выступление: "Классный руководитель - координатор взаимодействия педагогов, семьи, социума."
статья на тему
Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения, школы и ЦТ и Д "Солнышко." Проведение совместных мероприятий вместе с родителями стало традицией в нашей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsium_soobshchenie_klasnogo_rukovoditelya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»
(выступление на школьном конкурсе классных руководителей
«Самый классный классный»)
Классный руководитель:
Стадникова Валентина Ивановна
Классный руководитель – координатор взаимодействия педагогов, семьи, социума.
«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца.
Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а
мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».
В.А.Сухомлинский.
Основные задачи деятельности классного руководителя - это формирование и развитие коллектива класса, создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса.
Учитель начальных классов учит не только писать и читать, но и быть хорошими людьми: честными, дружными, отзывчивыми, готовыми прийти друг другу на помощь, уважающими старших, бережно относящими к природе и к окружающему миру.
Переступая порог школы, первоклассник преодолевает первое испытание – это адаптация к новым условиям жизни. И здесь от мудрости классного руководителя зависит, как сложатся взаимоотношения со сверстниками, старшими товарищами, работниками школы. Поэтому в нашей школе стали традицион-
ными « Дни открытых дверей», где дошкольник вместе
с родителями, воспитателями детского сада знакомятся со школой,
с учителем, с режимом работы. Для будущих первоклассников проводится открытый урок, праздничная программа. В ходе подготовки ребенка к школе важна преемственность в работе начальной школы и дошкольного образовательного учреждения.
Как же сделать так, чтобы переход в школу был менее болезненным, а сама подготовка к ней сопровождалась радостным ожиданием этого значительного события в жизни ребенка?
И в этом классному руководителю поможет проведение этических игр. Во время этической игры происходит внутренний диалог и нравственный выбор ребенка. В то же время этическая игра позволяет педагогу диагностировать нравственные качества и выбирать правильные пути решения выявленных проблем.
В игре ребенок свободен и естественен, а главное он может проявлять свое собственное «Я» и самостоятельность: он творит, анализирует, принимает решение, не опасаясь, что скажут взрослые. В процессе игры важно чуткое сопровождение педагога, а не руководство ее процессом. Например, цель игры «Ручеек»-
создание климата доброжелательных отношений. Ученики встают парами друг за другом, соединив вверху руки дугой, образуя ручеек, и каждый ребенок выбирает себе нового партнера, при этом говоря ему приятные слова – комплименты. Педагог может пройти через ручеек и выбрать себе в пару самого невыбираемого ученика, сказав ему доброжелательные слова. А суть игры «Ромашка» заключается в том, что детям раздается нарисованная на бумаге ромашка. Отрывая лепесток, ребенок пишет на нем имя того человека, перед кем он чувствует себя виноватым. Затем он произносит волшебные слова: «Лети, лети, лепесток…» и кладет лепесток на парту тому однокласснику, перед которым хочет извиниться и попросить прощение.
- Что вы почувствовали, когда просили прощение? Стало ли легче на душе? Я заметила улыбки на ваших лицах. Почему вы улыбаетесь? Пусть наши улыбки помогут нам крепче подружиться и забыть все обиды.
В этической игре присутствуют стимулы одобрения, позитивной нравственной оценки, во время сказанного доброго слова, интереса, которые играют важную роль в укреплении чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости и ценности каждого ребенка в коллективе, принятии таким, каков он есть.
Но без участия родителей процесс воспитания и обучения проходит неполноценно.
Семья должна участвовать в школьных делах; ей должны быть понятны те позиции, на которых стоит современная школа. Надо
разъяснять, почему мы так, а не иначе учим детей. В свою очередь, и школа, и классный руководитель должны изучать современную семью. Семья изменилась, изменилась типология семьи.
Семья – это из немногих мест, где человек может почувствовать
себя личностью, получить подтверждение своей значимости и индивидуальности. Семья - это наш родной дом, где мы учимся любви, уважению и взаимопониманию. Семейный очаг – это маленький мир счастья, неиссякаемый источник любви, духовного общения и поддержки, бережного отношения друг к другу. Но сегодня многие родители заняты заботой лишь о материальном благополучии. Поэтому работа с семьей – одна из главных задач классного руководителя. Основная форма работы с коллективом
родителей – родительское собрание. Родительские собрания про-
ходят различно. Основная их часть - это сообщение педагогических знаний – может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть практические занятия: «Садимся за уроки», «Трудовое воспитание в семье», деловая игра «Десять ошибок в воспитании, которые все когда – нибудь совершали», праздники «Родительский дом – начало начал», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Научились мы читать – «Азбуке» поставим «пять»!
Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными,
и поэтому классный руководитель действует в каждом конкретном случае из расчета, с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье
нельзя апробировать на другой семье. В функции классного руководителя входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь, семья реагирует и помогает классному
руководителю. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, совете соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями.
Проведение совместных мероприятий вместе с родителями
стало традицией в нашей школе. Это позволяет реализовать идеи сотрудничества учителей, учащихся и родителей, раскрыть творческие и индивидуальные способности каждого ученика. Набрав 1 класс, всю работу направила на формирование детского коллектива, но без создания коллектива родителей, союзников по духу, такая работа не была бы успешной. Коллективные творческие дела помогают приобщить родителей к заботам школы, класса, каждого конкретного ребенка.
В нашей школе уже ни один год идет работа над проектом. Работа над проектом «Моя дружная и творческая семья» позволила ребятам узнать много интересного о своей семье. Родители тоже с удовольствием были вовлечены в эту деятельность. Они вместе с детьми составляли генеалогические Древа, изучали происхождение имен, фамилий, изучали семейные архивы. Первоклассники с удовольствием рисовали свой дом, дом будущего, семью. Ребята узнали больше о профессиях своих родителей, об участии своих близких в ВОВ. Были проведены семейные праздники «Мама, что солнышко на небе», «Праздник, пахнущий мимозой», была организована выставка «Мир семейных увлечений». А как горели глаза ребятишек, когда они показывали альбомы своей семьи,
увлеченно рассказывали о каждом члене своей семьи.
Работая над проектом «Мой Пушкин», который был посвящен
215 - летию со дня рождения А.С.Пушкина, дети вместе с родителями изучали биографию великого поэта, читали его замечательные сказки, смотрели фильмы по сказкам, делали поделки, рисовали рисунки. Каждому ребенку предоставлялось право выбора того участка работы, который ему интересен.
Отчет о проделанной работе вылился в настоящий праздник, на который пришли папы, мамы, бабушки, сестренки и братишки учеников. Коллективная работа позволила детям по – другому
посмотреть друг на друга, приобрести навыки общения, ответственности, умение анализировать и обобщать полученные
знания, делиться ими с окружающими. В процессе работы над проектом происходило взаимодействие людей разных возрастов.
В сентябре этого учебного года вместе с родителями был проведен день Здоровья (Спортивный марафон). Были разработаны
этапы марафона, продуманы награды (медали за 1, 2, 3 места).
Все ребята получили сладкий приз и брелок.
Но воспитание наших детей проходит не только в школе и в семье, но и учреждениях дополнительного образования: ЦТ и Д «Солнышко», Доме культуры, сельской библиотеке, музее.
Совместно с социумом создаются все необходимые условия для развития интересов, талантов детей. Посещая кружки и занятия в ЦТ и Д «Солнышко», ребенок получает массу положительных эмоций, он становится общительнее, уверенней в себе, развивает свои творческие способности. Экскурсии в краеведческий музей расширяют кругозор учащихся, знакомят их с историческими событиями и памятниками родного села. А сколько удивительного, интересного можно узнать, заглянув в сельскую библиотеку! Здесь работают мастера своего дела. Они и викторины проведут, и конкурсы, и посоветуют, что нужно прочитать.
А школа остается центром воспитательной работы. Вовлекая детей в различные формы деятельности, классный руководитель
должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и
другом, который поможет адаптироваться в этом мире, поможет раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Взаимодействие педагога и членов семьи учеников коррекционной школы 7 вида в рамках воспитательного процесса"
Рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов школы с родителями детей с проблемами в развитии....
Описание опыта и системы работы по теме: «Воспитательная среда: взаимодействие педагога, семьи, социума как условие воспитания и успешной социализации обучающихся»
Образовательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия, смысл которого раскрыт в словах Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. В...
Формы взаимодействия педагога и семьи
В статье говориться о формах взаимодействия педагога и семьи для достижения воспитательных результатов и раскрытия общего потенциала, который несет собой сотрудничество....
Консультация для педагогов Тема: "Алгоритм взаимодействия с семьей"
Учитель должен проявлять высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом....
Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями обучающихся.
Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями обучающихся. Задачи и личный опыт....
Классный руководитель - координатор семьи, школы, социума.
Важность роли классного руководителя....
Выступление на МО классных руководителей. «Обмен опытом по взаимодействию с семьей»
Представлен практический опыт работы по взаимодействию и общению с семьями обучающихся....