Развитие оценочной самостоятельности младших школьников
статья (3 класс) на тему
Модернизация российской системы образования, обусловленная потребностями развития современного общества, предполагает решение ряда задач, первостепенной из которых является обеспечение нового качества образования. Одна из целей современного школьного образования – развитие учащихся, формирующее важнейшую ключевую компетенцию – умение учиться, становление школьника как субъекта учебной деятельности.
Структурным компонентом любой деятельности, в том числе и учебной, является оценка достигнутых результатов субъектом этой деятельности, поэтому учебная деятельность может быть охарактеризована как полноценная деятельность только тогда, когда будет обеспечена возможность оценки результатов учебного труда самими учащимися, созданы условия для развития оценочной самостоятельности школьников в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mironova_nm.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Миронова Н.М.,
учитель начальных классов
МАНОУ «Гимназия №2»
Развитие оценочной самостоятельности младших школьников
Модернизация российской системы образования, обусловленная потребностями развития современного общества, предполагает решение ряда задач, первостепенной из которых является обеспечение нового качества образования. Одна из целей современного школьного образования – развитие учащихся, формирующее важнейшую ключевую компетенцию – умение учиться, становление школьника как субъекта учебной деятельности.
Структурным компонентом любой деятельности, в том числе и учебной, является оценка достигнутых результатов субъектом этой деятельности, поэтому учебная деятельность может быть охарактеризована как полноценная деятельность только тогда, когда будет обеспечена возможность оценки результатов учебного труда самими учащимися, созданы условия для развития оценочной самостоятельности школьников в образовательном процессе.
Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности.
Оценивание деятельности ребенка ведется с первых дней обучения в школе. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю оценочную деятельность с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Обязательно подчеркиваю, как хорошо дети готовы к уроку, выделяю при этом, что значит “хорошо готов к уроку”.
Очень важно выделять именно успехи, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни. Уже на второй неделе обучения сфера оценочной деятельности расширяется. В нее включаются успехи в учебном труде маленьких обучающихся. Совместно с детьми оцениваем правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы, соответствие результатов труда образцу. Расширяя оценочную деятельность, каждый раз вводим четкие критерии оценивания: что значит аккуратно, правильно... И только на третьем этапе оценочной деятельности, после усвоения критериев правильности и критериев соответствия требований детьми, начинаем фиксировать трудности (над чем еще нужно поработать). Фиксация трудностей предполагает, прежде всего, очерчивание перспектив ребенку, показ что именно и как нужно сделать. Определяя трудности и предлагая помощь, учитель вселяет в ребенка веру в то, что у него все обязательно получится и дает ему столько помощи, чтобы получилось.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия. В достижении этой цели поможет использование схемы самооценки “Учись контролировать себя”:
1. Попробуй сам оценить свою работу, часть работы, почувствуй радость (огорчение).
2. Попроси товарища, родителей, других членов семьи оценить твою работу.
3. Что у тебя не получилось? Какие возникли проблемы? (Неаккуратный внешний вид работы, ее расположение, правильность, полнота, выполнение задания другим способом и т.д.)
4. Определи окончательный вариант оценки (плохо, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо, отлично).
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый “Светофор”.
Зеленый кружок: “Можно двигаться дальше”. Желтый кружок: “Нужна небольшая помощь”. Красный кружок: “Стоп! Мне нужна помощь!” Можно кружки рисовать на полях тетради. Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Так же мы пользуемся “Карточками сомнений”
+ “Я понял все
- “ Не совсем усвоил, сомневаюсь”
? “Не понял”
“Волшебные линеечки”, описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как “успешного”);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
После самооценки наступает очередь оценки учителя.
Собрав тетради, учитель ставит свои пометки на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: “Молодец! Ты умеешь себя оценивать”. В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, еще раз раскрываю ребенку критерии оценивания и прошу в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками мы так же пользуемся, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
Научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте.
С 3 четверти собственные успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом дети оценивают в обычных школьных дневниках. В конце урока напротив каждого предмета, нужно закрасить пустую клетку определенным цветом (цвет зависит от проделанной работы на уроке). Каждый раз перед оцениванием проговариваются критерии.
Необходимо научить ученика работать в критериальной системе оценивания как в некоторых интеллектуальных, познавательных и социальных ориентирах.
Критериальное оценивание обязательно предполагает, что при отборе содержания учитель продумывает дидактику трёх уровней. Я ознакомилась с базовой технологией ФГОС «Уровневая дифференциация» и начала создавать банк заданий по предметам различного уровня сложности, где у ученика есть возможность самостоятельного выбора задания, в соответствии с тем уровнем знаний, который у него имеется.
Начиная со 2 класса, ученики сами принимают участие в разработке критериев оценки учебных заданий; поэтапно оценивают процесс собственной учебной деятельности и результаты выполнения учебных заданий (для этого используются таблицы с этапами и критериями каждого задания); получают достоверную информацию о динамике своего интеллектуального роста; определяют перспективы построения своей учебной деятельности в соответствии с проблемами, выявленными с помощью критериальной оценки; учатся выстраивать свою индивидуальную траекторию в учебном процессе для достижения более высоких результатов. Это реализуется посредством выбора учащимися уровня сложности учебного задания и совместного с учителем согласования критериев его оценки.
Благодаря дифференциации самооценки и оценки, обучающийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.
Таким образом, в рамках использования системы развития оценочной самостоятельности учащихся стало возможным:
ученику – развивать оценочную и учебную самостоятельность;
учителю – анализировать результаты учебной деятельности учащихся и собственной педагогической деятельности;
родителям – получать объективную информацию о достижениях детей;
завучу – анализировать результативность педагогической деятельности учителя и динамику успешности учащихся класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение технологии оценивания образовательных достижений в школе I ступени как средство развития оценочной самостоятельности младших школьников (обобщение опыта)
Презентация:"Введение технологии оценивания образовательных достижений в школе I ступени как средство развития оценочной самостоятельности младших школьников". (обобщение...
Методическая разработка "Формирование и развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"
В своей работе я:· рассматриваю развивающее образование как целостную исторически сложившуюся и развивающуюся педагогическую систему обучения;·...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения
В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...
презентация "Формирование контрольно -оценочной самостоятельности младших школьников"
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса....
Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.
laquo;Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперёд» Евгений Доманск Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности...
Тема: Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обуче...
Тема: Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обуче...