Программа курса " Книжкино царство"
рабочая программа (4 класс) на тему
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
o научатся осознавать значимость чтения для личного развития;
o научатся формировать потребность в систематическом чтении;
o приобретут умения использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,выборочное, поисковое);
o приобретут умения самостоятельно выбирать интересующую литературу;
o научатся пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_knizhkino_tsarstvo.docx | 51.71 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..3-4
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНПИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДРВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………5-15
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………………………….16-18
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения программы курса «Книжкино царство» формируются следующие:
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- научатся осознавать значимость чтения для личного развития;
- научатся формировать потребность в систематическом чтении;
- приобретут умения использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,выборочное, поисковое);
- приобретут умения самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- научатся пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- научатся работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- научатся самостоятельно работать с новым произведением;
- научатся работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- научатся определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- научатся прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- научатся отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- смогут ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- научатся составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- научатся пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные умения:
- получат возможность научиться участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- будут уметь оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- получат возможность научиться высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- будут уметь участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- научатся соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Личностные результаты:
- Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
- Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
- Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
- Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 класс
№ | Тема | Теория | Практика | Форма организации занятий | Вид деятельности |
1 | Самые интересные книги, прочитанные летом.(1 ч) | Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. | Обсуждение прочитанных книг). Рассказ об этой книге. | беседа, дискуссии | познавательная |
2 | Газеты и журналы для детей (1 ч) | Знакомство с детскими журналами. Выставка журналов. Знакомство с рубриками журнала. Отгадывание ребусов. Громкие чтения. | Поиск рубрик, структурирование журналов и газет. Поиск, чтение новостей. | обсуждение | познавательная |
3 | Новости со всей России. (1 ч) | беседа, дискуссии | познавательная | ||
4 | Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция (1 ч) | Выбор и чтение журналов, газет. Библиотечная подшивка. Структура, цель создания журнала. Анализ статей. Современный графически-повествовательный жанр – комикс. Газеты и журналы как печатные издания, их отличие от книг. Гуманистические традиции русской периодики, ориентация на интересы детей, их потребности в саморазвитии, самопознании, самообразовании. Создатели газет и журналов, Расположение материалов в периодическом издании. Тематическая библиографическая информация в газетах и журналах. Справочный отдел последнего номера в году. Основные правила чтения периодики. Использование материалов периодики в учебном процессе. Премьера ведущих журналов: гуманитарного направления – «Мы», «Детская энциклопедия»; научно-познавательного – «Юный натуралист», «Вокруг света», «Югра», «Друг», «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Юный художник». Премьера ведущих газет: «Детская деловая газета», «Пионерская правда», «Детская роман-газета», «Зов». Отраслевые и региональные газеты. | Анализ содержания журналов, газет. Создание презентации, аннотации журнала, газеты. Составление авторских комиксов. Экскурсия в библиотеку. | образовательная экскурсия | досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) |
5 | Премьера основных и лучших детских журналов и газет. (1 ч) | беседа, библиографическая игра «Кто ищет, тот всегда найдет». Праздник-игра «Твой друг – книга». | игровая | ||
6-8 | Структура детских журналов. (3 ч) | беседа | познавательная | ||
9-10 | Журналы «А почему?», «Мурзилка», «Домовенок», «Веселые картинки», «Дисней», «Клепа», «Миша», «Костер», «Светлячок» (2 ч) | ||||
11 | Выставка периодических изданий. Аннотация к изданию. (1 ч) | тематический диспут | проблемно-ценностное общение | ||
12 | Экскурсия в библиотеку. Подшивки журналов и детских газет. (1 ч) | экскурсия | Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) | ||
13-14 | Проект №1. Выбираем название и структуру классной газеты. (2 ч) | Повторение структуры газеты. | Выбор названия, статей, детских игр для классной газеты. | тематический диспут | проблемно-ценностное общение |
15 | Защита названия и структуры классной газеты. (1 ч) | Защита своего мнения. | тематический диспут | проблемно-ценностное общение | |
16-18 | Проект № 2. Уроки творчества: создаем газету сами. (2 ч) | Распределение ролей. | Памятка «Как читать газету?», «Как читать журнал». Изготовление газеты. | тематический диспут | проблемно-ценностное общение |
19 | Конкурс на лучшую самодельную газету. (1 ч) | Презентация газеты. | беседа, дискуссии | игровая | |
20-21 | Конкурс рисунков «Любимые герои периодических изданий». (2 ч) | Выбор и чтение журналов | Рисунки в группах. | беседа, дискуссии | игровая |
22 | Повторение. Структура книги. (1 ч) | Основные элементы книги: Обложка. Корешок. Титульный лист. Предисловие. Оглавление. Аннотация. Иллюстрация. | Работа в парах. Практическая работа по поиску основных элементов книги. | беседа, дискуссии | познавательная |
23 | Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление(содержание), предисловие, -послесловие. (1 ч) | Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. | Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон- дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». | беседа, дискуссии | познавательная |
24-25 | Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В. Лебедев, А. Пахомов, Ю. Васнецов, И. Билибин, В. Конашевич, Т.Маврина, Е.Чарушин, М. Митурич). (2 ч) | Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Лебедев, А. Пахомов, Ю. Васнецов, И. Билибин, В. Конашевич, Т.Маврина, Е.Чарушин, М. Митурич В. Сутеев — авторы и художникы-оформители. | Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах. | беседа, дискуссии | познавательная |
26-27 | Работа с личным словариком. (2 ч) | Цель оформления словарика. | Практикум «Самостоятельный поиск». | беседа, дискуссии | познавательная |
28-30 | Проект №3. Урок творчества: изготовление книжек-самоделок. (2 ч) | Этапы изготовления книжки-раскладушки. | Творческая мастерская. | тематический диспут | проблемно-ценностное общение |
31-32 | Игра «Сегодня мы художники». (2 ч) | Индивидуальные особенности художников –оформителей. | Игра «Сегодня мы художники». | обсуждение беседа, дискуссии | художественное творчество |
33 | Игра «Угадайте, кто нас нарисовал?». (1 ч) | Угадай автора иллюстрации. | обсуждение беседа, дискуссии | игровая | |
34-35 | Выставка-конкурс книжек-самоделок. (2 ч) | Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | Презентация собственной книжки-самоделки. Выбор произведений для летнего чтения. | обсуждение беседа, дискуссии | художественное творчество |
4 класс
№ | Тема | Теория | Практика | Форма организации занятий | Вид деятельности |
1 | Самые интересные книги, прочитанные летом. (1 ч) | Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. | Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Рассказ об этой книге. | обсуждение беседа, дискуссии | познавательная |
2 | Первое знакомство с каталогом. (1 ч) | Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. Правила обращения с каталогом. | Экскурсия в библиотеку. Самостоятельная работа: поиск нужных книг с помощью АК | образова тельная экскурсия | досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) |
3 | Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. Когда следует к нему обращаться. (1 ч) | образова тельная экскурсия | досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) | ||
4-5 | Титульный лист и каталожная карточка - их взаимосвязь (2 ч) | Как создать каталожную карточку. | Создание макета аннотированной каталожной карточки | обсуждение беседа, дискуссии | познавательная |
6-7 | Шифр книги. (2 ч) | Что такое шифр книги. Цели создания. История возникновения. Стенография. | Игра «Придумай свой шифр. Зашифруй слово». | беседа | познавательная |
8-9 | Систематический каталог. (2 ч) | Назначение библиотечных каталогов. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Библиографическое описание документа. Аннотация на каталожной карточке. Расположение карточек в каталоге и книг на полке. Библиографические указатели, тематические списки литературы. Организация и ведение алфавитного и систематического каталога. Библиотечные каталоги, их виды и формы | Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абоне- мент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Создание каталога классной библиотечки. Систематизация книг на полках. Систематизация книг в домашних условиях. Классная тематическая выставка. Защита. | беседа | познавательная |
10 | Отделы каталога. Разделители. (1 ч) | беседа | познавательная | ||
11 | Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках. (1 ч) | обсуждение, беседа, дискуссии | познавательная | ||
12-13 | «Ключ» к систематическому каталогу, его использование для нахождения материалов в систематическом каталоге. (2 ч) | Библиографическая картотека. Правила определения места на полке. | обсуждение, беседа, дискуссии | познавательная | |
14 | Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. (1 ч) | обсуждение беседа, дискуссии | познавательная | ||
15-16 | Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. (2 ч) | проблемно-ценностная дискуссия | досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) | ||
17-19 | Проект №1. Библиотечный плакат. (2 ч) | Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование от- дельных эпизодов из рассказов о детях). | детские исследовательские проекты | проблемно-ценностное общение | |
20-21 | Представление об энциклопедиях, справочниках, словарях. (2 ч) | Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы. Работа со справочниками, энциклопедиями, словарями, чтение и комментирование прочитанного, пересказывание. | Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг. | обсуждение беседа, дискуссии | познавательная |
22-23 | Цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться. (2 ч) | Типы справочных изданий для школьников. Главная справочная книга – энциклопедия (в переводе с греческого означает «круг знаний»). Детские энциклопедии. Первые детские энциклопедии в России (издаются с 18 века). Переводная детская энциклопедия Я.А.Коменского «Мир в картинках». Детская энциклопедия, выпущенная знаменитым русским книгоиздателем И.Д.Сытиным. Современные детские энциклопедии. – расположение материала не по алфавиту, а в соответствии с классификацией областей научного издания, каждой из которых посвящен отдельный том. «Детская энциклопедия», выпущенная издательством «Педагогика». Многотомная «Энциклопедия для детей» издательства «Аванта+» (издается с 1993 года). Переизданная, переработанная и дополненная «Детская энциклопедия» в 5-ти томах И.Д.Сытина для детей 7-12 лет. Энциклопедия «Я познаю мир», «Что есть что», «Большая энциклопедия природы» и др. Основные правила пользования детскими энциклопедиями. Справочники, в них представлены краткие сведения информационного, научного, прикладного характера. Словари, их структура и принципы работы с ними. Энциклопедические словари, выпущенные издательством «Педагогика» (всего 24 наименования). Современные энциклопедические словари издательства «Педагогика-Пресс». Расположение материала по алфавитному принципу.
| Беседа-консультация, практикум «Самостоятельный поиск», конкурс, турнир эрудитов и знатоков детской справочной литературы «Сумей найти». Оформление: выставка справочных изданий для детей, «Алгоритм поиска». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках. | беседа-консультация | познавательная |
24-25 | Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?» «Почемучка». (2 ч) | обсуждение беседа, дискуссии | познавательная | ||
26-27 | Структура энциклопедии. (2 ч) | обсуждение беседа, дискуссии | познавательная | ||
28 | Расположение материала по алфавиту. (1 ч) | обсуждение беседа, дискуссии | познавательная | ||
29-30 | Тематические словарики (подробный рассказ об изобразительном искусстве, о растениях, о животных, о вулканах и др.). (2 ч) | Тематические словарики – подробно рассказывают о чем-то одном: об изобразительном искусстве, о растениях, о животных, о вулканах и др. Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика. Тематические словари: политические, терминологические, философские, исторические, орфографические, толковые, синонимов, словообразовательные, иностранных слов. Филателистический словарь, словарь юного книголюба и др. | Составление личного тематического словарика. | детские исследовательские проекты | познавательная |
31 | Знакомство с энциклопедиями на CD - ROM . (1ч) | Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Видеоэнциклопедии. | обсуждение беседа, дискуссии | познавательная | |
32 | Игра – поиск «Книги обо всем на свете» (1 ч) | Урок творчества: определяем содержание книги при беглом ее просмотре, закрепляем навык внимательного просмотра книги с использованием всех элементов. Оформление: выставка-конкурс наиболее интересных художественных и познавательных книг, где каждый элемент наглядно выполняет свою функцию. | социально-моделирующая игра | игровая | |
33-34 | Проект №2. Составление сказок. (2ч) | Сказки на заданную тему. Что такое сказка. Строение сказок. Жанровые разновидности сказок. | Творческая мастерская. | этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия | проблемно-ценностное общение |
35 | Проба пера. Составление загадок и сказок. (1ч) | Сочинение загадок и сказок. Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | Малая конференция. | этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия | проблемно-ценностное общение |
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 | 1 | |
2 | Газеты и журналы для детей | 1 | 1 | |
3 | Новости со всей России. | 1 | 1 | |
4 | Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция | 1 | 1 | |
5 | Премьера основных и лучших детских журналов и газет. | 1 | 1 | |
6-8 | Структура детских журналов. | 3 | 1 | 2 |
9-10 | Журналы «А почему?», «Мурзилка», «Домовенок», «Веселые картинки», «Дисней», «Клепа», «Миша», «Костер», «Светлячок» | 2 | 1 | 1 |
11 | Выставка периодических изданий. Аннотация к изданию. | 1 | 1 | |
12 | Экскурсия в библиотеку. Подшивки журналов и детских газет. | 1 | 1 | |
13-14 | Проект №1. Выбираем название и структуру классной газеты. | 2 | 1 | 1 |
15 | Защита названия и структуры классной газеты. | 1 | 1 | |
16-18 | Проект № 2. Уроки творчества: создаем газету сами. | 3 | 1 | 2 |
19 | Конкурс на лучшую самодельную газету. | 1 | 1 | |
20-21 | Конкурс рисунков «Любимые герои периодических изданий». | 2 | 2 | |
22 | Повторение. Структура книги. | 1 | 1 | |
23 | Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление(содержание), предисловие, -послесловие. | 1 | 1 | |
24-25 | Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В. Лебедев, А. Пахомов, Ю. Васнецов, И. Билибин, В. Конашевич, Т.Маврина, Е.Чарушин, М. Митурич). | 2 | 1 | 1 |
26-27 | Работа с личным словариком. | 2 | 2 | |
28-30 | Проект №3. Урок творчества: изготовление книжек-самоделок. | 3 | 1 | 2 |
31-32 | Игра «Сегодня мы художники». | 2 | 2 | |
33 | Игра «Угадайте, кто нас нарисовал?». | 1 | 1 | |
34-35 | Выставка-конкурс книжек-самоделок. | 2 | 2 | |
ВСЕГО: | 35 | 11 | 24 |
4 класс
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 | 1 | |
2 | Первое знакомство с каталогом. | 1 | 1 | |
3 | Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. Когда следует к нему обращаться. | 1 | 1 | |
4-5 | Титульный лист и каталожная карточка - их взаимосвязь | 2 | 1 | 1 |
6-7 | Шифр книги. | 2 | 2 | |
8-9 | Систематический каталог. | 2 | 1 | 1 |
10 | Отделы каталога. Разделители. | 1 | 1 | |
11 | Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках. | 1 | 1 | |
12-13 | «Ключ» к систематическому каталогу, его использование для нахождения материалов в систематическом каталоге. | 2 | 1 | 1 |
14 | Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке | 1 | 1 | |
15-16 | Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. | 2 | 1 | 1 |
17-19 | Проект №1. Библиотечный плакат. | 3 | 1 | 2 |
20-21 | Представление об энциклопедиях, справочниках, словарях. | 2 | 1 | 1 |
22-23 | Цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться. | 2 | 1 | 1 |
24-25 | Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?» «Почемучка». | 2 | 1 | 1 |
26-27 | Структура энциклопедии. | 2 | 1 | 1 |
28 | Расположение материала по алфавиту. | 1 | 1 | |
29-30 | Тематические словарики (подробный рассказ об изобразительном искусстве, о растениях, о животных, о вулканах и др.). | 2 | 1 | 1 |
31 | Знакомство с энциклопедиями на CD - ROM . | 1 | 1 | |
32 | Игра – поиск «Книги обо всем на свете» | 1 | 1 | |
33-34 | Проект №2. Составление сказок. | 2 | 2 | |
35 | Составление и разгадывание кроссвордов, головоломок по пройденному материалу.. | 1 | 1 | |
ВСЕГО: | 35 | 12 | 23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в книжкино царство.
Презентацию можно использовать во внеклассной работе....
Книжкино царство - мудрое государство
"Книжкино царство - мудрое государство" - план-конспект урока внеклассного чтения в 1 классе. На уроке дети знакомятся с Кодексом Читателя, учатся бережно обращаться с книгой, повторяют содержание ска...
Сценарий праздника, посвященный прощанию с азбукой «В Книжкином царстве, в мудром государстве»
праздник для 1 класса после окончания азбуки...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Книжкино царство"
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе 2 отделения школы слабослышащих "Книжкино царство"...
Программа по внеурочной деятельности "Книжкино царство"
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, ...
Рабочая программа курса "В Царстве Логики"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В Царстве Логики.doc"...
"Книжкино царство" общеразвивающая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают свои...