Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО, примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, 2017г, входит в состав УМК «Начальная школа 21 века», на основе учебника для учащихся общеобразовательных учреждений Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана - Граф, 2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_pravoslavnaya_kultura_4_klass_sazonova_l.n.docx | 401.14 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО, примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, 2017г, входит в состав УМК «Начальная школа 21 века», на основе учебника для учащихся общеобразовательных учреждений Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана - Граф, 2017
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы православной культуры».
В ходе изучения курса дети усваивают три важнейших положения.
1. Источником возникновения и становления духовно-нравственной культуры общества являются национальные традиции и религия.
2. Каждая религия самоценна в нравственном воспитании человека и вносит вклад в становление общечеловеческих ценностей.
3. Любой человек независимо от вероисповедания должен осознавать значение общечеловеческих ценностей и следовать им в своей жизни.
Означенный подход по своему содержанию и форме является интегративным и культурологическим. Четвероклассники знакомятся с пластом народной культуры — фольклором (сказками, былинами, легендами), традиционным бытом, обрядовой и религиозной культурой. Это даёт возможность, во-первых, подвести детей к осознанию того, что нет противоречий между представлением о нравственности в светской этике и в религиозных культурах, а во-вторых, подчеркнуть тот факт, что все религии выдвигают одни и те же ценности: люби Отчизну, будь щедрым, не завидуй, не предавай, будь терпимым и т. д. В год проводится - 34 часа, в неделю - 1 час. Всего в 1 полугодии -17 часов по учебнику « Основы религиозных культур и светской этики» и во 2 полугодии -17 часов по учебнику «Основы православной культуры».
Цели курса:
— углубление знаний о конкретной религии, которую исповедуют (или интересуются ею) обучающиеся по данному модулю;
— воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли религий в развитии культуры общества и конкретного человека;
— развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного отношения к людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой.
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России;
– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси, национальных героев, великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
– ознакомления с всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублѐва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);
– усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях,
житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
– усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель.
2. Планируемые результаты обучения
В ходе изучения первой части курса четвероклассники должны овладеть универсальными учебными действиями.
Важнейшие из них следующие.
Познавательные универсальные действия:
— строить алгоритм действий (план) при подготовке проекта;
— сравнивать темы и идеи произведений фольклора разных народов;
— анализировать произведения фольклора и религиозные тексты; выделять главную мысль, формулировать нравственные идеи;
— сравнивать быт, обычаи, традиции разных народов, выделять общее и различное;
— конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры. Регулятивные универсальные действия:
— анализировать результаты своей деятельности, сравнивать их с учебной задачей;
— оценивать своё участие в проектной деятельности; анализировать трудности, находить пути их преодоления.
Информационные универсальные действия:
— оценивать полученную информацию в соответствии с учебной задачей;
— ориентироваться на географической карте: находить места проживания разных народов (края, республики);
— анализировать информацию, представленную в разных информационных средствах;
— осуществлять поиск дополнительной информации
для решения задач проектной деятельности.
Коммуникативные универсальные действия:
— характеризовать правила поведения в обществе, на конкретных примерах описывать общечеловеческие ценности;
— отражать в рассказе-рассуждении последствия нарушения нравственных норм;
— характеризовать важнейшие особенности традиционных религий (место отправления культа, атрибуты, праздники, памятные даты);
— составлять рассказы-описания об отдельных событиях и фактах из истории традиционных религий.
Личностные результаты:
— понимать, что означает для человека принадлежность к православному вероисповеданию;
— проявлять уважительное отношение к представителям других религий;
— оценивать вклад православия в культуру общества и каждого человека;
— следовать христианским нравственным заповедям, ставшим общечеловеческими ценностями;
— выполнять правила поведения в православном храме.
Метапредметные результаты. Универсальные учебные действия:
— принимать учебную задачу и в соответствии с ней осуществлять процесс учебной деятельности;
— владеть смысловым чтением (выделять главную мысль текста, делить текст на части, составлять план пересказа в соответствии с учебной задачей);
— сравнивать, сопоставлять, анализировать события, факты окружающего мира, представленные в учебных текстах и жизненных ситуациях;
— использовать информацию, полученную из разных
источников (учебника, объяснений учителя, справочной литературы, Интернета), для решения учебных и жизненных задач;
— соблюдать правила участия в учебном диалоге: слушать оппонента, корректно высказывать своё мнение, терпимо относиться к мнению других и пр.;
— пересказывать текст, объяснять основные положения услышанного (прочитанного) текста, делать выводы, обобщать полученные знания;
— рассказывать о нравственных ценностях, традициях и обрядах в православии;
— оценивать результаты своей деятельности, находить ошибки, устанавливать и устранять их причины.
3. Содержание обучения
Основы православной культуры и светской этики. (17 часов)
Россия — многонациональная держава. Родина — место, где человек родился, живёт, где жили его предки. Россия — наша Родина. Россия, объединившая более 100 разных народов. Общее прошлое народов России. Конституция РФ. Основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в её состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык — государственный язык России.
Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровней культуры.
Когда люди объединяются. Защита Отечества — долг гражданина вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война — пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов представителей разных народов.
Многообразие культур народов России. Своеобразие культуры каждого народа. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов Российской Федерации: особенности жилища, одежды, питания.
Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства — представители разных народов.
Культура, рождённая религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).
Народные и религиозные праздники народов России:
Новый год, Рождество, Пасха, Джума, Курбан-байрам, Мавлид, Навруз, Шаббат, Пурим, Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.
Что объединяет разные народы. Какие ценности ест у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, преданность терпимость — моральные качества, которые ценят все народы.
Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий.
Общечеловеческие ценности в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозно художественной литературе, произведениях живописи.
Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
Проектная деятельность (по выбору учителя). Сообщения презентации на темы «Чему учит книга „Домострой XIV века»; «Литературно-педагогический памятник XVIII века „Юности честное зерцало“»; «Правила поведения, отражённые в народных сказках»; «Чему учат пословицы и поговорки»; «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет».
Основы православной культуры (17 ч)
Содержание обучения
Православное христианство. Православие — традиционная религия России. Три главные ветви христианства.
Распространение христианства в Древней Руси. Русская Православная Церковь.
Вклад православия в развитие русской культуры.
Крещение Руси — приобщение к европейской культуре. Монастыри — центры культуры. Церковно-приходские школы.
Бог — создатель мира. Десять заповедей, данных Богом
Моисею, — древнейший слой библейских религиозно-теологических установлений и морально-правовых норм.
Сын Божий Иисус Христос. Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедь, мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь.
Апостолы — ученики Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность.
Священная книга христиан. Состав Библии — Ветхий Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета.
Христианская жизнь. Добро и зло. Что такое грех? Ценности православной семьи.
Богослужение в православной церкви. Крест — символ православной веры. Священнослужители. Таинства. Молитва. Храм — дом Божий. Традиции православного богослужения. Правила поведения в храме.
Православный календарь. Великие православные праздники. История православного церковного календаря и его особенности. Пост. Что это такое? Православные (христианские) праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Значение праздников в сохранении истории и традиций православия. Соотнесённость праздника с конкретным событием в истории христианства. Обрядовая сторона праздников.
Проектная деятельность. Сообщения, доклады, выставки, презентации (темы по усмотрению учителя). Экскурсии. Православный храм.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Часть 1 (17 ч) Россия — многонациональная держава(4 ч) | ||
1 | «Россия — многонациональное государство». | |
2 | «Как всё начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья». | |
3 | «Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа. | |
4 | «Путешествие в Биробиджан» | |
Когда люди объединяются(1 ч) | ||
5 | «Когда люди объединяются» | |
Культура каждого народа неповторима (2 ч) | ||
6 | «Что нам стоит дом построить» | |
7 | «Заглянем в бабушкин сундук. Накроем праздничный стол» | |
Войдём в храм: культура, рождённая религией (5 ч) | ||
8 | «Что такое религия?» | |
9 | «Войдём в православный храм» | |
10 | «Войдём в мечеть» | |
11-12 | «Войдём в буддийский храм. Войдём в синагогу» | |
Народные и религиозные праздники(2 ч) | ||
13-14 | «Народные и религиозные праздники». | |
Какие ценности есть у человечества(3 ч) | ||
15-16-17 | «Какие ценности есть у человечества?». | |
Часть 2 (17 ч) Православие — традиционная религия России(2 ч) | ||
18-19 | «Православие — традиционная религия России» | |
Вклад православия в развитие русской культуры (1 ч) | ||
20 | «Вклад православия в развитие русской культуры» | |
Бог — создатель мира(2 ч) | ||
21-22 | «Бог — создатель мира». | |
Сын Божий Иисус Христос(4 ч) | ||
23-24-25-26 | «Сын Божий Иисус Христос» | |
Апостолы —ученики Иисуса Христа(1 ч) | ||
27 | «Апостолы — ученики Иисуса Христа». | |
Священная книга христиан(1 ч) | ||
28 | «Священная книга христиан». | |
Христианская жизнь (2 ч) | ||
29-30 | «Христианская жизнь». | |
Богослужение в Русской Православной Церкви(2 ч) | ||
31-32 | «Богослужение в Русской Православной Церкви» | |
Православный календарь. Великие православные праздники(2 ч) | ||
33-34 | «Православный календарь. Великие православные | |
5. Календарно–тематическое планирование
Дата проведения урока | Раздел, тема урока | Корректировка |
Россия — многонациональная держава(4 ч) | ||
«Россия — многонациональное государство». | ||
«Как всё начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья». | ||
«Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа. | ||
«Путешествие в Биробиджан» | ||
Когда люди объединяются(1 ч) | ||
«Когда люди объединяются» | ||
Культура каждого народа неповторима (2 ч) | ||
«Что нам стоит дом построить» | ||
«Заглянем в бабушкин сундук. Накроем праздничный стол» | ||
Войдём в храм: культура, рождённая религией (5 ч) | ||
«Что такое религия?» | ||
«Войдём в православный храм» | ||
«Войдём в мечеть» | ||
«Войдём в буддийский храм. Войдём в синагогу» | ||
Народные и религиозные праздники(2 ч) | ||
«Народные и религиозные праздники». | ||
Какие ценности есть у человечества(3 ч) | ||
«Какие ценности есть у человечества?». | ||
Часть 2 (17 ч) Православие — традиционная религия России(2 ч) | ||
«Православие — традиционная религия России» | ||
Вклад православия в развитие русской культуры (1 ч) | ||
«Вклад православия в развитие русской культуры» | ||
Бог — создатель мира(2 ч) | ||
«Бог — создатель мира». | ||
Сын Божий Иисус Христос(4 ч) | ||
«Сын Божий Иисус Христос» | ||
Апостолы —ученики Иисуса Христа(1 ч) | ||
«Апостолы — ученики Иисуса Христа». | ||
Священная книга христиан(1 ч) | ||
«Священная книга христиан». | ||
Христианская жизнь (2 ч) | ||
«Христианская жизнь». | ||
Богослужение в Русской Православной Церкви(2 ч) | ||
«Богослужение в Русской Православной Церкви» | ||
Православный календарь. Великие православные праздники(2 ч) | ||
«Православный календарь. Великие православные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...
Рабочая программа по предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ ( модуль «Основы православной культуры) 4 класс (ФГОС)
В программу включены планируемые результаты по окончанию изучения курса....
Программа учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики" модуля " Основы православной культуры"
Цель модуля: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год
Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы православной культуры» 2016/2017 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе учебника А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»/ Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.:...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...