ФГОС. Внеурочная деятельность. "Хочу всё знать!"
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хочу все знать!» разработана в соответствии по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы Шевченко Е.А..
Программа данного курса введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МОУ «Ястребовская СШ»
Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. У обучающихся слабо развиты память, концентрация внимания, наблюдательность, воображение, низкий уровень общего кругозора.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хочу все знать!» разработана в соответствии по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы Шевченко Е.А..
Программа данного курса введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МОУ «Ястребовская СШ»
Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. У обучающихся слабо развиты память, концентрация внимания, наблюдательность, воображение, низкий уровень общего кругозора.
Отличительными особенностями программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
- Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Формы и объем занятий:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Объем: Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года :
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
2.Планируемые результаты
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ Ястребовской СОШ. Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
- -предвосхищать результат.
- - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- - предлагать помощь и сотрудничество;
- - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- - формулировать собственное мнение и позицию;
- - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- - ставить и формулировать проблемы;
- - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- - установление причинно-следственных связей;
В программе «Хочу все знать! » описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники должны научиться:
Универсальные учебные действия | |
Игры и игрушки Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). | Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
|
Все для дома Обучающиеся должны знать: Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены. Обучающиеся должны уметь: Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями |
К концу второго года обучения школьники должны знать и уметь:
Универсальные учебные действия | |
Школа Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса. Обучающиеся должны уметь: Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
Еда Обучающиеся должны знать: Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы правильного питания. Составляющие части блюд. Обучающиеся должны уметь: Различать полезные и вредные продукты. Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). |
К концу третьего года обучения школьники должны знать и уметь:
Универсальные учебные действия | |
Одежда Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера. Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты . Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Составлять презентацию. | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
Праздник Обучающиеся должны знать: Название и историю появления праздников и обычаев. Обучающиеся должны уметь: Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе |
К концу четвертого года обучения школьники должны знать и уметь:
Универсальные учебные действия | |
Предприятия, сооружения, здания Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых сооружений и культурно-развлекательных центров. Историю их создания и предназначение. Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности отдельных сооружений и зданий. Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
Транспорт Обучающиеся должны знать: Основные виды транспорта, их появление. Профессии сопровождающие работу транспорта. Обучающиеся должны уметь: Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте, применять их на практике. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия. | |
Полезные изобретения Обучающиеся должны знать: Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение Обучающиеся должны уметь: Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты . Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия. |
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1год обучения: опросные листы, беседы
2-4 год обучения: тесты, мини-проекты, творческие проекты, конкурсы, выставки
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа. Итоговый контроль - творческая работа. Самоконтроль: 1 год обучения учитель (или родители), а во 2 классе, когда дети научатся писать, им предлагаются
«Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии
2. Учебно-тематический план
1год обучения 33 час (1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/Тема | Кол-во времени | Всего | |
теория | практика | |||
l. | Игры и игрушки | 5 | 7 | 12 |
1 | Где появились куклы | 1 | 1 | |
2 | Русский сувенир | 1 | 1 | |
3 | История глиняной игрушки | 1 | 1 | |
4 | Какой музыкальный инструмент был первым | 1 | 1 | |
5 | Кто первым запустил бумажного змея | 1 | 1 | |
6 | Кто придумал мяч | 1 | 1 | |
7 | Настольные игры | 1 | 1 | |
8 | Подвижные игры | 1 | 1 | |
9 | Настольный театр | 1 | 1 | |
10 | Калейдоскоп | 1 | 1 | |
11 | Что нам известно об игре в шашки | 1 | 1 | |
12 | Конкурс «Золотая Шашечка» | 1 | 1 | |
ll. | Все для дома | 7 | 14 | 21 |
1 | «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | 1 | 1 | |
2 | Как появился чайник | 1 | 1 | |
3 | Посередине гвоздик (ножницы) | 1 | 1 | |
4 | «Свет мой зеркальце…» | 1 | 1 | |
5 | Кто изобрел расческу для волос | 1 | 1 | |
6 | Королевская шкатулка | 1 | 1 | |
7 | Не лает, не кусает (замок) | 1 | 1 | |
8 | Клад римских воинов (гвозди) | 1 | 1 | |
9 | Откуда пришла тарелка | 1 | 1 | |
10 | Как баклуши били (ложки) | 1 | 1 | |
11 | Столовые приборы | 1 | 1 | |
12 | Преграждающая вход. Дверь | 1 | 1 | |
13 | От бусинки до окна (стекло) | 1 | 1 | |
14 | История возникновения мебели | 1 | 1 | |
15 | Проектирование спальни | 1 | 1 | |
16 | Когда было впервые изготовлено мыло | 1 | 1 | |
17 | Время не ждет! (часы) | 1 | 1 | |
18 | Из чего построен дом? Глиняный кирпич | 1 | 1 | |
19 | Скатерть-самобранка | 1 | 1 | |
2021 | Висячие сады (комнатные растения) | 1 | 1 | 2 |
итого | 12 | 21 | 33 |
2 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/Тема | Кол-во времени | Всего | |
теория | практика | |||
l. | Школа | 6 | 14 | 20 |
1 | Первые рисунки | 1 | 1 | |
2 | Кто изобрел перо | 1 | 1 | |
3 | Карандаш | 1 | 1 | |
4 | История шариковой ручки | 1 | 1 | |
5 | Кто изобрел ноты | 1 | 1 | |
6 | Кто изобрел бумагу | 1 | 1 | |
7 | Когда появились первые книги | 1 | 1 | |
8 | Кто написал первую энциклопедию | 1 | 1 | |
9 | Как возникли библиотеки | 1 | 1 | |
10 | Откуда пошли названия дней недели | 1 | 1 | |
11 | Как возникли единицы измерения | 1 | 1 | |
12 | Как люди начали добывать полезные ископаемые | 1 | 1 | |
13 | У какой страны впервые появился флаг | 1 | 1 | |
14 | Какие бывают ребусы | 1 | 1 | |
15 | Первая марка | 1 | 1 | |
16 | Кто изобрел кроссворд | 1 | 1 | |
17 | Кто придумал первую карту | 1 | 1 | |
18 | Кто автор микроскопа | 1 | 1 | |
19 | Скотч. Шотландская лента | 1 | 1 | |
20 | Заключительное занятие по теме «Школа» | 1 | 1 | |
ll. | Еда | 4 | 10 | 14 |
1 | Хлеб из орехов | 1 | 1 | |
2 | Как картофель попал в Россию | 1 | 1 | |
3 | Кое-что из истории конфет | 1 | 1 | |
4 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | 1 | 1 | |
5 | Каменный мед (сахар) | 1 | 1 | |
6 | Секретное мороженое | 1 | 1 | |
7 | Где прячутся витамины | 1 | 1 | |
8 | Секрет каши | 1 | 1 | |
9 | Первая кулинарная книга | 1 | 1 | |
10 | Такая разная капуста | 1 | 1 | |
11 | Где появились арбузы | 1 | 1 | |
12 | Из чего делают пряники | 1 | 1 | |
13 | Шоколад | 1 | 1 | |
14 | Итоговое занят. по теме«Еда» | 1 | 1 | |
итого | 10 | 24 | 34 |
3 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Тема | Кол-во времени | Всего | |
теория | практика | |||
l. | Одежда | 4 | 9 | 13 |
1 | Одежда наших предков | 1 | 1 | |
2 | Откуда взялся фартук | 1 | 1 | |
3 | Зачем нужны пуговицы | 1 | 1 | |
4 | Откуда взялись шапки | 1 | 1 | |
5 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | 1 | 1 | |
6 | История русского сарафана | 1 | 1 | |
7 | Чем украшают одежду | 1 | 1 | |
8 | С каких пор применяют носовые платки | 1 | 1 | |
9 | Юбки и брюки | 1 | 1 | |
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | 1 | 1 | |
11 | Домик для пальчиков. Варежки | 1 | 1 | |
12 | Что такое «мода» | 1 | 1 | |
13 | Итоговое занятие по теме «Одежда» | 1 | 1 | |
ll. | Праздник | 5 | 16 | 21 |
1 | Первые украшения | 1 | 1 | |
2 | Новогодние игрушки | 1 | 1 | |
3 | Почему на Пасху красят яйца | 1 | 1 | |
4 | История воздушных шариков | 1 | 1 | |
5 | История фейерверков | 1 | 1 | |
6 | Широкая масленица | 1 | 1 | |
7 | 1 | 1 | ||
8 | Приглашаем к столу | 1 | 1 | |
9 | А раньше было так… | 1 | 1 | |
10 | Бал-маскарад | 1 | 1 | |
11 | Рождественские частушки | 1 | 1 | |
12 | Ярмарка | 1 | 1 | |
13 | «Не красна изба углами» | 1 | 1 | |
14 | Вкусные украшения | 1 | 1 | |
15 | Мишура | 1 | 1 | |
16 | Толковый словарь маркиза Этикета | 1 | 1 | |
17 | Приглашение гостей | 1 | 1 | |
18 | Семейные праздники | 1 | 1 | |
19 | Вечеринка | 1 | 1 | |
20 | Конкурс Золушек и Рыцарей | 1 1 | 1 1 | |
21 | ||||
итого | 9 | 25 | 34 |
4 год обучения 34 часа ( 1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/Тема | Кол-во времени | Всего | |
теория | практика | |||
l. | Предприятия, сооружения, здания | 6 | 10 | 16 |
1 | Кто основал первый зоопарк | 1 | 1 | |
2 | Как идет почта | 1 | 1 | |
3 | Когда возникли музеи | 1 | 1 | |
4 | Как появился фонтан | 1 | 1 | |
5 | А зачем нам лестницы? (метро) | 1 | 1 | |
6 | Как возникла почтовая служба? | 1 | 1 | |
7 | Как возникли города | 1 | 1 | |
8 | Когда люди начали строить дома | 1 | 1 | |
9 | Все на каток! | 1 | 1 | |
10 | Гидроэлектростанция | 1 | 1 | |
11 | Каким был первый магазин | 1 | 1 | |
12 | Стадион. Кто вперед? | 1 | 1 | |
13 | Цирк! Цирк! Цирк! | 1 | 1 | |
14 | На подмостках театра | 1 | 1 | |
15-16 | Чудеса света Итоговое занятие по теме | 1 | 1 | 1 1 |
ll. | Транспорт 9ч | 3 | 6 | 9 |
1 | Общественный транспорт | 1 | 1 | |
2 | Кто придумал велосипед | 1 | 1 | |
3 | Кто создал автомобиль | 1 | 1 | |
4 | Кто изобрел самолет | 1 | 1 | |
5 | Луноход | 1 | 1 | |
6 | Лайнер. Пароход | 1 | 1 | |
7 | Железнодорожный транспорт | 1 | 1 | |
8 | Уборочные машины | 1 | 1 | |
9 | Специальные машины. Машина «Скорой помощи» | 1 | 1 | |
lll. | Полезные изобретения 9ч | 2 | 7 | 9 |
1 | Флюгер | 1 | 1 | |
2 | История спичек | 1 | 1 | |
3 | Когда был изобретен зонтик | 1 | 1 | |
4 | История происхождения денег | 1 | 1 | |
5 | Как был изобретен телефон | 1 | 1 | |
6 | Светофор. Дорожные знаки | 1 | 1 | |
7 | Окно в подводный мир (аквариум) | 1 | 1 | |
8 | Упаковочные материалы | 1 | 1 | |
9 | Компьютер и Интернет | 1 | 1 | |
итого | 11 | 23 | 34 |
4. Календарно-тематическое планирование
1 год обучения 33 часа (1раз в неделю)
№ п\п Дата Дата\факт | Раздел\Тема | Содержание | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
I. | Игры и игрушки12ч | ||
1 | Где появились куклы | История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле | Вырезание бумажных кукол |
2 | Русский сувенир | Беседа «Что такое сувенир». Презентация «Особенности русского сувенира» | Изготовление тряпичных кукол |
3 | История глиняной игрушки | Посещение выставки глиняной игрушки в школьном кабинете ИЗО | Лепка игрушек из глины |
4 | Какой музыкальный инструмент был первым | Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами | Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы |
5 | Кто первым запустил бумажного змея | История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея | Изготовление бумажного змея (коллективная работа) |
6 | Кто придумал мяч | Игры с мячом | |
7 | Настольные игры | Виды настольных игр Правила игры | Изготовление настольной игры |
8 | Подвижные игры | Правила игры | Разучивание подвижных игр |
9 | Настольный театр | Актеры и зрители | Оригами - игрушки Мини-спектакль |
10 | Калейдоскоп | Беседа «Что такое калейдоскоп» | Мозаика из разной крупы |
11 | Что нам известно об игре в шашки | Знакомство с правилами игры в шашки | Обучение игре в шашки |
12 | Конкурс «Золотая Шашечка» | Соревнования по шашкам Лист самооценки | |
II. | Все для дома 21ч | ||
1 | «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | Беседа «Из чего изготовлена свеча» | Лепка из пластилина подсвечника |
2 | Как появился чайник | Презентация «Чайное утро» | Правила чаепития Сюжетная игра |
3 | Посередине гвоздик (ножницы) | Роль ножниц как инструмента в жизни человека | Вырезание фигурок из бумаги |
4 | «Свет мой зеркальце…» | История создания зеркала. Какие бывают зеркала | Изготовление зеркала для куклы (из фольги) |
5 | Кто изобрел расческу для волос | Какие бывают расчески Правила гигиены | Прическа для куклы |
6 | Королевская шкатулка | Назначение шкатулки | Рисование узора для шкатулки |
7 | Не лает, не кусает (замок) | Механизм и устройство замка, его функции | Лепка из пластилина ключей |
8 | Клад римских воинов (гвозди) | Откуда гвоздь пришел в наш дом | Забивание гвоздиков |
9 | Откуда пришла тарелка | История появления | Тарелка из папье-маше |
10 | Как баклуши били (ложки) | Беседа с презентацией | Роспись ложки |
11 | Столовые приборы | Правила этикета | Сюжетная игра «Накрываем стол» |
12 | Преграждающая вход. Дверь | Понятие о дизайне Виды дверей | Дизайн двери для дворца |
13 | От бусинки до окна (стекло) | Как люди создали стекло и его предназначение | Бусы из бисера |
14 | История возникновения мебели | Презентация «Откуда стол пришел?» | --------------- |
15 | Проектирование спальни | Изготовление шкафа из картона, кровати (работа в группах) | |
16 | Когда было впервые изготовлено мыло | История создания мыла Правила гигиены | Рисование упаковки для мыла |
17 | Время не ждет! (часы) | Виды часов Как они устроены | Изготовление циферблата из картона и проволоки (работа в группах) |
18 | Из чего построен дом? Глиняный кирпич | Строительные материалы Процесс изготовления кирпича | Лепка дома из кирпичиков (пластилин) (работа в группах) |
19 | Скатерть-самобранка | Понятие о столовых принадлежностях, их виды | Сюжетная игра «Накрываем на стол» |
20-21 | Висячие сады (комнатные растения) | Роль комнатного растения в жизни человека Презентация «Они с нами рядом» | Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений Составление памятки по уходу за комнатными растениями Итоговый тест |
2 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п Дата Дата\факт | Раздел/Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
1 | Первые рисунки | Знакомство с наскальными рисунками Томской писаницы | Рисование восковыми мелками животных |
2 | Кто изобрел перо | Беседа «Гусиное крылышко» | Изготовление ручки из пера |
3 | Карандаш | Заочное путешествие на карандашную фабрику | Рисование карандашами (тема любая) |
4 | История шариковой ручки | Беседа «От пера до шариковой ручки…» | Поделки из сломанных ручек |
5 | Кто изобрел ноты | Историческая справка | Письмо нот на нотном стане |
6 | Кто изобрел бумагу | Использование информации из дополнительных источников | Аппликация из бумаги (тема любая) |
7 | Когда появились первые книги | Презентация «Русский книгопечатник» | Изготовление книжки-малышки (работа в группах) |
8 | Кто написал первую энциклопедию | Историческая справка Энциклопедия как способ получения информации | Рассматривание энциклопедий |
9 | Как возникли библиотеки | Экскурсия в библиотеку | |
10 | Откуда пошли названия дней недели | Получение информации через интернет | Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) |
11 | Как возникли единицы измерения | Беседа «Старинные меры измерения» | Измерение разными мерками (работа в группах) |
12 | Как люди начали добывать полезные ископаемые | Заочное путешествие в древний мир | Рассматривание коллекций полезных ископаемых Экскурсия в кабинет географии |
13 | У какой страны впервые появился флаг | Символы нашей страны | Рисование флага сказочной страны (работа в группах) |
14 | Какие бывают ребусы | Виды ребусов и их структура | Составление и разгадывание ребусов |
15 | Первая марка | Назначение марки и ее особенности | Изготовление «собственной» марки |
16 | Кто изобрел кроссворд | Историческая справка | Разгадывание кроссвордов |
17 | Кто придумал первую карту | Роль карты в жизни человека Какие бывают карты | Сюжетная игра «Найди клад» (по карте) |
18 | Кто автор микроскопа | Историческая справка | Рассматривание предметов под микроскопом и лупой |
19 | Скотч. Шотландская лента | Историческая справка | «Книжкина больница» (ремонт книг) |
20 | Заключительное занятие по теме «Школа» | Заполнение листа самооценки Выставка работ | |
II. | Еда 14ч | ||
1 | Хлеб из орехов | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Поделки из скорлупы орехов |
2 | Как картофель попал в Россию | Презентация «Второй хлеб» | Поделки из картофеля |
3 | Кое-что из истории конфет | Историческая справка | Плетение пояса из фантиков |
4 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми | Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке) |
5 | Каменный мед (сахар) | Рассказ о меде, его свойствах и использовании | Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) Мини-проект |
6 | Секретное мороженое | История создания мороженого Заочная экскурсия на хладокомбинат | Составление рецепта мороженного (работа в группах) |
7 | Где прячутся витамины | Беседа «Овощи и фрукты - витаминные продукты» | Поделки из овощей |
8 | Секрет каши | Каша-основа национальной русской кухни | Аппликация с использованием крупы |
9 | Первая кулинарная книга | Историческая справка | Составление рецепта (работа в группах). Защита |
10 | Такая разная капуста | Витамины содержащиеся в капусте и их значение для организма человека | Составление загадок о капусте. Конкурс (работа в группах) |
11 | Где появились арбузы | Полезные свойства арбуза и его историческая родина | «Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) |
12 | Из чего делают пряники | Беседа с работником кондитерского цеха | Лепка пряников из соленого теста |
13 | Шоколад | Полезные свойства шоколада | Рисование обертки шоколада |
14 | Итоговое занятие по теме «Еда» | Совместное составление презентации «Разговор о правильном питании» Итоговый тест |
3 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п Дата Дата\факт | Раздел/Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
I. | Одежда 13ч | ||
1 | Одежда наших предков | Русский народный костюм | Составление кроссворда «Одежда предков» |
2 | Откуда взялся фартук | Материалы информационного справочника | Моделирование и вырезание фартука из бумаги |
3 | Зачем нужны пуговицы | Беседа о видах пуговиц | Пришивание пуговицы |
4 | Откуда взялись шапки | Историческая справка | Приемы вязания (крючком ) |
5 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Историческая справка Беседа о профессии сапожника | Рисование туфель (дизайн) |
6 | История русского сарафана | Презентация «Русский наряд в изображении художников» | Рисование и вырезание сарафана для куклы |
7 | Чем украшают одежду | Изготовление аксессуаров | |
8 | С каких пор применяют носовые платки | Информация из дополнительной литературы | Изготовление носового платка из ткани |
9 | Юбки и брюки | История появления | Пошив брюк (или юбки) для куклы |
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | Информация из дополнительной литературы | Плетение из ниток |
11 | Домик для пальчиков. Варежки | История появления варежек | Варежка-прихватка. Мини-проект |
12 | Что такое «мода» | Экскурсия в ателье мод | |
13 | Итоговое занятие по теме «Одежда» | Заполнение листа самооценки Выставка работ | |
II. | Праздник 21ч | ||
1 | Первые украшения | Украшение как деталь костюма | Бусы из бумаги |
2 | Новогодние игрушки | Откуда пришла традиция украшения елки | Проект. «Сохраним елочку» |
3 | Почему на Пасху красят яйца | Беседа о православном празднике | Роспись яйца |
4 | История воздушных шариков | Информация из дополнительной литературы | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках |
5 | История фейерверков | Презентация «фейерверк» | Аппликация «Салют» |
6 | Широкая масленица | История появления праздника | Изготовление сувенира из подручных материалов. Мини-проект |
7 | Сюжетная игра «Чаепитие с блинами» | ||
8 | Приглашаем к столу | Сервировка праздничного стола | |
9 | А раньше было так… | Информация из дополнительной литературы | (Тема любая) Проект. Работа в группах |
10 | Бал-маскарад | Раскрытие понятия «бал» | Изготовление маски |
11 | Рождественские частушки | Разучивание (сочинение) и исполнение частушек. конкурс | |
12 | Ярмарка | Ярмарка как традиция русского народа | Поделки из разных материалов |
13 | «Не красна изба углами» | Составление рецептов пирогов (работа в группах) | |
14 | Вкусные украшения | Как украшали елку в старину | Украшения для елки из конфет и фруктов. Выставка |
15 | Мишура | Поделки из мишуры (фольги) | |
16 | Толковый словарь маркиза Этикета | Правила этикета | Оформление приглашения |
17 | Приглашение гостей | Конкурсы для мам и пап | |
18 | Семейные праздники | Составление календаря семейных праздников (работа с родителями) | |
19 | Вечеринка | Конкурсная программа | |
20 | Конкурс Золушек и Рыцарей | Правила этикета | Составление конкурсных заданий (работа в группах) |
21 | |||
Проведение конкурса Итоговый тест |
4 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п Дата Дата\факт | Раздел/Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
I. | Предприятия, сооружения, здания 15 ч | ||
1 | Кто основал первый зоопарк | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Мини-проект «Мы идем по зоопарку» (проект игры для первоклассников) |
2 | Как идет почта | Экскурсия на почту | |
3 | Когда возникли музеи | Экскурсия в музей | |
4 | Как появился фонтан | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Проект. «Фонтан для моего города» |
5 | А зачем нам лестницы? (метро) | Лестница как архитектурное сооружение | Заочная экскурсия в метрополитен |
6 | Как возникла почтовая служба? | Историческая справка | Написание письма другу |
7 | Как возникли города | Информация из справочника | Аппликация города (работа в группах) |
8 | Когда люди начали строить дома | Презентация «Архитектура Новокузнецка» | Проект. «Мой город. Мой дом» |
9 | Все на каток! | Изготовление ледяных игрушек | |
10 | Гидроэлектростанция | Основные составляющие гидроэлектростанции | Составление кроссворда на тему «Электричество» |
11 | Каким был первый магазин | Появление магазина и его предназначение | Составление правил игры «Магазин» для 1 класса(работа в группах) |
12 | Стадион. Кто вперед? | Архитектурные особенности стадиона | Эстафеты на стадионе (в спортзале) |
13 | Цирк! Цирк! Цирк! | Архитектурные особенности здания цирка | Рисование афиши представления (работа в группах) |
14 | На подмостках театра | Оборудование сцены театра и ее особенности | Аппликация сцены театра (работа в группах) |
15 | Чудеса света | Презентация « Семь чудес света» | Проект «Семь чудес света» |
II. | Транспорт 9ч | ||
1 | Общественный транспорт | Виды общественного транспорта | Проект. «Макет улицы» |
2 | Кто придумал велосипед | Информация из справочника | Конкурс «Безопасное колесо» |
3 | Кто создал автомобиль | Информация из справочника | Сборка машины из деталей конструктора |
4 | Кто изобрел самолет | Информация из справочника | Конструирование самолета из деталей конструктора |
5 | Луноход | История покорения космоса | Составление презентации |
6 | Лайнер. Пароход | Водные суда и их особенности | Оригами. Кораблик |
7 | Железнодорожный транспорт | Виды железнодорожного транспорта | Составление презентации |
8 | Уборочные машины | Специальные машины для уборки города | Конструктор. Уборочная машина |
9 | Специальные машины. Машина «Скорой помощи» | Беседа по ОБЖ | Оказание первой помощи Итоговый тест |
III. | Полезные изобретения 9ч | ||
1 | Флюгер | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Изготовление флюгера |
2 | История спичек | Информация из справочника | Составление памятки «Опасно, огонь!» |
3 | Когда был изобретен зонтик | Информация из справочника | Рисование узора для зонтика |
4 | История происхождения денег | Презентация «История монет» | Составление коллекции монет |
5 | Как был изобретен телефон | Информация из справочника | Придумывание и рисование новой модели телефона |
6 | Светофор. Дорожные знаки | Беседа по правилам дорожного движения | Проект. «Макет светофора» |
7 | Окно в подводный мир (аквариум) | Виды распространенных аквариумных рыбок | Изонить «Рыбки» |
8 | Упаковочные материалы | Какие бывают упаковки, их плюсы и минусы | Поделки из целлофана, пластика, картона. Конкурс |
9 | Компьютер и Интернет | Компьютер как современное достижение науки | Работа на компьютере (тема «Интернет») Итоговый контроль |
6. Список литературы
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Текст) / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей (Текст) / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Текст) - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста (Текст) / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
в программе содержится тематическое планирование проектной деятельности "Хочу все знать"...
занятие по внеурочной деятельности "Хочу знать" "История русского сарафана"
презентация и учебный материал по теме "История русского сарафана"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать!"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности с учащимися 3 класса по научно - познавательному направлению КРУЖОК «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ». Педагогическая целесообразность программы объясняе...
Программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф....
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Программа внеурочной деятельности научного общества учащихся "хочу все знать " для 2 класса...
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Хочу знать"
Планирование содержит:-пояснительную записку;-содержание программы;-планирование уроков на год;-планируемые результаты изучения курса;-условия и ресурсы реализации программы;-учебно-методическую литер...