Книжкино царство - мудрое государство
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Кургина Нина Ивановна

"Книжкино царство - мудрое государство" - план-конспект урока внеклассного чтения в 1 классе. На уроке дети знакомятся с Кодексом Читателя, учатся бережно обращаться с книгой, повторяют содержание сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kn_ts.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Урок внеклассного чтения в 1  классе

Кургина Нина Ивановна, учитель начальных классов.                                                     МБОУ ООШ № 73, Ленинск-Кузнецкий городской округ, Кемеровская область.

Цели: 1. Повторение  правил  пользования книгой, обобщение  и систематизация знаний обучающихся по внеклассному чтению.

           2. Развитие памяти, внимания, мышления, речи.

           3. Воспитание любознательного читателя.

Формирование УУД:

- учебно-познавательный интерес к предмету;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение понимать другие позиции;

- умение договариваться;

- умение работать в группе;

- умение адекватно использовать коммуникативные (прежде всего речевые) средства для решения различных коммуникативных задач;

- умение выражать свои мысли.

Оборудование: выставка детских книг, грамоты, жетоны-картинки, эмблемы-изображения сказочных персонажей.

План-конспект урока:  

1.Оргмомент.    

                                                                                                             

Учитель.

Наш класс делится на 4 команды «Буратино», «Тобик», «Цыплёнок», «Колобок».

За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.

Представляю жюри (Ученики старших классов).

При подведении итогов члены жюри подсчитывают количество жетонов каждой команды и выявят победителей.

2. Актуализация знаний (Викторина).

Учитель.

Каждая команда отвечает на поставленный ей вопрос. Если команда не знает ответ, вопрос переходит следующей команде.

За каждый правильный ответ – жетон.

Назови кодекс настоящего читателя.

  • Не рви и не пачкай книги.
  • Не читай за столом.
  • Не делай заметки на полях.  
  • Не загибай страницы.  
  • Сделай закладки.
  • Читать электронную книгу без перерыва можно не более 15-20 минут.

 

* Какими бывают книги? (Взрослыми и детскими; тоненькими, содержащими всего одно произведение и  толстыми сборниками…)

* О чём может рассказать обложка? (Обложка расскажет об авторе, названии произведения…)      

* Что можно узнать о книге по 1-3 страницам? (Название издательства, год выпуска…).

* О чём рассказывают иллюстрации?

* Как можно быстро найти нужное произведение или главу в толстой книге? (Посмотреть оглавление или содержание).

* Где находится оглавление или содержание книги? (В начале или конце книги).

* Зачем нумеруют страницы в книге?

3.Викторина «Узнай произведение и его автора».

(За каждый правильный ответ – жетон)

  • «Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, и поила я вас, не покиньте меня в мой последний час!»  («Муха-Цокотуха», К.Чуковский).

  • «А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» А потом позвонили мартышки: «Пришлите, пожалуйста, книжки!» («Телефон», К.Чуковский).

  • «На старой липе во дворе большое оживление. Повесил кто-то на заре такое объявление: «Открыта школа для птенцов! Занятия с пяти часов. Здесь можно даже летом учиться всем предметам!» («Птичья школа», Б.Заходер).

  • «Он теперь не просто мальчик, а теперь он новичок, у него на новой куртке отложной воротничок» («В школу», А.Барто).

  • «Но бессовестный смеётся так, что дерево трясётся: «Если только захочу, и Луну я проглочу!» («Краденое солнце», К.Чуковский).

  • «Мы с бабушкой вместе сажали рассаду, а Катя ходила с подругой по саду… Ты что на скамейке сидишь как чужая? А Катя сказала: «Я жду урожая!» («Катя», А.Барто).

  • «Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала. Я волчка не завожу, а уселась и сижу» («Посидим в тишине», Е.Благинина).

  • «У реки берёзка-скромница и ромашковый бугор…А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор» («Родина», З.Александрова).

  • «Я нашёл в канаве серого щенка, я ему на блюдце налил молока» («Дозор», З.Александрова).

  • «Весна, весна на улице, весенние деньки! Как птицы заливаются трамвайные звонки» («Верёвочка», А.Барто).

  • «Она кричит ещё с порога, заявляет на ходу: «У меня уроков много! Я за хлебом не пойду!» («Любочка», А.Барто).

  • «Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо» («Что такое хорошо и что такое плохо», В.Маяковский).

  • «Уж очень он ярок, уж очень хорош, уж очень на мамину сказку похож» («Огонёк», Е.Благинина).

  • «Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане» («Мойдодыр», К.Чуковский).

  • «Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, при красоте такой, и петь ты мастерица» 9»Ворона и Лисица», И.Крылов).

  • «Соседка, перестань срамиться, ей Шавка говорит, - тебе ль со Слоном возиться?» («Слон и Моська», И.Крылов).
  • «Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд, управлять машиной в поле иль вести машину ввысь – хорошо работай в школе, добросовестно учись!» («Школьнику на память», С.Маршак).

  • «Стоял ученик на развилке дорог, где право, где лево, узнать он не мог» («Где право, где лево», В.Берестов).

  • «Пошёл Серёжка в первый класс. С Серёжкой не шути! Считать умеет он у нас почти до десяти!» («Два и три», Б.Заходер).

  • «Дуют ветры в феврале, воют в трубы громко. Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка» (С.Маршак).

  • «Женя празднует рожденье – юбиляру восемь лет! Подарили гости Жене пушку, танк и пистолет» («Мир», С.Михалков).

  • «Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы в нашей столице, ищут давно и не могут найти парня какого-то лет двадцати» («Рассказ о неизвестном герое», С.Маршак).

4.Проверка домашнего задания.

                                         Конкурс «Лучший чтец»

(От каждой команды выступает 1 человек с выразительным чтением стихотворения)

*Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Таня-Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

*Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог.

Весь до ниточки промок.

*Уронили Мишку на пол.

Оторвали Мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

                                     *  Читаю я

Как хочется за разом раз, сидеть и ночью, не смыкая глаз.

И днём, не выходя из дома, не слышать ни дождя, ни грома.

И, кажется, вот-вот произойдёт то, что ты ждал, так долго ждал.

И видел лица всех героев лица, и вот конец, которого не знал,

И прочтена последняя страница.

                                              (А.Ермаков)

                 Конкурс инсценированного чтения

                (От каждой команды – одна сценка)

                             «Две Книжки»

(Действующие лица: Книжка-1, Книжка-2, автор).

Однажды встретились две Книжки, разговорились меж собой:

-Ну, как идут твои делишки? Одна спросила у другой.

-Ох, милая, мне стыдно перед классом. Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки…Оборвал листы!  Из них он делает кораблики, плоты и голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака!

                                                    (М.Ильин)

                    Конкурс загадок, пословиц о книге

(Участники команд  по очереди называют пословицу или загадку о книге)

-Кто много читает, тот много знает.

-Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

-Азбука – к мудрости ступенька.

-Книга учит человека.

-Испокон века книга растит человека.

-Недочитанная книга, что непройденный путь.

-Возьми книгу в руки – не будет скуки.

-Снаружи смотреть – дом как дом, но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай.

Как называют этот дом? Попробуй, угадай! (Библиотека)

-Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает  (Книга).

5.Итоги урока.

-Что нового ты узнал на уроке?

-Какие произведения мы сегодня читали? (Стихотворения и басни)

-Вспомни, как читаются стихотворные произведения?

-Назови кодекс читателя.

Предоставляется слово председателю жюри.

Команды, занявшие 1, 2, 3 места, награждаются грамотами.

       

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в книжкино царство.

Презентацию можно использовать во внеклассной работе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Книжкино царство"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе 2 отделения школы слабослышащих "Книжкино царство"...

Программа по внеурочной деятельности "Книжкино царство"

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, ...

Конспект внеклассного мероприятия 3 класс. «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»

Тема: «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»Цели: прививать интерес к чтению; развивать память, внимание, логическое мышлениеОборудование: презентация, картинки, фишки...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. « Путешествие в Книжное Царство - Мудрое Государство»

Обобщение у дошкольников знаний и умений , полученных на занятиях по обучению грамоте....

Урок литературного чтения "Путешествие в книжное царство-мудрое государство" в рамках проекта "Книга-мой друг"

Урок литературного чтения проведен совместно с родителями. Предложены памятки по чтению для учащихся и родителей....