Творческое саморазвитие педагога
статья на тему

Пройти путь от новичка до мастера непросто. Ккакую роль в развитии педагога играет его творческое саморазвитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_samorazvitie_pedagoga.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое саморазвитие педагога

Солошенко Н.Н.

Средняя политехническая школа №33, город Старый Оскол

Пройти путь от новичка до мастера непросто. Какую роль в развитии педагога играет творческое саморазвитие учителя? Является ли профессиональное самосознание показателем профессионально-личностного развития педагога? Как происходит формирование мотивации учителя на творческое саморазвитие? Каково место и значение инновационной деятельности в процессе творческого саморазвития учителя?

Конфуций

На все эти вопросы нужно иметь ответы, чтобы правильно выстроить стратегию творческого саморазвития себя как учителя.

От выявления способности учителя к самооценке и самоанализу зависит рост его профессионального мастерства, требовательность к своей работе, отношение к критике в свой адрес, адекватная оценка реального уровня профессионального развития, а в дальнейшем и его творческое саморазвитие.

Говоря о творческом саморазвитии учителя особенно важно наличие положительного мотива саморазвития. Для формирования мотивации учителя на творческое саморазвитие необходимо:

- наличие адекватной самооценки;

- сформированность идеального представления о педагогической деятельности;

- умение соотносить свою деятельность с образцами.

Особую роль в процессе творческого саморазвития учителя играет его инновационная деятельность. Инновация (от лат. Innovatio) – нововведение, обновление. В современной литературе инновация рассматривается как «целенаправленное изменение, вносящее в среду новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое». Следует отметить еще один крайне необходимый критерий феномена инновации. Речь идет о том, что в отличие от естественного, стихийно протекающего процесса инновация носит характер инициируемых и контролируемых изменений, т.е. изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия. Другими словами, это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определенного результата.

Относительно инноваций в образовании имеется в виду изменение целей образования, его результатов (содержание образования) и вслед за этим – изменение способов их достижения (иная система организации учебного процесса, иные позиции учителя и учащегося, формы и характер их взаимодействия, иная система образования и подготовки педагогических кадров). Изменения могут инициироваться и руководством сферы образования, и отдельного образовательного учреждения, и самим учителем. Должен лишь сохраняться основной критерий инновационности – изменение целей, т.е. содержания образования (его результатов), как основных составляющих деятельности педагога и учащегося. Причем, изменения должны осуществляться именно в деятельности и мышлении участников образовательного процесса.

Профессиональная позиция педагога – это динамическая характеристика личности, характеризующая устойчивую систему интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к себе, профессиональной деятельности, саморазвитию и проявляющаяся в инновационном характере профессиональной деятельности. Только педагог со сформированной профессиональной позицией способен активно влиять на процесс становления нового, быть инициатором нововведений.

И.В. Никишина в работе «Инновационная деятельность современного  педагога в системе общешкольной методической работы» выделяет следующие основные психологические требования к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии:

- вариативность мышления;

- эмпатийность (способность с сопереживанию);

- синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека);

- толерантность (терпимость к инакомыслию);

- коммуникативность (культуру диалога).

Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическая и технологическая компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Все это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями в частности. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активно-действенное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности.

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Создание комфортной образовательной среды есть результат процесса демократизации школьной жизни. Демократический стиль общения требует умения организовать все процессы детской самодеятельности, все отношения, формирующие личность; требует постоянно анализировать то, в какой мере результат воспитания соответствует целям; требует высокого профессионального мастерства. Диалектический стиль мышления есть глубокое понимание всей совокупности противоречий, разрешение которых в конечном итоге способствует дальнейшему развитию всей учебно-воспитательной работы.

Работая в условиях открытого эксперимента, в активном творческом поиске, учитель осваивает эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей учащихся, экспериментирует и исследует, стремится повысить результаты своего труда, а такой характер деятельности предполагает творческую свободу и комфортные условия образовательной среды.

Создание комфортной образовательной среды творческого саморазвития учителя предполагает поддержание руководителем школы и его заместителями таких условий, которые способствуют творческой самореализации, физическому и духовному развитию учителя и учащихся.

 

Список литературы:

1.            Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 91г.

2.            Воробьева С.В. основы управления образовательными системами. -  М.: ACADEMIA, 08г.

3.            Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 91г.

4.            Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов н/Д, 99г.

5.            Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. - М.: ACADEMIA, 08г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития педагога

Здесь представлена программа моего развития как педагога с применненной методикой анализа самооценки....

Презентация "Самообразование и саморазвитие педагога"

Данная презентация содержит материал для подготовки к выступлению на педагогическом совете на тему " Самообразование и саморазвитие педагога"....

Саморазвитие педагога Колесниковой Е.В. в 2011-2012 уч. году

Саморазвитие педагога Колесниковой Е.В. в 2011-2012 уч. году...

Программа саморазвития педагога: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ».

В период  перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в р...

Индивидуальный план профессинального саморазвития педагога

Индивидуальный план саморазвития педагога в соответсвии с темой самообразования "Формирование познавательных способностей и повышение учебной мотивации младших школьников через применение методов...

Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога. Рефлексия с установкой на саморазвитие.

Алализ анкет по теме "Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.   Рефлексия с установкой на саморазвитие"...