Программа кружка "Родной край"
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Федотова Ирина Васильевна

Знание истории своего родного края, его природы, знаменитых людей, прославивших наш край, нашу родную землю - важнейшая составляющая в воспитании подрастающего поколения. Я разработала программу кружка и с удовольствием её реализую с четвероклассниками нашей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Родной край"35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2»

г.Городца Нижегородской области

Утверждаю:

Директор МБОУ СШ  №2                    

Кузнецова Л.Ю.

Утверждено  педсоветом

Протокол № __ от «__»____ 2016 г.                    

Программа внеурочной деятельности

«Родной край»

 для учащихся 4 класса

(срок реализации 1 год)

                                                                          Автор-составитель:

                                                                          учитель начальных классов

                                                                          Федотова И.В.

        г.Городец, 2016 г.

Пояснительная записка

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Д.С.Лихачев

Школа – отражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. В результате понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны.

Программа «Родной край» реализует краеведческое направление внеурочной деятельности. Занятия способствуют развитию ценностного отношения к своему родному краю, его прошлому и настоящему. У учащихся развивается познавательный интерес к истории родного края, расширяется кругозор, обогащается словарный запас. Программа разработана с учётом достопримечательностей Нижегородской  области. Может быть использована учителями начальной школы  для реализации во внеурочной деятельности.Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края, его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. Одной из актуальных задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, к родным корням. Программа «Родной край» знакомит ребят с родным краем, его историей, помогает ощутить связь с прошлым и настоящим страны. Знакомство с историей родного края позволяет увидеть многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, своеобразие животного мира, жилища, одежды.

                Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы.

                 Цель программы – формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре)  и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

                 Задачи программы:

  • способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своего родного края;
  • содействовать толерантному отношению к окружающим;
  • развивать познавательный интерес учащихся к истории родного края, расширять кругозор;
  • формировать исследовательскую культуру у младших школьников.

                 Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

            Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

             Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка « Родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Требования к результатам обучения 

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Родной край» является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Родной край» является формирование следующих умений:

  • Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
  • Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;
  • Оценивать правильность поведения людей в природе.

Учебно-тематический план

4 класс (34ч)

№п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата

проведения

Теория

Практика

Введение (2 часа)

1

Краеведение - наука о родном крае.

1

2

Экскурсия в парк

1

Моя семья (2 часа)

3

Моя родословная.

1

4

Традиции моей семьи.

1

Наша школа (3 часа)

5

Экскурсия в музей школы

1

6

Школьный архив. Судьбы выпускников.

1

7

Традиции школы.

1

Мой край на карте Родины (3 часа)

8

Моя малая Родина – Городец.

1

9

Символика родного города

1

10

Географическое расположение города, в котором мы живём

1

Природа нашего края (7 часов)

11

Красная книга Нижегородской области.

1

12

Растительный мир родного края. Весенние изменения в природе .

1

13

Особо охраняемые территории Городецкого района

1

14

Формы земной поверхности родного края.

1

15

Озеро Спасское.

1

16

Городецкий вал.

1

17

Виртуальная экскурсия на  Никола - ключ

1

Мой край родной – мой город, в котором я живу (8 часов)

18

Экскурсия в краеведческий музей.

1

19

Знакомство с историей возникновения родного города.

1

20

Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц».

1

21

Легенды городецкой земли

1

22

Великие люди в истории города.

1

23

Купечество г. Городца.

1

24

Городчане в годы Великой Отечественной войны.  

1

25

Современный Городец.

1

Культура , быт и промыслы родного края (4 часов)

26

Культура и быт родного края

1

27

Деревянная игрушка. Топорная игрушка.

1

28

Чугунное литье и художественная ковка

1

29

Пряничное дело и городецкая роспись.

1

Музей- хранилище истории. (3 часов)

30

Роль музея в жизни человека.

1

31

Музеи Городецкого района и города Городца.

1

32

Экскурсия в детский музей.

1

Итоговые занятия (2 часа)

33-34

Проект «Городец – мой край родной»

2

Итого – 34 ч

Содержание:

Введение (2 часа)

Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»

Моя семья (2 часа)

Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

Наша школа (3 часа)

«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы.

Мой край на карте Родины (3 часа)

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Моя малая Родина – Городец.

Природа нашего края (7 часов)

Климат. Сезонные изменения погоды в Городце и Нижегородской области. Растительный мир родного края. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир и птицы  родного  края. Охранять природу – значит охранять Родину. Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга Нижегородской области. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек района. Полезные ископаемые . Что дает наш край стране? Виртуальная экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного города.

Мой край родной – мой город, в котором я живу (8 часов)

Город, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с историей возникновения родного города. Работа с документами об истории родного города. Исторические места города Городец. Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц». Беседа со старожилами об истории родного города. Городчане в годы Великой Отечественной войны.  Люди, прославившие Городец. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города. Конференция «Достопримечательности родного города».

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Современный Городец. Географические названия населенных пунктов нашей местности.

Культура, промыслы  и быт родного края (4 часов)

Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников нижегородчины. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Народные промыслы Городца.

Музей- хранилище истории. (3 часов)

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Городецкого района и города Городца. Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея.

Итоговые занятия (2 часа)

Итоговая конференция. Что изучает краеведение? Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – мой Городец».  Что узнали о родном крае и городе Городец? Проект «Городец – мой край родной»

Литература:

1.Алексей Карпов «Юрий Долгорукий»; «Молодая гвардия», 2006

2.Борис Сулим «Память в сердце стучит. Городчане: воины и труженики.» Городец ,2007 год.

3.Борис Сулим « Люди земли Городецкой» 2004 год

4.Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002.

5.Махиня В.Д. «О Городце от «А» до «Я»  «Городец ,2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа " Мой край родной"

Каждо­му человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире при­роды, других людей и других народов, а это невозможно без знания истори...

программа Мой край родной

Программа «Мой край родной» может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение» и на внеурочной деятельности. Данной программой могут воспользо...

Сценарий праздника "Наш край" (на основе региональной образовательной программы "Наш край", авт. - Харчевникова Е.Л.)

Сценарий итогового мероприятия для четвероклассников в рамках факультативного курса "Наш край" (Владимирская область). Структура мероприятия позволяет адаптировать материал для проведения викторин, пр...

Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)

Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...

Программа кружка "Край родной"

Программа кружка краеведения "Край родной" для 2 класса....

Рабочая программа "Ставрополье- край родной!"

Рабочая программапо внеурочной деятельности« Ставрополье - край родной!»     Программу составила учитель начальных  классов:Прокудина Ольга Леонидовнас. КОЧУБЕЕВСКОЕ...

Рабочая программа. Наш край

Рабочая программа. Наш край...