. Ветхозаветные | Всемирный | Спасителя, содержание и духовное | ||||||||||||||
изучения | предания о жизни людей до | потоп. | значение преданий об Авеле и Каине, | |||||||||||||||
новых знаний | Рождества Христова. Каин и | Вавилонское | Всемирном потопе, Вавилонского | |||||||||||||||
и закрепления | Авель. Зависть и братоубийст- | столпотворение. | столпотворения, зависть как причину | |||||||||||||||
во. Значение покаяния. Преда- | преступления, значение и возможность | |||||||||||||||||
ние о Всемирном потопе. | покаяния в любой ситуации, | |||||||||||||||||
Праведный Ной. Вавилонское | символическое значение Вавилонского | |||||||||||||||||
столпотворение. Разрушение | столпотворения как безбожного дела. | |||||||||||||||||
Богом Вавилонской башни. | Уметь: описывать библейские предания | |||||||||||||||||
Вавилонское строительство | об Авеле и Каине, Всемирном потопе, | |||||||||||||||||
как образ безбожного делания, | Вавилонском столпотворении. | |||||||||||||||||
предприятия. | ||||||||||||||||||
8 | Возлюби | Урок | Десять | заповедей. Пророк | Десять заповедей. | Знать/понимать: историю появления | ||||||||||||
Господа Бога | первичного | Моисей. Содержание первых | Пророк Моисей. | Десяти заповедей, содержание первых | ||||||||||||||
твоего… | изучения | четырёх | заповедей | об | Первые четыре | четырёх | заповедей, | понятие | ||||||||||
новых | отноше-нии людей к Богу. | заповеди закона | благоговения. | |||||||||||||||
знаний | Первая | заповедь | о | Моисея об | Уметь: | описывать | первые | четыре | ||||||||||
единобожии. | Идолопок- | отношении к Богу. | заповеди Десятисловия, | устанавливать | ||||||||||||||
лонство. Вторая заповедь за- | Благоговение. | взаимосвязь | между | нравственными | ||||||||||||||
кона Моисея. Что может | нормами | Десятисловия | и | формами | ||||||||||||||
быть «кумиром» в жизни че- | поведения | людей | в | православной | ||||||||||||||
ловека. Третья заповедь зако- | традиции. | |||||||||||||||||
на Моисея. Понятие благого- | ||||||||||||||||||
вения. Четвертая заповедь о | ||||||||||||||||||
субботнем | дне. | Воскресный | ||||||||||||||||
день | в | христианской | ||||||||||||||||
традиции. |
9 | Возлюби | Урок | Заповеди закона Божия об от- | Десять заповедей. | Знать/понимать: содержание шести | ||||||||
ближнего | первичного | ношении к людям, ближним. | Вторые шесть | заповедей Десятисловия об отно- | |||||||||
твоего… | изучения | Пятая заповедь о почитании | заповедей закона | шениях к ближним, людям, единство | |||||||||
новых | родителей. Шестая заповедь о | Моисея об | всех заповедей Закона Божия, слова | ||||||||||
знаний | запрете убийства. Седьмая | отношении к | Иисуса | Христа о | Ветхозаветном | ||||||||
заповедь о сохранении вернос- | людям. | законе. | |||||||||||
ти. Восьмая заповедь о запре- | Уметь: описывать шесть заповедей | ||||||||||||
те кражи. Девятая заповедь о | Десятисловияоб | отношенияхк | |||||||||||
запрете ложного свидетель- | ближним, | людям, | устанавливать | ||||||||||
ства. Десятая заповедь о зап- | взаимосвязь | между | нравственными | ||||||||||
рете зависти. Единство всех | нормами | Десятисловия | и | формами | |||||||||
Десяти заповедей. Иисус | поведения | людей | в | православной | |||||||||
Христос о смысле всех Десяти | традиции. | ||||||||||||
заповедей. | |||||||||||||
10 | Девочка, | Урок | Иоаким | и | Анна — | родители | Иоаким и Анна. | Знать/понимать:именародителей | |||||
Которая | первичного | Богородицы Марии. Детство | Рождество | Пресвятой | Богородицы, | историю | |||||||
стала | изучения | Марии. | Богородица | Мария | Пресвятой | жизни Богородицы Марии до Благо- | |||||||
Храмом | новых знаний | при Иерусалимском храме, в | Богородицы. | вещения, обстоятельства Благове- | |||||||||
и закрепления | доме | старца | Иосифа. | Благовещение | щения, традиции почитания этих | ||||||||
Благовещение Пресвятой Бо- | Пресвятой | событий в Церкви (праздники) | |||||||||||
городицы, архангел Гавриил. | Богородицы. | Уметь: описывать предание о детстве | |||||||||||
Праздники | Рождества Прес- | Богородицы Марии, о Благовещении | |||||||||||
вятой Богородицы, Благове- | Пресвятой Богородицы, готовить и | ||||||||||||
щения Пресвятой Богородицы. | представлять сообщения по выбран- | ||||||||||||
ным темам. | |||||||||||||
11 | «В яслях спал | Урок | Новый | Завет | Библии | о | Рождество | Знать/понимать: историю Рождества | ||||||
на свежем | первичного | Рождестве | Иисуса Христа. | Христово. | Христова, участие в ней праведного | |||||||||
сене тихий | изучения | Иосиф | и | Богородица | в | Вифлеем. | Иосифа, пастухов, волхвов, смысл | |||||||
крошечный | новых знаний | Вифлееме. Иисус — Спа- | Спаситель. | Имени Господа Иисус и слова «Хрис- | ||||||||||
Христос…» | и закрепления | ситель. Христос — Мессия. | Мессия. | тос», | традиции | празднования | ||||||||
Поклонение | пастухов, | Поклонение | Рождества на Руси. | |||||||||||
волхвов, их дары. Праздник | волхвов. | Уметь: | описывать | предание | о | |||||||||
Рождества Христова в Церк- | Святки. | Рождестве | Христовом, | объяснять | ||||||||||
ви. Традиции | празднования | значение | этого | события | в | |||||||||
Рождества Христова на Руси. | православной культуре, устанавливать | |||||||||||||
Святки. | взаимосвязь | между | традициями | |||||||||||
празднования | Рождества | Христова | и | |||||||||||
поведением людей в этот период, | ||||||||||||||
готовить и представлять сообщения по | ||||||||||||||
выбранным темам. | ||||||||||||||
12 | Сын | Урок | Бог-Троица в православной | Бог-Троица. | Знать/понимать: о почитании Бога- | |||||||||
Человеческ | первичного | христианской традиции. Тайна | Иоанн | Троицы в христианской традиции, | ||||||||||
ий | изучения | Бога-Троицы, о познаваемости | Креститель. | Иисуса Христа как Богочеловека, | ||||||||||
новых знаний | Бога. Иоанн Креститель, | Богоявление. | Иоанна Крестителя, его роль в еван- | |||||||||||
и закрепления | Крещение Господне. Праздник | Богочеловек. | гельской истории, праздник Крещения | |||||||||||
Богоявления. Иисус Христос | Спасение | Господня (Богоявления), евангельские | ||||||||||||
— Богочеловек. | Петра. | рассказы о спасении Петра и исце- | ||||||||||||
Евангельские рассказы. Спасе- | Суеверия. | лении расслабленного, значение веры в | ||||||||||||
ние Петра на водах. Значение | Исцеление | Бога, отношение Церкви к суевериям. | ||||||||||||
веры в жизни христианина, | расслабленного. | Уметь: описывать события Крещения | ||||||||||||
отношение к суевериям. | Господня, евангельские рассказы о | |||||||||||||
Исцеление расслабленного, | спасении | Петра | и | исцелении | ||||||||||
значение помощи ближних в | расслабленного, излагать свое мнение | |||||||||||||
спасении человека. | о значении веры в Бога в жизни | |||||||||||||
человека. |
13 | Притчи | Урок | Притчи как | Притча. | Знать/понимать: евангельские притчи о | ||||||
Иисуса | первичного | литературный жанр. | Евангельские | блудном сыне, потерянной овце, | |||||||
Христа | изучения | Притча о блудном сыне. | притчи. Притча о | милосердном самарянине, их духовный | |||||||
новых | Значение покаяния и | блудном сыне. | и нравственный смысл, значение для | ||||||||
знаний и | милосердия. Притча о | Притча о | человека любви и помощи Бога и его | ||||||||
закрепления | потерянной овце. | потерянной овце. | ближних. | ||||||||
Значение любви Бога в | Притча о | Уметь: выделять особенности притчи | |||||||||
жизни человека. Притча о | милосердном | как жанра словесности, соотносить | |||||||||
милосердном самарянине. | самарянине. | содержание | изученных | евангельских | |||||||
Значение милосердия к | притч с их духовным нравственным | ||||||||||
ближним. | смыслом, устанавливать | взаимосвязь | |||||||||
между притчами и | нравственными | ||||||||||
нормами в православной традиции, | |||||||||||
культуре. | |||||||||||
18 |
14 | Защита проекта |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Как стать | Урок | Нагорная проповедь Иисуса | Нагорная | Знать/понимать: значение Нагорной | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
счастливы | первичного | Христа. | проповедь. | проповеди | как | основы | христианского | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
м. Часть 1 | изучения | Девять заповедей блаженств. | Девять | нравственного | учения | и | его | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
новых | Блаженство | как состояние | заповедей | соотношение с ветхозаветными Десятью | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
знаний | внутренней радости человека | блаженств. | заповедями, смысл духовной нищеты, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в единстве с Богом. Заповеди | Блаженство. | смысл смирения как | христианской | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
блаженств в их отношении и | Смирение. | добродетели. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
связи с Десятью заповедями | Уметь: | описывать | обстоятельства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ветхого Завета. | Нагорной | проповеди, | соотносить | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первая заповедь блаженств о | нравственное | содержание | Ветхого | и | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
духовной | нищете. | Грех | Нового | заветов, | соотносить | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
гордыни. | Смирение | как | нравственный | идеал | заповедей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
христианская добродетель. | блаженств | с | нормами | православной | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
нравственной культуры. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Как стать | Урок | Вторая заповедь блаженств. | Покаяние. | Знать/понимать: основное содержание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
счастливы | первичного | Значение покаяния. Третья | Кротость. | второй – шестой заповедей блаженств, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
м. Часть 2 | изучения | заповедь блаженств. Кротость | Милосердие. | смысл понятий кротость, милосердие, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
новых | как добродетель. Четвертая | Чистота сердца. | чистота сердца в православной | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
знаний | заповедь блаженств о желании | христианской нравственной культуре. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
правды. | Уметь: описывать содержание второй | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стремление к истине, добру | – шестой заповедей блаженств, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
как христианская добродетель. | соотносить нравственное содержание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пятая заповедь блаженств. | этих заповедей с поведением людей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Милосердие в христианской | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
нравственной культуре. Грех | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
как преступное бездействие. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шестая заповедь блаженств в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сердечной чистоте. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19
17 | Как стать | Урок | Седьмая заповедь блаженств о | Миротворцы. | Знать/понимать: основное содержание | |||||||||||||
счастливы | первичного | миротворцах. Восьмая | Заповедь Иисуса | седьмой – девятой заповедей | ||||||||||||||
м. Часть 3 | изучения | заповедь блаженств, важность | Христа о | блаженств, заповедь Иисуса Христа о | ||||||||||||||
новых знаний | следования правде, | совершенстве | совершенстве человека и цели | |||||||||||||||
и закрепления | отстаивания истины в жизни | человека. | христианской жизни. | |||||||||||||||
человека. Девятая заповедь | Уметь: описывать содержание седьмой | |||||||||||||||||
блаженств о гонениях за | – девятой заповедей блаженств, | |||||||||||||||||
правду, Христа. Заповедь | соотносить нравственное содержание | |||||||||||||||||
Христа о совершенстве | этих заповедей с поведением людей, | |||||||||||||||||
человека, цели христианской | выделять особенность нравственного | |||||||||||||||||
жизни. | идеала жизни человека в христианской | |||||||||||||||||
традиции. | ||||||||||||||||||
18 | Подвиг | Урок | «Золотое правило нравствен- | Золотое правило | Знать/понимать: «золотое правило | |||||||||||||
христианск | первичного | ности» в учении Иисуса | нравственности | нравственности», данное | Иисусом | |||||||||||||
ой жизни | изучения | Христа, его отличие от «не- | (положительная и | Христом, необходимость усилий в | ||||||||||||||
новых знаний | гативного» | вариантаправила | отрицательная | духовной | жизни, | нравственном | ||||||||||||
и закрепления | (не делай другому того, чего | формы). | совершенствовании, смысл неосуж- | |||||||||||||||
не хотел бы себе). Духовное | Духовное | дения в православной | ||||||||||||||||
усилие. | ||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||
усилие в жизни христиан, | Неосуждение. | традиции, идею личной нравственной | ||||||||||||||||
отказ от греха. Заповедь | Новая заповедь | ответственности каждого | человека, | |||||||||||||||
неосуждения в православной | Иисуса Христа о | отношение христиан к материальным | ||||||||||||||||
нравственной | культуре | любви. | благам, ценностям, к личным врагам | |||||||||||||||
(ненавидеть грех, а не | человека. | |||||||||||||||||
грешника). Личная нравст- | Уметь: соотносить свое отношение к | |||||||||||||||||
венная ответственность чело- | людям, нравственные формы пове- | |||||||||||||||||
века. Отношение христиан к | дения других людей с нормами | |||||||||||||||||
земным благам, к личным | православной нравственной культуры, | |||||||||||||||||
врагам. | Заповедь | Иисуса | традиции. | |||||||||||||||
Христа о любви. | ||||||||||||||||||
19 | Крестный | Урок | Вход | Господень | в | Иеру- | Вход Господень в | Знать/понимать: события Страстной | ||||||||||
путь и | первичного | салим, вербное воскресенье. | Иерусалим. | недели, распятия и воскресения Иисуса | ||||||||||||||
Воскресение | изучения | Предательство Иисуса Хрис- | Страстная | Христа, Тайной вечери, периода до | ||||||||||||||
новых знаний | та | одним из | учеников. | неделя. | Вознесения, | особенности | праздника | |||||||||||
и закрепления | Страстная | неделя. | Тайная | Воскресение | Воскресения | Христова как | главного | |||||||||||
вечеря. | Распятие | Иисуса | Христово | праздника христиан, Церкви. Уметь: | ||||||||||||||
Христа. Благоразумный раз- | (Пасха). | описывать события Страстной недели, | ||||||||||||||||
бойник. Воскресение Иисуса | Вознесение | распятияи | воскресения | Иисуса | ||||||||||||||
Христа. | Господне. | Христа, Тайной вечери, периода до | ||||||||||||||||
Праздник | Воскресения | Вознесения, | особенности | праздника | ||||||||||||||
Христова (Пасха). | Воскресения Христова, готовить и | |||||||||||||||||
Явления | Иисуса | Христа | представлять | сообщения | по | |||||||||||||
ученикам. | Вознесение | выбранным темам. | ||||||||||||||||
Иисуса Христа. | ||||||||||||||||||
21
20 | Церковь — | Урок | Сошествие Святого Духа на | Сошествие | Знать/понимать: содержание празд- | ||||||
корабль | первичного | апостолов. Благодать. Празд- | Святого Духа на | никаТроицы,историюапос- | |||||||
спасения | изучения | ник Троицы. | апостолов. | тольской | проповеди, особенности | ||||||
новых знаний | Апостолы | Иисуса | Христа, | Апостолы. | празднования Троицы на Руси, | ||||||
и закрепления | апостольская | проповедь. | Благодать. | смысл события как начала Церкви | |||||||
Празднование | Троицы | на | Церковь. | Христовой, сущность Церкви как | |||||||
Руси. | единства людей с Христом, Богом. | ||||||||||
Образование | христианской | Уметь: | описывать | изученные | |||||||
Церкви. | Церковь | как | события сошествия Святого Духа на | ||||||||
единство | верующих | во | апостолов, проповеди апостолов, | ||||||||
Христе. | начала | Христианской | Церкви, | ||||||||
особенности празднования Троицы. | |||||||||||
21 | От рождения | Урок | Церковь | как | единство | Церковь. Таинства. | Знать/понимать: сущность и содер- | ||||
до вечности | первичного | верующих | во | Христе, | Священнослужи | жание церковных Таинств, проис- | |||||
изучения | присоединение | человека | к | тели. Степени | хождение и степени священства, | ||||||
новых знаний | Церкви. Таинства. | священства | апостольской преемственности. | ||||||||
и закрепления | Священнослужители в Церк- | (дьякон, | Уметь: | описывать | основное | ||||||
ви, апостольская преемствен- | священник, | содержание и смысл | церковных | ||||||||
ность. | епископ). | Таинств, | происхождение | ||||||||
Таинства Крещения, Миро- | священства и степени священства в | ||||||||||
помазания, Исповеди, При- | Церкви, готовить и представлять | ||||||||||
чащения, Венчания, Елео- | сообщения по выбранным темам. | ||||||||||
священия. | Христианская | ||||||||||
семья. Таинство Священства, | |||||||||||
степени священства. | |||||||||||
22 | Каждый день | Урок | Церковный | календарь. | Святой. | Знать/понимать: общее понятие о | ||||||||
праздник | первичного | Святые люди, их почитание в | Праздник. | церковном | календаре | и | понимании | |||||||
изучения | Церкви. | Двунадесятые | праздника в Церкви, о том, как | |||||||||||
новых знаний | Жития святых, лики святых. | праздники. | сохраняется | память | о | значимых | ||||||||
и закрепления | Понятие | праздника | в | Именины. | событиях в жизни Церкви, о почитании | |||||||||
православной | культуре. | святых и сущности святости, о | ||||||||||||
Двунадесятые | праздники. | двунадесятых праздниках, именинах. | ||||||||||||
Пасха Христова — главный | Уметь: ориентироваться в церковном | |||||||||||||
праздник Церкви. | календаре, | описывать | устанавливать | |||||||||||
Именины. | Православный | взаимосвязь | между | православной | ||||||||||
праздник | в | русской | религиозной культурой и творчеством | |||||||||||
литературе. | писателей, | художественной | ||||||||||||
литературой. | ||||||||||||||
23 | Дорога к | Урок | Православный | храм | как | Православный | Знать/понимать: описание основных | |||||||
храму | первичного | место общего богослужения | храм. Алтарь. | элементов православных | храмов, | |||||||||
изучения | в | Церкви. | Церковные | Иконостас. | предназначение храма в православной | |||||||||
новых знаний | колокола, виды | колоколь- | Царские врата. | традиции как места общего церковного | ||||||||||
и закрепления | ного | звона. | Крест | в | богослужения, | его | устройство, | |||||||
православной | христианской | основные элементы, значение алтаря и | ||||||||||||
традиции. | Устройство | правила | нахождения | в | нем, виды | |||||||||
православного храма. | колокольного звона. | |||||||||||||
Алтарь, | правила нахождения | Уметь: описывать православный храм, | ||||||||||||
в алтаре. Иконостас. Царские | его устройство, предназначение алтаря, | |||||||||||||
врата. | колокольного | звоня, | иконостаса, | |||||||||||
Царских врат, готовить и представлять | ||||||||||||||
сообщения по выбранным темам. | ||||||||||||||
24 | Икона — | Урок | Икона (образ) как образ | Икона (образ). | Знать/понимать: икону как изображе- | |||||||
окно в | первичного | священного. Кто и что изо- | Символ. Нимб. | ние священного, особенности икон в | ||||||||
Божий мир | изучения | бражается на иконах. Осо- | Добродетели. | сравнении с картинами, значение | ||||||||
новых знаний | бенности иконы в сравнении | Красный угол. | символических | средств | изображения | |||||||
и закрепления | с художественной | картиной | на иконах, понятие добродетели, | |||||||||
(отсутствие | перспективы, | отношение к иконам в православной | ||||||||||
тени и др.). Символ, симво- | культуре, традиции почитания икон на | |||||||||||
лические средства изображе- | Руси, в христианском доме. | |||||||||||
ния на иконах. Нимб. Свет на | Уметь: | описывать | особенности | |||||||||
иконах. Добродетели. | изображения на иконах, отношение | |||||||||||
Отношение | православных | христиан к иконам, устанавливать | ||||||||||
христиан к иконам, почи- | взаимосвязи | между | православной | |||||||||
тание икон на Руси. Красный | культурой и историей Отечества, | |||||||||||
угол в христианском доме. | готовить и представлять сообщения по | |||||||||||
выбранным темам. | ||||||||||||
25 | «Героем тот | Урок | Личные усилия и | помощь | Молитва. | Знать/понимать:значениеличных | ||||||
лишь | первичного | Божия в борьбе человека с | Молитвослов. | усилий и помощи Бога, святых в | ||||||||
назовётся…» | изучения | грехом. | Пост. | борьбесгрехом,нравственном | ||||||||
новых знаний | Помощь святых. Молитва и | Воздержание. | совершенствовании человека, | молитвы | ||||||||
и закрепления | пост как духовное оружие в | и поста в христианской культуре, | ||||||||||
борьбе с грехом. | жизни христианина, молитвослов, | |||||||||||
Молитва в жизни христиан. | понятие воздержания. | |||||||||||
Молитвослов. | Пост | — | Уметь: | соотносить | нравственные | |||||||
обучение воздержанию. | формы поведения людей с нормами | |||||||||||
православной нравственной культуры, | ||||||||||||
описывать традицию поста, готовить и | ||||||||||||
представлять | сообщения | по | ||||||||||
выбранным темам. | ||||||||||||
24 |
26 | Пастырь | Урок | Николай Чудотворец, | рассказ | Николай | Знать/понимать: сведения о жизни | ||||||||
добрый | первичного | о нём. Почитание святого | Мирликийский | святого | Николач | Мирликийском, | ||||||||
изучения | Николай | Мирликийского | в | Чудотворец. | времени и местах его служения, | |||||||||
новых знаний | Церкви, | особенности | чудесах, его почитании в Церкви, | |||||||||||
и закрепления | почитания на Руси. | особенностях почитания на Руси. | ||||||||||||
Память | Святого | Николая | в | Уметь: описывать события жизни | ||||||||||
церковном календаре. | святого | НиколаяМирликийского, | ||||||||||||
готовить | сообщения | по выбранным | ||||||||||||
темам. | ||||||||||||||
27 | «Не в силе | Урок | Святой | князь | Александр | Святой князь | Знать/понимать: сведения о святом | |||||||
Бог, а в | первичного | Невский, рассказ о нём. Роль | Александр | Александре Невском, его роли в | ||||||||||
правде!» | изучения | князя Александра Невского в | Невский. | истории Отечества, защите веры и | ||||||||||
новых знаний | русской | истории, | защите | Церкви на Руси, отношение христиан к | ||||||||||
и закрепления | веры и Церкви на Руси. | врагам Отечества. | ||||||||||||
Отношение | христиан | к | Уметь: описывать события жизни | |||||||||||
врагам Отечества. | святого Александра Невского. | |||||||||||||
28 | Жизнь как | Урок | Преподобный | Сергий Радо- | Преподобный | Знать/понимать: сведения о жизни | ||||||||
горящая | первичного | нежский, рассказ о нём. | Сергий | преподобного | Сергия | Радонежского, | ||||||||
свеча | изучения | Монахи в Церкви. Препо- | Радонежский. | его роли в истории Отечества, Русской | ||||||||||
новых знаний | добные как лик святости в | Монах. | Церкви, о монашестве, монастырях, о | |||||||||||
и закрепления | Церкви. | Преподобный. | преподобных как лике святых в | |||||||||||
Троице-Сергиева | лавра. | Троице- Сергиева | Церкви. | |||||||||||
Благословение | Дмитрия | лавра. | Уметь: описывать события жизни | |||||||||||
Донского и его воинства. | преподобного | Сергия | Радонежского, | |||||||||||
устанавливать | взаимосвязь | между | ||||||||||||
православной традицией монашества и | ||||||||||||||
поведениемлюдей.,отовитьи | ||||||||||||||
представлять | сообщения | по | ||||||||||||
выбранным темам. | ||||||||||||||
25 |
29 | Любовь | Урок | Мученики, | исповедники | как | Мученики. | Знать/понимать: | о | мучениках, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сильнее | первичного | ликисвятыхвЦеркви. | Исповедники. | исповедниках как ликах святых в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
смерти | изучения | Гонения на Церковь, христиан | Семья императора | Церкви, гонениях на Церковь в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
новых | в начале 20 века в России. | России Николая | России в начале 20 века, членах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
знаний и | Семья | императора | России | II. | семьи императора Николая II, их | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
закрепления | Николая II, рассказ о ней. | нравственных | качествах | и | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Царственные | страстотерпцы, | почитании | в | Церкви | как | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
их отношение к | личным | страстотерпцев. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
врагам. | Уметь: описывать события жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
семьи императора России Николая | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II,готовитьипредставлять | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сообщения по выбранным темам. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Заключение. | Урок | Труд | души | и | физический | Труд. Труд души | Знать/понимать: значение телес- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Богатыри | первичного | труд | в | православной | — дела добра и | ного и душевноготруда в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
изучения | культуре, | образе | жизни | любви. | православной культуре, традиции. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
новых знаний | христиан. | Отношение | к | Уметь: | описывать | значение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и закрепления | труду | в | православной | телесного и душевного труда в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
культуре. Честность в труде. | православной культуре, традиции, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимость | учиться | излагать свое мнение по поводу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
труду и добру. | значения православной культуры в | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
жизни | людей, | российского | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
общества. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Планирование учебных проектов |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Подготовка | Повтори- | Консультирование и помощь | Все основные | Знать/понимать: основные изучен- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
творческих | тельно- | педагога | учащимся | в | понятия по | ные | понятия | православной | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
проектов | обобщающий | подготовке | итоговых | курсу | культуры, историю, особенности и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
учащихся | урок | творческих | проектов, работ | основные | изученные | традиции. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
по православной культуре. | православного христианства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уметь: | осуществлять | поиск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
необходимой информации для | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
выполнения заданий, участвовать в | ||||||||||
диспутах: слушать собеседника и | ||||||||||
излагать свое мнение, готовить и | ||||||||||
представлять сообщения по выбранным | ||||||||||
темам. | ||||||||||
33 - 34 | Представле | Урок- | Организация и проведение в | Все основные | Знать/понимать: основные изученные | |||||
ние | презентация | школе фестиваля | духовной | понятия по | понятия | православной | культуры, | |||
творческих | творческих | культуры | с | участием | курсу | историю, особенности и основные | ||||
проектов | проектов | родителей | школьников. | изученные традиции. | ||||||
учащихся | учащихся. | Представление | творческих | Уметь: | представлять | полученные | ||||
проектных | работ | учащихся | знания по курсу в форме презентации | |||||||
поизученной | тематике | коллективного творческого проекта. | ||||||||
православной | культуры, | |||||||||
обсуждение, | подведение | |||||||||
итогов обучения по курсу. | ||||||||||
Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п | тема |
Введение в предмет. Россия – наша Родина | |
Самая главная встреча | |
Введение в православную традицию | |
Есть только одна Книга | |
Бог - Творец мира | |
История одного предательства | |
В ожидании Спасителя | |
Возлюби Господа Бога твоего… | |
Возлюби ближнего твоего | |
Девочка, которая стала Храмом | |
«В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос….» | |
Сын Человеческий | |
Притчи Иисуса Христа. Планирование учебных проектов | |
Защита проектов | |
Как стать счастливым. Часть 1 | |
Как стать счастливым. Часть 2 | |
Как стать счастливым. Часть 3 | |
Подвиг христианской жизни | |
Крестный путь и Воскресенье | |
Церковь – корабль спасения | |
От рождения до вечности | |
Каждый день праздник | |
Дорога к храму | |
Икона – окно в Божий мир | |
«Героем тот лишь назовётся…» | |
Пастырь добрый | |
«Не в силе Бог, а в правде» | |
Жизнь, как горящая свеча | |
Любовь сильнее смерти | |
Заключение .Богатыри. | |
Планирование учебных проектов | |
Защита творческих проектов | |
Защита творческих проектов | |
Защита творческих проектов |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
К необходимым элементам учебно-методического обеспечения учебного процесса относится учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. — М.: OOO «Русское слово — учебник», 2013, рабочая программа учителя, методическое пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы и образовательных материалов (на выбор учителя). Технические средства обучения: предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе, оборудование, предназначенное для демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр или устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...
Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». 4 класс
Тема: Православие Цель: введение в православную духовную культуру. Задачи: 1. Обучающие: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры: - введение в право...
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы православной культуры») 4 класс - 34 часа
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования (ФГОС)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год
Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....
рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование ...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федер...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...