Работа с родителями в начальной школе
статья на тему
Работа с родителями всегда являлась и является частью системы работы классного руководителя, особенно в младших классах. Школы активно предпринимают попытки вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, но активности родителей явно не наблюдается. Многие по-прежнему видят свое участие в школьной жизни собственного чада в отсиживании на пресловутом родительском собрании и сдачи определенной суммы денег. Такая система взаимоотношений «семья-школа» не может не огорчать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями в начальной школе
Работа с родителями всегда являлась и является частью системы работы классного руководителя, особенно в младших классах. Но следует знать, что зачастую она сводится к 4 родительским собраниям. Разговаривая со многими родителями, просматривая родительские комментарии в социальных сетях, то я могу с уверенностью сказать, что многие родители определяют цели этих общих сборов раз в четверть примерно так:
• поругать (без этого ни одно собрание не обходится),
• похвалить (если есть за что, но это случается не так часто),
• деньги собрать (этим, конечно, не учитель теперь занимается, но родительский комитет всегда ждет встречи, чтобы разоблачить должников и «выбить» из них недосданное).
Хочется заметить, что школы активно предпринимают попытки вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, но активности родителей явно не наблюдается. Многие по-прежнему видят свое участие в школьной жизни собственного чада в отсиживании на пресловутом родительском собрании и сдачи определенной суммы денег. Такая система взаимоотношений «семья-школа» не может не огорчать.
Чтобы подобных взаимоотношений не возникало с семьями моих учеников, работе с родителями отвожу первостепенную роль. Стараюсь применять такие формы работы с родителями, которые бы их не очень отягощали (после трудного рабочего дня непросто высидеть на собрании 2-3 часа, слушая об успехах и неудачах каждого ученика класса, а потом еще и «играть» с другими такими же уставшими родителями в психологические игры, при этом думая о том, что нужно еще у ребенка уроки успеть проверить, в школу его собрать, да завтрак всей семье приготовить), но обогащали, были интересны и полезны.
1. Родительские собрания
- четкий регламент
- отчет по учебной работе
- отчет по внеклассной работе
( презентация PowerPoint)
- фото-отчет по работе за год
Для того, чтобы родительское собрание прошло эффективно и динамично, заранее оговариваю регламент - кто будет выступать, по какому вопросу и сколько ему на это выделяется времени. Стараюсь укладывать общую часть собрания в 1 час, а уже потом решать все частные вопросы.
Никогда не обсуждаю успехи и неудачи каждого учащегося. Вначале говорю об общих тенденциях, а потом предлагаю родителям презентацию общей успеваемости по каждому предмету. На слайде отображается количество человек, закончивших эту четверть и предыдущую (нижняя строка) с данной оценкой. Тогда родитель может сам увидеть, в каком сегменте находится его ребенок, и сделать соответствующие выводы После - рабочие моменты и вопросы родителей.
После отчета по учебной работе - отчет по работе воспитательной. Так же в виде презентации, на этот раз красочной - с фотографиями и отзывами детей. Примечательно, что когда я впервые показала родителям такую презентацию-отчет, многие удивились, что такие мероприятия вообще в классе проходили. «Сколько всего интересного было!» - говорили они. Значит, родители не всегда в курсе школьных дел, этот пробел и позволяет подобный отчет устранить. Вновь после презентации – рабочие моменты, совместное планирование дальнейшей работы (или согласование).
В конце каждого учебного года делаю детям и родителям подарок – фильм о прожитом годе, о его счастливых мгновениях. Расстаемся всегда с тоской… Фильм сделать несложно: выбрать музыку, открыть ее с помощью киностудии Windows live, а потом просто перетащить туда фотографии, синхронизировать с музыкой (есть такая автоматическая функция). Далее можно уже редактировать, украшать, совершенствовать, но это и необязательно, уверяю, даже самый простой ваш фильм вызовет бурю эмоций.
2. Индивидуальные беседы
-Чайные встречи - знакомство с семьей, ее традициями, укладом, с увлечениями детей
Чайные встречи - обязательный ритуал для каждой семьи – провожу в начале 1 класса, в вечернее время, удобное для семьи. «Чайные» - потому что за чашкой ароматного чая, с печеньками и конфетками. О них предупреждаю родителей на первом же собрании, предлагаю выбрать время встречи в графике (там даты, удобные и для меня), а на саму встречу прийти всей семьей и с семейными историями, фотоальбомами и реликвиями.
Именно на такой встрече, а не из анкеты, можно многое узнать о семье: уже по тому, кто пришел на встречу и что с собой принес. Многие приносили альбомы, детские работы, угощение даже, а были и такие, кто не принес ничего….
Такие встречи и позже практикую. Не просто беседую через порог кабинета, а за чашкой чая. Это успокаивает, настраивает на дружественное общение. У нас с родителями никогда не возникало конфликтов. Были разногласия, но все их удавалось решать мирно. Считаю это «заслугой» моих чайных встреч. Многие просто приходили после уроков на чашку чая. Вот так и приобщались к школьной жизни - не по принуждению, а по зову сердца.
3. Вовлечение в учебную работу
- Через совместную проектную деятельность
- Приглашение на открытые уроки, презентации, классные конференции
- Привлечение к голосованиям за лучшие работы
Проектная деятельность удивительно богата теми задачами, которые она помогает решать. Одна из таких задач - вовлечение родителей в школьную жизнь. Считаю, что в 1 классе проектная деятельность может быть только совместная - откуда у ребенка 6-7 лет необходимые компетентности? Зато у него столько вопросов, столько идей, столько увлеченности и желания!!! Работая над проектом вместе, семья не только становится частью системы «семья-школа», но и сама становится крепче - совместная творческая деятельность всегда объединяет.
В классе часто проводятся конкурсы - конкурсы рисунков, поделок различных, стенгазет. В каждом конкурсе есть номинация «Приз родительских симпатий». К родительскому собранию в классе организуется выставка работ, после собрания предлагаю анонимно проголосовать за понравившиеся работы.
4. Вовлечение в воспитательную работу
- Праздники 1 класса – творческие проекты родителей
-Театральная деятельности
- Праздники творчества
-Дни семейного отдыха
- Совместные поездки
В воспитательной работе ни одному классному руководителю не обойтись без помощи родителей. Мои родители всегда помогали с удовольствием. Сначала по принуждению небольшому (Нужно, чтобы группа родителей подготовила праздник. Кто займется?), а потом уже по собственному желанию.
Но обязательным в работе были дни Семейного отдыха на свежем воздухе осенью и в конце зимы (присутствие всех семей обязательно, сосиски, спортивные эстафеты, снежные крепости), совместные поездки познавательного характера минимум раз в год, приглашение на весенний праздник творчества ребят.
5. Посильная помощь классу.
Сюда можно отнести и сопровождение родителей на мероприятия и в поездки, и уборку кабинета, и украшение его к праздникам, с последующей уборкой опять же, и покупку необходимых канц.товаров, угощений на праздники, прочих нужностей для класса, и создание декораций для выступлений, и организацию экскурсий, и много чего еще… Важно, чтобы помощь каждого была замечена, и чтобы каждый мог посильно помочь.
Важно, чтобы в школе было интересно не только ребенку, но и родителю, и чтобы каждый родитель смог почувствовать себя нужным и полезным для класса.
Родители обычно говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Зачастую это не так.. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают. Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» – все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это не поможет в выполнении домашнего задания.
Также я часто провожу тест « Хорошие ли вы родители?»
На вопросы этого теста можно отвечать «Да», «Нет», «Не знаю»
На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?
Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка?
Ваши интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ребенка?
Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы?
вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей?
Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение?
Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей?
Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют, (радуют) вас?
Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?
Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка ( даже если есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом?
Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент - физическое наказание (ремень)?
Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали?
Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости?
Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению?
У вас конфликты с собственным ребенком?
Подсчеты результатов.
За каждый ответ «да» на вопросы:
2,4,6,8,10,12,14- 10 баллов
За каждый ответ «нет» на вопросы:
1,3,5,7,9,11,13,15 -10 баллов.
« Не знаю»-5 баллов.
Подсчитайте полученные баллы.
100-150 баллов: Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?
50-99 баллов: Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 баллов: Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего
Таким образом, можно дать родителям немного осознать, а какой он родитель на самом деле. Может, благодарю этому, они будут стремиться измениться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями учащихся начальной школы
Материал для родителей....
Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы
Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы...
Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)
В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....
Система работы с родителями в начальной школе
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и...
Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"
В работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные методы и приемы....
Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)
Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...
Формы взаимодействия школы с семьёй, работа с родителями в начальной школе
В работе указаны формы и методы проведения родительских собраний, формы взаимодействия школы с семьёй. Отмечены правила при подготовке к родительским собраниям, и принципы общения с родителями. Предст...