Экскурсия по Курску
проект (4 класс) на тему
Внеурочная деятельность
«Юные исследователи»
Проект
«Мой город Курск»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_po_kursku_konspekt.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Школа №54»
Внеурочная деятельность
«Юные исследователи»
Проект
«Мой город Курск»
Учитель начальных классов Бакланова Л.И.
Курск 2017 г.
Паспорт проектной работы
Руководитель проекта: Бакланова Л.И.
Название проекта: « Мой город Курск ».
Учебный предмет: литературное чтение, русский язык.
Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: окружающий мир.
Тип проекта: информационный, литературно-творческий.
Состав группы: групповой, учащиеся 4 «В» класса.
Время работы над проектом: краткосрочный.
Цели: научиться работать с дополнительной литературой;
повышать интерес к изучению краеведческой литературы.
Объект исследования: в процессе чтения краеведческой литературы расширить знания учащихся о родном крае, о знаменитых земляках.
Предмет: изучение стихотворений курских поэтов, посвященных родному городу, памятного знака Герою Советского Союза Е.И. Зеленко.
Гипотеза: знания, полученные в процессе чтения краеведческой литературы, воспитывают у учащихся чувство гордости за свой Курский край.
Задачи:
- Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве (умение вести диалог с одноклассниками в процессе совместной деятельности).
- Формирование способности к организации деятельности и управлению ею (воспитание целеустремленности и настойчивости).
- Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- Формировать умение работать с информацией.
Режим работы: внеурочные занятия.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: фотографии с видами города Курска; аудиозаписи: «Звуки природы. Курский соловей», песни М. Блантера « Катюша».
Аннотация: обучающиеся познакомились с жизнью Героя Советского Союза Е.И. Зеленко, узнали о необычном памятнике «Курская антоновка».
Предлагаемый продукт проекта: учащиеся научились работать с информацией, отбирать материал, который соответствует теме проекта, в процессе совместной деятельности дети подготовили сообщения, стихотворения, иллюстрации по теме: «Мой город Курск ».
Презентация творческих работ
I. Оргмомент.
II. Определение темы занятия. Отгадывание ребуса.
Фото №1.
2 1 3 2 1 3 5 4 4 1 2 3 5
о М й о г р д о с К у р к
- Сколько лет нашему городу?
- Что нравится вам в городе?
Сегодня состоится презентация творческих работ учащихся 4 «В» класса о городе Курске.
III. Рассказ учителя о городе Курске.
IV. Творческая работа о Е.И. Зеленко. (Позднякова Анна и Самохвалов Вова)
1)Сообщение о Е. И. Зеленко.
Екатерина Ивановна Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте ее гибели установлен обелиск. В Курске Екатерине Ивановне сооружен памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В честь ее малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т. Смирновой, носит имя Катюша. Ее имя носили морское судно, улицы в Курске, Воронеже, Сумах, школы и пионерские дружины. Ее комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а затем был передан в Оренбургское высшее летное военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И. С. Полбина. Музеи летчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе №10, в которой она училась. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ее муж - командир 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко - погиб в воздушном бою в 1943 году.
2)Стихотворение Шкребо Анастасия «Курская Катюша».
(Учащиеся лицея№ 21г. Курска)
Посвящается моим знаменитым землякам: М. Блантеру и Е. Зеленко
Курская Катюша
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой...
Кто не знал на той войне «Катюшу»,
Созданную Блантера рукой?
Под неё в атаку шли солдаты,
И в тылу ковали ратный меч,
Но вот знал ли он, земляк наш,
Живший здесь когда-то,
О какой Катюше пойдёт речь?
Думаю, не знал, что по соседству
Маленькая девочка живет
В двух шагах от места его детства.
Может, про неё потом споёт?
Наряду с мальчишками-друзьями
С крыш сараев прыгала с зонтом
И взрослела, не подозревая,
Что беда стучится в её дом.
Поменяв зонты на парашюты
И на китель платье поменяв,
Проложила Катя страшные маршруты
В небе, в логово врагов попав.
На таран пошла отважно, смело,
Защищая от врага своим огнём
Всё, о чём Катюша в песне пела:
И реку, и отчий курский дом.
Всем известна улица Зеленко,
От неё два шага до реки,
Я хожу по этой улице нередко
И горжусь, что мы с Катюшей - земляки!
V.Рассказ учителя о композиторе Матвее Блантере. Фото композитора М. Блантера и поэта М. Исаковского.
Прослушивание аудиозаписи песни «Катюша».
Матвей Блантер.
Герой Социалистического Труда (1983), лауреат Государственной премии СССР (1946). Народный артист СССР (1975).
Матвей Исаакович Блантер родился 10 февраля 1903 г. в г. Почеп (ныне Брянская область). В юные годы обучался по классам фортепиано и скрипки в Курском музыкальном училище, затем продолжал занятия в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского и Н. Р. Кочетова. В 1920—1921 гг. брал уроки композиции у Г. Э. Конюса. Первые самостоятельные композиторские опыты связаны с участием в студии «Мастфор» («Мастерская Н. М. Фореггера»), к спектаклям которой Блантер сочинял эстрадную музыку. В конце 20-х — начале 30-х годов заведовал музыкальной частью Ленинградского театра сатиры, Магнитогорского драматического театра, Горьковского театра миниатюр, основное же внимание уделял творческой работе.
Лучшие произведения М. Блантера вошли в золотой фонд советской песенной культуры.
V. Физкультминутка
VI. Творческую работу о курской антоновке. ( Гребенников Алексей и Гребенникова Елизавета).
- Сообщение о яблоке антоновке.
В курских садах растёт полезное и вкусное яблоко – антоновка.
2)Сообщение о памятнике «Курская антоновка».
В 2004 году уроженец Курской области знаменитый скульптор Вячеслав Клыков изготовил памятник «Курская антоновка», посвящённый символу родной области.
Памятник размещён на улице Ленина.
Открытие монумента 19 августа 2008 года было приурочено к православному празднику преображения Господня, в народе известному под названием «Яблочный спас».
VII. Описание антоновки.
- Подберите слова к яблоку, отвечающие на вопрос какое?
VIII. Творческая работа о курских соловьях.
- Загадки про соловья:
Для заросшей речки в мае
Этой птицы нет главней,
- Как он чудно напевает
Голосистый ... (Соловей)
Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка? ... (Соловей)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей)
2)Сообщение о соловье..
Соловей давно и по праву считается живым символом нашего края. Лучшие певцы – именно курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне.
3)Стихотворения о соловье.
1.Соловья прекрасно пенье,
В этом равных ему нет,
С давних пор его уменье
Поражает белый свет.
Песни звук его прекрасной,
Дарит летом радость нам,
2.Ночью звездной, в вечер ясный,
И на зорьке, по утрам,
Соловей коль разойдется –
Не унять ни чем певца,
Песня звонко его льется,
Там, где в роще деревца…
3. На даче соловушка пел.
Слышны были все переливы:
То тёхкал, то звонко свистел.
Все трели его сердцу милы.
Затмились все звуки вокруг.
Одна только песня звучала.
Лаская, тревожила слух.
Покоя в душе не давала.
4. Соловей – соловушка,
Светлая головушка.
Только солнышко взойдёт,
Звонко песню пропоёт.
Громко заливается.
Для друзей старается.
Оживает всё кругом.
С песней счастье входит в дом.
5. Родился я не в мега-переулке,
а там, где серебристый соловей.
Поил меня младенца на прогулке
он досыта мелодией своей.
Поэтому, в любой теперь столице
я долго находиться не могу,
скучаю по своей любимой птице,
и в рощу к ней и еду, и бегу.
IX. Сообщение о музее «Курский соловей». (Позднякова Ангелина).
Музе́й «Ку́рский солове́й» — музей, посвященный символу Курского края — Курскому соловью, расположенный в Курске. Музей был открыт 4 июня 2007, в Соловьиный день по русскому народному календарю.
Учитель: В музее собраны:
- фотографии курского соловья, сделанные в 2007 году курским фотохудожником Виктором Викторовым и в 1960-е годы 15-летним Гришей Кокоровцом (ныне — Григорий Александрович Кокоровец, фотограф Курского госуниверситета), которая удостоена диплома Международной выставки детского и юношеского творчества в Монреале;
- материалы о Соловье-разбойнике, так как он издревле считается обитателем курского края, как это показывает в своих трудах курский археолог Ю. А. Липкинг;
- буквенные записи трелей курского соловья курского писателя Владимира Конорева (у него их получилось около 900 разновидностей); видеозапись встречи с ним сделана 01.12.2007;
- рассказы «Мой соловей», «Тётёнь» курского писателя Владимира Конорева, книги-подарки других курских поэтов и писателей, воспевающих соловья;
- старинные рушники, на которых соловей запечатлён в вышивке и кружеве;
- исторические данные о происхождении фразеологизма «Курский соловей»;
- диски и пластинки с пением соловья, пластинка «Танго соловья»;
- материалы о людях, кого на их родине называют курскими соловьями (о Надежде Плевицкой, Иване Суржикове, Ирине Стародубцевой, сёстрах Толмачёвых, Владимире Неведрове);
- материалы о курском фирменном поезде «Соловей»;
- глиняные «фирменные» соловьи курских мастеров-глинщиков;
- материалы о соловьиной переписи в Москве, Курске;
- фирменные футболки, значки, конфеты «Соловушек перезвон», мороженое «Соловушка», бальзам «Курский соловей» (больше не выпускается…), даже выращенные Л. Н. Ерёминой и замаринованные в баночках огурцы «Соловей»;
- о фестивале бардовской песни в Курске «Соловьиная трель», марафоне «Курский соловей», зимних автогонках «Курский соловей», празднике дружбы и партнёрства «Курский соловей», детском исполнительском конкурсе «Курский соловей»;
- настоящее гнездо соловья и другие материалы.
X. Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы. Курский соловей».
- Ребята, представьте, что вы в майском лесу и слышите пение соловья.
XI. Показ курских сувениров учителем.
XII. Угощение детей курской антоновкой.
XIII. Викторина о Курском крае.
- Кого называют живым символом Курского края? (Соловья)
- Где можно услышать самых лучших певцов? (В окрестностях Коренной пустыни)
- Золотое и ароматное, считается символом плодородия курской земли, ей поставлен памятник на улице Ленина г. Курска.
Что это? (Курская антоновка)
4.Какое звание носит наш город? (Город воинской славы)
5.Почему улицу Весёлую переименовали в улицу Кати Зеленко?
6.За какой подвиг Катя Зеленко была награждена званием Героя Советского Союза?
7.Сколько лет исполнилось нашему городу 25 сентября 2012 года? (980 лет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери.
Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери...
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру "Экскурсия в зимний лес" (Правописание ь после шипящих на конце имен существительных + заочная экскурсия "Птицы родного края")
"Начальная школа XXI века", 3 класс...
Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )
Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...
Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"
Экскурсия в посёлок Гузерипль поможет детям проявить интерес к истории родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...
Конспект внеурочного занятия. «Святые места Курского края. Монастыри Курской епархии»
Тема: «Святые места Курского края. Монастыри Курской епархии»...
«Певец земли Курской (к 90-летию со дня рождения Льва Николаевича Боченкова, курского поэта и журналиста)»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Сегодня все ужасы войны ощутили на себе жители Донбасса....