дом, который построили мы
классный час (1 класс) на тему
Цель: создать условия для объединения детей и родителей для изучения истории семьи, её генеалогии; сохранения семейных традиций и обычаев.
Задачи:
• формирование, развитие и воспитание нравственных качеств личности ребёнка через приобщение его к историко-культурному наследию своего народа;
• создание положительного эмоционального настроя среди участников программы - показать детям родителей, а родителям детей с другой -лучшей стороны;
• воспитание уважения к старшему поколению - родителям, бабушкам, дедушкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛИ МЫ»
Цель: создать условия для объединения детей и родителей для изучения истории семьи, её генеалогии; сохранения семейных традиций и обычаев.
Задачи:
- формирование, развитие и воспитание нравственных качеств личности ребёнка через приобщение его к историко-культурному наследию своего народа;
- создание положительного эмоционального настроя среди участников программы - показать детям родителей, а родителям детей с другой -лучшей стороны;
- воспитание уважения к старшему поколению - родителям, бабушкам, дедушкам.
Место проведения: классная комната
Участники: учащиеся 2 а класса, педагоги, родители
Оформление:
Класс оформлен под русскую горницу (печка, самовар, половички, прялка и подобное).
- Название - «Дом, который построили МЫ» (на доске),
- Макет русской избы (на доске),
- 2 листа ватмана - нарисованы деревья - сосна и берёза (на доске),
- 2 подноса с листочками для берёзки,
- Листки (клейкая бумага) со словами - мастерство, мудрость, дружба, гостеприимство, уважение.
- Газета «Предметы русского быта»,
- Книги -русские народные сказки,
- Таблица - «ступени», маркер,
- Самовар с баранками,
- Книги «Народные промыслы»,
- Куклы (мальчик и девочка в народных костюмах),
- Шкатулка с играми,
- Шумовые инструменты в коробе,
- Печка с Домовёнком,
- Музыкальное сопровождение.
Содержание мероприятия:
Звучит запись песни
Под музыку в класс входят дети с педагогом. Педагог (в русском народном сарафане) идёт первой, за ней дети. Педагог держит в руках клубок, дети держатся все за ниточку клубка. Педагог рассаживает детей, гостей, затем встаёт у доски, и спрашивает:
- Удобно ли вам?
- Всем ли места хватило? -Ну, тогда начинаем.
Дети: Дом смогли построить сами-добрый дом под небесами.
И хотим мы предложить новый дом вам заложить.
Дети: Сей проект-не просто дом.
Всем найдётся место в нём!
Дети: Дарим вам проект, который называется «Дом, который построили мы».
Педагог: Дорогие ребята, уважаемые взрослые - родители и гости нашего мероприятия. Сегодня вам представилась возможность посетить одно из серии занятий, которые проводились у нас во время воспитательных часов в ГПД. Наше сегодняшнее занятие называется «Дом, который построили мы». Это заключительное занятие по знакомству с русским бытом.
На занятиях мы с ребятами каждый раз узнавали что-то новое из жизни наших предков - бабушек, дедушек, пап и мам. У нас уже прошли такие занятия, как ... (дети называют, используя плакат с темами как подсказку).
- Секреты моего дома.
- Хранители моего дома.
- Русские народные игры.
- Мир увлечений моей семьи (посиделки)
- и другие.
Педагог (чётко и торжественно): Сегодня мы будем строить дом.
В старину в строительстве дома принимала участие вся деревня, и такой совместный труд назывался в крестьянстве «помочи». Дом возводился за пару недель, а наградой за труд был праздник для всех. Будем считать, что мы вас всех пригласили, и вы пришли к нам на «помочи». Кланяется всем: «Милости просим!»
Очень радует то, что в постройке нашего дома сегодня будут участвовать люди разных поколений. Надеюсь, что вам будет не только интересно и весело, но и вы надолго запомните традиции русского народа и его творчество.
Запись песни
Педагог (говорит на фоне музыки): Дом — жилище, место обитания человека. Под словом «ДОМ» у наших предков понималось всё хозяйство вообще, включая жилую избу и дворовые постройки, предметы домашнего обихода, животных (скотину), т.е. всё то, что принадлежало семье. Во время предыдущих занятий мы узнали много интересного о быте русского народа и сегодня мы всё это повторим.
Давайте рассмотрим убранство нашего класса: у нас есть плакат, на котором изображена русская изба с её составляющими частями, предметы русского быта - кухонная утварь, изделия народных умельцев и многое другое. Все эти материалы помогали нам знакомиться с жизнью наших предков, с русскими народными обрядами и обычаями. Часть из сегодняшнего оформления предоставили нам родители, за что им большое спасибо, что-то является вашим выполненным домашним заданием. Всё это будет для нас сегодня подсказками, а в конце мероприятия мы отметим тех, кто представил нам свои работы.
Итак, наше занятие сегодня называется «Дом, который построили мы». Дом - основа основ, даже не часть жизни, а её стержень, на который нанизывается всё остальное, всё то, из чего жизнь состоит.
Ребёнок: Мы на уроке этом будем
Учиться слушать, рисовать.
А цель у нас совсем простая-
Крестьянский быт сейчас познать.
Педагог: Дом является опорой семьи. Дом - это место, где в основном разворачивается и душевная, и духовная жизнь семьи.
Первое, о чём мы будем говорить, это строение, в котором жила семья. Кто мне скажет - как оно называлось?
Дети (отвечают): изба.
Педагог: Посмотрите на доску. У нас есть рисунок избы. А рядом нарисованы 2 дерева. Какие? (Дети называют: сосна, берёза).
Педагог: Как вы думаете, для чего они нам?
Дети (ответ может быть коротким): В центральных и северных частях России климат был суровым, поэтому дома нужно было строить тёплые. Для постройки дома использовали дерево, т.к. кругом был лес, стоил он недорого. Лес был лёгким для транспортировки, т.е. перевозки, и для обработки. Жилой дом делали из хвойных деревьев, которые сохраняли тепло и обеспечивали проветривание.
Педагог: Ребята, а вы не догадались, почему у нас здесь ещё есть рисунок берёзки?
Дети: Берёза - любимое дерево россиян.
Педагог: Правильно, ребята. Но, кроме того, это ещё и очень красивое дерево. Наверное, учитывая эти две причины, возле нового дома хозяин сажал берёзку. У нас с вами берёзка есть, но на ней нет листочков. Это потому, что в конце мероприятия мы с вами эту берёзку «нарядим» - тот, кому наше занятие понравится, должен будет приклеить на веточку берёзки зелёный листочек, а если у вас будут какие-то пожелания, или изменения, листочек на берёзку можете приклеить жёлтенький.
Посмотрите внимательно на нашу избу и скажите: «Чего в ней не хватает?»
Дети (отвечают): В дом невозможно войти - нет ступеней.
Педагог: Давайте вместе смастерим ступени.
Показывает нарисованные на ватмане ступени, каждая ступень обозначает
какую-то часть избы.
Для этого мы должны заполнить вот эту таблицу. Я буду зачитывать
объяснение какой-либо части избы, вы будете называть эту часть одним
словом, и мы это слово впишем в клетки.
1. о | К | н | о | |||||
2. В | е | н | е | ц | ||||
3. П | о | Р | о | г | ||||
4. С | т | е | н | ы | ||||
5. К | Р | о | в | л | я | |||
6. П | о | д | к | л | е | т | ||
7. Н | а | л | и | ч | н | и | к | |
8. ф | У | н | д | а | м | е | н | т |
- Прорубленное отверстие в стене избы, для «общения с миром». (Окно)
- Четырёхугольный периметр строения избы. (Венец)
3. Внутренний предел, черта, которую надо переступить, чтобы войти в
избу. (Порог)
- Образ своеобразной ограды и опоры, некоей крепости русской избы.(Стены)
- Как по-другому можно назвать крышу дома? (Кровля)
- Пространство между землёй и полом в русской избе, которое давало возможность избежать сырости и холода (Подклет)
- Как называется украшение окна? (Наличник)
8. Какая часть избы предохраняла сруба от загнивания? (Фундамент)
Педагог: Ребята, а чем должны были обладать люди, которые строили избу, чтобы она (изба) была прочная, надёжная?
Дети (отвечают): МАСТЕРСТВОМ.
Педагог приклеивает слово МАСТЕРСТВО на одно из брёвен избы.
Педагог: Ну, теперь, когда есть ступени, мы можем войти в избу. Когда мы входили в нашу «избу», мы держались все за клубок. Ребята, кто из вас хочет объяснить, почему?
Дети: У наших предков был такой обычай: на новоселье хозяин дома втягивал всех своих домочадцев в избу за нить клубка. Это означало то, что члены семьи связаны между собой одной нитью.
Педагог: Раньше люди очень внимательно относились к тому, где поставить дом. За несколько десятков лет мы сумели основательно подзабыть о правилах, обязательных при строительстве дома, которые преотлично знали наши предки. А какие старинные обычаи вы знаете?
Дети (рассказывают):
• обычай выбирать место для постройки дома
- Дом должен быть построен на высоком месте, вдали от «плохих» мест -пожарищ, перекрёстков. Для этого, например, во времена Петра I пользовались простым и надёжным методом. На равном расстоянии промеряли линии и вдоль них вбивали колья, к каждому из которых прикрепляли кусок свежего мяса. Там, где мясо дольше сохранялось свежим, - строили дома.
- Наши наблюдательные предки пользовались и другими приметами. «Там, где собака (или овца) легла, - строй дом. Где сорока села - рой колодец», -гласила пословица.
- Определялись хорошие места и по количеству мышиных нор - чем больше, тем лучше. Мышиные норы всегда располагаются за пределами плохого района, домашние животные и скот никогда не ложатся на плохих участках.
• обычай первой пускать в дом кошку.
Дети: Бытует один совершенно замечательный обряд, который сохранился до наших дней: построив дом или приобретя новую квартиру, необходимо войти в этот дом, прежде себя, впустив животное. Считалось, что на кошке въезжает в дом домовой.
Педагог: Кто такой домовой? Что вы о нём можете сказать?
Дети: Домовой - один из самых верных защитников дома от «нежелательных гостей». Домовой - ваш друг, главный и очень сильный хранитель вашего дома. Домового часто изображают маленькими симпатичными человечками с хитрыми глазками.
Педагог: Трудная жизнь была в новом доме без домового. Ребята, а какой обычай вы знаете - как приманить домового?
Дети: В старину делали так: в сенях старого дома клали на ночь переезда поношенный сапог или валенок (чтобы в нём запах хозяина сохранился) и звали своего маленького домоуправителя:
-Батюшка Домовой, хозяин дома. Есть у меня для тебя светлые палаты, новые хоромы. Без тебя счастья не будет.
А после переезда этот сапог или валенок устраивали в самом уютном спокойном месте нового дома и оставляли. Домовой выходил, осматривался и принимался за работу.
После этого мальчик в русской рубашке ввозил в валенке «Домовёнка Кузьку».
Мальчик - Домовёнок предлагает ребятам отгадать загадки (предметы русского быта).
Мальчик -Домовёнок: Русские люди были очень внимательными, всё подмечали, слагали пословицы, поговорки, загадки, и в них отражалась мудрость народа. Предлагаю вам отгадать загадки. Если отгадаем, то имеем полное право наклеить слово «МУДРОСТЬ», обозначающее замечательное качество человека.
Загадки:
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает, Что схватит - отдаёт, Сам в угол идёт.
(Ухват).
На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришёл -семью кормил.
(Горшок).
Ни свет, ни заря
Пошло, согнувшись со двора. (Коромысло).
У туши-уши,
А головы нет.
(Ушат).
Бабушка седа - бела
всем мила,
А как лето наступает
Про бабушку все забывают. (Печь).
Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь.
(Веретено).
Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка).
Четыре братца под одной крышей живут.
(Стол).
Мальчик -Домовёнок: Молодцы! Можем добавить слово «МУДРОСТЬ».
А пока наша помощница клеит слово, отгадайте-ка ещё одну загадку:
♦ Чёрная гора, а всем мила. (Хлеб).
Девочка в русском сарафане выносит хлеб-соль и предлагает выполнить обряд преломления хлеба.
Педагог: Есть замечательный русский обычай, дошедший до нас из старины, обряд преломления хлеба-соли. Хозяин встречал гостей, входивших к нему в дом караваем. Каждый должен отщипнуть (не отрезать, а отщипнуть!) кусочек хлеба, макнуть хлеб в соль, а затем съесть. Считалось, что люди, вкусившие хлеба-соли, будут дружить.
Педагог: Хорошее дело - дружба. Давайте отметим и это качество семьи.
Приклеивают ДРУЖБА на бревно избы.
Педагог: Ребята, как мы можем назвать качество русских людей встречать гостей? (Гостеприимство). Нравятся вам гостеприимные люди? (Ответ «Да»). Давайте отметим это качество.
Приклеивают ГОСТЕПРИИМСТВО на бревно избы.
Педагог: Ребята, а как вы считаете, нужно ли членам семьи, живущей в этом доме, ЗДОРОВЬЕ?
Что поддерживает здоровье? (Ответ - «Занятия спортом»). К занятию спортом можно отнести игры. Есть много народных игр, в которые играли наши бабушки и дедушки. Предлагаю вспомнить некоторые из них. У нас есть шкатулка, которая хранит русские народные игры.
Один из детей подходит к шкатулке, достаёт листок с написанной на
нём игрой и проводит игру для всех участников.
Возможны два варианта: либо написано только название игры, либо вся
игра.
По окончании игры добавляется слово «ЗДОРОВЬЕ».
Педагог: А сейчас давайте отдохнём и послушаем, что приготовили нам ребята. Выступление группы ребят (Шумовой оркестр)
Педагог: Я заметила, как вы внимательно смотрели и слушали выступление своих товарищей, не мешали им. Это прекрасное качество и называется оно-УВАЖЕНИЕ. Предлагаю добавить слово «УВАЖЕНИЕ» к нашим словам, обозначающим лучшие человеческие качества. Вы согласны? (Ответ «Да»). Приклеивают слово «УВАЖЕНИЕ»
Педагог: Давайте сейчас вместе прочитаем слова, обозначающие человеческие качества, которые должны присутствовать в каждой семье.
Читают хором, учитель показывает.
Педагог: Ребята, хотелось бы вам жить в ДОМЕ, семье, наделённой такими
качествами? (Ответ детей - хором).
А в вашей семье есть такие качества? (Ответ).
Ну, значит, наша цель достигнута.
Педагог: Мы хотели ещё сегодня отметить тех людей, которые помогали нам, выполняли задания, готовили оформление к мероприятию.
Награждение.
СЕРТИФИКАТ качества получает семья за
ДИПЛОМ получает семья за
Педагог: Наше мероприятие подходит к концу, сейчас нам нужно нарядить берёзку, посаженную возле нашего дома. Сейчас моя помощница пройдёт около вас с двумя подносами. На одном подносе лежат зелёные листочки, а на другом - жёлтые. Один листочек вы должны взять и положить на помощнице поднос. Потом она оформит нашу берёзку. Зелёный листочек, если вам всё понравилось, если вы хотели бы что-то добавить или изменить, положите жёлтый листочек.
Девочка проходит, ребята оценивают мероприятие.
Педагог: Давайте дадим время помощнице.
Дети читает стих.
Ребёнок: Мимо текла река, плыли куда-то облака. Шел человек, и дорога его была нелегка. А человек мечтал о том, что он построит где-то дом, и поселится счастье с ним в доме том.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже не стулья за столом, это не дом...
(тихим голосом) - то не дом.
Дом, это там, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь, Радостным, добрым, нежным, злым, еле живым...
(тихим голосом) еле живым. (Уже громко!) Дом-это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут, где ты забудешь о плохом - это твой дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок знаний "Дом, который построим мы"
К данному уроку есть презентация, но она тяжелая. Если вы заинтересовались - пишите, перешлю на вашу почту....
Презентация урока изобразительного искусства по теме "Домики, которые построила природа".
Презентация к уроку ИЗО. 1 класс. Программа Л. А. Неменской.Цель: учить наблюдать природныеявления с точки зрения Мастера Постройки; развивать воображение и наблюдательность, умение видеть домик...
Урок родного русского языка "Дом, который построим мы"
У каждого человека должен быть ДОМ. Не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. А создать ДОМ ...
Сценарий классного праздника "Школьный дом, который построим мы", посвящённый Дню Знаний для учащихся 3-4 классов.
Данный сценарий поможет классным руководителям в начальной школе подготовить в игровой форме День Знаний в классе. Его могут использовать и учителя среднего звена, изменяя или добавляя содержани...
Классный час "Дом, который построили МЫ"
Здесь представлена разработка классного часа...
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Весна. Домики, которые построила природа" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Весна. Домики, которые построила природа" 1 класс (конспект + презентация)...