Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций
статья на тему

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций

Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.
                                                                                               К.Д.Ушинский


     Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
           Главной задачей нашей «Школы русской культуры» является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и  творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
            Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности народа. Воспитательную  роль этих ценностей я реализую путем ознакомления детей с фольклором, народными традициями, играми, промыслами, музыки и пения по программе воспитания класса «Живая старина».                                                                                                                                                                

             Во-первых, фольклор. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, храбрости, верности, трудолюбии. Знакомя детей с загадками, сказками, поговорками, пословицами, я приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. Прибаутки, потешки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая нежность, заботу, веру в будущее. А в пословицах и поговорках метко и кратко высмеиваются человеческие недостатки, оцениваются жизненные позиции и положительные качества человека. В фольклоре немалое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение “золотыми” руками человека. Поэтому произведения русского фольклора носят в себе богатейший материал познавательного и нравственного развития детей.                                                                    

            Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это Сергий Радонежский, князь Александр Невский,  князь Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и т.д. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

            Во-вторых, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая увлекает детей национальным изобразительным искусством, заполняет душу гармонией и ритмом.

              В-третьих, народные праздники и традиции. Именно в них можно наблюдать характерные особенности времён года, погодные изменения, поведение животных, которые непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всём многообразии

              Среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для школьников, является игра. Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники я пытаюсь воздействовать на эмоциональную сферу детей и оставить в их памяти глубокий след.
         Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в классе начинается заранее – еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На классных часах дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности и технологии готовят рождественские подарки. В Сочельник, накануне Рождества, мы с детьми собираемся в нашем музее, где тепло, по-домашнему проходят посиделки с родителями и гостями. Родители готовят сочиво – традиционное предрождест-венское блюдо.  Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси.
      На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты родителями. И это не просто слепое следование традиции. Я убедилась, что костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. На классных часах дети изготавливают рождественские звезды, и начинается интересное действо – игра-колядование, когда дети ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. При этом дети с огромным вниманием наблюдают за действиями родителей и сами включаются в общий праздник. Поэтому я приглашаю малышей для общения со старшими детьми, и на общий праздник в зал, где собираются и старшие, и младшие дети, и родители. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Мои ученики любого возраста и уровня развития находят необходимую ему возможность самовыражения.
       Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин-матерей, создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или школе, но и общностям более высоких порядков (село, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.                                  

    Итогом моей работы является улыбка на лицах детей и их веселый задор, когда они приходят на классные часы. А приходят они с удовольствием. В репертуаре каждого ребенка множество частушек, пословиц и поговорок, игр и песен.                                                                                              

   Мои выпускники начальной школы хорошо ориентируются в русской                                                                                                                                                                                                      культуре, знают народные праздники и обряды и считают себя гражданами России, способными в будущем принести пользу своей стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.

В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....

патриотическое воспитание младших школьников на основе народных традиций

Выступление на районном методическом объединении...

Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских традиций

Материал для самообразования педагогов начального обучения...

Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских народных традиций.

Любить Родину-значит быть патриотом. Воспитание патриота в современных условиях, стержнем которого были бы этнокультурные традиции русского народа. Приобщение к этнокультурным традициям русского народ...

Статья "Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских культурных традиций"

Формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества....

Нравственное воспитание младших школьников в духе народных традиций

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого по...