Игра-викторина "Знаете ли вы свои права и обязанности?"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Игра-викторина "Знаете ли вы свои права и обязанности?"
В классе формируются 3 команды по 5 человек (капитан, докладчик, менеджер, художник, хронограф)
+эксперт (работа со словарем), помощники (2 человека).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычное занятие. Мы повторим статьи конвенции прав ребенка, которые изучали на протяжении нескольких недель и сделаем это в форме игры. Как вы считаете, что такое декларация и является ли это слово синонимом слова конвенция.
А теперь послушаем мнение эксперта о том, что такое конвенция (определение слова из словаря). А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “закон”?
Для этого нам понадобится слово-магнит, которое поможет понять, какие слова притягиваются к слову “закон”, а какие отталкиваются от него.
Девиз игры: Не учись разрушать, а учись строить (Девиз зашифрован в виде ребуса).
На протяжении всей игры мы с вами будем следовать правилам работы в группе. /Приложение 1./
А теперь пришло время представить наши команды. У каждого члена команды есть свои обязанности: капитан контролирует работу каждого члена команды, докладчик сообщает нам о результатах работы группы, менеджер обеспечивает группу всем необходимым для работы, художник оформляет задания, а хронограф засекает время выполнения каждого упражнения.
Инсценирование отрывков из сказок с последующим обсуждением:
1 команда (пример исценирования отрывка “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина)
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее (Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьёт по зеркальцу рукой).
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
(Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка).
Зеркальце. А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее. (Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку).
Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову). Веди царевну в глушь лесную, и связав её, живую под сосной там и оставь, на съедение волкам! (девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)
Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
Царевна. Жизнь моя! В чём, скажи, виновная? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий. Та, в душе её любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка. Не печалься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
2 команда “Лиса и заяц”
3 команда “Колобок”
2. Конкурсы:
1 конкурс “Разомнись-ка!”
Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.
- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).
- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)
- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство).
2 конкурс “Нарисуй-ка!”
По картине определите статью ДПЧ, к которой она могла быть отнесена (каждой команде предлагается 5 картин, 1 балл за правильный ответ).
Можно использовать иллюстрации и вырезки из журналов.
3 конкурс “Придумай-ка!”
Пословицы к статьям (командам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает. Сколько правильных ответов команда даст за 3 минуты, столько баллов она получает).
Пословицы:
Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
4 конкурс “Разгадай-ка!”
Кроссворд. (Каждой команде выдаётся одинаковый кроссворд, который нужно отгадать за 2 минуты)..
Цифра показывает порядок нужной буквы в указанном слове, например, СВОБОДА- 6
Кроссворд:Свобода – 6 д
Религия – 4 и
Рабство – 4 с
Брак – 4 к
Труд – 2 р
Справедливость – 9 и
Имущество – 2 м
Убежище – 5 и
Образование – 9 н
Арест – 1 а
Декларация – 8 ц
Искусство – 1 и
Обязанности – 3 я
Дайте определение слова “дискриминация” (дополнительный балл за правильный ответ).
Физкультминутка
(ведущий надевает костюм доктора Айболита)
Ребята дружно все играли и задания выполняли,
Доктор Айболит сейчас всех проверит сей же час!
Попрошу сидящих встать и команды выполнять.
Все дышите, не дышите, вместе руки поднимите,
Превосходно, опустите, наклонитесь, разогнитесь,
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Да, осмотром я доволен, из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров и к занятию готов.
5 конкурс “Подумай-ка!”
Напишите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:
- жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.)
- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.).
- имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.)
(какая команда напишет больше героев за 3 минуты, та получает большее количество баллов).
6 конкурс “Определи-ка!”
Закончить фразу: (5 фраз для каждой команды).
Например, Колобок имел право на свободу передвижения, личную неприкосновенность, свободу, жизнь, братское отношение, право на убежище.
Фразы:
- Карабас Барабас нарушал _________________________________
- Колобок имел право _____________________________________
- Лиса не имела права ______________________________________
- Буратино имел право _____________________________________
- Гадкий утёнок имел право _________________________________
- Балда имел право _________________________________________
- Кощей Бессмертный нарушал права__________________________
- Князь Гвидон имел право __________________________________
- Баба Яга нарушала права ___________________________________
- Красная шапочка имела право _______________________________
7 конкурс “Угадай-ка!”
Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
Подведение итогов работы команд, определение победителей, вручение призов.
Контрольный лист команды _______________________
Название этапа | Количество баллов | Штрафные очки | Итого |
«Разомнись-ка!» | |||
«Нарисуй-ка!» | |||
«Определи-ка! | |||
«Разгадай-ка!» | |||
«Угадай-ка!» | |||
«Придумай-ка!» | |||
«Подумай-ка!» |
Адаптация официального текста Всеобщей декларации прав человека
СТАТЬЯ 1.
Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
СТАТЬЯ 2.
Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:
-национальности, языка, расы, пола, религии;
-социального происхождения, политических убеждений, богатства и бедности;
-величины и мирового значения его страны.
СТАТЬЯ 3.
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
СТАТЬЯ 4.
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах.
СТАТЬЯ 5.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
СТАТЬЯ 6.
Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.
СТАТЬЯ 7.
Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации.
СТАТЬЯ 8.
В случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.
СТАТЬЯ 9.
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
СТАТЬЯ 10.
Каждый человек имеет право на справедливое, беспристрастное и гласное рассмотрение независимым судом предъявленного ему уголовного обвинения.
СТАТЬЯ 11.
Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным и справедливым судом, обеспечивающим его право на защиту.
Никто не может быть осужден за преступления, совершенные в то время, когда закон не считал их преступлениями. Наказание за преступление не может быть более тяжким, чем то, которое предусматривалось законом во время его совершения.
СТАТЬЯ 12.
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.
СТАТЬЯ 13.
Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство.
Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.
СТАТЬЯ 14.
Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище от преследователей.
Это право не может быть использовано в случае преследования за действия, противоречащие целям и принципам ООН.
СТАТЬЯ 15.
Каждый человек имеет право на гражданство.
Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.
СТАТЬЯ 16.
Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью вне зависимости от своей расы, национальности и религии.
Брак может быть заключен только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон.
Государство должно охранять семью.
СТАТЬЯ 17.
Каждый человек имеет право владеть имуществом.
Никого нельзя произвольно лишать его имущества.
СТАТЬЯ 18.
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей.
СТАТЬЯ 19.
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Он может свободно искать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
СТАТЬЯ 20.
Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний.
Никого нельзя принуждать к вступлению в какую-нибудь группу или организацию.
СТАТЬЯ 21.
Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной.
Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
Воля народа должна быть основой власти правительства. Правительство должно регулярно избираться путем тайного голосования на свободных и честных выборах.
СТАТЬЯ 22.
Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях.
СТАТЬЯ 23.
Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы.
Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд.
Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его самого и его семьи.
Для защиты своих интересов каждый человек имеет право создавать профсоюзы и являться их членом.
СТАТЬЯ 24.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.
СТАТЬЯ 25.
Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
СТАТЬЯ 26.
Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное - общедоступным.
Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами.
Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей.
СТАТЬЯ 27.
Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
Каждый человек, являющийся автором научных, литературных или художественных трудов, имеет право на достойное вознаграждение.
СТАТЬЯ 28.
Каждый человек имеет право на такой социальный и международный порядок, который обеспечивает полную защиту его прав и свобод.
СТАТЬЯ 29.
Каждый человек имеет обязанности перед обществом.
Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.
Осуществление этих прав и свобод не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
СТАТЬЯ 30.
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление отдельным людям, группе людей или какому-нибудь государству права совершать действия, нарушающие права и свободы, изложенные в этой Декларации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знай свои права"
Презентация к классному часу, посвященному Дню Конституции РФ. Этот материал можно использовать на уроках истории и окружающего мира....
классный час ко Дню Конституции "Как важно знать свои права"
Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.2. Помочь детям осознать, что нет прав ...
"Если каждый будет знать свои права, он не будет нарушать права другого".
Проава человека, а тем более ребёнка - это законы, которые никто не вправе нарушать. Каждый человек , в том числе и ребёнок должен знать свои права....
Ребенок имеет свои права
Заключительное занятие по проекту «Ребенок имеет свои права»Цель: - познакомить детей с их правами, отработать бесконфликтные способы отстаивания с...
классный час "Знай и соблюдай свои права и обязанности!"
классный час носит онформативный характер, знакомит учащихся с их правами и обязанностями...
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ СВОИХ ПРАВ
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ СВОИХ ПРАВСАМЫЕ ПЕРВЫЕ СОВЕТЫ- Прежде чем написать, позвонить или непосредственно обратиться в какую-либо организацию, чтобы проконсультироваться, внимательно подумай и определ...
Беседа: «Знаешь ли ты свои права и обязанности ?»
Цель:обобщить знания детей об основных правах ребёнка;развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;воспитывать уважение к высказываниям однок...