Русский язык "Слова близкие по значению"
план-конспект урока (2 класс) на тему
Тема: Слова, близкие по значению.
Целевые установки урока
Предметные:
· Углубить знания о словах, близких по значению;
· Знать значение термина синонимы;
· Понимать возможности различных синонимов ( по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
· Уметь подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
Метапредметные:
· Использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли;
· Уметь сравнивать слова по значению и звучанию;
· Развивать речь при составлении предложений со словами-синонимами.
Личностные:
· Понимать значимость лексически богатой речи для определения культуры человека;
· Понимать нежелательность повтора слов в речи;
Стремиться пополнять свой словарный запас словами-синонимами.
Оборудование: словарь синонимов русского языка ,карточки с заданиями,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazykslova_blizkie_po_znacheniyu.docx | 166.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Русский язык 2-В класс
Тема: Слова, близкие по значению.
Целевые установки урока
Предметные:
- Углубить знания о словах, близких по значению;
- Знать значение термина синонимы;
- Понимать возможности различных синонимов ( по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
- Уметь подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
Метапредметные:
- Использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли;
- Уметь сравнивать слова по значению и звучанию;
- Развивать речь при составлении предложений со словами-синонимами.
Личностные:
- Понимать значимость лексически богатой речи для определения культуры человека;
- Понимать нежелательность повтора слов в речи;
Стремиться пополнять свой словарный запас словами-синонимами.
Оборудование: словарь синонимов русского языка ,карточки с заданиями,
Ход урока
1.Орг.момент.
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы познакомились с новой темой «Значение слова»
-Сейчас мы проверим,как вы разобрались?
А)Значение слова-это…….
Слово может иметь …..и……..значение.
Б)Подчеркните слова употреблённые в прямом значении
1)горит огонь 1)идут ученики 1)держать речь
2)горят щёки 2)идут часы 2)держать портфель
В)Записать прямое и переносное значение слов. Прямое значение подчеркни
1)язык…. 1)месяц 1)колокольчик
2)язык 2)месяц 2)колокольчик
Проверка.
3. Мотивация учебной деятельности.
Грамматическая сказка.
Давным –давно в древнем государстве ЛЕКСИКОЛОГИИ жили бродячие слова. Много было у этих слов общего :они одинаково смотрели на мир и даже разговаривали на одном языке. Но все они были несчастны .Словно тени, бродили они по стране, одинокие и печальные ,и не могли встретить друг друга.
Но однажды в стране появился добрый волшебник и решил помочь одиноким и неприкаянным словам. Он собрал их всех вместе и объединил в группы. И стали они друг друга величать названными братьями.
4.Сообщение темы урока.
Узнать тему нашего урока поможет это задание: замените предложения одним словом.
- Буквы стоящие в определенном порядке. (Алфавит, или азбука.)
(слайд1)
Что общего у этих слов? (Значение одно.)
Чем они различаются? (Написанием.)
- Предмет, при помощи которого измеряют температуру. (Градусник, или термометр.)
(слайд2)
Что общего у этих слов? (Значение одно.)
Чем они различаются? (Написанием.)
- Человек, который ездит на лошади. (Всадник, или наездник.)
(слайд 3)
Что общего у этих слов? (Значение одно.)
Чем они различаются? (Написанием.)
Итог:
Сегодня на уроке мы познакомимся со словами –названными братьями и побываем в их родном городе- СИНОНИМИИ,а также узнаем,для чего нам нужны эти слова?
5. Актуализация опорных знаний.
1.Минутка чистописания.
-Отгадайте слово. Страна в которой человек родился и гражданином которой является? (Родина). (слайд 4)
-Сейчас мы с вами определим, какую букву мы будем с вами прописывать?.Эта буква обозначает в слове Родина согласный , звонкий, непарный, твёрдый звук. (буквы Р и Н)В этом слове пишется с большой буквы? (Р).
Пропишем заглавную и строчную
ИТОГ: прописали букву и вспомнили о звуке ,которым обозначается эта буква.
2. Словарная работа:
Родина,делим слово на слоги
Какой слог ударный?
Произносим 3 раза хором.
Подчёркиваем орфограмму, где можем сделать ошибку.
Родина-это Отечество, Отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, обычаями, бытом, языком.
-А в какой старее мы с вами родились и живём?
-Более узкое значение-место где кто-то родился или что то изобрели.
3.Работа с пословицей.
Вставьте пропущенную букву.Как вы понимаете пословицу
Жить- Род..не служить.
Если дружба велика, будет Род…на крепка.
-Спишите 1 любую пословицу с новой строки.
-Так как мы с вами находимся в городе Синонимии,то к этому слову можно тоже подобрать синонимы.
Родина,Отечество,Отчизна,родная страна-синонимы!
ИТОГ:мы познакомились с новым словарным словом,записали пословици с этими словами,подобрали синонимы.
6.Физминутка
Пальцы рук связаны с мозгом и внутренымми органами.Массаж большого пальца-повышает деятельность головного мозга.Указательный-работу желудка.Средний-кишечник и позвоночник.Безымянный-печень.Мизинчик-помогает работе сердца.
ИТОГ:…
7.Изучение новой темы
1)Формирование представлений о синонимах
Прочитаете группы слов (доска)
а)Дом,здание,изба,постройка,жилище.
б)Отважный,смелый,бесстрашный,храбрый.
-Что обозначает слово дом?(строение предназначенное для жилья)изба?(деревянный крестьянский дом.Дом может быть и кирпичный ,и деревянный,и каменный,и бетонный,а изба только деревянная)
-Что можно сказать о значении этих двух слов?(Они близкие по значению)
-Назовите общее значение для всех первых слов(строение)
-Общее значение для всех вторых слов?(незнающий страха)
Мудрый волшебник объединил слова,близкие по значению,поселил их в городе Синонимии и назвал синонимами.
(слайд5)
-Давайте запишем первую строчку
(Дом,здание,изба,постройка,жилище)
Мы сказали,что эти слова имеют общее значение,но чем они отличаются,посмотри на них?(по написанию)
-А давайте их ещё раз произнесём.Чем ещё отличаются?(по звучанию)
-Так,что такое синонимы,давайте сами построим правило?(эти слова близкие по значению,но разные по написанию и звучанию)
(-Запишем-синонимы)Обратите внимание,как пишется это слово!!
2)Ознакомление с правилами(стр.101-учебник)
-Я читаю
-Вместе
-1 сильный,1 слабый
-Про себя
-закрыли учебник(вслух)
ИТОГ: узнали,что такое синонимы.-Подберите синоним к слову вьюга(курга,метель);к слову идти(шагать,топать);к слову добрый (сердечный,внимательный)
7.Физминутка для глаз
(слайд6)
3)Ознакомление со словарём синонимов.
Мы можем выяснить значение слова с помощи толкового словаря. А как узнать, есть ли у снова синонимы? Для этого существуют словари синонимов(показываю словарь)В таких словарях синонимы размещены в виде групп,а также приводятся значение всех синонимов и их отличие друг от друга…
9.Закрепление знаний
1)Упражнение 217 стр.101
Послушайте внимательно рассказ и назовите слова,которые передают состояние деревьев в морозный день?-Чтообщего в значении этих слов?(3 яблони,мёрзли,стыли,коченели)
-Как мы называем такие слова?(синонимы)
-Запишем в тетрадь.
-А для чего нужны синонимы в речи,когда мы пишем изложения,письма?
- Я читаю,вместе,1 ученик,про себя-Вслух все.
-Найди лишнее слово,почему лишнее?
(долгий,добрый(не обознач.смелый),записать,приехать,абзац(не обознач.заглавие),слякоть.
ИТОГ:закрепили правило.
10.Обобщение
-Помните,к нам приходили девочки из шестого класса и рассказывали о крылатых выражениях,потом Карлов Саша принёс книгу,вы запомнили,как называются эти слова?(фразеологизмами)
1)стр.102№221(устно)-по образцу
-далеко -мало -запомнить -быстро -молчать
2)Дифференцированная работа
А. 1)Подчеркни слово,которое наиболие точно соответствует содержанию предложения
а)Узенькая,извилистая(тропинка,дорога,трасса)вела через поле .
б)За селом начиналась берёзовая(роща,посадка).
в)Семья Никитиных жила в кирпичном(дворце,избе,доме)
Б. 1)Подчеркни синонимы
а)Опрятный человек,всегда чистый,аккуратный,чистоплотный
б)Обезьянки забавные,потешные,уморительные.
в)Из-за дождя наша одежда стала влажной,а потом мокрой.
В. 1)Подберите к словам синонимы(слова близкие по значению)
а)маленький-б)печальный-в)тропинка- г)мощный-
ИТОГ:Проверяем работы
10.Подведение итога урока.Рефлексия.
Какие слова живут в городе Синонимии?
-Чем они интересны?
-Для чего в нашей речи нужно употреблять синонимы?
-Приведите примеры!
Оцените свою работу с помощью смайликов.
-Посмотрите на первое личико. У него хорошее настроение ,оно улыбается, у него все получилось.
-А у 2 –го еще есть трудности, ему грустно.
Сейчас вы подойдете по очереди к доске. Если у вас все получилось и хорошее настроение- подарите его первому личику, если были какие то трудности на уроке и настроение невеселое, то другому личику.(Рядом со смайликами напишите свое имя).
11.Домашние задание
Правила стр 101 (н),стр.103 №225 (подобрать и записать синонимы,(слова для справок даны)и дополнительное предложение.
12.Организованное окончание урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы...
Конспект урока по русскому языку "Слова, близкие по значению" 2 класс
Разработка урока соответствует требованиям ФГОС...
Конспект урока по русскому языку Слова близкие по значению
Разработка урока для 2 класса, соответствует требованиям ФГОС...
Урок русского языка во 2 классе на тему: "Закрепление знаний о словах, близких по значению - синонимах и уточнение их роли в языке"
Урок-исследование тайн русского языка...
Конспект урока русского языка на тему: "Слова, близкие по значению" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «слова-синонимы»; формирование умения находить синонимы в тексте, использовать в речи.Планируемые результатыПредметные:знать понятие &laq...
Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Слова, близкие по значению" (2 класс)
Цель урока: формирование у учащихся понятия о словах, близких по значению.Задачи урока Дидактические:- познакомить учащихся со словами, близкими по значению;- отработать у учащихся умения подбирать сл...
Конспект урока по русскому языку по теме "Слова, близкие по значению"
Конспект урока по русскому языку включает в себя все этапы урока с подробным описанием и интересными заданиями....