Семья. Ценности православной семьи.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Методическая разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsarskaya_semya_korotko.pptx | 2.7 МБ |
konspekt_uroka.docx | 83.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я все время молилась за Вас обоих, дорогие, чтобы Бог помог Вам в это ужасное время. Я просто не могу выразить, как Я жалею Вас, Мои любимые. Мне так жаль, что Я ничем не могу помочь...Благословляю , вас, мои любимые. …Много раз целую тебя и дорогого Папу…Ваша любящая, верная дочь Татьяна»
«Милой Мари исполнилось 8 лет. Утром она получила подарки» «Долго гулял и катался с детьми с горы..» «После обеда поехал с детьми в цирк…» «Прогулялся с Алексеем на Детском острове, а затем занимался с ним русской историей…» «В 2 часа вышел в сад со всей семьей…»
Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом, самое родное место для нас в мире.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Семья. Ценности православной семьи. (Первый урок из цикла «Православная семья»)
Цель: работать над формированием у учащихся представлений о православной семье и ее святых покровителях.
Задачи:
1) Раскрыть сущность православного брака через христианские ценности.
2) Представить образ семьи, как великую нравственную ценность на примере семьи Николая II и жития Петра и Февронии Муромских
3) Развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли, логическое мышление, навыки работы с текстом
4) Воспитывать чувство ответственности, любви к своим ближним.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
-находить и отбирать нужную информацию из различных источников
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-владеть диалогической формой речи
-признавать различные точки зрения и формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
РегулятивныеУУД:
- принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Личностные УУД:
- формировать внутреннюю позицию школьника
- развивать этические чувства, доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- осознавать свою роль в семье и личную ответственность за свои поступки.
Межпредметная связь:
окружающий мир, литературное чтение, технология, изобразительное искусство
Формы работы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Оборудование: электронная презентация, учебник Н.Ф.Виноградовой «Основы православной культуры», карточки с материалами по теме урока, шаблоны ромашек, толковый словарь Ожегова
Ход урока
- Организационный этап. Самоопределение к деятельности
Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.
Но возьми, к примеру, эти: слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.
Одному или одной трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
МЫ - семья, и МЫ – друзья.
Рядом мы, и мы едины.
Вместе мы непобедимы.
- Ребята, посмотрите друг на друга. Как хорошо, что вы не одиноки. Улыбнитесь друг другу. Начнем.
- Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, прослушайте высказывания детей и определите, о чем они говорят. Это и будет темой нашего урока. (на экране видеофрагмент «Устами младенца». Слово, которое пытаются объяснить дошкольники – семья)
- А эпиграфом к уроку будут такие слова:
Счастлив тот дом, где пребывает мир…,
где брат любит брата, родители пекутся о детях,
дети почитают родителей! Там благодать Господня…»
Иоанн Златоуст
- Как вы понимаете эти слова?
- Сегодня мы начинаем цикл уроков, посвященных православной семье, а также начнем работу над проектом, в результате которого будет создан вот такой буклет, посвященный вашей семье.
Сегодня на уроке мы вспомним, что такое семья, узнаем секреты православной семьи, узнаем кто является покровителями семьи и приступим к оформлению первой страницы своих буклетов.
- А еще наш урок украсит ромашка (вывешивается на доску). Почему именно этот цветок? (ромашка – символ семьи и верности)
3. Актуализация знаний
- Что вам представляется при слове «семья»? (дом, мама….)
- Вот какие добрые и теплые у вас впечатления от этого слова.
- Вспомнимните, что такое семья?
Работа со словарем
- Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дано в словаре Ожегова
- Какое значение в жизни человека имеет семья?
- Первичное усвоение новых знаний
- В нашей стране даже есть особенный праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля. И установлен он в честь Муромских святых Петра и Февронии.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр.97. Перед вами икона святых Петра и Февронии. Прочтите, что под ней написано. (Покровители православной семьи и брака).
- Действительно, им молятся о мире и благополучии в семье. А почему - мы узнаем, послушав рассказ ребят.
- Из какого города Петр и Феврония?
- Кем был Петр? А Феврония?
- Что потребовали бояре от Петра?
- Почему он этого не сделал?
- Петр понял, что богатство, власть – это не главные ценности в жизни. А что для него было главным? (семья, любовь)
- Христианскую семью объединяют определенные семейные ценности. Давайте прочитаем о них (стр. 94)
- Каковы ценности православной семьи?
- А какие ценности почитаются в вашей семье?
- Еще одной ценностью православной семьи является любовь к Богу. Поэтому семью также называют Церковью, только меньшей, домашней. Как Глава Церкви – Христос, так глава семьи – муж, отец. Он нес ответственность за всю семью, но и ему все подчинялись. Отец первым садился за стол. Ему отдавали первый и самый хороший кусок. Дети жили в полном повиновении и почитании своих родителей. Строго соблюдалась заповедь, данная Христом: почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Люди ценили, берегли свою семью. Немало пословиц и поговорок сложено о семье. А какие вы помните?
Работа в группах.
- Сейчас вы поработаете в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группе.
- У вас на столах лежат карточки со словами из пословиц. Вам нужно сложить пословицу и объяснить ее смысл.
Материнская молитва со дна моря поднимет.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Отца с матерью почитать – горя не знать.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Согласную семью и горе не берет.
Работа с учебником.
- Да, трудно создать семью, но еще труднее ее сохранить. Как часто в наше время мы видим, что семьи распадаются. Так в чем же секрет крепкой, дружной семьи. Об этом мы узнаем, поработав с текстом в учебнике на стр. 96. (Секреты православной семьи: любовь, дружба, правильное распределение обязанностей, доверие, единство интересов)
- Что бы вы еще добавили? (терпение, прощение, забота…)
5. Закрепление
- Народная мудрость гласит, что семья держится на трех опорах: любви, прощении, терпении. Именно эти ценности были положены в основу семьи нашего последнего царя Николая II, которая считается образцом христианской семьи
(слайд 1)
- Послушайте с какой любовью Государь пишет о рождении своей первой дочери Ольги.
(слайд 2)
- А вот письмо второй дочери Татьяны родителям:
(слайд 3)
- Как часто в нашей жизни мы слышим от родных «мне некогда», «я занят». А уж кто больше Государя может быть занят? А он находил время для своей семьи. Вот как об этом он пишет в своем дневнике:
(слайд 4)
- А по вечерам Государь лично читал детям. Причем брал не первую попавшуюся книгу, а обдуманно подбирал нужную.
(слайд 5)
- У Николая II и Александры Федоровны было 5 детей. Но все они росли в атмосфере любви и взаимоподдержки. Дети были очень дружны. Девочки даже подписывались общим именем, которое составили из первых букв своих имен «ОТМА»
(слайд 6)
- А когда Александра Федоровна болела, дети устанавливали дежурство и поочереди заботились о маме.
(слайд 7)
- Их любовь и милосердие выходили далеко за пределы семьи. В годы Первой Мировой войны Государыня вместе с дочерьми работали в госпитале, помогали в операционной.
(слайд 8)
- А вот слова Александры Федоровны, обращенные ко всем нам:
(слайд 9)
- Рефлексия
- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте его еще раз.
- Что же самое главное в семье? (любить друг друга)
- А что значит любить?
Практическая работа
- Ребята, сегодня мы начнем работу над проектной задачей, в результате которой вы создадите буклет, посвященный вашей семье. У вас на столах лежат карточки со словами апостола Павла о любви и маленькие ромашки – это символы вашей семьи. Давайте в центре своих ромашек напишем главные слова «Любить –это..»
- А сейчас все вместе прочитаем слова апостола Павла и определим, что же значит – любить. И запишем эти заповеди на лепестках своих ромашек
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится не раздражается, не мыслит зла, всему верит |
|
- Итак, апостол Павел говорит «любовь долготерпит. Значит, любить –это терпеть (на лепестке крепится слово «терпеть», «не завидовать»….)
- У нас остались свободные лепестки. Может быть после нашего урока у вас появилось свое мнение – «что значит любить» или как нужно поступать, чтобы сохранить свою семью крепкой и дружной. Подумайте и запишите свои мысли на свободных лепестках. Приклейте ваши ромашки на первую страницу своих буклетов.
- Теперь и у вас есть символ вашей семьи. И если вам в жизни станет трудно, обидно или вы сами обидите родных, перечитайте эти слова. И берегите свою семью!
- Информация о домашнем задании
По серии картинок на стр.95 составить рассказ «Что объединяет семью?»
А также подготовить рассказ о любимом занятии ВАШЕЙ семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Семейные ценности. Традиции семьи"
Эта презентация может быть использована на внеклассном мероприятии по теме "Семья. Семейные ценности. Отношения в семье."Цель:-Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят дру...
Ценности христианской семьи.
Презентация к уроку основ православной культуры по теме "Христианская семья" на примере семьи Государя Николая II. Его жена Александра Федоровна Романова вела дневники на английском языке, которые был...
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
Внеклассное мероприятие во 2 классе по основам православной культуры Тема: "Семья в православной традиции"
Внеклассное мероприятие во 2 классе по основам православной культуры Тема: "Семья в православной традиции" ...
"Царская семья Николая II – идеал православной семьи»
Работа посвящена чрезвычайно актуальной теме, поскольку с каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России. Проблема в том, что семья как х...
ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. СЕМЬЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ
Сценарий классного часа для 4-5 класса...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи. Наша дружная семья"
Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью.Но м...