Авторский проект "Образовательная площадка как условие социализации и развития творческих способностей младших школьников"
проект

 Александрова Светлана Сергеевна

Цель проекта: Создание образовательной площадки для социализации и развития творческих способностей детей в разновозрастных группах.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить условия для социализации и развития творческих способностей каждого ребёнка путем реализации дополнительной образовательной программы.
  2. Разработать механизмы организации деятельности образовательной площадки через разновозрастные группы.
  3. Разработать методический портфель по результатам деятельности площадки.

 

Ожидаемые результаты: Формирование внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни.

 

Социальные эффекты от реализации проекта:

-благоприятная адаптация и социализация учащихся и детей с ОВЗ в РВГ;

-творческое саморазвитие учащихся;

-совершенствование опыта неформального взаимодействия, общения, совместной работы, творческой деятельности;

-воспитание ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни;

-актуализация лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, помощь и поддержку.

 

В профессиональной деятельности педагога

-

  • результативность методической поддержки публичного представления опыта педагогов
  • использование новых форм  и технологий организации творческой деятельности в условиях разновозрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_ploshchadka_proekt_vertushka.docx173.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4»

ГО «Посёлок Агинское»

Инновационный проект

Образовательная площадка

как условие социализации и развития творческих способностей младших школьников

       

Агинское,  2021

  1. Описание инновационного проекта

Актуальность

Проблемой современного общества и государства XXI века является проблема воспитания нового поколения россиян, способных осваивать информацию и принимать эффективные решения. Школа, в первую очередь, формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в обществе, учит современным формам общения, делает процесс воспитания и обучения максимально способствующим раскрытию задатков и развитию способностей личности.

Вступая в разнообразные отношения с людьми, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности, познавая мир и себя, ребенок включается в общество, становится его членом. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Происходит процесс приобщения личности к обществу, а это и есть процесс формирования личности, который ученые называют социализацией.

Социализация ребёнка – это стратегическая цель деятельности каждого педагога, так как знания, приобретаемые в школе - это база для социального становления ребёнка Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности - это способность к творчеству,  это поведение в быту, восприятие культуры своего народа. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В нашем понимании школа должна не только и не столько дать ученику определённый объём знаний, но и научить его, используя эти знания, проектировать свою жизнь.

           В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей.  

Рядом с нами живут дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что они не могут их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, узкий круг контактов, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, но он может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, а вот обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Для нас очень важно быть полезным каждому ребёнку. Это состояние нашего благополучия, счастья. Педагогическое сообщество способно серьезно воспринимать проблему взаимопомощи человеку.

Именно поэтому нами создан данный проект, имеющий компетентностную составляющую.

Реализация данного проекта позволит отработать содержание и механизмы организации творческой деятельности в разновозрастных группах.

Цель проекта: Создание образовательной площадки для социализации и развития творческих способностей детей в разновозрастных группах.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить условия для социализации и развития творческих способностей каждого ребёнка путем реализации дополнительной образовательной программы.
  2. Разработать механизмы организации деятельности образовательной площадки через разновозрастные группы.
  3. Разработать методический портфель по результатам деятельности площадки.

Ожидаемые результаты: Формирование внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни.

Социальные эффекты от реализации проекта:

-благоприятная адаптация и социализация учащихся и детей с ОВЗ в РВГ;

-творческое саморазвитие учащихся;

-совершенствование опыта неформального взаимодействия, общения, совместной работы, творческой деятельности;

-воспитание ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни;

-актуализация лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, помощь и поддержку.

В профессиональной деятельности педагога

-

  • результативность методической поддержки публичного представления опыта педагогов
  • использование новых форм  и технологий организации творческой деятельности в условиях разновозрастных групп

Критерии и показатели результативности

  • удовлетворение потребности и желания учащихся в творческой деятельности в условиях внедрения ФГОС
  • степень вовлечённости детей с ОВЗ
  • результативность участия участников проекта

Способы отслеживания и фиксация:

  • активность участия детей в коллективных видах творческой деятельности
  • защита совместных проектов
  • организация выставок коллективных работ
  • анкетирование участников проекта

Образовательный продукт проекта

По окончанию проекта планируется выпуск методического пособия, разработок занятий педагогов, реализующих данный проект.

 автор проекта:

Александрова С.С,

Участники проекта Учащиеся школы, учителя

           Система вовлечения детей

PR-компания, красочные афиши и устные объявления

Структура Образовательной площадки

Разработана дополнительная образовательная программа «Образовательная площадка как условие социализации и развития творческих способностей младших школьников», направленная на воспитание учащихся. За основу организации творческой деятельности на образовательной площадке взяты четыре формы: клуб, студия, лаборатория, мастерская. Обучение построено по принципу создания возможностей свободного выбора в творческой деятельности.

Содержание строится в деятельностной парадигме: «От простого – к сложному», «Знай, где узнать», «От повтора через вариации к импровизации», «Творим вместе», «Творим рядом», «Проверь себя». Творческая деятельность включает: проектные действия, пробные действия в имитационно-игровых условиях и в условиях реального времени  и другие. Система контроля  проводится в разных формах: ролевые игры, презентации, защита проектов, выставки и другие.

Механизм работы Творческой площадки

Используется интерактивный метод Славина «Вертушка», который предполагает, что все участники проекта проходят разные формы организации занятий. Организованы четыре формы деятельности. Это «Мастерская», «Студия», «Лаборатория», «Клуб».  Тематическое планирование составлено с опорой на предметное содержание и с периодической сменой видов и форм деятельности. Длительность занятий составляет 1,5 часа. В каждом классе ученики разбиваются на 8 групп разными способами: по цвету, по №, по желанию. Из-за большой наполняемости каждый модуль разбит на 2 подгруппы. Группы представляют собой временные коллективы младших школьников из разных классов. Разновозрастные группы учащихся в течение учебного года должны пройти через все формы творческой деятельности (по 4 занятия в каждой). Такая организация внеурочной деятельности позволяет детям попробовать себя в различной деятельности, пройти все этапы становления временного коллектива, научиться преодолевать коммуникативные барьеры при переходе из одной группы в другую и, в конечном итоге, на достаточном уровне овладеть коммуникативными умениями, необходимыми для организации общения школьников.

Механизм реализации

Проекта

C:\Users\Татьяна Дашиевна\Desktop\shkolnik-delaet-uroki-2407.jpg

Клуб Лаборатория


Мастерская                                                                                          Студия

Ребёнок познает себя

Степень инновационности заявленного продукта

Образовательная площадка предназначена не только для организации творческой деятельности, но и может служить средством создания образовательной среды.

Обновит механизмы управления проектом за счет объединения форм и средств творческой деятельности.

2. План реализации инновационного продукта

Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

Мероприятия

Характеристика

Организационный

Октябрь 2021 года

Входной  мониторинг - анкетирование. Определение темы и актуальности проекта. Определение цели и задач проекта. Согласование с педагогическим коллективом. Нормативно-правовое обеспечение информационная поддержка  Подготовка педагогов (тренинги, лекции, беседы, методические семинары)

Разработка содержаний модулей по 4 формам

Составление расписания занятий РВГ

Анкетирование – теоретический этап нашего исследования. Выложить содержание Проекта на школьный сайт для организации интерактивного сопровождения

Участвовать в такой работе готов не каждый и наша миссия убедить круг потенциальных участников в  нужности  и важности апробации данного проекта

Основной

Ноябрь 2021 года – апрель 2021 года

Организация, подготовка и проведение занятий в разновозрастных группах с применением технологии «Вертушка».

Активная работа учителей школы. Этап включает изучение механизмов работы. Мы считаем необходимым на основном этапе работу систематизировать в данном направлении, наметить основные мероприятия, обязательные к проведению.

Итоговый

Май- июнь 2022 года

Проанализировать:

- насколько глубоко были погружены участники проекта в творческую деятельность; удовлетворены ли особые потребности участников проекта;

- установлены ли контакты в РВГ; оказала ли данная деятельность влияние на общий нравственный климат

Данный этап аналитический. Необходимо подвести итоги, сделать анализ сформированности системы работы и её перспективы.

По окончанию проекта планируется выпуск методических разработок педагогов, описание опыта работы в педагогическом сообществе. Проведение семинаров для распространения опыта работы в данном направлении

Мероприятия проекта

  Мероприятия                                      

 

Ответственные

1 этап - Организационный этап

Определение темы и актуальности проекта. Определение цели и задач проекта.

октябрь

Руководитель проекта, учителя

Согласование с педагогическим коллективом.

Нормативно-правовое обеспечение

Руководитель проекта и системный администратор школы

Информационная поддержка (выложить содержание Проекта на школьный сайт для организации интерактивного сопровождения)

Распределение педагогов и учащихся по группам

Руководитель проекта

Разработка мероприятий учителями

Деятельность инициативной группы по составлению плана работы по проекту.  

Руководитель проекта, учителя

Подготовка педагогов (тренинги, лекции, беседы, методические семинары)

Руководитель проекта

Составление расписания с включением творческих занятий

ноябрь

2 этап - Основной этап

Организация и проведение занятий в РВГ с ОВЗ по технологии Славина «Вертушка»

В течение срока реализации

Руководитель проекта, учителя, администрация ОУ

Сбор фото и видеоматериалов творческих занятий

Наблюдение и фиксация личностных достижений участников проекта

Анализ занятий в РВГ с ОВЗ по технологии Славина «Вертушка» педагогическим сообществом

3 этап - Итоговый этап

Подготовка материалов к трансляции (сеть Интернет) Выпуск методических разработок.

май - июнь

Руководитель проекта, учителя, системный администратор школы

Мониторинг социализации личности. Анкетирование для выяснения степени комфортности работы в группах. Отчёт. Рефлексия. Анализ реализации проекта. Коррекция

Руководитель проекта, учителя

Выводы:

Я считаю, что основной ресурс для развития гражданского общества – это ресурс человеческий, рациональное использование которого поможет существенно сократить материальные издержки, поддержать необходимую атмосферу творчества и желания социальных достижений участников проекта - детей и педагогов.

             

Дополнительная образовательная программа

                «Возникновение Земли и жизни на ней»                                                                                                                                 

      Пояснительная записка.

Актуальность. В настоящее время становится актуальным воспитание гармонично развитой, творческой личности, формирование у детей творческого подхода к познанию мира. У ребенка развивается кругозор, пространственное мышление, воображение, мелкая моторика, ребенок учится не разрушать, а создавать своими руками и это пойдет с ним во взрослую жизнь. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря, которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вред окружающей среде.  Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе творца, развить способности, которые помогут стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Образовательная программа «Возникновение Земли и жизни на ней» появилась в ответ на вызовы современного российского общества, которое в очередной раз, переживая эпоху перемен, пересматривает ценностные ориентиры образования. В основе тпрограммы лежит проектная деятельность.

 Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся.

Задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере творческой деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

На занятиях воспитанники знакомятся с операциями, орудиями, материалами, видами работ, приобретают умения и навыки. Развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируется любознательность, наблюдательность.

Занятия проходят в 4  модулях творческой деятельности:

- Мастерская

- Лаборатория

- Студия

-  Клуб

Срок реализации программы – 1 год.

Методическое обеспечение программы:

Программа реализуется с применением принципов игрового, развивающего обучения, проектной технологии. Так как ведущим видом деятельности младших школьников является игра, то большая часть занятий проводится в игровой форме.

Проектная технология применяется с целью повышения результативности обучения, так как ориентирует воспитанников на создание конкретного продукта.

Предполагаемые методы обучения -  наглядные, словесные, практические, проектная работа.

Форма работы с воспитанниками -  фронтальные, групповые, индивидуальные.

Планируемые формы контроля – выставки, творческие работы и проекты.

Формы подведения итогов реализации программы: анализ творческих работ, выставок, проектов.

Условия реализации программы:

Для реализации дополнительной образовательной программы разработан учебно-методический комплект. Для проведения занятий предоставлены учебные кабинеты, в которых имеются все необходимые материалы.

         Планируемые результаты:

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для творчества;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия;

-Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

    В данной программе планирование учебного материала выполнено с учетом возможностей объединения разных видов занятий общей темой.

Весь материал изучается в четырех разделах: 

 -Возникновение Земли;

- Возникновение жизни на Земле:

- Появление человека на Земле;

- Человек и общество

    Занятия объединяются в циклы по темам, ведущим целям, задачам обучения. Все темы занятий подчинены общей теме раздела.

      В этой программе маленький человек прикасается к многомиллионной истории Вселенной, зарождению Земли, появлению жизни на ней и наконец — человека. Ребенок соотносит себя с миром, свое время и время мира, вплетает свою жизнь в историю.

     Содержание занятий учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Содержание программы.

Возникновение Земли.

Модель Солнечной системы. Вулканы. Тайна Вселенной. Путешествие к центру Земли.

Цели:

 -Знакомство детей с планетами Солнечной системы.

 -Представление о внутреннем строении планеты Земля.

 -Изучение строения вулкана.

 -Создание космических образов на бумаге.

Возникновение жизни на Земле.

 Жизнь в воде. Меганейра. Подводный мир. Каменная летопись.

Цели:

-Знакомство детей с первыми живыми существами на Земле, поселившимися в

воде.                                                                    

-Создание у детей системного представления о том, как изменялись насекомые в  процессе эволюции.

- Представление подводного мира и его обитателей.

- Знакомство с монотипией.

          Появление человека на Земле.

         Украшения первобытного человека. Жилище древнего человека. Одежда первобытного

         человека. Наскальная живопись.

Цели:

          - Знакомство с историей возникновения украшений и их предназначением.

          - Представление о значении жилища для древнего человека и способах его построения.

          - Знакомство с одеждой первобытного человека и ее изготовлением.

          - Формирование у детей представления о наскальной живописи периода палеолита.

         Человек и общество.

Квилинг. Физика в быту. Маленькие сценки для большой переменки. В                               здоровом  теле — здоровый дух.

Цели: 

-Знакомство с техникой «квиллинг».

- Представление необходимости физических знаний для повседневной жизни. 

- Знакомство с театральным искусством.

- Формирование навыков здорового образа жизни.

        Тематическое планирование.

Раздел образовательной программы

Форма деятельности

тема

продукт

1

Возникновение Земли.

Мастерская

«Модель Солнечной системы»

Модель Солнца с протуберанцами; девять планет.

Лаборатория

Вулканы

Действующая модель вулкана

Студия

Тайна Вселенной

Выставка картин о тайнах Вселенной

Клуб

Путешествие к центру Земли

Модель планеты Земля в разрезе

2

Возникновение жизни на Земле

Мастерская

Меганейра

Древняя стрекоза «Меганейра»

Лаборатория

Жизнь в воде

Подводный пейзаж.Трилобит. (Эффект парника)

Студия

Подводный мир

Театральная постановка

« Морские жители»

Клуб

Каменная летопись

Монотипия

« Окаменелости»

3.

Появление человека на Земле

Мастерская

Украшения первобытного человека

Колье для женщин, браслеты для мужчин

Лаборатория

Жилище древнего человека

Макет жилища. Очаг.

Студия

Одежда первобытного человека

Дефиле.

Клуб

Наскальная живопись

Модель наскального рисунка

4.

Человек и общество

Мастерская

Квилинг

Панно к 9 мая

Лаборатория

Физика вокруг нас

Опыты

Студия

Маленькие сценки для большой переменки

Миниатюры

Клуб

В здоровом теле — здоровый дух.

« Веселые старты»

Приложение 1

Модель Образовательной  площадки

        

                                                                                                                                 Приложение 2

РВГ

разновозрастные группы

ОВЗ

дети с ограниченными возможностями в здоровье

инклюзия

Глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (включение, добавление, прибавление, присоединение) Смысл процесса инклюзии: «Всем здесь рады!»

студия

содержание деятельности связано с определенным видом искусства или  художественного  творчества.  Педагогическая задача студии – создание условий  для  становления и  развития  художественного  творчества  детей в различных областях.

клуб

детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач.  В  образовательных  клубах  главное  внимание  уделяется  освоению воспитанником  содержания  той  или  иной  предметной  области Досуговые клубы  решают  задачи  организации  досуга,  свободного общения детей

лаборатория

в основе содержания лежит конкретная область научных знаний или междисциплинарная проблема. Ей присущ поисковый, творческий компонент в деятельности.

мастерская

характерна принадлежность к определенному виду прикладного творчества или искусства, приоритет предметно-практических задач – ориентация  на  достижение  высокого уровня  мастерства в определенном  направлении.

«Вертушка» Славина

Интерактивный метод организации работы в сотрудничестве учащихся разного уровня подготовленности в группах

социализация

усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации ребенка в том обществе, в котором он живет (по А.В.Мудрику).

Анатолий Викторович Мудрик

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и социальной психологии Московского педагогического государственного университета

позитивная социализация

социализация в культуре, инкультурация;  показатель соответствия осваиваемого и присваиваемого учащимися социального опыта нравственно ценным ориентациям, принятым в обществе.

компете́нция

(соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА"

На современном этапе общества наиболее остро ощущается потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Создание условий для проявления и...

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...

«Развитие творческих способностей младших школьников – необходимый компонент социализации личности»

Проект направлен на организацию образовательного и воспитательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в творческие занятия, конкурсы. Школьники будут учиться принимать решения, помогать друг...