Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)
«Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперёд» Евгений Доманск
Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают ребёнку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а также постепенно овладеть приёмами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки.
Главная задача учителя -научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной -залог успешности ученика. Чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя, чтобы они не попали в зону тревожности, необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_i_razvitie_otsenochnoy_samostoyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 65.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Черногорска
«Развитие оценочной самостоятельности обучающихся по программам НОО»
Тема: Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.
Симкина Наталья Германовна
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Черногорска
«Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперёд»
Евгений Доманский
«Самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей…. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия».
Главная задача учителя -научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной -залог успешности ученика.
Чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя, чтобы они не попали в зону тревожности, необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку.
1 класс
Ребёнок способен оценивать себя по критериям, выработанным вместе с учителем.
2 класс
Учащиеся способны самостоятельно определять критерии самооценки.
3 класс
Ученик может по тексту работы определить сформированность каких умений проверяется.
4 класс
Совершенствуется контрольно –оценочная деятельность учащихся по отслеживанию своего опыта.
Самооценка школьника выполняет несколько функций:
- обучающая — когда ребенок выполняет упражнения, а потом оценивает их результат, он заново повторяет учебный материал;
- стимулирующая — невыполненные упражнения побуждают школьника приложить больше сил в следующий раз;
- мотивационная — воспитывает стремление добиваться своего;
- аналитическая — побуждает использовать структурное мышление и упорядочивать опыт и знания.
Какие же существуют формы самооценки?
1. Речевые.
2. Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)
3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т.п.)
4. Шкалы.
5. Таблицы.
В своей работе мы используем различные приемы самооценки и самоконтроля.
ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:
Вариант 1.
Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
Вариант 2.
Лист самооценки работы в паре
Оцени свою работу в паре:
Утверждение | Полностью согласен | Частично согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий |
|
|
|
|
При разногласиях я принимаю другое решение |
|
|
|
|
Большинство решений предложено мной |
|
|
|
|
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение |
|
|
|
|
Работать в паре труднее, чем одному |
|
|
|
|
Мне интереснее и полезнее работать в паре |
|
|
|
|
Вариант 3.
Лист самооценки ____________________________________
№ п\п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Всё получилось | Не совсем всё получилось | Не получилось (почему) | ||
1 | Найти информацию самостоятельно |
|
|
|
2 | Выбрать самое основное для сообщения |
|
|
|
3 | Оформить работу |
|
|
|
4 | Оцени свой вклад в работу группы. Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке. | Почти Без всё сделали меня без меня работа бы не получилась |
Вариант 4.
Маршрутный лист самооценки
Оцените работу своей группы.
№ заданий | Показатель | Самооценка |
1.Найдите родственные слова в стихотворении. | Работали дружно, слушали друг друга |
|
Высказывали свою точку зрения, не ссорились |
| |
Трудно было договориться. |
| |
2.С каким определением согласны? | Работали дружно, слушали друг друга |
|
Высказывали свою точку зрения, не ссорились |
| |
Трудно было договориться. |
| |
3.Составляем модель | Все работали одинаково |
|
Работал только один |
| |
Кто-то работал больше, кто-то меньше других |
| |
4. Приглашаем «родственников» в гости | Работали дружно, слушали друг друга |
|
Высказывали свою точку зрения, не ссорились |
| |
Трудно было договориться. |
| |
Результат работы группы. | За весь урок |
|
«Отличная работа! Молодцы!» -
«Хорошая работа!» -
«Не очень получилось» -
Вариант 5.
Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе |
|
|
2. Выполнял свои обязанности |
|
|
3. Соблюдал культуру общения |
|
|
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
Вариант 6.
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Критерий | Моя | Оценка группы | Комментарий учителя |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы |
|
|
|
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения |
|
|
|
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать |
|
|
|
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения |
|
|
|
Вариант 7.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________-
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
_____________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
____________________________________________________________________________-
Вариант 8.
Закончите предложения:
1. На уроке для меня было важно______________________________________ ______________________________________________________________ |
2. На уроке мне было сложно_________________________________________ _______________________________________________________________ |
3. Теперь я умею__________________________________________________ __________________________________________________________________ |
4. На уроке у меня получилось_____________________________________ ______________________________________________________________ |
Вариант 9.
Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. |
|
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. |
|
Еще придется потрудиться. |
|
Да, трудно все-таки учиться! |
|
Вариант 10.
Лист успеха _________________________________________
Пример по теме «Безличные глаголы» | Мои достижения | Сомневаюсь | Планирую | |
Знаю | Умею | |||
Значения |
|
|
|
|
Формы |
|
|
|
|
Личные глаголы в значении безличных |
|
|
|
|
Употребление в речи |
|
|
|
|
Нахождение в тексте |
|
|
|
|
Вывод |
|
Вариант 11.
Лист самооценки
Критерии | Показатели | Оценка успешности | ||||
«Я» | себя чувствовал в процессе учения | было ли мне комфортно | с каким настроением я работал | доволен ли собой | 5 4 3 2 1 | |
«Мы» | насколько мне было комфортно работать в составе малой группы | какие у меня были затруднения в общении с группой. | смог ли я помочь товарищам | смогли ли они мне помочь | 5 4 3 2 1 | |
«Дело» | я достиг цели учения | учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен | в чем я затруднялся, почему | как мне преодолеть свои проблемы | 5 4 3 2 1 |
Вариант 12.
Маршрутный лист
Ф. И. ___________________________________________________________________
ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): _______________________________________________________________________
ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ___________________________________________________________________________
Этап | Учебная деятельность | Моё участие на данном этапе (Отметьте верные для вас утверждения галочкой) |
Начало урока | Настрой на урок | включился с желанием узнать новое включился с интересом включился, так как надо |
1 шаг | Повторение пройденного материала | получил правильный результат, работая индивидуально и в паре получил правильный результат, работая индивидуально передал инициативу партнеру, работая в паре |
2 шаг | Выполнение пробного задания - действия | попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением не попробовал выполнить задание |
3 шаг | Построение проекта выхода из затруднения | активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта с интересом участвовал в обсуждении построения проекта согласился с большинством при обсуждении построения проекта |
4 шаг | Реализация проекта выхода из затруднения | успешно работал в группе работа в группе принесла удовлетворение передал инициативу партнерам в группе |
5 шаг | Первичное закрепление | отвечал у доски, применяя новое знание получил результат схожий с образцом, работая на месте списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание |
6 шаг | Самостоятельная работа с самопроверкой | выполнил самостоятельно задание без ошибок выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом |
7 шаг | Применение нового материала в системе знаний | принял активное участие в работе участвовал в работе по мере своих возможностей созерцал происходящее на данном этапе |
8 - 9 шаги | Инструктаж по домашнему заданию и итог урока | мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника. |
Вариант 13.
Лист самоконтроля
На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».
Этап | Учебная деятельность | Выполнил безошибочно | Выполнил с ошибками | Испытывал большие затруднения |
Начало урока | Настрой на урок |
|
|
|
1 шаг | Повторение пройденного материала |
|
|
|
2 шаг | Выполнение пробного задания - действия |
|
|
|
3 шаг | Построение проекта выхода из затруднения |
|
|
|
4 шаг | Реализация проекта выхода из затруднения |
|
|
|
5 шаг | Первичное закрепление |
|
|
|
6 шаг | Самостоятельная работа с самопроверкой |
|
|
|
7 шаг | Применение нового материала в системе знаний |
|
|
|
8 - 9 шаги | Инструктаж по домашнему заданию и итог урока |
|
|
|
Вариант 14.
Карта самонаблюдения.
Деятельность | Я доволен своей работой. | Я старался, но не всё получилось. | Я недоволен своей работой. |
- |
Вариант 15.
Оценочный лист ученика класса __________________
+ могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю
№п\п | Критерии | Сам | Учитель |
1 | Знаю тему урока |
|
|
2 | Знаю цель урока |
|
|
3 | Знаю план достижения цели |
|
|
4 | Могу работать по плану |
|
|
5 | Могу хорошо читать текст |
|
|
6 | Умею отвечать на вопросы по тексту |
|
|
7 | Сам могу составить вопрос к тексту |
|
|
8 | Умею работать в группе |
|
|
9 | Могу доказать свои высказывания |
|
|
10 | Могу оценить свою работу на уроке |
|
|
11 | Могу оценить работу своих товарищей |
|
|
12 | Могу сказатьчто урок прошел с пользой |
|
|
Вариант 16.
Лист самооценки.
Критерии: | Да + нет - |
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом. |
|
Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу. |
|
Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение. |
|
Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др. |
|
Вариант 17.
Лист самооценки
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.
А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
КраснквРаботал не в полную силу, хочу улучшить результат.
ЗелкваРаботал активно, результатом доволен.
Вариант 18.
Деятельность за урок | Сумма баллов | Оценка | ||||||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
Пример
д/з | Работа в группах | Устные ответы | Фиксирование результатов в тетради | Сумма баллов | Оценка |
1-4 балла | 1-3 балла | По 1 баллу | 1-4 баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Норма оценки:
6-7 баллов – оценка «3»
8-9 баллов – оценка «4»
Более 10 баллов – оценка «5»
Вариант 19.
Вариант 20.
Лист самооценки
Ф.И. ученика___________________________________________
|
Вариант 21.
Лист самооценки
Ф.И. ученика ____________________________________
У каждого ученика лист с двумя домиками (для уроков письма).
ПРАВИЛЬНОСТЬ КРАСОТА
|
|
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя домиками.
- Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько правильно вы научились писать элементы букв.
- А теперь оцените свою работу на уроке, насколько красиво каждый из вас сегодня написал, выполняя классную работу в прописях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:"ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Статья"Формирование и развитие оценочной деятельности младших школьников"....
Введение технологии оценивания образовательных достижений в школе I ступени как средство развития оценочной самостоятельности младших школьников (обобщение опыта)
Презентация:"Введение технологии оценивания образовательных достижений в школе I ступени как средство развития оценочной самостоятельности младших школьников". (обобщение...
Методическая разработка "Формирование и развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"
В своей работе я:· рассматриваю развивающее образование как целостную исторически сложившуюся и развивающуюся педагогическую систему обучения;·...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения
В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...
Развитие оценочной самостоятельности младших школьников
Модернизация российской системы образования, обусловленная потребностями развития современного общества, предполагает решение ряда задач, первостепенной из которых является обеспечение нового качества...
Тема: Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обуче...
Тема: Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обуче...