Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Сазонова Лилия Николаевна

 Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  ФГОС НОО, примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики» под  редакцией Н.Ф. Виноградовой, 2017г,  входит в состав УМК «Начальная школа 21 века», на основе учебника для учащихся общеобразовательных учреждений   Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана - Граф, 2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_pravoslavnaya_kultura_4_klass_sazonova_l.n.docx401.14 КБ

Предварительный просмотр:


C:\Users\1\Desktop\ПРАВ КУЛЬ.jpg

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
       

           Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  ФГОС НОО, примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики» под  редакцией Н.Ф. Виноградовой, 2017г,  входит в состав УМК «Начальная школа 21 века», на основе учебника для учащихся общеобразовательных учреждений   Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана - Граф, 2017

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы православной культуры».
В ходе изучения  курса дети усваивают три важнейших положения.
1. Источником возникновения и становления духовно-нравственной культуры общества являются
национальные традиции и религия.
2. Каждая религия самоценна в нравственном воспитании человека и вносит вклад в становление общечеловеческих ценностей.
3. Любой человек независимо от вероисповедания должен осознавать значение общечеловеческих ценностей и следовать им в своей жизни.
Означенный подход по своему содержанию и форме является интегративным и культурологическим. Четвероклассники знакомятся с пластом
народной культуры — фольклором (сказками, былинами, легендами), традиционным бытом, обрядовой и религиозной культурой. Это даёт возможность, во-первых, подвести детей к осознанию того, что нет противоречий между представлением о нравственности в светской этике и в религиозных культурах, а во-вторых, подчеркнуть тот факт, что все религии выдвигают одни и те же ценности: люби Отчизну, будь щедрым, не завидуй, не предавай, будь терпимым и т. д. В год проводится - 34 часа, в неделю - 1 час. Всего в 1 полугодии -17 часов по учебнику « Основы религиозных культур и светской этики»  и во 2 полугодии -17 часов по учебнику «Основы православной культуры».

Цели курса:
— углубление знаний о конкретной религии, которую исповедуют (или интересуются ею) обучающиеся по данному модулю;

— воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли религий в развитии культуры общества и конкретного человека;
— развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного отношения к людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой.
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России;
– привития почтительного отношения к памятникам  Великих Побед, священным местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси, национальных героев, великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
– ознакомления с всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея  Рублѐва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);
– усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях,
житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
– усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель.

2. Планируемые результаты обучения

  В ходе изучения первой  части курса четвероклассники должны овладеть универсальными учебными действиями.
Важнейшие из них следующие.
Познавательные универсальные действия:
строить алгоритм действий (план) при подготовке проекта;
сравнивать темы и идеи произведений фольклора разных народов;
анализировать произведения фольклора и религиозные тексты; выделять главную мысль, формулировать нравственные идеи;
сравнивать быт, обычаи, традиции разных народов, выделять общее и различное;
конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры. Регулятивные универсальные действия:
анализировать результаты своей деятельности, сравнивать их с учебной задачей;
оценивать своё участие в проектной деятельности; анализировать трудности, находить пути их преодоления.
Информационные универсальные действия:
оценивать полученную информацию в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на географической карте: находить места проживания разных народов (края, республики);
анализировать информацию, представленную в разных информационных средствах;
осуществлять поиск дополнительной информации
для решения задач проектной деятельности.
Коммуникативные универсальные действия:
характеризовать правила поведения в обществе, на конкретных примерах описывать общечеловеческие ценности;
отражать в рассказе-рассуждении последствия нарушения нравственных норм;
характеризовать важнейшие особенности традиционных религий (место отправления культа, атрибуты, праздники, памятные даты);
составлять рассказы-описания об отдельных событиях и фактах из истории традиционных религий.

Личностные результаты:
понимать, что означает для человека принадлежность к православному вероисповеданию;
проявлять уважительное отношение к представителям других религий;
оценивать вклад православия в культуру общества и каждого человека;
следовать христианским нравственным заповедям, ставшим общечеловеческими ценностями;
выполнять правила поведения в православном храме.
Метапредметные результаты. Универсальные учебные действия:
принимать учебную задачу и в соответствии с ней осуществлять процесс учебной деятельности;
владеть смысловым чтением (выделять главную мысль текста, делить текст на части, составлять план пересказа в соответствии с учебной задачей);
сравнивать, сопоставлять, анализировать события, факты окружающего мира, представленные в учебных текстах и жизненных ситуациях;
использовать информацию, полученную из разных
источников (учебника, объяснений учителя, справочной литературы, Интернета), для решения учебных и жизненных задач;
соблюдать правила участия в учебном диалоге: слушать оппонента, корректно высказывать своё мнение, терпимо относиться к мнению других и пр.;

пересказывать текст, объяснять основные положения услышанного (прочитанного) текста, делать выводы, обобщать полученные знания;
рассказывать о нравственных ценностях, традициях и обрядах в православии;
оценивать результаты своей деятельности, находить ошибки, устанавливать и устранять их причины.

3. Содержание обучения

Основы православной культуры и светской этики. (17 часов)
Россия — многонациональная держава. Родина — место, где человек родился, живёт, где жили его предки. Россия — наша Родина. Россия, объединившая более 100 разных народов. Общее прошлое народов России. Конституция РФ. Основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в её состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык — государственный язык России.
Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровней культуры.
Когда люди объединяются. Защита Отечества — долг гражданина вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война — пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов представителей разных народов.
Многообразие культур народов России. Своеобразие культуры каждого народа. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов Российской Федерации: особенности жилища, одежды, питания.
Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства — представители разных народов.
Культура, рождённая религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

Народные и религиозные праздники народов России:
Новый год, Рождество, Пасха, Джума, Курбан-байрам, Мавлид, Навруз, Шаббат, Пурим, Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

Что объединяет разные народы. Какие ценности ест у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, преданность терпимость — моральные качества, которые ценят все народы.
Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий.
Общечеловеческие ценности в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозно художественной литературе, произведениях живописи.
Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
Проектная деятельность (по выбору учителя). Сообщения презентации на темы «Чему учит книга „Домострой XIV века»; «Литературно-педагогический памятник XVIII века „Юности честное зерцало“»; «Правила поведения, отражённые в народных сказках»; «Чему учат пословицы и поговорки»; «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет».

Основы православной культуры (17 ч)
Содержание обучения
Православное христианство. Православие — традиционная религия России. Три главные ветви христианства.
Распространение христианства в Древней Руси. Русская Православная Церковь.
Вклад православия в развитие русской культуры.
Крещение Руси — приобщение к европейской культуре. Монастыри — центры культуры. Церковно-приходские школы.
Бог — создатель мира. Десять заповедей, данных Богом
Моисею, — древнейший слой библейских религиозно-теологических установлений и морально-правовых норм.
Сын Божий Иисус Христос. Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедь, мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь.
Апостолы — ученики Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность.
Священная книга христиан. Состав Библии — Ветхий Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета.
Христианская жизнь. Добро и зло. Что такое грех? Ценности православной семьи.
Богослужение в православной церкви. Крест — символ православной веры. Священнослужители. Таинства. Молитва. Храм — дом Божий. Традиции православного богослужения. Правила поведения в храме.
Православный календарь. Великие православные праздники. История православного церковного календаря и его особенности. Пост. Что это такое? Православные (христианские) праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Значение праздников в сохранении истории и традиций православия. Соотнесённость праздника с конкретным событием в истории христианства. Обрядовая сторона праздников.
Проектная деятельность. Сообщения, доклады, выставки, презентации (темы по усмотрению учителя). Экскурсии. Православный храм.


            4. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Часть 1

(17 ч)

Россия — многонациональная держава(4 ч)

 1

«Россия — многонациональное государство».

2

«Как всё начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья».

3

«Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа.
Народы Сибири и Дальнего Востока».

4

«Путешествие в Биробиджан»

Когда люди объединяются(1 ч)

5

«Когда люди объединяются»

                              Культура каждого народа неповторима (2 ч)

6

«Что нам стоит дом построить»

7

«Заглянем в бабушкин сундук. Накроем праздничный стол»

Войдём в храм: культура, рождённая религией (5 ч)

8

«Что такое религия?»

9

«Войдём в православный храм»

10

«Войдём в мечеть»

11-12

«Войдём в буддийский храм. Войдём в синагогу»

Народные и религиозные праздники(2 ч)

13-14

«Народные и религиозные праздники».

Какие ценности есть у человечества(3 ч)

15-16-17

«Какие ценности есть у человечества?».

Часть 2

(17 ч)

Православие — традиционная религия России(2 ч)

18-19

«Православие — традиционная религия России»

Вклад православия в развитие русской культуры (1 ч)

20

«Вклад православия в развитие русской культуры»

Бог — создатель мира(2 ч)

21-22

«Бог — создатель мира».

Сын Божий Иисус Христос(4 ч)

23-24-25-26

«Сын Божий Иисус Христос»

Апостолы —ученики Иисуса Христа(1 ч)

27

«Апостолы — ученики Иисуса Христа».

Священная книга христиан(1 ч)

28

«Священная книга христиан».

Христианская жизнь  (2 ч)

29-30

«Христианская жизнь».

Богослужение в Русской Православной Церкви(2 ч)

31-32

«Богослужение в Русской Православной Церкви»

Православный календарь. Великие православные праздники(2 ч)

33-34

«Православный календарь. Великие православные
праздники»

5. Календарно–тематическое планирование

Дата проведения

урока

Раздел, тема урока

Корректировка

Россия — многонациональная держава(4 ч)

«Россия — многонациональное государство».

«Как всё начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья».

«Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа.
Народы Сибири и Дальнего Востока».

«Путешествие в Биробиджан»

Когда люди объединяются(1 ч)

«Когда люди объединяются»

          Культура каждого народа неповторима (2 ч)

«Что нам стоит дом построить»

«Заглянем в бабушкин сундук. Накроем праздничный стол»

Войдём в храм: культура, рождённая религией (5 ч)

«Что такое религия?»

«Войдём в православный храм»

«Войдём в мечеть»

«Войдём в буддийский храм. Войдём в синагогу»

Народные и религиозные праздники(2 ч)

«Народные и религиозные праздники».

Какие ценности есть у человечества(3 ч)

«Какие ценности есть у человечества?».

Часть 2 (17 ч)

Православие — традиционная религия России(2 ч)

«Православие — традиционная религия России»

Вклад православия в развитие русской культуры (1 ч)

«Вклад православия в развитие русской культуры»

Бог — создатель мира(2 ч)

«Бог — создатель мира».

Сын Божий Иисус Христос(4 ч)

«Сын Божий Иисус Христос»

Апостолы —ученики Иисуса Христа(1 ч)

«Апостолы — ученики Иисуса Христа».

Священная книга христиан(1 ч)

«Священная книга христиан».

Христианская жизнь  (2 ч)

«Христианская жизнь».

Богослужение в Русской Православной Церкви(2 ч)

«Богослужение в Русской Православной Церкви»

Православный календарь. Великие православные праздники(2 ч)

«Православный календарь. Великие православные
праздники»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

Программа учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики" модуля " Основы православной культуры"

Цель модуля: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год

Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы православной культуры» 2016/2017 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе учебника А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»/ Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.:...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...