"Царская семья Николая II – идеал православной семьи»
методическая разработка на тему

Нина Анатольевна Шубина

Работа посвящена чрезвычайно актуальной теме, поскольку с каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России. Проблема в том, что семья как хранительница традиций, колыбель человека и колыбель культуры находится под угрозой. Поскольку стратегия современного общественного развития требует обогащения норм внутрисемейной жизни, постольку заслуживает пристального внимания опыт семейного воспитания в доме Николая II. Этот пласт культуры межличностного общения требует серьёзного изучения. На мой взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры Федоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. Нам есть чему поучиться у Царской Семьи в вопросах воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarskaya_semya_nikolaya_ii_-_ideal_pravoslavnoy_semi.docx861.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ПОС .ШМИДТА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ  ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск

446219, Россия, Самарская область, город Новокуйбышевск, посёлок Шмидта, ул. Школьная, дом 4, тел.-факс 3 – 17 – 68,

тел.-факс структурного подразделения – детский сад «Берёзки»я,  расположенного в посёлке Маяк – 3  – 17 – 66,

электронная почта: scyool12@mail.ru, адрес сайта: http://rc.novokuybishevsk.ru/schools/12

Ежегодные территориальные

Рождественские образовательные чтения

Методическая разработка

Тема разработки:

«Царская семья Николая II – идеал православной семьи»

Форма проведения дела: устный журнал

        

                                                                 

                                                              Автор:   Шубина Нина Анатольевна,

                                                   учитель начальных классов

                                                        ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта

                                        г.о. Новокуйбышевск

г.о. Новокуйбышевск, 2016 г.

Царская семья Николая II – идеал православной семьи.

Содержание

  1. Пояснительная записка 3 - 5

2.0 Сценарий устного журнала «Царская семья Николая II – идеал православной семьи»

2.1 Вступительное слово классного руководителя 6

2.2 Страница 1 Введение 7-8

2.3 Страница 2 Император Николай II - отец и глава семьи 9 - 10

2.4 Страница 3 «Соединены на вечность…» 11 - 13

2.5 Страница 4 Воспитание «по-царски» 14 - 18

2.6 Страница 5 «Восходит на Голгофу Царь с Царицей…» 19 - 21

2.7 Страница 6 «И вера в Бога всех объединит…» 22 - 23

3. Заключение 23

  1. Список используемой литературы 24
  2. Приложение 25-26

Пояснительная записка

«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания.

Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру,

а мудрый воспитатель создаёт живой образ,

смотря на который, радуется и Бог, и люди».

Иоанн Златоуст[10]

Федеральный государственный образовательный стандарт формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе. Заказ выражается в «национальном воспитательном идеале», который определён как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»[14]. Духовно-нравственное воспитание рассматривается здесь как процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. При этом ценности духовного мира неотделимы от культурной и религиозной традиции, передаваемой от поколения к поколению. В достижении этого идеала школа должна опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.

В  2013 году, когда в проходили мероприятия по случаю празднования 400-летия Дома Романовых. В  своей работе в качестве учителя и классного руководителя я использую материал: в работе с учащимися на классных часах и во внеурочное время, в работе с родителями на родительских собраниях и встречах, на уроках иностранного языка при прохождении темы «Семья». Материал может быть полезен учителям и воспитателям в их работе с детьми и родителями. Предлагается методическая разработка устного журнала, предназначенного для учащихся 1-9 классов общеобразовательных учебных заведений. В разработке изложена методика проведения классного часа для детей и их родителей на тему «Царская семья Николая II – идеал православной семьи.» в форме устного журнала. Выбор формы проведения мероприятия не случаен. Устный журнал выгодно отличается от других форм проведения внеклассных мероприятий широтой и свежестью информации, занимательностью форм организации работы, широким простором для самостоятельности и творчества учащихся. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами. В устном журнале широко используется наглядность. Соответствующим образом оформляется сцена. Используются картинки, обозначающие страницы журнала. Для отдельных номеров готовятся соответствующие костюмы. Устный журнал может сопровождаться презентацией, что делает мероприятие еще более наглядным, расширяет круг тем. Выбранная форма мероприятия позволяет удерживать интерес зрителей, при этом сохраняется высокий научный уровень материала. Считаю целесообразным привлечение для подготовки и проведения мероприятия родителей учащихся и работников церкви. На территории села находится Церковь «Неупиваемая чаша». Наша школа тесно сотрудничает с церковью и с отцом Александром, который служит в этой церкви. В беседах с учащимися отец Александр отвечает на вопросы, на которые не всегда может ответить учитель. Мнение священнослужителя всегда авторитетно для детей в целях духовно-нравственного воспитания.

Актуальность темы мероприятия

Работа посвящена чрезвычайно актуальной теме, поскольку с каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России. Проблема в том, что семья как хранительница традиций, колыбель человека и колыбель культуры находится под угрозой. Поскольку стратегия современного общественного развития требует обогащения норм внутрисемейной жизни, постольку заслуживает пристального внимания опыт семейного воспитания в доме Николая II. Этот пласт культуры межличностного общения требует серьёзного изучения. На мой взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры Федоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. Нам есть чему поучиться у Царской Семьи в вопросах воспитания детей.

Цель мероприятия:

Духовно-нравственное и социальное развитие школьников посредством приобщения их к ценностям православной культуры, к отечественным культурно-историческим и духовно-нравственным традициям воспитания и образования российского народа.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи работы:

- изучить литературные источники о взаимоотношениях в семье Романовых; изучить мемуары, личные письма и дневники царственных особ;

- изучить историко-культурные и социально-политические обстоятельства воспитания в семье Николая II;

- рассмотреть специфику культуры воспитания детей в Царской семье;

- составить целостную картину воспитания детей в семье Романовых;

формировать устойчивый интерес учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;

- воспитывать патриотизм и гражданственность.

Научно-практическая значимость работы

Данная методическая разработка предназначена для учителей и классных руководителей с целью внедрения ее во внеклассную работу с учащимися, а также для работы с родителями. Фактические данные работы могут быть использованы при изучении в школе курса русской истории и культуры, при составлении спецкурсов по истории духовной культуры, этике семейных отношений.

Новизна заключается в комплексном изучении как литературных источников, фотографий, дневников, писем, воспоминаний, так и знакомство с источниками постсоветского периода о развитии отношений между родителями и детьми в семье Романовых.

Ожидаемые результаты

- приобщение детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения жизни Царской семьи;

побуждение в ребёнке потребности самосовершенствования, самовоспитания и духовного роста;

- нравственное оздоровление подрастающего поколения;

- расширение познаний в области истории, культуры и религии;

- воспитание любви к Отечеству и чувства гордости за всё, что создано русским народом.

Оснащение и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, аудиоматериалы, фотоматериалы, памятки для родителей, плакаты с макетами страниц, костюмы для действующих лиц, интерьерные декорации (цветы, свечи).

В заключении хотелось бы ещё раз отметить, что самый серьёзный кризис сегодня – человеческий. Молодёжь не знает, каким должен быть современный человек, чтобы стать счастливым: потребителем или созидателем? Мы отправляем в жизнь детей без нравственных ориентиров, они оказываются беспомощными перед жизненными проблемами.

Говоря о практической результативности проведения устного журнала по предлагаемой разработке, хочу с уверенностью сказать, что подобные мероприятия востребованы в школе, нужны детям и взрослым, так как прививают высшие нравственные идеалы. На этапе рефлексии было ясно, что дети восприняли и осознали значение духовно-нравственных ценностей в жизни человека.

Сценарий устного журнала

Вступительное слово классного руководителя

Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Для того чтобы получить нужную нам информацию, мы с вами обращаемся к Интернету, посещаем библиотеки, покупаем в магазинах книги, выписываем по почте газеты и журналы. А знаете ли вы, что журналы бывают не только печатными, но и устными? Сегодня мы проведём с вами тематический устный журнал «Путь праведных». А посвящён он будет духовно-нравственным аспектам воспитания детей в семье последнего российского императора Николая II.

Колыбелью человеческой жизни является семья, объединяющая людей на добровольных основах любви и согласия. Образ жизни семьи и поведение её членов представляют ценности, являющиеся необходимым условием для нравственного бытия человека, преемственности поколений и построения гражданского общества и государства.

Сегодня институт семьи разрушается: Россия занимает первое место в мире по количеству разводов, суицидов, абортов, беспризорных детей, асоциального поведения. Корнями эти негативные явления уходят в семью, во взаимоотношения между его членами. Утрачиваются нравственные ценности семьи, разрушаются моральные устои, связанные с семейным воспитанием. Школа как центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в условиях федерального государственного общеобразовательного стандарта способна предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере.

Есть редкие семьи, которые сохранили культуру духовно-нравственного воспитания. Но это исключение в наше время, характеризуемое кризисом семьи, захватившим практически все так называемые цивилизованные страны.

Мир вокруг нас прекрасен. Только в душе человека нет мира. Однако жили на земле святые люди, светлые и мудрые, счастливые и нужные нам всем до сих пор.

Страница 1

Введение

hello_html_24f57776.jpg

«Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом,

но на подсвечнике, и светит всем в доме».

Евангелие от Матфея [1]

(На экране икона святых Царственных Мучеников, звучит «Аве, Мария!» Франца Шуберта)

Ведущий 1: 17 июля Русская Православная церковь молитвенно вспоминает мученическую кончину семьи последнего российского императора. Современные историки, писатели, политики, да и простые обыватели неоднозначно оценивают роль и значение Николая II в истории России. Его упрекают в чрезмерной мягкости, уступчивости, недостатке воли. Кто-то до сих пор сомневается в святости августейшего семейства. Но в одном сходятся все — Николай II был идеальным семьянином, мужем, отцом, а императрица — образцом любящей супруги и заботливой матери.

Ведущий 2: История любого государства складывается из множества семейных историй. Но, ни в одной из них история России не отразилась с такой трагической ясностью, как в семье Императора Николая II. В последней Царской Семье, как в многогранном алмазе, отобразилась вековая история миллионов семей России.

Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ.

Ведущий 1: Эта Семья жила не так давно: очень мало времени отделяет нас от их мученической кончины в 1918 году. Интересно бы было разобраться: как они, живя в очень сложную эпоху, когда было столько трудностей и противоречий – ничуть не меньше, чем сейчас, смогли в этом противоречивом мире создать счастье семьи, ощутить это счастье. Вспомним строки, которые написал Царь Николай на 20-летие супруги. Николай II писал, что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что счастье и любовь соединили их жизнь. Императорская чета не пользовалась какими-то особенными принципами воспитания. В основу они брали свой жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа.

Ведущий 2: Я предлагаю всем нам подумать, как нам в наше время могут помочь знания о Святой Царской Семье, потому что это тот редкий случай,

когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых.

Страница 2

Император Николай II –отец и глава семьи

hello_html_m68ac3c53.jpg

«Для воспитания ребёнка необходимы два условия: Церковь и благочестивые родители. Образование же есть не что иное, как восстановление образа Божия в человеке»[8 ].

(На экране фотография Николая II)


Ведущий 1: Николай II – последний русский император. Именно на нем пресеклась трехсотлетняя история правления Россией Домом Романовых. Николай II был старшим сыном императорской четы Александра III и Марии Федоровны Романовых. После трагической смерти деда – Александра II, Николай Александрович официально стал наследником русского престола.

Ведущий 2: Отец его Александр III, по оценке многих историков, был глубоко верующим, цельным человеком, хорошим семьянином. Эти же качества он воспитывал у своих детей. «Государь Александр Александрович знал и любил русскую культуру, литературу, историю. Годы его царствования связаны с расцветом русской национального театра. Александр III проявил себя мудрым меценатом и коллекционером. Всё, что потом прославило Россию, началось при Александре III»[13].

Ведущий 1: Психолог и историк П.И. Ковалевский писал: «Государь отличался необыкновенной личной храбростью, неустрашимостью и непоколебимым спокойствием. Он представлял собой необыкновенное сочетание свойств, присущих славянской нации: храбрость и неустрашимость и вместе с тем, любовь, милосердие, сострадание и самопожертвование»[9].

Ведущий 2: Воспитание и образование Николая II проходили под личным руководством его отца, на традиционной религиозной основе, в спартанских  условиях. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. Наследник Цесаревич получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком.

Ведущий 1: Николай любил ходить в церковь и молиться. Очень нравилось Николаю Александровичу зажигать и расставлять свечи перед образами. Цесаревич очень внимательно следил за процессом, и по мере сгорания свечей, тушил их, и старался делать это, так, чтобы огарок как можно меньше дымил. На службе Николай любил подпевать церковному хору, знал много молитв, и обладал определенными музыкальными навыками. Будущий русский император рос задумчивым и застенчивым мальчиком. Вместе с тем он всегда был настойчив в своих взглядах и убеждениях.

Ведущий 2: Ранняя смерть Александра III не позволила вполне завершить подготовку Наследника к исполнению обязанностей монарха. Он еще не был полностью введен в курс высших государственных дел, уже после восшествия на престол многое ему пришлось узнавать из докладов своих министров. Впрочем, характер Николая Александровича, которому при воцарении было двадцать шесть лет, и его мировоззрение к этому времени вполне определились.

Ведущий 1: Лица, стоявшие близко ко двору, отмечали его живой ум — он всегда быстро схватывал существо докладываемых ему вопросов, прекрасную память, особенно на лица, благородство образа мыслей. В неофициальной обстановке с Государем общались немногие. И все, кто знал его семейную жизнь не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Отношения детей с Государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.


Страница 3

«Соединены на вечность…»

hello_html_m3b1911b.jpg

Любовь - Жар-Птицу - вечную, святую -

Они в сердцах замкнули навсегда.

И плачет сердце в радости, ликуя,

В разлуке - в муках - сладостно тоскует -

Не растеряли нежность сквозь года!

(Звучит «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского, на экране портрет Императора Николая II и Александры Фёдоровны)

Ведущий 1: Николай Александрович впервые увидел свою будущую жену в день свадьбы её сестры на балу в Петербурге в 1884 году. Николаю — 16 лет, Алисе (Аликс) — 12. Он не обращает на девочку никакого внимания. Она не сводит с него глаз… Скромный, серьезный Цесаревич сразу понравился застенчивой принцессе.

Ведущий 2: Через пять лет Аликс Гессенская снова посетила Россию и пробыла в Санкт-Петербурге несколько недель. Тогда у наследника созревает окончательное решение жениться на ней. Государь Александр III не дал своего согласия. Пять лет была испытываема эта любовь. Принцесса Аликс, уже настоящая красавица, к которой сватались многие коронованные женихи, отвечала всем решительным отказом. Так же и цесаревич отвечал спокойным, но твердым отказом на все попытки своих родителей устроить иначе его счастье.

Ведущий 1: Весной 1894 года августейшие родители наследника, видя непоколебимое решение своего сына, его терпение и кроткую покорность родительской воле, дали свое благословение на брак. В том же году он сделал предложение принцессе. В день помолвки Николай II запишет в своём дневнике: «8 апреля. Чудный незабвенный день в моей жизни – день моей помолвки с дорогой ненаглядной Аликс» [3].

Ведущий 2: Аликс стала его невестой, она приняла православие и крестилась. Имя Аликс получила новое - Александра Федоровна. После смерти Александра III 14 ноября 1894 года состоялась очень скромная церемония бракосочетания. Школа любви начинается с семьи. Николай и Александра любили друг друга трепетно и нежно с юных лет и до конца. Всю жизнь для Николая жена была «Солнышком».

Ученица :

Читая письма Царственной Четы,

Невольно попадаешь в мир прекрасный,

Мир изумительной, хрустальной чистоты -

Любовь - как отблеск Неба - ясный…

Ученик : Эти письма имеют для России и для всего мира историческое значение. Вера, самопожертвование и благородство, столь редкие для людей, светят со страниц писем и побуждают любить их, даже если бы они и не были такими известными историческими личностями.

Ученица : «Любовь мы нашли. Я связала ей крылья» (из письма невесты Аликс Гессенской к Царевичу Николаю Александровичу) [3].

Ученик : «Аликс, я понимаю Ваши религиозные чувства и благоговею перед ними. Но ведь мы веруем в одного Христа; другого Христа нет. Бог, сотворивший мир, дал нам душу и сердце. И мое сердце и Ваше Он наполнил любовью, чтобы мы слились душа с душой, чтобы мы стали едины и пошли одной дорогой в жизни. Без Его воли нет ничего» (из письма Николая Александровича невесте Аликс Гессенской) [4].

Ученица : «Мой родной, дорогой, любимый Ники, <...> я еще больше люблю тебя и уважаю за твой шаг. Да, ты поступил как честный и преданный сын, и Бог благословит тебя за это, как делает это и твое Солнышко, хотя сердце ее, кажется, вот-вот разорвется от невозможности увидеть тебя. <...> Ники, ты честный, ты ангел, а не человек, никогда не было лучшего сына, и я горжусь, что ты выбрал меня себе в жены. <...> Как сильно я люблю тебя за твою любовь к родителям, как редко в наши дни можно найти такую любовь. Они никогда не забудут, и я тоже, бесценный мой, как ты все же любишь и свою невесту. Вот именно этим я восхищаюсь, что даже эта великая любовь не может изменить твое отношение к родителям» (из письма невесты Аликс Гессенской к Царевичу Николаю Александровичу) [3].

Ученица : «Моя милая, дорогая, <...> я не приеду так скоро, как собирался, а уезжаю с родителями в Крым. Не надо тревожиться, милая моя, но ты поймешь, что я не мог поступить иначе, как на некоторое время пожертвовать своим счастьем. <...> Ах, милая! Я живу только надеждой, сейчас еще больше, чем прежде, что терпение поможет нам ждать и полностью доверять друг другу. Да, я должен снова это повторять: терпение — наш девиз...» [4].  

Страница 4

«Воспитание «по-царски»

hello_html_m3e9e2710.jpg

«Укрепляй семью, потому что

она основа всякого государства»[2].

(На экране фотография семьи русского императора Николая II, выходят мальчик и девочка, читают по ролям стихотворение)

Когда-то давно не слыхала Земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, Богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье?

«Я, я - тихо молвила Ева.- Я, я».

Сказала она знаменитых семь я

Вот так на Земле появилась семья.

Ведущий 1: В семье Царя Николая Александровича любовь ставили превыше всего земного и свою Семью строили на Вере и Любви. Вся жизнь Семьи – подтверждение этих слов. Этот дар сопряжен с ответственностью, с отказом от себялюбия, в служении друг другу, во взаимопомощи во всех жизненных обстоятельствах.

Ведущий 2: Александра Федоровна была  удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично. В Александровском дворце Царского Села Императрица создала счастливый остров Уединения и Покоя для императора, обременённого тяжким грузом государственных забот, украшением которого были четыре прелестных цветка: дочери, появившиеся друг за другом с интервалом в полтора – два года: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Четыре Цесаревны, так разительно похожие друг на друга и такие разные!

(Выходят 4 девочки в образах четырёх царских дочерей, на фоне музыки«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского рассказывают)

Ольга: Старшая дочь Ольга имела прямой, искренний характер, была непосредственна, любила поэзию, книги, была наделена большими музыкальными способностями. С детства она росла очень доброй и отзывчивой, глубоко переживала чужие несчастья и всегда старалась помочь. Ольга больше других сестёр любила читать, позднее она начала писать стихи. Учитель французского языка и друг императорской семьи Пьер Жильяр отмечал, что Ольга лучше и быстрее сестёр усваивала материал уроков. На окружающих она производила впечатление своей ласковостью, своим чарующим милым обращением со всеми. Она со всеми держала себя ровно, спокойно и поразительно просто и естественно. Она была очень скромной и не любила роскоши. 

Татьяна: Татьяна была сдержанна, сосредоточенна, самостоятельна, ее сферой было хозяйство, рукоделие, будничный домашний уклад. Из тихих домашних развлечений предпочитала рисование, книжки с картинками, вышивание  и вязание. Татьяна была самой близкой к императрице Александре Фёдоровне, всегда старалась окружить мать заботой и покоем, выслушать и понять её. Многие считали ее самой красивой из всех сестер. П. Жильяр вспоминал, что она от природы была сдержанная, обладала волей, но была менее откровенна и непосредственна, чем старшая сестра. Она была не так одарена, как старшая сестра, но искупала этот недостаток большой последовательностью  и ровностью характера. 

Мария: Мария была самой простой, ласковой и приветливой из всех дочерей, больше всего любила возиться и нянчиться с маленькими детьми, любила быть с простым народом. Современники описывают Марию как подвижную весёлую девочку, чересчур крупную для своего возраста, со светло-русыми волосами и большими тёмно-синими глазами, которые в семье ласково называли «Машкины блюдца». Генерал М. Дитерихс вспоминал, что Великая княжна Мария Николаевна была самая красивая, типично-русская, добродушная, весёлая, с ровным характером, приветливая девушка. Она умела и любила поговорить с каждым, в особенности с простым человеком. У Марии был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, используя для этого левую руку. Как и остальные сестры, Мария любила животных.

Анастасия: Анастасия, младшая дочь, любила читать, была остроумна и жизнерадостна. Как и другие дети императора, Анастасия получила домашнее образование. Обучение началось в восьмилетнем возрасте. По воспоминаниям современников, Анастасия была небольшого роста, с русыми волосами, с большими голубыми глазами, унаследованными от отца. Говорила быстро, но четко. Голос имела высокий, глубокий. Имела привычку громко смеяться и хохотать. Девочка отличалась лёгким и жизнерадостным характером, любила играть в лапту, в фанты, в серсо, могла часами без устали носиться по дворцу, играя в прятки. Она была неистощима на выдумки. С её лёгкой руки в моду вошло вплетать в волосы цветы и ленты, чем маленькая Анастасия очень гордилась. Была неразлучна со старшей сестрой Марией, обожала брата и могла часами развлекать его, когда Алексея укладывала в постель очередная болезнь.  

Ведущий 1: Современники считали, что прелесть этих четырех сестер состояла в их большой простоте, естественности, свежести и доброте. «Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только матерью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у неё совета» [5].

Ведущий 2: Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но она решительно отказалась. Девушка не хотела быть иностранкой в своей стране, она хотела остаться русской. Родители не стали принуждать ее, и переговоры о сватовстве были отложены на неопределенное время. В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей окончили курс медсестер и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой, но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг.

Ведущий 1: «Воспитание дочерей в царской семье действительно было строгим. Царевны спали на походных кроватях, мало покрытые, каждое утро принимали холодную ванну. Государыня, сама очень скромная в одежде, в выборе причесок, не позволяла и дочерям много наряжаться. Великая княжна Ольга Николаевна полностью восприняла это отношение к роскоши и, по воспоминаниям, одевалась очень скромно, постоянно одергивая в этом отношении своих младших сестёр» [6].

Ведущий 2: Может быть, Александра Федоровна, будь она обычной матерью, и побаловала бы дочерей, но она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных: когда началась первая Мировая Война, новые платья вообще перестали шиться. Великим княжнам приходилось самим аккуратно чинить свою одежду. Получилось точь-в-точь по апостолу Павлу: не плетением волос украшались царские дочери, но добрым и смиренным нравом.

Ведущий 1: Летом 1904 года в Петергофе, почти через 10 лет замужества, царица родила сына. На свет появился наследник престола, человек к которому должно перейти управление империей. Не прошло и шести недель, как стало выясняться, что у мальчика страшная болезнь – гемофилия, против которой медицина бессильна. Малейшая царапина могла повлечь за собой смерть ребенка.

Ведущий 2: По этой причине вначале его окружал бдительный надзор, постоянное присутствие двух матросов, но П. Жильяр, преподаватель французского языка у царских детей, предложил родителям Алексея предоставить Царевичу больше самостоятельности и приучить его находить в самом себе силы и энергию противодействовать своим импульсам. Родители всецело присоединились к мнению преподавателя и заявили, что согласны на опасный опыт. Они, без сомнения, сознавали вред строго надзора и опеки над ребенком, угрозу вырастить человека, лишенного самообладания, немощного в моральном отношении.

Мальчик в образе Цесаревича Алексея: «Сам Царевич был очень рад такому решению и обещал оправдать доверие, которое ему оказывали. У мальчика была большая живость ума, много вдумчивости, деликатная и чуткая душа. От природы он был любящим и чувствительным к чужим страданиям, потому что сам много страдал»[6]. Вкусы его были очень скромны. Благодаря природной простоте Алексей был устойчив к нелепому преклонению некоторых из окружающих, напротив, он смущался и неприятно себя чувствовал, сталкиваясь с подобострастием. Наследник Алексей был ласков, чужд надменности, он не любил придворного этикета, ему нравилось общаться с солдатами. Как характеризуют Алексея современники, он был горячим патриотом, умен, благороден, добр, отзывчив, постоянен в своих симпатиях и чувствах. Он проявлял большую чуткость к несчастным и обездоленным и не упускал случая, когда мог сделать что-нибудь приятное окружающим. Ощущение чистоты, доброжелательства и живого интереса к людям у Царевича Алексея было естественно и просто. В лице Алексея Николаевича Россия приобрела бы прекрасного государя. Он любил Россию, русский язык, русский народ. Он понимал, что такое страдание. У него были обширные для его возраста познания. Он также любил общаться с простыми солдатами. Часто он говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы».

hello_html_ceed392.jpg

(Выходят родители в образах Императора и императрицы)

Императрица: Для государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удерживание от ссор. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга» [5]. В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нравственно здоровой личности. Это воспитание ребёнок получает в семье, дома. Дом для Государыни - «это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым» [12].

Современники отмечали: «На протяжении почти 25 лет они представляли собой мир семейного счастья, эпицентром которого была сначала «сиреневая» гостиная Александры Федоровны, а затем, после рождения наследника Алексея, - детская». «Императрица ежедневно сама купала наследника и так много уделяла детской, что при Дворе стали говорить, что Императрица не Царица, а только Мать» [5; с.73].

Император: О том, какое участие принимал в воспитании детей Николай II, мы узнаём из получивших в то время почти повсеместное распространение, как среди взрослых, так и детей, ведения дневников. В своих записях Николай II сообщает о домашних событиях: «Милой Мари исполнилось 8 лет. Утром она получила подарки»; «Долго гулял и катался с детьми с горы»; «После обеда поехал с детьми в цирк»; «В 8 часов поехал с Ольгой и Мари в Мариинский театр...». «Прогулялся с Алексеем на Детском острове, а затем занимался с ним русской историей»; «В 2 часа вышел в сад со всей семьей» [3]. В этих строчках хорошо просматриваются взаимоотношения между Николаем и его детьми, проникнутые любовью и взаимопониманием. По воспоминаниям Пьера Жильяра Николай II был для своих детей «одновременно Царём, отцом и товарищем»[7].

Императрица: В своих устремлениях к прямому родительскому участию в воспитании детей императорская чета следовала не только велению сердца, но и новейшим открытиям педагогики, переживавшей пору бурного развития. О глубоком знакомстве с этой наукой и горячей поддержке ее постулатов свидетельствуют дневниковые записи Александры Федоровны. «Мы ещё не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви - это наш дом, самое родное место для нас в мире» [12]. По словам приближенных, «это была самая святая и чистая семья».

Страница 5

«Восходит на Голгофу Царь с Царицей…»

hello_html_366b71a3.jpg

Восходит на Голгофу Царь с Царицей

И за руку Детей Своих ведет.

Высокое смирение на лицах,

Христу уподобленье - за народ,

За Русь Святую, клятвопреступленье,

За крики и хулу, что Бога нет!

Ведущий 1: Взаимная любовь и согласие всех членов этой тесно сплочённой православной семьи, доверие и сердечная дружба способствовали единению не только в радости, но и в горе. В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа.

Ведущий 2: Семья - вот было истинное царство Николая II до самого конца и преданность его ей достойна восхищения. Они были все вместе в ту роковую ночь и остались вместе и после смерти: в 2000 году Николай II, Александра Федоровна, Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей были причислены к лику святых Русской Православной Церкви. В ночь на 17 июля 1918 г. царская семья была расстреляна. «Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан,…чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь»        (кн.Ольга)

Ведущий 1: Император Николай II – 50 лет; Императрица Александра Федоровна – 46 лет

Княжна Ольга – 23 года; Княжна Татьяна – 21 год; Княжна Мария – 19 лет; Княжна Анастасия – 17 лет; Цесаревич Алексей – 14 лет. «Не теряйте вашу веру. Идите прямо. Не страшитесь и не падайте духом», - учили родители детей».

Укрепленные великой верой во Христа, члены царской семьи служат для нас образцом мужественной твердости и непоколебимой надежды. Они - помощники России, всякого русского человека в трудных поисках верного жизненного пути. Мы верим, что нет таких жизненных ситуаций, в которых нельзя противостоять унынию, страху, безнадежности.

Ведущий 2: Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку взаимным общением, молитвой, чтением и посильными занятиями.

Ведущий 1: «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, — пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер Жильяр, — они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти»[5].

Ведущий 2: Закончить эту самую грустную страницу нашего журнала мы хотим стихами, найденными в доме Ипатьева, в подвале которого убили царскую семью. Эту молитву в стихах написала Великая Княжна Ольга Николаевна незадолго до расстрела:

(Девочка в образе Великой Княжны Ольги читает стихотворение на фоне «Реквиема» В.А. Моцарта)

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину бурных мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о, Боже правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест тяжёлый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Теперь позор и оскорбленье,

Христос Спаситель помоги,

Владыка Мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас…

И дай покой душе смиренной

В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы -

Молиться кротко за врагов…

 



Страница 6

«И вера в Бога всех объединит…»


hello_html_45058046.jpg


«Благодать Божию невозможно удержать в пределах храмовых и

монастырских стен. Она изливается в мир, чтобы преобразить земную

жизнь и утвердить её на основании заповедей Христовых»[9].



Ведущий 1: Без духовно-нравственной культуры, накопленной Православной Церковью на протяжении тысячелетий, невозможно полноценное развитие личности. Православная Церковь всегда была и остаётся проводником, посредством которого становились известными свидетельства Святого Благовестия.

Ведущий 2: Сердце ребёнка, как учат Святые Отцы Церкви, подобно мягкому воску, на котором так же легко может запечатлеваться образ Бога, как и образ сатаны. Какой именно образ получит ребёнок, зависит от действий тех, кто кладёт на него свою печать воспитания.

Ведущий 1: Святитель Димитрий Ростовский в восемнадцатом веке писал: «Юного отрока можно уподобить доске, приуготовленной для изображения картины: что живописец изобразит – доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, - то и останется на ней»[11].

Ведущий 2: Духовное совершенствование личности невозможно без нравственного внутреннего закона. И здесь не обойтись без помощи Церкви. Без помощи Церкви невозможны преодоление и профилактика губительных пороков современного общества: пьянства, наркомании, гражданской пассивности и нравственного безразличия.

Ведущий 1: Для Русской Православной Церкви воспитание всегда было святым долгом, Церковь веками служила опорой школе и семье.

Ведущий 2: На территории нашего села есть Церковь «Неупиваемая чаша». И сегодня у нас выступит отец Михаил, который вот уже многие годы служит в нашей Церкви.

(Выступление отца Михаила)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выступление классного руководителя

Этим великим людям изначально приуготовлялся великий подвиг. Они удостоились мученического венца. До конца стояли за Христа, за веру и Отечество. Ко всем их качествам можно прибавить ещё одно - они любили свою Россию. И чтобы не погубить её и не погубить свой народ, они добровольно пошли на эти муки. Император знал, что ему уготовано, он мог уехать, скрыться избежать этого, но он остался.… Остался страдать вместе со своей многострадальной Родиной и своим великим народом, за который отвечал перед Богом. И этому он всегда учил своих детей. Своим примером заботливости, самопожертвования, любви и кротости, которую подавала им Александра Фёдоровна. Пример мужественности, стойкости, патриотизма, который подавал Николай II. Больше ничего и не нужно. Дети впитывали это с раннего возраста. С раннего возраста познавали они и Христа, научились верить и безгранично любить его.

Итак, нравственные устои семьи Романовых основывались на родительском примере любви, взаимоуважения между собой, заботе и любви к детям. Родители были беспрекословным авторитетом для детей. Они проявляли максимум внимания к детям и заботу о них, в детях воспитывалось чувство долга и ответственности за свою страну, религиозность семьи просматривается во всех мемуарах и дневниковых записях. Немаловажен тот факт, что родители часто проводили свободное время с детьми, много читали, обсуждали, советовали, организовывали совместные прогулки и отдых. Ядром таких семейных взаимоотношений была бесконечная взаимная любовь Николая II и Александры Фёдоровны.

К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой об укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую православную веру через все скорби и страдания.

Список использованной литературы

1. Евангелие от Матфея. Святое Евангелие. Издательство Сретенского монастыря, М., 2014 г. (5:14, 15), с. 13.

2. «Государь-миротворец», статья Ю.В. Кудриной, журнал «Покров», Издательский дом «СТ Медиа», № 3 2010. – С. 59.

3. Дневники императора Николая II. М.: «Орбита». 1992.- С.104, С.98, С.62, С.70.

4. Дневниковые записи, переписка царской семьи, представленная в книге «Дивный Свет» 2009. – С.80, С.83.

5. Записки очевидца: Воспоминания, дневники, письма /Сост. М. Вострышев. – М.: Современник, 1989.- С.112, С.48, С.73.

6. Кравцова М. «Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников» Православное издательство "Благо", 2003. – С.132, С.10, С. 22, С. 80.

7. Ларина Е. Статья «Денис Титкин. О Боге узнал из атеистических книг». Журнал «Брянские миряне», ПРО Брянская епархия РПЦ, № 3 2014. – С. 27.

8. Протоиерей Валериан Кречетов «Как жить по вере сегодня в России?», Издание храма Державной иконы Божией Матери, 2009. – С. 143.

9. Протоиерей Василий Жданов статья «Опыт взаимодействия церкви и школы в организации преподавания православной культуры», журнал «Покров», Издательский дом «СТ Медиа», № 9 2009. – С. 25.

10. Святой Иоанн Златоуст. «Цветочки с духовного луга». Школа православного воспитания, М., 1999. – С. 27.

11. Свт. Димитрий Ростовский. Христианское воспитание детей. Опыты православной педагогики. М., 1993. – С. 110.

12. Стремоухов П.П. Императрица Александра Федоровна в ее письмах. - Париж: Русская Летопись, 1924.- С.52, С. 78, С.143, С.92.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009. – С. 9.

14. Школьная энциклопедия. История России. 18-19 вв., М., «ОЛМА - ПРЕСС Образование», 2003. – С. 20.

Приложение

Памятка для родителей о семейном воспитании

от Великой Императрицы Александры Фёдоровны

hello_html_m7d468aab.jpg

«Брак - это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого».

«Всегда любить – это долг».

«Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…».

« Как счастлив дом, где все – дети и родители – верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения».

«В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье – когда все честно выполняют свои обязанности».

«Дом – это место тепла и нежности».

«Дом и семья – это то, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это еще в детстве».

«Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

 «Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог»

«Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль ненамеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж много нужно — слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

«Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Дом - это-место тепла и нежности. Говорить в доме надо с любовью».

(Источник: Стремоухов П.П. Императрица Александра Федоровна в ее письмах. - Париж: Русская Летопись, 1924)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Основы православия. Православная семья. Сценарий праздника "День матери"

Данный сценарий можно использовать для подготовки праздника в Воскресной школе. Также  на уроках ОРКСЭ (Модуль "Основы православия") при изучении темы "Православная семья"....

Методическая разработка урока ОРКЭС " Православная семья"

Методическая разработка урока ОРКЭС по теме " Православная семья" .Урок- открытия новых знаний....

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...

Семья. Ценности православной семьи.

Методическая разработка урока...