Программа кружка "Родной край"
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Знание истории своего родного края, его природы, знаменитых людей, прославивших наш край, нашу родную землю - важнейшая составляющая в воспитании подрастающего поколения. Я разработала программу кружка и с удовольствием её реализую с четвероклассниками нашей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Родной край" | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2»
г.Городца Нижегородской области
Утверждаю:
Директор МБОУ СШ №2
Кузнецова Л.Ю.
Утверждено педсоветом
Протокол № __ от «__»____ 2016 г.
Программа внеурочной деятельности
«Родной край»
для учащихся 4 класса
(срок реализации 1 год)
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Федотова И.В.
г.Городец, 2016 г.
Пояснительная записка
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Д.С.Лихачев
Школа – отражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. В результате понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны.
Программа «Родной край» реализует краеведческое направление внеурочной деятельности. Занятия способствуют развитию ценностного отношения к своему родному краю, его прошлому и настоящему. У учащихся развивается познавательный интерес к истории родного края, расширяется кругозор, обогащается словарный запас. Программа разработана с учётом достопримечательностей Нижегородской области. Может быть использована учителями начальной школы для реализации во внеурочной деятельности.Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края, его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. Одной из актуальных задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, к родным корням. Программа «Родной край» знакомит ребят с родным краем, его историей, помогает ощутить связь с прошлым и настоящим страны. Знакомство с историей родного края позволяет увидеть многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, своеобразие животного мира, жилища, одежды.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы.
Цель программы – формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи программы:
- способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своего родного края;
- содействовать толерантному отношению к окружающим;
- развивать познавательный интерес учащихся к истории родного края, расширять кругозор;
- формировать исследовательскую культуру у младших школьников.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка « Родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Родной край» является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Родной край» является формирование следующих умений:
- Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
- Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
Учебно-тематический план
4 класс (34ч)
№п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата проведения | |
Теория | Практика | |||
Введение (2 часа) | ||||
1 | Краеведение - наука о родном крае. | 1 | ||
2 | Экскурсия в парк | 1 | ||
Моя семья (2 часа) | ||||
3 | Моя родословная. | 1 | ||
4 | Традиции моей семьи. | 1 | ||
Наша школа (3 часа) | ||||
5 | Экскурсия в музей школы | 1 | ||
6 | Школьный архив. Судьбы выпускников. | 1 | ||
7 | Традиции школы. | 1 | ||
Мой край на карте Родины (3 часа) | ||||
8 | Моя малая Родина – Городец. | 1 | ||
9 | Символика родного города | 1 | ||
10 | Географическое расположение города, в котором мы живём | 1 | ||
Природа нашего края (7 часов) | ||||
11 | Красная книга Нижегородской области. | 1 | ||
12 | Растительный мир родного края. Весенние изменения в природе . | 1 | ||
13 | Особо охраняемые территории Городецкого района | 1 | ||
14 | Формы земной поверхности родного края. | 1 | ||
15 | Озеро Спасское. | 1 | ||
16 | Городецкий вал. | 1 | ||
17 | Виртуальная экскурсия на Никола - ключ | 1 | ||
Мой край родной – мой город, в котором я живу (8 часов) | ||||
18 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | ||
19 | Знакомство с историей возникновения родного города. | 1 | ||
20 | Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц». | 1 | ||
21 | Легенды городецкой земли | 1 | ||
22 | Великие люди в истории города. | 1 | ||
23 | Купечество г. Городца. | 1 | ||
24 | Городчане в годы Великой Отечественной войны. | 1 | ||
25 | Современный Городец. | 1 | ||
Культура , быт и промыслы родного края (4 часов) | ||||
26 | Культура и быт родного края | 1 | ||
27 | Деревянная игрушка. Топорная игрушка. | 1 | ||
28 | Чугунное литье и художественная ковка | 1 | ||
29 | Пряничное дело и городецкая роспись. | 1 | ||
Музей- хранилище истории. (3 часов) | ||||
30 | Роль музея в жизни человека. | 1 | ||
31 | Музеи Городецкого района и города Городца. | 1 | ||
32 | Экскурсия в детский музей. | 1 | ||
Итоговые занятия (2 часа) | ||||
33-34 | Проект «Городец – мой край родной» | 2 | ||
Итого – 34 ч |
Содержание:
Введение (2 часа)
Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»
Моя семья (2 часа)
Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Наша школа (3 часа)
«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы.
Мой край на карте Родины (3 часа)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Моя малая Родина – Городец.
Природа нашего края (7 часов)
Климат. Сезонные изменения погоды в Городце и Нижегородской области. Растительный мир родного края. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир и птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Нижегородской области. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек района. Полезные ископаемые . Что дает наш край стране? Виртуальная экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного города.
Мой край родной – мой город, в котором я живу (8 часов)
Город, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с историей возникновения родного города. Работа с документами об истории родного города. Исторические места города Городец. Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц». Беседа со старожилами об истории родного города. Городчане в годы Великой Отечественной войны. Люди, прославившие Городец. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города. Конференция «Достопримечательности родного города».
Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Современный Городец. Географические названия населенных пунктов нашей местности.
Культура, промыслы и быт родного края (4 часов)
Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников нижегородчины. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Народные промыслы Городца.
Музей- хранилище истории. (3 часов)
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Городецкого района и города Городца. Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея.
Итоговые занятия (2 часа)
Итоговая конференция. Что изучает краеведение? Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – мой Городец». Что узнали о родном крае и городе Городец? Проект «Городец – мой край родной»
Литература:
1.Алексей Карпов «Юрий Долгорукий»; «Молодая гвардия», 2006
2.Борис Сулим «Память в сердце стучит. Городчане: воины и труженики.» Городец ,2007 год.
3.Борис Сулим « Люди земли Городецкой» 2004 год
4.Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002.
5.Махиня В.Д. «О Городце от «А» до «Я» «Городец ,2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа " Мой край родной"
Каждому человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире природы, других людей и других народов, а это невозможно без знания истори...
программа Мой край родной
Программа «Мой край родной» может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение» и на внеурочной деятельности. Данной программой могут воспользо...
Сценарий праздника "Наш край" (на основе региональной образовательной программы "Наш край", авт. - Харчевникова Е.Л.)
Сценарий итогового мероприятия для четвероклассников в рамках факультативного курса "Наш край" (Владимирская область). Структура мероприятия позволяет адаптировать материал для проведения викторин, пр...
Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)
Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...
Программа кружка "Край родной"
Программа кружка краеведения "Край родной" для 2 класса....
Рабочая программа "Ставрополье- край родной!"
Рабочая программапо внеурочной деятельности« Ставрополье - край родной!» Программу составила учитель начальных классов:Прокудина Ольга Леонидовнас. КОЧУБЕЕВСКОЕ...
Рабочая программа. Наш край
Рабочая программа. Наш край...