Патриотическое воспитание младших школьников.
статья на тему

Баязитова Гульсина Гаязовна

Выступление на научно-практическом семинаре по теме "Актуальные проблемы гражданского-патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_patriotich._vospit.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников .

В новом Федеральном Законе «Об образовании Российской Федерации» подчёркивается, что основным принципом государственной политики является воспитание гражданственности и патриотизма. Сегодня мы заново должны осмыслить значение патриотизма для судьбы нашей отчизны и её граждан; патриотизма не словесного, а действенного, приносящего пользу Родине. Необходимо возродить в обществе чувство гордости за наши  исторические  наследия, расширять и разнообразить формы воспитательной работы по патриотизму в образовательных  учреждениях.   Недооценка этого ценнейшего качества может привести  к ослаблению экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Ярким примером этому могут послужить  события  в Украине.  Ослабление гражданско-патриотической работы , попытки переписать историю привели страну к печальным последствиям.                                                                  В решении вышеуказанных  задач неиссякаемым источником является история Великой Отечественной войны, героические подвиги советских воинов. Эта тема стала еще более актуальной в этом учебном году, когда вся страна готовилась встретить 70-летие Великой Победы. Лицей №4 г. Баймак  всегда  находится на передовых позициях в деле воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма не только в городе, но и в регионе. Блестящие спортивные достижения, многочисленные победы  воспитанников лицея  на творческих состязаниях  в том числе и на  федеральном  уровне , посвященных  великой  дате -являются  предметом  гордости ,  служит ярким  примером  для  наших младших школьников.(Слайды)                                                                               Баймакский край располагает многочисленными обьектами, представляющие  собой  как  историческую, так  и краеведческую ценность , следовательно, служащие источником для патриотического воспитания. Это и музеи , и обелиски, и  памятники. Экскурсии по таким местам стали для нас привычными.(Слайды)                                                                                                                     К сожалению, теперь для  наших  детей   подвиги  пионеров- героев не являются примером поведения, как это было 20-30 лет назад. Между тем младшие школьники часто изъявляют желание знать больше об этой войне, о своих сверстниках во время войны. Это и понятно. Ведь в учебных программах начальной  школы  как по литературному чтению, так и по башкирской литературе  произведений на тему Великой Отечественной войны ничтожно мало, можно сказать они  отсутствуют. Хотя в учебниках  достаточно произведений  о русских  богатырях,   о башкирских батырах, о которых, скорее, формируются представления как о сказочных персонажах,  а не о реальных  героях.

Особенность класса,  наверное,  где я работаю, состоит в том,  что  дети любят читать, читают с удовольствием как  на  родном, так и на русском языках. По мнению психологов, наиболее благоприятные условия для воспитания духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного  возраста создаются именно на уроках чтения, на примере   литературных  героев.(Слайды) Поэтому на уроках внеклассного чтения  мы активно читаем произведения русских и башкирских писателей и поэтов на тему войны. Например, учащиеся ,прочитав повесть М.Карима «Радость нашего дома», получили представление о героизме советского народа в тылу. А ознакомившись отрывками из произведения «Сын полка» В. Катаева, они узнали, как война повлияла на судьбы их ровесников.(Слайды). Действительно, наибольший интерес младших школьников вызывают рассказы о подвигах юных героев войны. Эти рассказы мы стараемся читать вслух, коллективно. После этого мы проводим краткие беседы,  пишем сочинения-миниатюры, изложения об их подвигах, а результатом  поисковой  работы групп становятся  фотомонтаж, выступления учащихся.   Ребятам нравится инсценировать эпизоды из  рассказов: допрос и побег  Зины Портновой из вражеского плена, монолог Вали Котика. (Слайды)                                                                                                            Надо сказать, при этом вокруг героев не создается культ,  как это  было  в советское время. Мы не преследуем цель преклонения перед идолами, а скорее, хотим показать, что эти герои ни чем не отличались от своих сверстников, просто преданно любили свою Родину и хотели помочь ей в освобождении от врагов. Учителю  необходимо  осторожно  подходить к выбору материала для этой работы, чтобы она не превратилась в метод устрашения и запугивания войной, и не отбила желание  у детей  к чтению произведений  на военно- патриотическую тему.                                                                              В  каждом     образовательном учреждении патриотическое воспитание  направлено на создание оптимальных условий для развития у учащихся основных гражданских качеств. Но конечный результат, успех такой деятельности  по-прежнему зависит от творчества и изобретательности рядового  педагога. Невольно напрашивается сравнение: посеешь зерно – получишь  хлеб,  воспитаешь гражданина – получишь  достойное  будущее.   И то, и другое – жизнь.  Есть только маленький  секрет  успеха:  надо трудиться в поте лица. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом»,- писал  ещё  два  века назад  великий  русский писатель и критик   Белинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников.

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников. Доклад сопровождается презентацией...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...