Методическая разработка урока ОРКЭС " Православная семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Методическая разработка урока ОРКЭС по теме " Православная семья" .Урок- открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkes.docx | 332.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Христианская семья.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.
Задачи: Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.
Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.
Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.
Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.
Формировать понимание важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.
Планируемые результаты:
Предметные:
Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи.
Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.
Метапредметные:
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта.
Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений.
Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
Личностные:
Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей.
Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
Ход урока
1.Оргмомент
В жизни мудрость нас ведет,
С каждым днем она растет.
Вслед за ней и мы растем
И мудреем с каждым днем.
Ищем мудрые советы,
Мудрые даем ответы,
С мудростью дела ведем,
Мудрость слушаем во всем.
- Какое слово чаще всего встречалось в этом стихотворении?
- Как вы понимаете значение слова мудрость ?
Сегодня на уроке мы с вами приоткроем ещё одну завесу мудрости. Мудрости православия.
2.Актуализация знаний. Постановка темы и задач.
Чтобы узнать о чём мы будем говорить на уроке, разгадаем ребус. Правильно семья.
(Слайд 1. Семья)
Стих о семье.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
-Как вы понимаете , что такое СЕМЬЯ? (Родители, дети, бабушка и дедушка, любовь, забота о ближних, нежность и т.д.)
- Как вы понимаете, что такое семья?
-Найдем определение Семьи 1 группа – в учебнике, 2 группа- в словаре С.И.Ожегова.
Что общего ? В чем различия?
4. Проблемная ситуация.
- С чем сравнивают семью? (С ковчегом.)
Почему семью сравнивают с ковчегом?
Это КЛЮЧЕВОЙ вопрос нашего урока.
(Слайд 4)
- Что мы хотим узнать, чтобы ответить на этот вопрос сегодня на уроке?
- На какие еще вопросы вы бы хотели получить ответы? (Почему так называется ? Чем отличается от понятия просто «семья»? Какие отношения в семье? Какой образ жизни?)
- Значит, нам предстоит выяснить особенности христианской семьи?
5. Открытие нового знания
- Как вы думаете , чем ХР.семья отличается от обычной?
Давайте в этом поробуем разобраться.
1 группа- из предложенных ценностей называет то, что подходит для обычной семьи
2 группа- называет то, что подходит к Хр.семье
Сделаем вывод: Обычная и Хр.семья имеют одинаковые ценности. Но не каждая семья будет хр., почему?
Найдем ответ на это в учебнике с.86
- Почему заключение брака в церкви называется венчанием?
- Что означает венец над молодожёнами?
6. Физминутка
-Какую семью можно назвать счастливой?
- Какие фото расказывают нам об этом?
7. Первичное закрепление
Посмотрите притчу « Ладная семья» , ребята, и постарайтесь проявить свою мудрость, чтобы правильно ответить на вопрос что нужно для счастья в семье. А помогут вам вопросы-помощники, на партах.
Какие семейные ценности можно выделить в притче?
-Какова основная мысль? Подтвердите словами из текста.
Почему семья в притче названа непростой?
Легко ли жить в такой большой семье?
-Что объединяло семью из притчи?
-Хотелось бы вам жить в такой семье?
- Что же главное в хр.семье?
Эта любовь и взаимопонимание помогает чему ?
Почему это важно для каждого в семье ?
Вывод: Человек чувствует поддержку в семье и чувствует себя защищенным.
Вернемся к КЛЮЧЕВОМУ вопросу нашего урока.
Почему же семью называют ковчегом ?
Как вы думаете ,что нужно для сохранения дружной и счастливой семьи?
( общие дела , общие праздники , семейные традиции)
- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?
Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. ( рассказ о Петре и Февронье)
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы бояре умолили князя вернулся назад вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием.
Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества.
8.Рефлексия
Давайте подведем итог нашего урока.
- Выберите основные понятия, которые помогли нам ответить на главный вопрос нашего урока.
- Что отличает хр.семью от обычной семьи?
- Что необходимо для того, чтобы семья была крепким ковчегом?
9. Домашнее задание.
По выбору:
- найти отрывки из стихотворений, раскрывающие семейные ценности;
- подобрать мудрые высказывания о семье
Ладная семья
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока основ православной культуры
Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса первого года обучения основам православной культуры с использованием методического пособия Л. Л. Шевчен...
Методическая разработка урока по теме "Семья" для 4 класса.
Этот урок был разработан по УМК Биболетовой М.З. для участия в конкурсе "Учитель года" в 2011 году и имел хорошие отзывы комиссии конкурса....
Методическая разработка урока "Семья -малая церковь" в рамках курса "Основы православной культуры"
Церковь Христова состоит из Малых Церквей- которые есть не что иное, как православные семьи. Значение семьи трудно переоценить. Все наше общество семьей, семейными ценностями. До тех пор пока су...
Методическая разработка урока "Основы православной культуры".
Подвижник ХХ - ХХI в.в. архимандрита Иоанна ( Крестьянкина ). Жизнедеятельность,биография одного из наиболее почитаемых старцев ХХ - ХХI в.в.Материал может быть полезен на уроках "Ос...
Методическая разработка урока (Основы православной культуры) Христианская семья
Формирование представлений о семье как главной нравственной ценности человека,знакомство со смыслом обряда "Венчание",особенностями семейных традиций в православной культуре....
Методическая разработка урока «Ценности христианской семьи»
Представленная разработка урока и составленный к ней лэпбук "Ценности христианской семьи" раскрывает ценности понятия "семья", знакомит с основными традициями христианской семьи, п...
Методическая разработка урока "Основы православной культуры"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке формируется представление о духовно-нравственных ценностях труда человека. Урок начинается с пожелания друг другу крепкого здоровь...