Классный час «Легко ли признаться в ошибке?"
классный час (3 класс) на тему
Цели:
- формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legko_li_priznatsya_v_oshibke.docx | 761.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Легко ли признаться в ошибке?"
Цели:
- формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Эпиграф на доске:
«Ошибки других замечать не много стоит, признаться в своих - вот что приличествует достойному человеку» М.В.Ломоносов.
Вступительная беседа.
1.Создание эмоционального настроя.
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- чего – то знаешь ты.
- А что – то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
- Вдруг будет интересно.
2. Введение в тему.
Ребята, посмотрите на это дерево (учитель показывает на оформленную доску), оно высохшее, без листочков. Это дерево лишили жизни Злость и Обида. Сегодня поговорим о том «Легко ли признаться в ошибке?»
Мы поможем дереву ожить и постараемся сегодня вырастить дерево добра.
-А что бы вы хотели узнать, решить для себя по этой теме?
(Какие бывают ошибки. Что делать, если ошибся? Стоит ли признаваться кому - либо в том, что совершил ошибку?)
-Ну что же, вопросов много. И прежде, чем попытаемся их решить, ответьте, а что такое «ошибка»?
(Когда что- то неправильно сделал, сказал, как -то неправильно поступил.)
Перенос ситуации на себя.
Анализ чувств в проблемной ситуации.
- Совершали ли вы ошибки?
- Бывают ли у вас моменты, когда вы понимаете, что не правы, но вам сложно признаться в этом? (Да.)
–Что вы при этом чувствовали? (тяжёло, «камень на душе»)
- Такой камень мы сегодня символично изобразим. Какие эмоции и чувства испытывает человек, у которого «камень на душе»? (страх, тревога, грусть, трусость,слёзы)
Прослушайте стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова.
Однажды человек ошибку совершил,
Напуганный, не знал, куда деваться,
И, дорожа спокойствием души,
Поклялся вообще не ошибаться.
Чтоб не споткнуться, он замедлил шаг,
Чтоб не забыться, спорить не решался,
А собственное мненье спрятал так,
Что, собственно, без мнения остался.
Он никому на свете не мешал,
Его встречали вежливой улыбкой
Ошибок он уже не совершал.
Вся жизнь его теперь была ошибкой.
-Почему автор пишет: «Вся жизнь его теперь была ошибкой?».
-Неужели жить, не совершая ошибки, плохо??? (Это сложно, невозможно. )
-Представьте, что каждый из вас - герой этого стихотворения.
Тренинг
Выполните следующие действия.
Вам нельзя смотреть по сторонам, в окно, на друзей во время разговора , - это ошибка.
А ещё лучше, чтобы не ошибиться, закройте глаза и только слушайте.
А чтобы вы случайно не ошиблись и не открыли их, завяжите их.
Сейчас вас ничто не отвлекает, и вы можете меня слушать.
Вам удобно? Хотя нет, молчите, ничего не говорите, а вдруг вы неверно ответите и совершите ошибку!!!
Подойдите к доске, Хотя неееет. Вам нельзя!!!
Это ошибка идти с завязанными глазами. А потом, вдруг что- то случится непредвиденное, и в чём – то ошибётесь.
Лучше присядьте и никуда не ходите! Вот так сидите и слушайте. Хотя слушать надо не всегда, а вдруг это чей – то чужой секрет. Послушав его, вы совершите ошибку. Закройте уши.
-Комфортно вам было? Какие чувства испытали?
-Вот в таком виде пройдёт ваша жизнь. Вы не совершите ни одной ошибки.
-Хотите ли вы ТАК жить? (НЕТ) Почему? (Это не жизнь. Скучно. Это неправильно.)
-Сделаем ВЫВОД. Можно ли прожить жизнь, не совершая ошибки? (Нельзя прожить жизнь и не ошибиться ни разу.)
Ошибки в жизни бывают у каждого человека
– Как же избавиться от этого камня на душе?
– Что нужно предпринять? (признаться, найти пути решения, извиниться, чтобы не было стыдно, чтобы исправить ситуацию)
-Из слов на доске мы соберём алгоритм, который поможет правильно поступить, если совершим ошибку. Будем подниматься по ступенькам.
-С какого слова начнём? (ОШИБКА).
- Можем ли мы исправить ошибку, не зная, что ошиблись? (Нет). Какой же следующий шаг? Какое следующее слово? (ОСОЗНАНИЕ)
Ребята, люди совершают разные ошибки: серьёзные и не очень, намеренно или случайно. Как вы думаете, что в такой ситуации самое главное? (Признаться в ошибке)
– Как вы думаете, почему нужно признать ошибку? (признаваясь в ошибках, разрешив проблему, нам становится легче).
Какое следующее слово в алгоритме? (ПРИЗНАНИЕ)
А следующее. (ИСПРАВЛЕНИЕ)
- А зачем исправлять – то? (Чтобы исправить ситуацию. Чтобы не было стыдно.)
– Легко ли это сделать?
Послушайте рассказ.
Рассказ «Осколки в сердце»
Однажды молодой человек шел по дороге и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в жизни всего: и дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, –сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
- Как вы думаете, когда у него появились муки совести и почему он всю жизнь помнил об этом слепом старике?
- Итак, он носил эти осколки в своем сердце. Какие эмоции и чувства испытывает человек с осколками в сердце? (страх, вина, стыд, беспокойство, грусть, тревога, слезы).
- Избавился ли герой рассказа от этих осколков? Почему? (нашел в себе силы покаяться, признаться в ошибке)
- Что происходит с нашей душой, когда мы признаемся в ошибке? Какие чувства испытываем? (облегчение, спокойствие, умиротворение, душевную чистоту).
- Эти чувства будут каплями лекарства для нашего сердца. Куда же делись осколки? (пропали)
- Почему? (на душе стало легко, совесть успокоилась)
- А вы встречали в своей жизни человека, просящего подаяние?
- Как поступали вы? Другие?
- Как лучше всего поступить и почему?
-Что вы можете сказать об этом человеке?
- Как вы понимаете выражение «камень с души упал»?
Тренинг
А теперь возьми по пустой пакет. Это ваша душа. Лёгкий? Встань пройди к доске и обратно. Легко? Вот и по жизни легко идти с чистой совестью. А теперь представьте, что вы сказали или сделали что – то неправильно. Вы осознали это, признались себе в ошибке, но не попытались исправить. Положи в пакет КАМЕНЬ, что лежат на парте. Пройди теперь к доске и обратно. Тяжело? Что же делать? (Выложить камни.) Забыть ошибку? (ИСПРАВИТЬ).
-А если ничего исправить нельзя? (ИЗВИНИТЬСЯ).
-Мы выложили камень, а пакет остался таким же новым? (Нет, прорвался, запылился, потёрся).
-Приятно ли с ним идти?
-Вот так же и с нами. Порой люди думают, что извинились и дальше могут вести себя, как захотят. Ведь всегда можно сказать: «Извините, я больше не буду». А потом опять обижать, врать, бить, в общем вести себя неправильно.
- Приятно ли с ними общаться?( Нет. Они просто так извиняются.)
-Какая же последняя фраза в нашем алгоритме? (Попытаться меньше совершать ошибок. СТАРАТЬСЯ НЕ СОВЕРШАТЬ ТЕ ЖЕ ОШИБКИ. Учиться на ошибках. )
- Ошибки в жизни бывают у каждого человека, но не все могут в них признаться. Совершить плохой поступок легко, тяжелее осознать, что ты не прав, раскаяться и попросить прощение. Но пока этого не сделал, человеку плохо, его гнетёт совесть,?
Игра «Дерево»
Посмотрите на это дерево, оно высохшее, без листочков, его лишили жизни вина и стыд (муки совести). Давайте попробуем пробудить дерево (души), поучимся признаваться в совершенных ошибках.
- Ребята, перед вами список различных человеческих качеств и чувств ( зеленые листочки с различными вариантами лежат на столе), выберите те чувства и качества, которые помогут вам преодолеть страх и признаться в своих ошибках. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу.
(ребята украшают дерево, фоном звучит медленная, тихая, красивая музыка)
Качества:
Смелость,
желание,
уверенность,
сила,
воля,
храбрость.
раскаяние
самоосуждение
Порядочность
Искренность
Справедливость
гордость
Гнев
Ненависть
Зависть
Равнодушие
Трусость
Эгоизм
Предательство
Злость
- Давайте прочитаем, какие качества и чувства для признания в своих ошибках вы выбрали …
- Видите, наше дерево пробудилось, зазеленело, проснулось.
– О чьих проблемах и ошибках легче говорить, о своих или чужих? (о чужих)
-Почему? Вспомните пословицу об этом.
( У других соринку видим в глазу, а у себя бревно не замечаем.)
Ситуации.
-Я вам предлагаю поработать над чужими ошибками и найти пути решения данных проблем.
1)Играя в футбол, я разбил окно у соседки-старушки. Боюсь признаться. Дайте совет, как поступить?
2) Вчера я получил двойку по математике и вырвал лист из дневника. Скоро родительское собрание, родители всё узнают. Лучше признаться заранее, как это сделать?
Тема нашего разговора «Легко ли признавать ошибки? »
-Ответили ли мы на все волнующие нас вопросы. ЛЕГКО ли признаться в ошибке? (Нет. НЕ всегда. Очень сложно.) А почему? (Стыдно. Страшно, что накажут. Смеяться будут.)
-Да, признаваться нелегко. А вот как поступите вы, если обидят вас, а потом искренне извинятся, попытаются исправиться? (Прощу. Подумаю, прощать ли, но скорее всего прощу).
-Вы правы. Надо не только уметь признавать и исправлять свои ошибки, но и ПРОЩАТЬ других.
Рефлексия – моделирование итога беседы
- Подходит к концу наша беседа. Давайте подведем итоги. Поставьте кубик на +, Если беседа именно для тебя была полезной и интересной. Если ты остался равнодушным к теме беседы, то свой кубик поставьте на -
Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам памятки по теме беседы и маленькие сердечки, которые наполнены человеческим участием, добротой и заботой для каждого из вас.
Помните
Главного глазами не увидишь,
зорко одно лишь сердце.
«Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах».
Всего вам доброго! Спасибо за работу!
Работа в группах по отрывкам из литературных произведениям
– Я вам предлагаю разбиться на две группы и поработать с чужими ошибками и попробовать найти пути решения данных проблем.
Н.Н. Носов «Огурцы».
- «Котька пришёл домой радостный:
– Мама, я тебе огурцов принёс.
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках по два огурца.
– Где ты их взял?
– На огороде.
– На каком огороде?
– Там, у реки, на колхозном.
– Кто ж тебе позволил?
– Никто я сам нарвал.
– Значит украл».
– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Котьки?
Л.Н. Толстой «Косточка».
- «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё их нюхал. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё хотел съесть…Когда за столом никого не было Ваня не удержался и съел одну сливу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь сливу?»
– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Вани?
– Что привело мальчиков к совершению данных ошибок?
– Две ошибки, два исправления. Я хочу напомнить вам, как же заканчивались эти произведения:
- Н. Носов «Огурцы».
«– Иди, неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне больше не сын! – сказала мама.
Уже было совсем темно. Котька шёл по улице и плакал. Ему было страшно. Сторож услышал и подошёл к нему.
– Ты чего плачешь?
– Дедушка я принёс огурцы обратно.
– А вы всё-таки огурцы стащили. Нехорошо. Давай огурцы и иди домой.
– Спасибо дедушка! Я пойду.
– Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно».
Л. Толстой «Косточка».
«Тогда отец за столом сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас сливу, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал».
– В обоих произведениях дети признались, но у первого было радостно на душе, а второй заплакал. Почему такие разные эмоции? (Котька признался сам – чистосердечно, а Ваню заставили признаться обманом, т. е. его признание не было от чистого сердца).– Как нам легче признаться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "Легко ли быть первым"
Классный час на тему "Легко ли быть первым?" ХОД КЛАССНОГО ЧАСАУчитель: Как часто мы слышим слова: первый учитель, первый хлебороб, первый футболист, первый солист… Всегда ли слово «первы...
Классный час "Легко ли быть особенным"
Обуждение сказки "Гадкий утёнок." Матерьял направлен на формирования навыков толерантного отношения; развития способности оценить самобытность персонажа сказки; осознание учащимися на приме...
классный час "Легко ли быть хорошим другом"
Легко ли быть хорошим другом...
Классный час "Легко ли быть матерью?"
Классный час посвящен Дню Матери для учащихся 1,2 классов. к занятию составлена технологическая карта....
Классный час "Легко ли признаться в ошибке"
Задачи урока: привести учащихся к пониманию, что надо признаваться в ошибках, что признать свою ошибку может сильный духом человек; вывести алгоритм действий человека, который совершил ошибку....
Классный час "Легко ли быть честным и правдивым?"
Цель классного часа: выявить представлениие детей о том, что такое "правда" и что такое "ложь", учить детей правдивости....