Программа по внеурочной деятельности "Книжкино царство"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
· изменение характера чтения;
· преобладание «делового» чтения над «свободным»;
· возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
· в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knizhkino_tsarstvo_ktp.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Книжкино царство»
Программа рассчитана на три года обучения
( для учащихся 2-4 классов)
Пояснительная записка.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
- изменение характера чтения;
- преобладание «делового» чтения над «свободным»;
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
- в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы нами создана программа для учащихся 2-4 классов «Книжкино царство» в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности.
Цель программы – знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения, используя внеурочные формы деятельности.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:
- викторины,
- конкурсы,
- игры,
- презентации,
- литературный журнал,
- литературный марафон,
- литературное кафе
- литературные встречи,
- литературная гостиная и т.д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».
Ведущие принципы программы
«Книжкино царство».
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное
установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Сроки и этапы реализации программы
Данная программа реализуется в течение 3 лет (102 часа) во внеурочной деятельности.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными
понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Тематическое планирование занятий
кружка «Книжкино царство»
2 класс (34 часа)
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№ п/п | Тема | Количество часов | Элементы содержания | Форма проведения занятия | |
Теория | Практика | ||||
1. | Стихи о школе и детях «Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая» | 1 ч. | С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц», А.Плещеев «Чему в школе учат» Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. | Фотовыстав- ка «Мой первый день в школе» | |
2. | Сказки о животных«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна» | 1 ч. | В. Сутеев «Мышонок и карандаш», Р. Киплинг «Слонёнок» Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных. | Разыгрыва-ние сказки по ролям. | |
3. | Загадки о животных. Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни. | 1 ч. | Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок. | Составление классного сборника загадок | |
4. | Учись дружить. | 1 ч. | Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко» Найти пословицы о дружбе и друзьях | Мозговой штурм «Учись дружить». | |
5. | Здравствуй, осень! | 1 ч. | М. Пришвин «Листопадничек» Подготовка рисунков «Осень в моём городе» | Устный журнал « Осень в моём городе» | |
6. | Худому делу - худой конец. | 1 ч. | Итальянская сказка «Как осел петь перестал»,С.Баруздин «Кляксы»,В.Берестов «Змей – хвастунишка» Придумать своё оригинальное продолжение сказки. | Разыгрыва-ние сказки С.Михалков «Аисты и лягушки» | |
7. | Стихи о Родине Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!... | 1 ч. | Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине. Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине» | Составление рисованного диафильма к произведе-нию «Сказка о громком барабане» | |
8. | Весёлые стихи. | 1 ч. | Д.Хармс « Иван Торопышкин»,Э.Мошковская «Хитрые старушки», С.Маршак «Пудель», «Багаж» Работа с иллюстрациями к произведениям, художники – иллюстраторы | Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравивше-мусяпроизведе-нию | |
9. | «На ярмарке» | 1 ч. | Малые фольклорные жанры. Выучить потешку, считалку,небылицу. | Конкурс на лучшего чтеца скороговорок | |
10. | Сказки о животных Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце | 1 ч. | В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко» Сочинение сказки о неживом предмете ( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.) | Оформление и выбор сказок для создания классного сборника «Сказки о …» | |
11. | Рассказы о животных. Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни….» | 1 ч. | М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса», К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел» Принести картинки, иллюстрации, фотографии с изображением птиц нашего города. | Беседа и рассуждение по прочитан-ному, составление памятки «Учись наблюдать» | |
12. | Забавные стихи Не любо – не смейся, а другим не мешай. | 1 ч. | А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин», Э.Мошковская «Хитрые старушки» Выбор отрывка для заучивания наизусть. | Составление выставки книг по теме, обмен книгами, составление памятки «Бережного отношения к книге» | |
13. | Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Я ещё не волшебник, я только учусь. | 1 ч. | Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» Сочинить стихи о своих друзьях | Читательская конференция «Приключения Незнайки и его друзей» | |
14. | Рассказы и стихи о подвигах | 1 ч. | М. Зощенко «Самое главное», Емельянов «Храбрая девочка» Характеристика поступка, героев. | Беседа-диспут. | |
15. | Тебе смешно, а мне до сердца дошло | 1 ч. | Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее». Сочинить рассказ о случае с вашей кошкой. | Фото- выставка «Мои четвероногие друзья» с комментариями | |
16. | Сказки о настоящей дружбе. | 1 ч. | Афганская сказка « Волк – ябедник», Африканская сказка «Вот так дружба!» Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам. | Оформление плаката «Настоящий друг | |
17. | О героизме и трусости Слава греет – позор жжет | 1 ч. | С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова «Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости. | Составление советов для тех, кто хочет быть храбрым. | |
18. | Жизнь дана на добрые дела. | 1 ч. | Б. Житков «Помощь идет» Е. Пермяк « Пичугин мост» Составление рассказа о своём добром поступке. | Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» | |
19. | Произведения о ребятах – сверстниках. | 1 ч. | Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу», Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка» Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя. | Оформление выставки книг «Товарищам детям» | |
20. | Родину – мать учись защищать. | 1 ч. | А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение для себя нравственных качеств. | Инсценирование отрывка из сказки А.Гайдара овоенной тайне | |
21. | Нет лучше дружка, чем родимая матушка. | 1 ч. | Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме», Панькин « Легенда о матерях», Трутнева « Проталинки» Сочинение стихов о маме и для мамы (буриме) | Подготовка к празднику | |
22. | Книги о ребятах и их делах. | 1 ч. | А.Барто « Было у бабушки 40 внучат», С.Маршак «Чижи» Выбор для себя роли в инсценировке | Собрать книги в уголке чтения, которые нуждаются в ремонте, и поработать «доктором» в «книжкиной больнице» | |
23. | Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. | 1 ч. | Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный», Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста» Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ | Литературная игра «Почемучка» | |
24. | Басни дедушки Крылова. | 1 ч. | Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни. | Игра – «Угадай» (узнать, какая басня И. А. Крылова проиллюстрирована) | |
25. | Весна, весна на улице, весенние деньки! | 1 ч. | Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?», Э. Шим «Чем пахнет весна». Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин. | Составление устного журнала «Весна, весна на улице…» | |
26. | Знай и люби родную природу! | 1 ч. | Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку», Снегирев « Про пингвинов», Г.Скребицкий «Колючая семейка» Пересказ по плану. | Работа с толковыми словарями Ожигова, Даля | |
27 - 28 | Произведения о растениях Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом. Э.Шим «Неслышные голоса», Н.Павлова« Живая бусина» | 2 ч. | Выделение ключевых эпизодов произведений. | Создание рисованного диафильма «Живая бусина» | |
29. | Сказки народов моего города. | 1 ч. | Татарские, чувашские, русские народные сказки. Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформлением. | Составление «сказочного словаря». | |
30. | Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. | 1 ч. | Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» Составление вопросов по произведению. | Игра «Вопрос-ответ» | |
31. | Габдулла Тукай для детей | 1 ч. | Книги и произведении Габдуллы Тукая Особенности оформления книг татарского писателя. Выбор стихотворений для выразительного чтения. | Оформление выставки книг. Выбор стихотворений для выразительного чтения. | |
32. | Обобщающее занятия | 1 ч. | Подготовка к КВН | Подготовка к театрализовн номупредставле-нию | |
33. | Обобщающее занятие с родителями | 1 ч. | Проведение праздника с обобщением полученных знаний. | КВН «Папа, мама, я – читающая семья» | |
34. | Итоговое занятие | 1 ч. | Подведение итогов. Оценка деятельности Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений. | Оформление уголка летнего чтения. |
В результате реализации программы учащиеся получат возможность научиться:
знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст;
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
3 класс (34 часа)
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№ п/п | Тема | Количество часов | Элементы содержания (и предлагаемая для использования литература) | Форма проведения занятия | |
Теория | Практика | ||||
1. | Стихотворные сказки | 1 ч. | П.Ершов «Конёк – горбунок» А.Пушкин «Сказка о золотом петушке» В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее» Особенности стихотворных сказок, Сравнение сказок разных авторов. | Чтение отрывков по ролям с элементами инсценирования | |
2. | Детские энциклопедии | 1 ч. | Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д. Особенности энциклопедических публикаций | Создание энциклопедии школьных принадлежностей | |
3. | Стихи о природе. Страницы русской классики. | 1 ч. | Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн | Сочинение синквейна о лете. | |
4. | Рассказы современных писателей о детях | 1 ч. | Т.Лихоталь «Синяк», Рассказы В.Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано» Сравнение себя с героями произведений В.Драгунского | Игра «На кого похож?» | |
5. | Волшебный мир сказок Бажова | 1 ч. | П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок» Выделение особенностей уральских сказаний. | Викторина «Малахитовая шкатулка» | |
6. | Произведения о тех, кто трудится | 1 ч. | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело" Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. | Суд над ленью (судья, адвокат, защитник, свидетели) | |
7. | Книги о природе и человеке | 1 ч. | М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста» Деление произведения на смысловые части. | Озаглавлива-ние частей. | |
8. | Рассказы о животных | 1 ч. | Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос», Андреева «Кусака» Чувства, эмоции героев и читателей. | Сочинение стихотворения «Я….»(Словами «Я» начинается каждая нечетная строка) | |
9. | Книги о ребятах и их делах | 1 ч. | А.Гайдар «Тимур и его команда». Работа по иллюстрациям, выборочный пересказ. | Игра «Сопоставле-ние» | |
10. | Произведения о долге и храбрости | 1 ч. | И. Тургенев «Капля жизни» Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям | Решение кроссворда | |
11. | Произведения о мамах и детях | 1 ч. | А.Милн «Непослушная мама» Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения | Работа над интонацией | |
12. | Сказки о приключениях детей | И.Сигсгорд « Палле один на свете», А. Погорельский «Чёрная курица» Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту | Викторина «Угадай ответ» | ||
13. | Весёлые истории | 1 ч. | М.Зощенко « Глупая история» И.Сухин «Вот такой затейник» Особенности произведений юмористического жанра. | Творческая мастерская. Рисуем диафильм. | |
14. | Сказки народов разных стран | 1 ч. | Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников» Особенности арабских сказок | Решение кроссвордов | |
15. | Книги о дружбе и взаимопомощи | 1 ч. | Ю. Куклачев «Мои друзья кошки», В. Дуров «Наша Жучка» Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. | Сочинение «Мой четвероногий друг» | |
16. | Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. | 1 ч. | Е.Чарушин, В. Голявкин Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрирование понравившегося эпизода. | Конкурс рисунков | |
17. | Как рождается герой | 1 ч. | Б.Заходер « История гусеницы», Ю.Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки» Темп чтения, передача настроения голосом. | Конкурс на лучшего чтеца | |
18. | Люби живое | 1 ч. | М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. | Защита детских презентаций | |
19. | По страницам детских журналов | 1 ч. | Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета» Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении | Игра «Здравствуй-те, добро пожаловать» | |
20. | Учусь сочинять | 1 ч. | Бальмонт, М.Цветаева Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие | Коллектив-ное сочинениестихотворения | |
21. | Твоя книжная полка | 2 ч. | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына» | Подготовка к КВН | |
22. | КВН « С героями Н.Носова» | ||||
23. | Страна Фантазия | 2 ч. | Л.Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д.Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» Анализ произведения. Подготовка вопросов. | Подготовка иллюстраций к игре Угадай произведение | |
24. | Игра« Угадай произведе-ние» | ||||
25. | Муса Джалиль о любви к Родине. | 1 ч. | Стихотворения Мусы Джалиля «Зима», «Чулпан». Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. | Конкурс чтецов | |
26. | Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа | 1 ч. | К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». История на страницах художественных произведений. | Экскурсия к памятнику воинам ВОВ | |
27. | Зарубежные писатели детям | 1 ч. | А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи длинный чулок» Э.Браун «Сипсик» Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. | Соревнова-ние «Кто лучше знает Карлсона» | |
28. | Мифы и легенды древней Греции | 1 ч. | Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев. Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. | Викторина «Я миф или сказка?» | |
29. | Книги, которые надо читать долго | 1 ч. | А. Волков «Волшебник изумрудного города» Особенности чтения книг большого объёма. Подготовка рисунков, вопросов, инсценирование эпизода | Подготовка к турниру | |
30. | 1 ч. | Командный турнир «Изумрудный город» | |||
31. | Театр и литература | 1 ч. | Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса Матерлинка. Введение понятия «пьеса», структура пьесы, драматургия. | Чтение отрывков по ролям. Викторина по произведению занятия | |
32. | Обобщающее занятие | 1 ч. | Подготовка вопросов к КВН | КВН « В стране Читалии» | |
33. | Обобщающее занятие с родителями | 1 ч. | Мероприятие с родителями по привитию читательского интереса. | «Литературная гостиная» | |
34 | Итоговое занятие. | 1 ч. | Подведение итогов. Оценка деятельности | Оформление уголка летнего чтения |
В результате реализации программы учащиеся 3 класса получат возможность научиться:
- Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
- Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
- Словесно рисовать картины к художественным текстам.
- Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
- Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
- Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
- Понимать образные выражения, используемые в книге.
- Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
- Коллективная драматизация художественных произведений.
- Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
4 класс (34 часа)
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№ п/п | Тема | Количество часов | Элементы содержания (и предлагаемая к чтению литература) | Форма проведения занятия | |
Теория | Практика | ||||
1-2 | О чём рассказывают журналы? | 2 ч. | Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист» | Составление устного журнала. | |
3 | «Где, что, как и почему?» | 1 ч. | 1 ч. | Книги-справочники, энциклопедии Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. | Обобщение сведений о книгах-справочниках. |
4 | Викторина «Заседание научного общества» | ||||
5 | «Вчера и сегодня» | 1 ч. | 1 ч. | Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. | Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники. |
6 | Защита детских презентаций | ||||
7-8 | «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?» | 1 ч. | 1 ч. | Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ | Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг |
«Литературная гостиная. В памяти на века» | |||||
9- 10 | «Из истории нашей Родины» | 2 ч. | Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. Рассказы и очерки о героях наших дней | Литературный журнал «Я прочитал эту книгу» | |
11- 12 | «В путь, друзья!» | 2 ч. | Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. | Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» | |
13- 14 | «Обыкновенная биография в необыкновенное время» | 1 ч. | 1 ч. | Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. | Оформление аннотированных карточек по данному изданию. |
Викторина «Гайдар и его произведения» | |||||
15- 16 | «Родные поэты». | 2 ч. | Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. | Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?» | |
Конкурс чтецов | |||||
17- 18 | «Творцы книг» | 2 ч. | Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве. | Коллективная презентация «Творцы книг» (приключенческий жанр) | |
19 | «Бороться и искать… | 1 ч. | Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» | Викторина «Найди сокровища» | |
20 | «…найти и не сдаваться!» | 1 ч. | Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» | Викторина «Тайна третьей планеты» | |
21- 22 | «Ступеньки мудрости» | 1 ч. | 1 ч. | Сказки Леонардо да Винчи Подбор сведений о Леонардо да Винчи, его творчестве, научной деятельности, для составления презентации | Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений, мудрых советов. |
Презентация «Ступеньки мудрости» | |||||
23- 24 | «От благодарных читателей» | 1 ч. | 1 ч | М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера» Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. | Составление характеристики главных героев |
Составление диафильма по одному из произведений. | |||||
25- 26 | «Современные писатели - детям» | 2 ч. | Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул» В. Медведев «Баранкин будь человеком» Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. | Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» | |
27- 28 | «Мечты в рассказе М. Москвиной» | 1 ч. | 1 ч. | М. Москвина «Моя собака любит джаз» Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания. | Анализ произведения. |
Заседание литературного кафе. | |||||
29- 30 | «С моей книжной полки» | 2 ч. | В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка» | Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы) | |
Литературная игра «Ты мне, я тебе» | |||||
31- 32 | «О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» | 1 ч. | 1 ч. | Контрольно-установочное занятие. Нацеливание на самостоятельное чтение | Составление читательских планов на будущее. |
Путешествие по выставке книг «В помощь юному читателю» | |||||
33- 34 | Итоговое занятие | 1 ч. | 1 ч. | Подведение итогов. Оценка деятельности | Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений. |
Соревнование «Я лучший читатель» |
В результате реализации программы учащиеся 4 класса получат возможность научиться:
- Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
- Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
- Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы «Книжкино царство» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.
Ожидаемые результаты реализации программы
Ученик получит возможность научиться:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Ожидаемый результат деятельности:
В ходе реализации программы «Книжкино царство» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Личностные универсальные учебные действия
- устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, собственное сочинение, инсценировка);
- эмоционально-ценностное отношение к содержанию литературных произведений;
- осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей;
- умение объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку
Регулятивные универсальные учебные действия
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные универсальные учебные действия
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Материально-техническое обеспечение программы
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006 2. Л.А. Ефросинина «В мире книг». / Л.А. Ефросинина. - «Вентана Граф», 2011 3. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006 4. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008 5. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2007 6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008 7. Сборник программ внеурочной деятельности. Редактор М.В. Киселёва «Вентана Граф», 2011 8. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006 9. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Москва, «ВАКО», 2006 10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011 |
Технические средства обучения |
-Классная доска -Мультимедийный проектор -Интерактивная доска -Компьютер -Принтер |
Экранно-звуковые пособия (включая цифровые образовательные ресурсы) |
1. Методическое пособие для педагога начальной ступени: Е.А. Бондаренко, И.Ю. Хабибрахманова « Интерактивное оборудование и интернет ресурсы в школе. Литературное чтение . 1-4 (брошюра с СD). Москва, Бизнес - Меридиан. 2012. 2. Презентации, соответствующие содержанию обучения. 3.Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›Все работы›Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html |
Оборудование класса |
-Ученические столы двухместные с комплектом стульев. -Стол учительский -Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий |
Формы и средства контроля
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Анкета для второклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-могу
-не могу
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
- Что мы узнаем о книге с ее обложки?
- Что мы узнаем о книге с титульного листа?
- Назови писателей - авторов сказок
- Скажи, каких поэтов ты знаешь.
- Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
- О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
- Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
- Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
- Чем отличаются стихи от прозы?
- О чем вы любите читать?
- Что отличает произведения народного творчества и литературы?
- Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
- Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
- выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
- характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
- составить рассказ о герое произведения;
- кратко передать события (сюжет);
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
- Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
- Назовите фамилии отечественных поэтов.
- Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
- Какие басни вы знаете?
- Кто из писателей пишет о природе?
- Назовите авторов зарубежной литературы.
- Назовите известные вам жанры произведений.
- Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
- определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
- устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
- называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
- выборочно);
- ставить перед собой цель чтения книги.
- давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
- Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
- Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
- Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.). - Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
- Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
- Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
- Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
- Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе (программа Л.В.Занкова) "Царства живой природы"
Материал сопровождается компьютерной презентацией...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Книжкино царство"
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе 2 отделения школы слабослышащих "Книжкино царство"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Загадки Тридесятого царства"
Рабочая программа курса «Загадки Тридесятого царства» относится к научно-познавательному и художественно-эстетическому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Основные виды ...
Конкурсная программа "Лесовик и лесное царство"
Лесовик и лесное царство(конкурсная программа)Учитель: Филиппова Э.О. В конкурсной программе принимает участие 2 команды: Следопыты и Натуралисты Ведущий. Жил в одной сказке Лесовичок и заве...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В царстве Логики" для 1 класса
Рабочая программа «В царстве Логики» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций. В основе построения данного курса лежит идея развитие самостоят...
Программа по внеурочной деятельности "Путешествие в царство Математики"
Актуальность программы определена тем, что она предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативн...
"Книжкино царство" общеразвивающая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают свои...