Разработка внеклассного мероприятия "Дом, который построим мы"
план-конспект на тему
Цель: приобщение ребят к национальной культуре и традициям русского народа
Задачи:
- Построить общий дом в русско–национальном стиле.
- Развивать творческие способности.
- Способствовать развитию интереса к народному творчеству.
- Развивать коммуникативные навыки. (Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания, чуткости друг к другу и окружающим людям)
Оборудование:
- “бревнышки” дома;
- слайд - фильм
- конверты с “рожицами” с различными эмоциями (веселые, грустные, безразличные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Дом, который построим мы
Цель: приобщение ребят к национальной культуре и традициям русского народа
Задачи:
- Построить общий дом в русско–национальном стиле.
- Развивать творческие способности.
- Способствовать развитию интереса к народному творчеству.
- Развивать коммуникативные навыки. (Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания, чуткости друг к другу и окружающим людям)
Оборудование:
- “бревнышки” дома;
- слайд - фильм
- конверты с “рожицами” с различными эмоциями (веселые, грустные, безразличные).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1) Психологический настрой на урок
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в работе помогать.
* Встаньте в круг. Давайте познакомимся друг с другом. Назовите имена и ласковое слово на первую букву своего имени, похвалите себя. (Начать с себя)
* Весь негатив, который присутствует у каждого из нас, с негативом с которым столкнулись при приезде к нам, сгоним в центр круга (прямо с движениями рук, дуть) откроем дверь и весь негатив выгоним на улицу. Улыбнулись друг другу, какие мы все с вами хорошие, добрые, умные, красивые.
2) Тема мастер-класса
Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом!
(Слайды домов красивых)
Учитель:
– Сегодня мы собрались с вами, как самые старшие, мудрые, опытные ученики начальной школы. Мы встретились для не совсем обычного дела: нам придется “усыновить” домовенка и построить ему дом, в котором ему будет тепло, спокойно и уютно.
Домовой, по народному поверью, сверхъестественное существо, живущее в каждом доме. Он живет, радуется, веселится, грустит, печалится вместе с обитателями дома. Оберегает вас, но бывает, что наказывает нерадивых хозяев. Вот и у нас в школе есть свой домовой, молоденький. А зовут его Кузька, Кузьма. Но в последнее время загрустил Кузя. Нет у него дома, угла, где бы он хозяйничал, домовничал. А Кузе нравится дом в русском стиле, чтобы окна светлые, ставенки расписные, узорчатые. А в доме чистота, уют, красивые вышитые, выбитые наволочки, салфетки, скатерти, занавески, рушники. А мебель и предметы для кухни, сделанные деревенскими мастерами, чтобы были резные, расписные.
- Построим мы ему такой дом?
- Пойдешь Кузя к нашим ребятам жить в новый дом?
Домовой:
– Ну, нет. Я их вообще плохо знаю. На переменах бегают, кричат, а иногда и подзатыльники дают. А вдруг и этот дом будет такой же? Я должен посмотреть, проверить, какой это будет дом, что в нем будет, а потом и подумаю. Испытай их, а я познакомлюсь поближе.
Учитель:
– Ну что? Покажем себя?
Задание 1.
– Мы будем строить дом. Давайте заложим фундамент. А что такое “дом”? Как вы понимаете? (Ответы детей)
- Дом, который строит строитель, держится на фундаменте. А что такое фундамент? (Опора, основа дома и какой фундамент будет, такой и будет дом.)
-А что самое главное должно быть в семье, чтобы в ней был всегда мир, покой, счастье, понимание. На чем же тогда держится фундамент нашей семьи и наш дом? Кто обобщит?
Мудрость |
-Каждый шаг в строительстве сопровождался особыми обрядами, обращалось внимание на множество примет при выборе места под избу, при закладке дома, при подъеме сруба, при установке потолочной балки, крыши и т. д. Во многих деревнях на время строительства в будущий красный угол ставили молодое деревце.
Задать вопросы: Какой угол в доме назывался красным?
А какое деревце можно было поставить в красный угол?
А для чего ставили деревце?
(Рябину, елку, березку, дуб, – чтобы был здоров хозяин и все семейство.)
А под углы дома было принято класть деньги и зерно .
Для чего? для богатства, Шерсть – (для чего?) для тепла, Ладан – (для чего?) для святости.
И, безусловно, было много присловий, поговорок, касающихся дома:
- Всего дороже честь сытая да изба крытая.
- Своя хатка – родная матка.
- Изба жильем пахнет.
А теперь быстро, слажено начнем складывать сруб нашего будущего дома. Какие умения, навыки, знания, качества нам пригодятся?
На бревнышках напечатаны слова: Дружба, трудолюбие, взаимопомощь, взаимопонимание, радость, находчивость, познание, чистота, здоровье, любовь, смекалка. По одному берут бревно и поясняют значение слова.
Учитель: Ну что, Кузьма, нравится тебе наш дом?
Кузя: Нравится, нравится! Ну, в нем чего-то не хватает.
Учитель: А я сейчас поставлю крышу и окошко. Нравится?
Кузя: Очень нравится. В это окошко я буду смотреть, и наблюдать за вами. (появился весь дом на слайде)
Учитель: В новом доме люди должны жить здоровыми. Здоровье ценилось больше всего. В здоровом теле, здоровый дух. Нынешние ученые доказали, что хороводы очень полезны для здоровья. Хотите поправить ваше пошатнувшееся здоровье, или просто получить заряд доброй энергии – становитесь в круг. А какие пели песни в старину на Руси, когда водили хоровод? Конечно же, русские народные. Знаете ли вы такую песню? (Хоровод «Во поле береза стояла…»)
Домовенок. А я хочу сейчас вас проверить. А что обязательно должно быть в доме.
Стренцы – бренцы,
Ножи, веретенцы!
Ложки, плошки!
Сковородки, лукошки!
Топор, гребешок!
Припасай денег мешок!
А сейчас вы не зевайте,
Мои загадки отгадайте.
2) Загадки (слайд):
1. У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
Без водички моется (Кошка)
2. Мать толста,
Дочь красна,
Сын – сокол
Под небеса ушел. (Печь, огонь, дым)
3. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет. (Ухват)
4. –Черныш-загарыш!
Куда поехал?
- Молчи, кручено-верчено,
Там же будешь (Чугун и горшок.)
5. В брюхе – баня,
В носу решето,
На голове – пупок,
Всего одна рука,
И та на спине. (Чайник)
6. Рыба в море,
Хвост на заборе. (Ковшик)
7. По полу скок и по лавкам скок,
Сядет в уголок – не ворохнётся. (Веник)
8. Висит, болтается,
Всяк за него хватается. (Полотенце)
Домовенок:
Это я, ваш домовой,
Подружились вы со мной.
Мастерицы есть у вас?
Вяжут вещи – просто класс.
А о доме, об уюте
Вы подумать не хотите?
Может, кто-то мне подскажет,
Кто из вас салфетки вяжет,
Скатерти, фартуки и шторы?
Есть такие в вашей школе?
«Рукам работа – душе праздник!»
Русский народ славился не только метким и острым словцом, но и своим мастерством. В жизни нас окружает много необходимых и нужных нам вещей. Но некоторые из них должны ещё и радовать нас, приносить удовольствии. Пользуясь ими, мы наслаждаемся их красотой, необычностью. Они интересны и необыкновенны и делают их талантливые и добрые люди. И мы сейчас с вами покажем свои таланты и мастерство.
*** Чтобы стол выглядел красиво нужна праздничная скатерть.
*** Чтобы хозяйка выглядела красиво, мы ей украсим фартук.
*** Расписать разделочную доску.
*** Каждой хозяйке нравится когда ей дарят цветы. А для них нужна вазочка. Украсим вазочку.
*** Играми да плясками сыт не будешь. Славиться наш народ гостеприимством да угощением знатным. Ваша задача из соленого теста вылепить куличи.
*** Любой дом в старину украшали чудо-половики – плод старательной и кропотливой работы наших бабушек. Свяжем половичок для домовенка.
По ходу выполнения звучит песня.
Итог:
– Сегодня мы не соревновались, не соперничали, а вместе делали общее, нужное дело. Мы строили дом, в котором будем жить все вместе. Дом, в котором, как вы сказали в самом начале, будет уютно и хорошо. Дом, в котором вас всегда поймут. И сохраним ли мы его таким, будет зависеть только от вас.
Домовенок Кузя: Вот молодцы! Порадовали вы ребята меня. В таком доме я буду жить с удовольствием. Буду вам помогать. Буду вас оберегать. Буду покровителем вашего дома.
Учитель: А чтобы нам весело, дружно было жить в этом доме, мы справим новоселье и все вместе попьем чай. А наши гости тоже оставят свои впечатления от праздника. Прикрепите, кому у нас понравилось, на поляну у дома цветы. Смотрите, как у нас стало красиво.
– А на крыше нашего дома мы поместим общую фотографию. В этих конвертах лежат “рожицы”. Если вам было на нашем занятии:
– хорошо;
– безразлично;
– грустно,
то выберите такую рожицу. Подпишите имя и фамилию. Это будет наша общая фотография, наклейте рожицы на крышу.
Итог:
1.Сделать небольшой уголок под старину:
скатерти, полотенце, наволочки, занавески.
2. Соленое тесто. салфетки для рук, вода, клееночки.
3.13.04. родительский день – нужно из соленого теста слепить куличи, калачи ит.д.
В доме пахнет вкусно сдобой.
4. Попросить испечь родителей трубочки, вафли ит.д.
5. На кирпичи «Трудолюбие. Взаимопомощь. Дружба.» -
Разбить на группы или по парам: (чтобы в доме было всегда уютно, хорошо, красиво, отличное настроение было с вами каждый день, мы создадим уют нашему дому:
- Соленое тесто - слепить.
- Досочки раскрасить.
- Фартук – украсить.
- Скатерть
- Половичок – сплести косички и сшить, чтобы получился маленький половичок – кружок.
- Шторы на окна
Язык древних символов”
В современных квартирах можно увидеть много предметов, хранящих память о древних традициях. Яркие узоры ковра, изящные линии на керамической вазе, кувшине, переплетения кружев. Это говорят с нами на языке символов наши далекие предки, для которых каждая черточка и геометрическая фигура что-нибудь означала. Давайте попробуем прочесть их письмена. Что такое символ? Пример: снежинка в узоре символизирует – зиму, цветок – весну, ягода – лето.
Вопрос: что означает данный символ?
- Горизонтальная волнистая линия? (вода)
- Прямая горизонтальная линия? (поверхность земли)
- Треугольник? (гора)
- Птица – посланница солнца, тепла и света? (символ счастья и радости)
- Точка? (начало начал)
- Круг – солнце? (символ жизни)
- Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны? Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной .Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. Наш класс – тоже семья. У нас свои традиции сложились. Чаепитие – одна из наших традиций. И сегодня мы ее не будем нарушать. Мы будем пить чай. Это тоже добрая традиция – гостеприимство. Дорогие гости, приглашаем вас к нашему столу.
Ведущие.
1. Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный,
Он усталость прогоняет,
И недуги исцеляет.
Задание 2.
– Но не только радостью или огорчениями мы должны делиться в своей семье, но и знаниями. Давайте поделимся теми знаниями, которыми вы обладаете.
1. Назовите виды жилищ различных народов мира (хата, кибитка, келья, мазанка, вигвам, иглу, чум, юрта, сакля и др.)
- Многие организации имеют зашифрованные названия: СМУ – строительно-монтажное управление. Попробуйте расшифровать аббревиатуру, связав с темой строительства: ПУПСИК, ЗИГЗАГ, СИРОП, ПОЛЕНО и др.
– Это у нас с вами “кирпичики”
Находчивость | Познание |
***А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь если с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.
Ну-ка, кто хочет свое умение показать? Как музыка будет звучать, надо ниточку в клубок намотать, а как музыка кончит играть, хватит и ниточку мотать.
(Проводится игра-соревнование «Смотай ниточку в клубок» - у кого больше и тяжелее.)
*** Играми да плясками сыт не будешь. Славиться наш народ гостеприимством да угощением знатным.
*** Любой дом в старину украшали чудо-половики – плод старательной и кропотливой работы наших бабушек. Они были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом. Стелились в русских избах всегда вдоль половиц как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в современном обычае расстилания ковровых дорожек на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним.
Половик тесно связан с такой частью дома, как порог, который является символической границей между домом и внешним миром, между «своим» и «чужим» пространством. Половой коврик – это символ разделения мира дома и улицы. Входящих, отряхивая ноги о половик, вместе с грязью со своих подошв как бы прощается и с дурными помыслами. Порог, как границу дома, защищали с помощью оберегов. Половой коврик садились ткать с хвалебными песнями домовому:
Домовик-домовик,
Я плету половик –
Нити с севера на юг,
Не блуждай во тьме, мой друг.
С ними в доме становится теплее и уютнее. По нарядным половикам не пройдешь в грязных сапогах – жалко нарушать чистоту их красок. Поэтому все пришедшие в дом почтительно снимают обувь при входе – в доме царит чистота.
***А какие чудеса творили русские мастера из бересты – березовой коры! С давних времен люди делали из нее самые разные вещи: посуду, короба, лукошки, хлебницы, солонки, даже маленькие сундучки. А самыми известными были туески – круглые коробочки с крышкой и ручкой. Их брали с собой в дорогу – они были очень легкие и прочные, потому что береста почти не гниет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок знаний "Дом, который построим мы"
К данному уроку есть презентация, но она тяжелая. Если вы заинтересовались - пишите, перешлю на вашу почту....
Презентация урока изобразительного искусства по теме "Домики, которые построила природа".
Презентация к уроку ИЗО. 1 класс. Программа Л. А. Неменской.Цель: учить наблюдать природныеявления с точки зрения Мастера Постройки; развивать воображение и наблюдательность, умение видеть домик...
Урок родного русского языка "Дом, который построим мы"
У каждого человека должен быть ДОМ. Не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. А создать ДОМ ...
Сценарий классного праздника "Школьный дом, который построим мы", посвящённый Дню Знаний для учащихся 3-4 классов.
Данный сценарий поможет классным руководителям в начальной школе подготовить в игровой форме День Знаний в классе. Его могут использовать и учителя среднего звена, изменяя или добавляя содержани...
дом, который построили мы
Цель: создать условия для объединения детей и родителей для изучения истории семьи, её генеалогии; сохранения семейных традиций и обыч...
Классный час "Дом, который построили МЫ"
Здесь представлена разработка классного часа...
Методическая разработка в 1 классе: "Домики, которые построила природа". Беседа с детьми о перелетных и зимующих птицах, их среда обитания, внешний вид, название,
Урок по изобразительному искусству в 1 классе по теме: "Домики, которые построила природа"...