Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских народных традиций.
статья (1, 2, 3 класс) по теме

Першина Ирина Анатольевна

Любить Родину-значит быть патриотом. Воспитание патриота в современных условиях, стержнем которого были бы этнокультурные традиции русского народа. Приобщение к этнокультурным традициям русского народа будет способствовать развитию национального самосознания школьника, осознанию собственной культурно- исторической уникальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Патриотическое воспитание  младших школьников

                        на  основе  русских  народных  традиций.

«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озёрами многими, реками и источниками…горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, сёлами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская!»

            Это признание в любви к Родине из поэмы «Слово о погибели земли Русской» неизвестного автора 13 века.

             А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое Родина? Кто-то скажет, что это страна, где человек родился и вырос и где живёт народ, к которому он принадлежит. Другие ответят, что это родимый дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, дедушек и бабушек, родственников и друзей. А можно услышать, что Родина – это родной край, где всё знакомо и дорого: и тропа от родительского дома, и яблоня под окном, посаженная в день твоего рождения…

                « Для меня Россия – белые берёзы,

                  Для меня Россия – утренние росы,

                 Для меня Россия – ты всего дороже,

                 До чего  на маму ты мою похожа».

                                                          Н.Соловьёв

 

             Любить Родину значит быть патриотом. Давайте заглянем в толковые словари  и найдём значение данного слова.

             «Истинный человек и сын своего Отечества есть одно и то же…»

                                                                                               Н.Радищев

             «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». С. Ожогов. Толковый словарь русского языка.

              «Патриотизм – любовь к Родине, привязанность к родной земле, культуре, традициям». Новый иллюстрированный энциклопедический словарь.

            Как же воспитать патриота в современных условиях?

           В настоящее время наблюдается недостаточная представленность традиционной культуры в современном обществе, слабое использование образовательными учреждениями и школой, прежде всего, традиций отечественной педагогики в духовно-нравственном воспитании личности ребёнка, разрушение традиционного русского, православного  уклада жизни, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.

           Различными способами вытравливаются из сознания детей ярчайшие даты и подвиги, тем самым рвутся нити, которыми молодое поколение должно быть связано с предками, с историей, с Отечеством. Именно поэтому так трудно преодолевается кризис образования, культуры, кризис духовного мира человека.

           С методико-технологических позиций модернизация образования предполагает создание в современной школе условий для реализации путей к получению образования с совершенно новыми качественными характеристиками. Одна из важнейших характеристик – степень нравственности подрастающего поколения. Это положение  получило подкрепление в Доктрине российского образования, где в качестве важнейшей задачи школы утверждено положение о необходимости воспитания патриотизма у современных школьников, стержнем которого были бы этнокультурные традиции и, в частности, этнокультурные традиции русского народа.

             Психологи, педагоги, этнографы едины во мнении о том, что постижение, наследование народных традиций наиболее успешно происходит в самом юном возрасте, когда мир познаётся с большим интересом, любопытством и удивлением перед его многообразием. Известный русский этнограф Г.Ф.Виноградов писал о том, что ребёнок всегда чувствует свою связь с родным краем, он склонен любить и чувствовать его очарование и подчёркивает, что именно ребёнок является той нитью, которая связывает уходящие и будущие поколения.

               Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету – Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о себе самом.

               Естественно, что ребёнок, пришедший в школу, несёт на себе «отпечаток» того микросоциума, в котором протекает его жизнь. Семьи, прежде всего. Учитель начальной школы принимает ребёнка как данность, со всеми его индивидуальными чертами. Именно из этого он в дальнейшем должен исходить и на этом строить свою воспитательную работу. В свою очередь школа призвана дополнить отмеченный бытовой фон исторически и этнографически значимыми фактами, способными расширить и углубить имеющиеся у учащихся знания, чувства, привычки и т.п.

                Русское народное творчество, в частности, фольклор, мифология, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народом, их духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений на всём протяжении истории лучшие человеческие качества.

                Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надёжно проверенные временем и историческим отбором знания, умения и навыки человечества, представляют для общеобразовательных школ предмет социальной значимости и актуальности. Приобщение к этнокультурным традициям русского народа непременно будет способствовать развитию национального самосознания школьников, осознанию собственной культурно-исторической уникальности. Осознание богатого педагогического потенциала в системе народных традиций, обычаев, праздников будет являться одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. И, наоборот, пренебрежение культурными традициями своего народа подвергнет общество деградации и духовно-нравственному разложению, что поставит под сомнение само существование русского народа как нации.

                Поиск путей и возможностей по воспитанию патриотических качеств личности младших школьников на основе народных традиций считаю интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.

               Актуальность  патриотического воспитания обуславливается сложившимся противоречием: с одной стороны, необходимостью возрождения культурно-исторического наследия прошлого, а с другой стороны,  малым количеством или вовсе отсутствием  в учебниках УМК «Школа России» этнокультуроведческого материала.

           Патриотическое воспитание  тесно связано со школьными базовыми программами по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии. При этом сделан акцент на включение в каждую из дисциплин материала, способного содействовать пробуждению национальной гордости и патриотического чувства. Также широко использование краеведческого этнографического материала. Источниками патриотического воспитания для младших школьников является естественная для ребёнка среда его жизнедеятельности.

 

                            «Прошлое уже нам не подвластно,

                              но будущее зависит от нас».

                                                                 П.Чаадаев

           Краеведение – это одновременно и наука, и деятельность. Оно связано с изучением прошлого и настоящего родного края, местных достопримечательностей, роли и участия жителей в литературе, истории, культуре.

           Трудно объяснить и перечислить все причины проявления любви к родному краю, городу, деревне. Но мне кажется, что невозможно любить то, чего не знаешь. В связи с этим главная задача – познакомить учащихся:

- с родным краем, открыть новые страницы его истории, культуры;

- с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своей малой родины.

            Образ родного города – это прежде всего его история. Мне кажется, для юного человека важно почувствовать связь с прошлым, понять, почему необходимо ценить прошлое и сохранять память о нём.

          Для достижения этой цели можно использовать  разные виды деятельности:

-экскурсии, прогулки по городу;

-посещение выставок, музеев;

-беседы о родном городе;

-исследовательские работы («История названия моей улицы», «Достопримечательности нашего города»);

-конкурсы на лучшие авторские работы о родном крае;

-конкурсы на звание лучшего чтеца авторских стихов и стихов поэтов, посвящённых родному городу.

            Этнокультурный компонент можно представить в курсе  «Окружающий мир».  Почитание родной земли, природы, Родины – фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа. Бережное отношение к родной природе, преклонение перед её природными стихиями, отражено народным сознанием в древнеславянских мифах о берегинях, в культе растений и водных источников, в календарных праздниках, образах и их символике.

             

               Приведу несколько примеров знакомства учащихся с темой «Особенности русского народного календаря».

               На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, описывая по дням и месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи, традиции и обряды, природные приметы и явления. Форма месяцеслова  - круглая. Отсюда в русском языке выражение «круглый год». Вместе с детьми рисуем круг, который можно заполнить сразу, а лучше постепенно в течение нескольких уроков. Для каждого времени года выбираем свой цвет: для зимы – голубой, как лёд и снег под солнцем; для весны – зелёный, потому что весной всё зеленеет и расцветает; для лета – красный, так как жарко, дни светлые и долгие; для осени – жёлтый, как листья на деревьях. Нанесём на календарь основные точки. Привычные названия месяцев нам не подходят, т.к. они заимствованы из латинского языка. Мы будем обозначать месяцы древними русскими (славянскими) названиями, а из обычных наименований используем начальные буквы, чтобы сориентироваться. Выделим летний и зимний солнцевороты, а также весеннее и осеннее равноденствие. Попутно можно поговорить о строении и происхождении слов. В ходе работы совместно с детьми выясняем, что круглая форма календаря объясняется очень просто: времена года и его главные, поворотные моменты постоянно повторяются, но уже на новом уровне. Основу календаря составляли сезонные изменения в природе. В народно-поэтическом восприятии осень – зима ассоциировались с засыпанием и заколдованным сном-смертью, а весна-лето – с возрождением и пробуждением. Языческий славянский миф о Солнце рассказывает, как Солнце – Ярило теряет свою силу каждую осень и умирает и как в самую глухую зиму просыпается, набирает силы и в полном блеске сияет вновь, даря своей возлюбленной – Земле - тепло и свет, а та расцветает и плодоносит. Народный календарь был календарём земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях.

              Учащиеся с интересом узнают о счёте лет наших предков, которые исчисляли время промежутками от одного урожая до другого. Названия месяцев (травень, серпень…) были приурочены к явлениям природы и полевым работам. Отсчёт лет было принято вести «от сотворения мира», т.е. с 21 марта 5509 года до нашей эры. Новый календарь ввёл царь Пётр 1 . Его указом установилось иное начало года: за 31 декабря 7208 года «от сотворения мира» наступало 1 января 1700 года новой эры, или от Рождества Христова. Этот календарь назывался «юлианским». По велению Петра 1 января в России стали праздновать Новый год по европейскому обычаю: наряжать ёлку, развешивать гирлянды и поздравлять друг друга. А с 14 февраля 1918 года Россия перешла на григорианский календарь. С тех пор мы живём по «новому стилю» с разницей в 13 суток.

                   

                             

                  «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь».

                                                                    К.Прутков

                   Знаете ли вы  историю своей семьи или, иначе говоря, свою родословную?

                   Раньше родословную рисовали в виде дерева с многочисленными ветвями. Ствол дерева обозначал общих предков семьи, зачинателей рода, которые жили в давние времена, а ветви – их детей и внуков, правнуков, то есть все поколения до самых младших. (Показ детских работ).

                  О многом может рассказать  фамилия. Все фамилии имеют свою историю. Русские фамилии возникали из имени или прозвища. (Иванов, Петров; Говорухин, Торопыгин). Есть фамилии, говорящие о профессиях их владельцев (Гончаров, Поваров). Другие указывают, откуда родом наши предки (Архангельский, Тамбовцев).

                  Семейные традиции передаются из поколения в поколение. Очень важно научить ребёнка относиться к ним с уважением и по возможности следовать им. «Береги честь смолоду»,- гласит народная пословица. Честь – это уважение человека к самому себе, но ещё больше уважение людей, которые его окружают. Честь – это доброе имя человека. Если человек любит  семью, уважает и почитает родных и близких, он постарается быть достойным своей фамилии, свой родословной.

                  К занятиям на данную тему учащиеся подготовили рассказы о своих бабушках и дедушках, принесли фотографии и семейные реликвии. Это были старые письма с фронта, медали, значки, пионерский галстук, картина, икона…Итогом стали творческие работы учащихся.

                           «Умом Россию не понять,

                            Аршином общим не измерить:

                            У ней особенная стать –

                             В Россию можно только верить».

                                                                   Ф.Тютчев

  Каждый ученик должен знать историю Российской символики.

                  Слово «герб» славянского происхождения. Ещё в древности его понимали как знак, которым помечали передающуюся по наследству собственность. Русские гербы появились вначале как изображения на государственных и личных печатях. Началось это при Иване111 после его женитьбы на византийской принцессе Софье. Одна  эпоха сменяла другую. Изменялись и Российские символы. Мы запечатлели их на нашем стенде.

                   На занятиях математикой используются занимательные народные задачи, требующие логического размышления, различные формы народного геометрического орнамента. Народные игры, считалки, песенки прочие малые формы фольклора – замечательный материал для проведения занимательной минутки и физкультминутки. Кроме того дети знакомятся с народными мерами длины (верста, аршин, вершок, фут, дюйм, локоть, пядь), мерами веса (лот, золотник, доля, пуд, фунт), мерами объёма ( ведро, штоф, чарка, шкалик), мерами площади (1куб. сажень, 1кв. вершок, 1кв. сажень, 1 десятина).

                   Решите задачу №1.

С одной овцы крестьянин состриг шерсть, из которой жена напряла 50 аршин пряжи. Сколько метров шерсти можно напрясть, если использовать шерсть 3 овец.

                   Решите задачу №2.

В сундук со сторонами 1 аршин и 2 аршина помещается 5 платьев. Нарисуйте сундук и обозначьте длины его сторон, в который можно положить приданое невесты из 15 платьев.

                   

                   Решите задачу №3.

С одной десятины земли собрали 100 пудов зерна. Сколько килограммов муки получится, если из 1 пуда зерна получается 10 килограммов муки? Решите задачу двумя способами.

                                       «…И, обходя моря и земли,

                                       Глаголом жги сердца людей».

                                                                 А.Пушкин

                 Этнокультурное дополнение к курсу «Русский язык» закладывает основы логики и диалектики речи, прививает любовь к родному слову, развивает грамотность письменной и устной речи, приобретаются навыки культуры речевого общения, умение верно ощущать слово в контексте, способствует интеллектуальному развитию учащихся.

                   Современные методисты, учителя изучают проблему интеллектуального развития детей на уроках русского языка.

                  Например, Г.А.Бакулина считает, что одним из направлений обогащения учебного материала является включение в содержание обучения текстов воспитывающего и познавательного характера. Я думаю, что использование текстов этнокультуроведческой направленности позволяет нам воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, совершенствуя его знания о культуре и традициях русского народа. Предлагаемые к ним задания связываются с изучаемыми темами русского языка, направляются на стимулирование активной мыслительной деятельности детей. Знания о языке даются во взаимосвязи с культурой своего народа.

                   В своей практике я использовала материал народных примет на минутках чистописания. Каждая из них хороша для изучения определённой темы, по ходу выполняются грамматические задания к тексту.

Тема «Корень и однокоренные слова».

1.Зимой солнце сквозь тучи улыбается. Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет.

2.Если весной много берёзового сока – к дождливому лету. Если у берёзы листья распускаются раньше, чем у клёна или ольхи, - к сухому лету.

3. Когда цветёт черемуха, наступают «черёмуховые холода».

Тема «Разделительный мягкий знак».

1.Пока лист с вишнёвых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, всё равно он растает.

2.В марте воробьи гнёзда вьют – к ранней весне.

3.Кольцо вокруг солнца – к ненастью.

Тема «Непроизносимые согласные в корне слова».

1.Если в августе, сентябре лошадь на пастбище не задерживается и шерсть на ней лежит гладко – к суровой зиме.

2.Обилие грибов бывает перед дождливой погодой.

3.Если осень ненастная, будет дождливая весна.

                Особенно интересно происходило обобщение по временам года. Каждый ученик составлял копилку народных примет.

                Дальнейшее знакомство с народными приметами происходило с опорой на то, что наши предки давно подметили принадлежность многих природных явлений определённым дням в году. Как же крестьяне выделяли такие дни и делали их памятными? Оказывается, они обозначали приметный день именем святого. Обычно имя святого выбиралось произвольно, отдавалось предпочтение тому, которое подходило  под рифму, например: «На Прохора зима заохала», «Дожди на Акулину – хорошая калина», «Пришёл Федул, теплом подул».

                  Наши предки были не только меткие и ловкие на слова, они ещё вели долголетние наблюдения, связанные с их хозяйственной деятельностью. Например, зиме самое время заохать с Прохора, ведь это 10 (23) февраля, приближается весеннее равноденствие, а там и весна не за горами.

                  Дети младшего школьного возраста легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, успешно пополняют свой лексический багаж, овладевают различными лингвистическими конструкциями.

                  Можно интересно организовать работу над устаревшими выражениями, словами и фразеологическими оборотами.

                   Например, почему Москва называется Москвою? Это имя она заимствовала у тихой речки, на берегах которой обосновалась. Существует несколько объяснений названия и реки, и нашей столицы. Одно из более вероятных – древнеславянского происхождения. Первоначально река называлась, очевидно, Московъ или Московь, что применительно к реке означает «болотистая», а применительно к городу – «низинное, топкое место». В районе Москвы и Подмосковья и сейчас существуют огромные запасы подземных вод, эту землю орошают 363 реки и более 500 ручьёв.

                   Вот история  сохранившегося в детских играх до нашего времени выражения «чур меня». В каждой славянской семье почитали умершего предка – родоначальника, которого называли «чур» или «щур». Восклицание «чур меня» в то время означало: храни меня, предок. Обращение  к чуру с просьбой о защите и помощи в минуту опасности передавалось из поколения в поколение и закрепилось в нашем языке.

       Таким образом, знакомство с народными приметами, устаревшими словами, фразеологизмами даёт возможность детям вести наблюдения за выполнением  прогнозов, отражённых в этих приметах, даёт прекрасную возможность увидеть, услышать, почувствовать всю красоту и ёмкость фольклорного слова, развивает познавательную и интеллектуальную активность.

                  «Трудовое обучение» и «Изобразительное искусство».

              Реальная история народа связана с повседневной, порой очень тяжёлой, работой. Многие произведения народного творчества и искусства раскрывают идеалы народа, воспевая в них трудолюбие. Они помогают представить современному ребёнку, насколько тяжела была работа, какой силой и характером обладал народ-труженик, умеющий выполнять такую работу, которая могла быть под силу истинным богатырям. В народных праздниках существовал целый комплекс обрядов, ритуалов, подчёркивающих ответственность человека за свой труд. Воспитание требовательности к своему и чужому труду – важнейшая традиция русского народа. (Показ русских народных костюмов).

                           По одёжке встречают, по уму провожают.

         А каким мастерством наши предки прославили землю русскую!

                Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами- ягодами. Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже несколько веков делают на Руси.

                 Не меньше славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Нельзя смотреть на них без улыбки…

                 Ах, как вкусно есть из сказочной посуды! Да ещё золотистой расписной ложкой. Красива хохлома! Не боится она ни жара, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

                 Русская жемчужина,

                 Нас чаруешь ты.

                 Синяя фантазия – море красоты! Эти строки поэт М.Аверьянов посвятил Гжели.  Белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

                  А ты всё та же – лес да поле,

                  Да плат узорный до бровей…

Эти строки поэт А.Блок посвятил России. Узорные платки и шали из знаменитого Павловского Посада носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты.

               

             Большое место в организации работы по патриотическому воспитанию занимает организация внеклассных и внешкольных дел. Это посещение музея «Память», краеведческого музея в лицее, музея «Лопасня-Зачатьевское», посещение городской библиотеки, городских театров, встреча с ветеранами ВОВ, проведение праздников, участие в различных конкурсах,  в исследовательской деятельности, встречи с интересными людьми, экскурсии, подготовка к традиционным праздникам и т.д.

       Все это способствует тому, чтобы подрастающее поколение было истинными патриотами своей прекрасной страны, любило свою необъятную Родину, делало все необходимое для ее процветания, ценило все то, что было сделано нашими предками, знало культуру и традиции своего народа.

         

 

               

   

                 

                 

             

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

патриотическое воспитание младших школьников на основе народных традиций

Выступление на районном методическом объединении...

Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских традиций

Материал для самообразования педагогов начального обучения...

Статья "Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских культурных традиций"

Формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества....

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций...

Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом

Методическая разработка по патриотическому воспитанию младших школьников...

Курсовая работа "Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом"

Курсовая работа "Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом"...