Сценарий праздника "Прощание с Азбукой "Бал у королевы Грамматики" для 1 класса
материал (1 класс) на тему

Алексеева Алла Игоревна

Первая версия этого сценария была напечатана в изд-ве "1 сентября" в 2011/2012 уч. г. Данная версия переработанная и адаптирована для проведения праздника в первом классе силами 2-х классоа. Для этого добавлены стихи и сценки, что позволит задействовать большое количество детей, и каждый ребенок сможет себя проявить, а родители - оценить работу своего ребенка и педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника "Прощание с Азбукой "Бал у королевы Грамматики"

 Составила: Алексеева Алла Игоревна, учитель начальных классов ГБОУ Школа №17 г. Москва

( Сценарий был напечатан в издательстве «Первое сентября»в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в 2011/2012 уч. г. Это версия переработанная и адаптирована для проведения праздника силами 2-х класов. Добавлены стихи, что дает возможность всем детям принять активное участие в празднике.)

Цель: В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки.

Задачи: Повторить изученные звуки и буквы; Способствовать раскрытию талантов у учащихся; Формировать у учащихся самооценку своих достижений. Развить логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и процессу обучения в целом. воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам. Воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего «я”. Создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми. Прививать бережное отношение к книгам.

Оборудование: трон, жезл, шары с буквами, мультимедийный проектор, буквы, слоги, цветы с буквами, молоток, картинки с шарадами, компьютер.

Действующие лица: 

1.       Ученица

2.      Королева Грамматик

3.       Орфография

4.       Орфоэпия

5.       Фонетика

   6.      Церемонимейстер

7.       Русская азбука

8.       Буквы, участники сценки «Буква Я» (14 чел)

9.       Родная речь

10.     Русский язык

11.     Буквы русского алфавита — 33 чел

12.     Первоклассник

13.     Сценка «Слоги» - 3 чел

14.     Ученик ( Про ударенье) — 1 чел

                               Ход мероприятия:

                             Сцена 1.

Уч. 1             Хороша сегодня школа,

Зал горит огнем.

Мы на праздник наш веселый

Всех друзей зовем.

Уч. 2        Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

Уч. 3        Еле – еле слог читал

 Смысла слов не понимал,

  А теперь могу я сам

  Прочитать для пап и мам.

Уч. 4             Ми – ла мы – ла ру – ки мы – лом.

                      Ма – ша ка – шу ва – рит нам.

                      Чтоб скорей и легче было,

                          Вы читайте по слогам.

  Уч. 5         Буквы с вами изучали,

                                   Много нового узнали.

                                   Например, что буква е

                                   Это звуки [й ] и [э]

Уч. 6                 Сколько информации с вами получили,

                          Как же это в голове все мы уместили?

Уч. 7        ( по одной строчке 1-8)

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

 Лесорубы и шахтеры,

 Космонавты и актеры,

 Повара и кузнецы,

 Водолазы и певцы

 Все когда-то в 1 раз

 Приходили в 1 класс.

Все за партами сидели,

     Все на азбуку глядели.

Уч. 9    И учительница наша

        Начинала с букваря.

Уч. 10      И директор наш, ребята,

                 С букварем ходил когда-то.

Уч.  все  ( хором)    Все ходили в первый класс,

                                        Наша очередь сейчас.

Сцена 2. (На сцену выходит ученица, в руках она держит портфель)

Ученица - Здравствуйте, ребята, вы знаете кто я?

Совсем недавно так же как и вы я в первый раз переступила порог нашей школы.

Помните как это было?
"Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс.
Вставать или садиться?
Мне говорят: "Иди к доске."
Я руку поднимаю.
А ручку как держать в руке,
Совсем не понимаю.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица!
За партой правильно сижу,
Хотя мне не сидится".

-А сегодня меня пригласили на бал. Королева Грамматика устраивает прощальный бал в честь принцессы Азбуки, а еще она обещала познакомить меня со своими придворными и помощниками.

- Ой! Совсем заболталась, побегу готовиться к балу. ( Убегает).

Сцена 2. На сцене трон. Появляется Церемонимейстер. Ударяет жезлом об пол и объявляет -

- Ее величество, королева Грамматика и ее придворные дамы: Орфография, Орфоэпия и Фонетика.

(Под музыку торжественно входит королева со свитой(Орфография, Фонетика, Орфоэпия,Родная речь, Русский язык)  садится на трон. Сзади встают придворные дамы. Орфография и Орфоэпия начинают спор, кто из них главнее! )

Орфография - Я самая главная!

Орфоэпия - Нет, я:.

Королева - Как вам не стыдно, на вас все смотрят. Вы видите, сколько у нас сегодня гостей.

- Не ссорьтесь! Одна из вас будет заниматься буквами. Это ты Орфография. Ты должна следить, чтобы все буквы были на своих местах, будешь издавать законы - правила, по которым будут жить все буквы в нашем королевстве.

- А ты Орфоэпия, Будешь отвечать за звуки речи, а Фонетика будет тебе помогать.

Сцена 3. (Вбегает ученица. В руках у нее портфель.)

Ученица - Ой! Извините, я не опоздала?

Королева - Здравствуй, первоклассница! Не волнуйся, мы сейчас начинаем наш бал!

Ученица - А я пришла не одна!

                   "Учитель у меня в портфеле!"

Орфография и Орфоэпия (хором) -      Кто? Быть не может! Неужели!

Ученица - Взгляни, пожалуйста ! Он тут !

                    Его учебником зовут.             (Достает из портфеля Азбуку.)

(Королева взмахивает волшебной палочкой, на сцену выходит Русская азбука в сарафане, кокошнике. Звучит русская народная песня:)

Ученица - Вот так сюрприз!

АЗБУКА. - Здравствуйте, ребята!

            Вы в школе пол года уже отучились,

             Вы много успели и много узнали.

             Писать и считать вы уже научились

             И первые книги свои прочитали.

Ученица:    А верным помощником в этом нам стала

                     Первая главная книжка. (Показывает на Азбуку)

Орфография:  И первые буквы она показала

                           Девчонкам своим и мальчишкам.

Фонетика:  Буквы потом сложились в слова,

                     Слова - в предложенья и фразы.

Орфоэпия : Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, вам сразу.

Русская азбука.

Когда и зачем? Почему и откуда?
На все ты захочешь ответы найти.
И я тебе верной помощницей буду,
Готовой помочь и всегда, и повсюду!

Королева Гр.:Вы прочитаете хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Вам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!

Сцена 4.

Королева        - Все по местам, пора начинать!

Я:  ( Вбегает в зал)Стойте, стойте! Что у вас здесь происходит? Почему обо мне никто не говорит?

Орфогр. Фонетика, Орфоэпия (хором): А ты кто такая?

Я: Я самая главная буква «Я»! ( Показывает на себя, задирает нос) Поэтому Я должна быть на балу, это мне должны посвятить праздник, а не какой-то Азбуке!Церемонимейстер: 

Всем известно:
Буква "Я"  в азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
- Неизвестно?
Придворные:- Неизвестно.
Церемонимейстер: - Интересно?
Придворные:- Интересно! -
Церемонимейстер: - Ну, так слушайте рассказ.

  • (выходят дети — буквы — участники сценки «Буква Я»)
    1 (А) :  Жили в азбуке у нас
    Буквы.
    2 ( Ф):  Жили, не тужили,
    Потому что все дружили,
     3 (С):  Где никто не ссорится,
    Там и дело спорится.
    4(В):   Только раз все дело стало
    Из-за страшного скандала:
    5 (П) :  Буква "Я"
    В строку не встала,
    6 (Ъ) :  Взбунтовалась
    Буква "Я"!
    Я:  - Я, -
     1 (А): Сказала буква "Я", -
    Я: Главная-заглавная!
    Я хочу, чтобы повсюду впереди стояла
    Я!
    Не хочу стоять в ряду.
    Быть желаю
    На виду! -
     
     12 (Ъ) : Говорят ей:
    ( Хором)- Встань на место! -
    1(А) : Отвечает:
  • Я: - Не пойду!
    Я ведь вам не просто буква,
    Я - местоимение.
    Вы
    В сравнении со мною -
    Недоразумение!
    Недоразумение -
    Не более не менее!
  • Церемонимейстер:Тут вся азбука пришла
    В страшное волнение.
    2 ( Ф):- Фу-ты ну-ты! -
    Церемонимейстер:Фыркнул Ф,
    От обиды покраснев.
    3 (С):- Срам! -
    Церемонимейстер:Сердито С сказало.
    В кричит:
    4 (В):- Воображала!
    Это всякий так бы мог!
    Может, я и сам - предлог! -
    Церемонимейстер:Проворчало П:
    5 (П): - Попробуй,
    Потолкуй с такой особой!
    6 (Ь): - Нужен к ней подход особый, -
    Церемонимейстер:Вдруг промямлил Мягкий Знак.
    А сердитый Твердый Знак
    Молча показал кулак.
    12 (Ъ)
       Гласные: - Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! -
    Церемонимейстер: Закричали Гласные. -
     Гласные: Не хватало только драки!
    А еще Согласные!
    Надо раньше разобраться,
    А потом уже и драться!
    8 (Х):  Мы же грамотный народ!
    Буква "Я"    Сама поймет:
    10 (Ю) : Разве мыслимое дело
    Всюду Я      Совать вперед?
    11, 13  (Б и М )- хором: Ведь никто в таком письме
    Не поймет ни бе ни ме! -
    Церемонимейстер: Я затопало ногами:
    Я: - Не хочу водиться с вами!
    Буду делать все сама!
    Хватит у меня ума! -
    Церемонимейстер: Буквы тут переглянулись,
    Все - буквально! - улыбнулись,
    И ответил дружный хор:
     ВСЕ БУКВЫ хором:- Хорошо, идем на спор:
    9 (О): Если сможешь в одиночку написать хотя бы строчку, -
    Правда, стало быть,твоя!
  • Я: - Чтобы я да не сумела,
    Я ж не кто-нибудь,
    А Я!
    Церемонимейстер:..Буква "Я" взялась за дело:
     9 (О): Целый час она   пыхтела,
     8 (Х): И кряхтела,
     5 (П): И потела, -
    10 (Ю): Написать она сумела только
    Я: "...яяяяя!"
    Церемонимейстер: Как зальется буква "X":
    8 (Х): - Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! -

    Церемонимейстер: О От смеха покатилось!
    А  - За голову схватилось.
    1 (А): (хватается за голову)
    Б    Схватилось за живот...
    11 (Б): хватается за живот.
    Буква "Я" сперва крепилась,
    А потом как заревет:
    Я: - Я, ребята, виновата!
    Признаю вину свою!
    Я согласна встать, ребята,
    Даже сзади буквы "Ю"!
  • (ВСЕ БУКВЫ ХОРОМ)- Что ж,

Церемонимейстер: - решил весь алфавит, -
 6 (Ь): Если хочет - пусть стоит!
12 (Ъ): Дело ведь совсем не в месте.
            Дело в том, что все мы - вместе!
13 (М): В том, чтоб все -
              От А до Я -
              Жили, как одна семья!

Церемонимейстер:  Буква "Я"
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы "Я"!

Королева Гр.: - Очень поучительная история, но нам пора начинать наш праздник. А ну-ка, буквы, занимайте свои места! Гости уже заждались!

  • ( Танец — открытие балла)

Сцена 5.

Церемонимейстер - (ударяет жезлом)

- Внимание, к нам на бал прибыли гласные.

(Под звуки полонеза, в зал парами входят гласные а-я, о-е, у-ю, э-е, ы-и. На них красные шапочки, банты , В руках красные шарики с буквами.) Выстраиваются перед сценой.

Орфоэпия - (Представляет)

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается:.

(Все гласные хором) - ГЛАСНЫЙ!

(Гласные по очереди. )

  • А, я - Гласные тянутся в песенке звонкой,
  • О, е - Могут заплакать и закричать,
  • У, ю - Могут в кроватке баюкать ребенка.
  • Ы, и - Но не желают свистеть и ворчать.
  • Э, е          (  все поют песню «Азбука»)

                   Сцена 6.

(Церемонимейстер ударяет жезлом об пол.)

- Глухие и звонкие согласные!

(Под звуки полонеза входят парами дети, одни в синих плащах или шапочках, другие в зеленых).

Г-к-х, б-п, в-ф, з-с, ж-ш, д-т, ч-щ, ц-й, л-м, н-р. Встают перед сценой.

Фонетика 

- А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

"С" - Ссс:- змеиный слышен свист.

"Ш" - Шшшш: - Шуршит опавший лист.

"Ж" - Жжж: - шмели в саду жужжат.

"Р" - Ррр:- моторы тарахтят.

(Все дети поют «Жужжащую песенку»)

Орфография - Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих:

"П, Ф" - Глухие звуги , это непоседы,

"Т, к" - Они спокойно не желают жить,

"Ч, Щ" - Они стремятся звонкого соседа

"Н, Р" Во что бы то ни стало оглушить.

Орфография 

- Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Смело слово изменяй.
Зуб - на зубы, лед - на льды -
Будешь грамотным и ты.

(Все парные согласные хором)

- Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

(Поют песню:.)

Церемонимейстер - Ъ иЬ знаки. ( Выбегают).

"Ь" 

- Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, 20, 10, 5.
Вместо "шесть" - получим " шест",
Вместо "есть" - напишем " ест",
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится.
Вот, что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

"Ъ"

  • Твердый знак нам нужен тоже,
    Без него сказать не сможем:
    Съезд, съедобный, объясненье,
    И подъезд, и объявленье.

Сцена 7.

(Выходят дети, читают стихи и составляют слова)

- Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни - Маша!)

К нам явились на урок.

- Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА.

СО и ВА, читай СОВА.

- Если знать мы будем слоги,
Не запутаемся в слове.
Мы его перенесем,
По строке опять пойдем.

Гласные (хором)

- Сколько в слове гласных -
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.

Сцена 8.  Стихотворение -Шутка.

Первоклассник :

Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва - я перенес Е - два,
Как получил за это "два".
Укол - я перенес У - кол ,
И получил за это "кол".
Опять я перенес О - пять.
Теперь, наверно, будет "пять".
- А вы как думаете, ребята?

Орфография

- Зная правила все переноса,
  Не останешься ты с носом!

Сценка 9.

Уч. 12, 13  У первоклашек началась нелегкая пора.
                  В пути сопровождали нас чудные мастера.
                  Один слова учил делить на части, как пирог.
                  Ре – бя – та, шко – ла, класс,  зво – нок
                  Кто этот мастер?  (
Все хором) Это - Мастер Слог!
                  Другой волшебным молотком без всякого стеснения
                  Стучал по каждому из слов. Кто это? (
Все хором)- Ударение!

Фонетика

- А теперь про ударенье
Сочиним стихотворенье...

(Выходит ученик с молоточком в руках)

Буквы выстраивают слова: ЗАМОК и ПИРОГИ .( Показывают картинки)

Ученик 

- Ударный слог, ударный слог :
Он назван так недаром.
Эй, невидимка - молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.

Орфоэпия

- Следи за поведеньем молотка,
Держи в руках его - озорника!

Фонетика

- Шутник он , невидимка - молоток,
Тук! - и ударил в безударный слог:
И сразу же исчез огромный замок

(Поднимают над головой плакат с изображением ЗАМКА , переворачивают - ЗАМОК).

- И появился маленький замок.

Орфоэпия 

- Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги:
Нет, снова - Тук!..
Шли по морю ПИРОГИ,

(Показывают картинку).

Вдруг вместо них поплыли ПИРОГИ.

Сцена 10.

Королева Грамматика (Встает) -

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице,
И повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

(Поют песню «Алфавит»)

Королева Грамматика :

Вчера лишь, тебе говорили - МАЛЫШ,
Порой называли - проказник:
Сегодня уже ты за партой сидишь,
И имя тебе -
Первоклассник!
Серьезен. Старателен.
Впрямь - ученик!
Букварь, за странице - страница!
А сколько вокруг удивительных книг:
Великое дело - УЧИТЬСЯ

( Поют песню «Чему учат в школе» - 1 куплет)

  • Сцена 11 (заключительная)

Уч. 14        Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил,

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

Уч. 15  На каждом уроке книга учила нас дружить, уважать

 друг друга, то есть учила быть просто хорошими людьми.

Давайте вспомним, с какими чертами характера мы познакомились на

 уроках обучения грамоте.

А – аккуратность, активность

Б – благородство

В – верность

Г – гуманность

Д – доброта

Е – единодушие

Ж – жалость

З – здоровье

И – искренность

К – культура, красота

Л – любовь

М – милосердие

Н – нежность

О – осторожность

П – патриотизм

Р – радость

С – справедливость

Т – терпимость

У – уважение

Ф – фантазия

Х – храбрость

Ц – целеустремленность

Ч – честность

Ш – широта души

Щ – щедрость

Э – элегантность

Ю – юмор

Я – ясность ума

  Уч. 15  Как хорошо уметь читать -

               Не надо к маме приставать,

               Не надо умолять сестрицу:

               «Ну почитай еще страницу!»

               Не надо звать, не надо ждать,

               А можно взять и прочитать.

Ученики: (хором) За все, чему ты нас учила, спасибо, азбука тебе.

                                      Учебник закрывается

Пора с ним распроститься.

                                 Он верным другом был для нас

                                 Прощаясь с ним

                                 Грустит наш класс.

                                 Но долго нам грустить нельзя

хором :            Другие книги ждут друзья!

Ученики: Сегодня праздник необычный:

                      Спасибо, азбука, тебе

                      Ты столько знаний подарила

                       Мы будем помнить о тебе.

                    До свидания учебник!

                    А на следующий год

                       Ты других читать научишь,

                    Тех, кто в 1 класс придет

Звучит песня «Голубой вагон»

 Медленно минуты уплывают вдаль,

 Встречи с ними ты уже не жди

И хотя нам прошлое немного жаль,

Лучшее, конечно, впереди

Королева Грамматика: А сейчас я представлю вам моих помощников, которые теперь будет помогать вам учиться. Знакомьтесь! Это Родная речь и Русский язык.

Родная речь. 

- В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.

Русский язык 

- По лесенке этой вы сможете скоро
Достичь недоступной морской глубины,
Спуститься под землю, взобраться на горы
И даже дойти до Луны!
Крутые ступеньки на лесенке будут,
Но выверен точно заветный маршрут,
Чтоб вас подружить с удивительным чудом,
Которое ЗНАНЬЕМ зовут.

В заключение все поют песню "Новый день" и танцуют по музыку "Маленькая страна".

(Все торжественно покидают зал).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение . Андерсен. Снежная королева. 4 класс.

Презентация для проведения урока-викторины  внеклассного чтения в 4 классе...

Сценарий отрывка из сказки "Снежная Королева"

Сценарий отрывка из сказки "Снежная королева"...

Конспект урока Х. К. Андерсен «Снежная королева» 4 класс

Предмет:  литературное чтениеКласс: 4Тема урока:  Х. К. Андерсен «Снежная королева»Цели урока: познакомить детей с х. К. Андресеном и с его произведением «Снежная королева»Планируемые резуль...

Сценарий новогоднего спектакля «Проделки Снежной Королевы» для учащихся 1-4 классов.

laquo; Это волшебная новогодняя звезда, ее необходимо поместить на праздничную елку в ночь на 31 декабря. Если этого не сделать, то Новый год не наступит»&helli...

Сценарий к новогоднему спектаклю "Снежная королева"

Сценарий к новогоднему спектаклю "Снежная королева"...