Занятие по программе внеурочной деятельности «В гости к Морозко»
методическая разработка (1 класс) на тему
Занятие по программе внеурочной деятельности
«В гости к Морозко»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_o_zime_vodyannikova.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа психолого-психологической поддержки № 101»
Занятие по программе внеурочной деятельности
Тема: «В гости к Морозко»
1 «Б» класс
Разработала:
Водянникова Е.В.,
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Кемерово 2016
На Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть места, где всегда стоит холод, круглый год - зима. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму.
- Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок.
Дорогие ребята, наше занятие будет сказочным. И начнём мы его со сказочной загадки:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрыла серебром!
- Как Вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке?
- Почему зиму называют здесь царицей?
- Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица».
- На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
- Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
(декабрь, январь, февраль)
Ребята, послушайте, за окном ветер свистит, он что-то хочет нам сказать. Как Вы думаете, о чём хочет нам сказать ветер?
(рассуждения детей)
Он про снег нам говорит
И про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке,
Всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка. Всюду снега намело. Давайте ещё послушаем ветер. Он то дует тихо, то завивает, то так сильно дует. И вот ветер влетел к нам в группу. Стало зябко и холодно.
- Он куда-то нас зовет?
Собираясь в дорогу, мы должны подумать о том, как правильно одеваться для прогулки. Какие предметы одежды нам понадобятся?
(Среди названных детьми предметов зимней одежды воспитатель выделяет варежки)
- Поговорим подробнее о варежках. Вот здесь на доске, у меня прикреплены самые разные рукавички. И на столе тоже разложены рукавички. Они немного перепутались. Я предлагаю каждому из Вас подойти к доске и выбрать ту варежку, которая понравится. Затем на столе Вы найдёте пару к выбранной рукавичке.
(Итак, дети должны найти среди разложенных на столе рукавичек парные к прикреплённым на доске. Чтобы обеспечить детям свободу выбора и избежать ссор из-за приглянувшейся рукавички, на доску следует прикрепить больше варежек, чем детей в группе. При выборе парных рукавичек создаётся проблемная ситуация: иногда прикрепленной на доске варежке по рисунку подходят сразу две варежки из разложенных на столе
- правая и левая. Делая выбор, дети должны обратить на это внимание и обосновать правильность своих действий. На рукавичках с обратной стороны написаны загадки.)
- Ветер подхватил нас и понёс с собой на улицу, и вынес нас на поляну.
Всё кругом белым-бело Сколько снегу намело!
- Ребята, возьмите снег в руки, слепите снежные комочки. Какой снег?
(Холодный, белый, чистый, мокрый, пушистый, блестит на солнце).
Стихотворение «Зимние краски» (см. приложение)
- Посмотрите, что это за следы на снегу?
- Такие огромные, глубокие, холодом от них так и веет. Как вы
думаете, чьи это следы? (рассуждения детей) - Давайте отправимся по следу и посмотрим, куда они нас приведут. Следы привели к реке.
- Ребята, смотрите, река притихла, уныла, как в сказке, покрылась тоненьким ледком. Можем ли мы перейти реку по льду?
(рассуждения детей) Лёд ещё тоненький и может провалиться. Смотрите большие следы на другом берегу реки. Этот незнакомец видно перебрался через реку. Как же нам перебраться через реку? (рассуждения детей)
- Ой, смотрите, снежинки на моей одежде, на вашей. Сдуйте их. Вдох носом и выдох. Снежинки-то не простые, на них что-то написано.
(Детям предлагается отгадать кроссворд)
1 | 3 | И | м | А | ||
2 | м | О | Р | О | 3 | |
3 | с | А | н | и | ||
4 | т | У | ч | и |
- Пришла девушка Беляна, побелела вся поляна.
(Зима)
- Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет.
(Мороз)
- Одной - зимой отдых, другой - летом, третья - ни зимой, ни летом.
(Телега, сани, лошадь)
- Летели серые гуси, нароняли белого пуха
(Тучи, снег)
- Мост мы построили, переходим реку. Следы ведут в лес. Дети остановились, деревья не покрыты снегом. Ну что это?
- Кто-то вдруг махнул, и деревья покрылись снегом. Все деревья будто шапки белоснежные нахлобучили и пуховые варежки надели. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними.^ Словно детишки разные кустики, да молоденькие деревца укрылись в белых шубках. И рябинка белым покрывалом принакрылась. На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала.
Стихотворение «Зимний лес» (см. приложение)
- Ребята, как Вы думаете, кто так сказочно нарядил лес?
(рассуждения детей)
- Вот это чудеса!
- Ребята, посмотрите, следы нашего незнакомца под деревьями.
Ой, сколько маленьких следочков? Как Вы думаете, кто здесь
пробегал? (рассуждения детей)
* Кто это пробежал мимо ели маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык? (Заяц)
- А кто это за ним бежит; вся ярко рыжая, как огонь горит!
Пушистым хвостом размахивает, будто искры рассыпает по снегу.
Ох, и замёрзли мы, давайте с вами отдохнём, а потом по следу
дальше пойдём. Мороз не велик, а стоять не велит. Почему так
говорят. (рассуждения детей)
Подвижная игра «Лиса и зайцы»
- А эти следы не похожи на звериные. Чьи это следы? (Птичьи)
- Правильно, ребята! Большие следы - вороньи, а эти маленькие -
воробьиные. Трудно живётся птицам в зимнем лесу. Что страшно
птицам в зимнее время года? (ответы детей)
Стихотворение «Зима» (см. приложение)
- Каких зимующих птиц Вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели).
- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и
* По небу весело скользя, Летят пернатые друзья И пропоют, чирикая «Спасибо Вам великое!»
- Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?
Предлагается иллюстрация.
- Из-под сугроба идёт какой-то пар. Все кусты около сугроба покрылись инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?
- Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и тёплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу
не проснётся, с боку на бок не перевернётся. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.
- Давайте отправимся дальше по следу таинственного незнакомца.
- Смотрите, следы кончаются
Это что за изба - На все стороны резьба! Два столба хрустальных врыты, Сторожить приставлены Ледяные окна скрыты Ледяными ставнями. Давайте постучим: тук-тук-тук!
- Что такое, не открывает никто. Давайте заглянем в окошко, посмотрим, есть ли кто в избушке. Заглянули в окошко, смотрят, сидит седой-седой старик на ледяной лавочке в одной руке его посох ледяной, а в другой зеркало хрустальное. Тряхнём головой - от волос иней сыплется, духом дохнёт - валит пар густой.
- Ребята, Вы узнали этого старика?
- Правильно Морозко?
Он каким-то важным делом занят и поэтому не услышал, как мы стучали. Давайте войдём к нему в избушку, узнаем, чем он занят.
(Входят в избушку)
- Здравствуйте, дедушка!
- Здорово, ребятишки, как вы в лес пришли, как мою избушку нашли?
- Мы по следу шли, вот так и нашли.
- Дедушка, а что это Вы делали, что не слышали, как мы стучали.
- Я зиме помогаю, деревья в снег укрываю, землю кутаю. А помогает мне мой волшебный посох и вот это хрустальное зеркало. Присядьте,вы видно устали с дороги, а я вам расскажу о том, чем я занят и что смогу, покажу.
Жили - поживали в моей избушке снежинки. Всё лето, всю осень они у меня жили, кончилась осень и пришла пора выпускать снежинок на волю. Очень долго готовились снежинки к путешествию, наряжались, прихорашивались. Как вы думаете, в какой наряд нарядились мои снежинки? (ответы детей)
- Какое платье надели снежинки? (розовое, прозрачное, белое в узорах)
Одна снежинка надела белое прозрачное платье, усеянное бисером, другая - голубое вырезное, третье - розовое со сквозными узорами. И вот снежинки приготовились, пора им лететь, настало их время разукрашивать деревья, дома, землю, прикрывать их от холода.
Взмахнул я своим волшебным посохом. Ветер подхватил, и полетели, закружились снежинки. А я наблюдаю в хрустальное зеркальце, где ещё деревья не покрыты снегом. Взмахну своим посохом и снежинки присядут на ветки деревьев. Все деревья украшу, и заблестят они в разноцветном уборе.
- Посмотрите в моё волшебное зеркало: снежинки летят, кружатся и медленно опускаются на землю, на дома, на прохожих.
Ветер утихает и снежинки ложатся на землю великолепным ковром. Ребята, а как ещё можно по-другому назвать этот ковёр?
(скатерть, покрывало, одеяло, простыня...)
Только прилёг ветерок отдохнуть устал кружить снежинки, как я вновь взмахнул своим посохом. Некогда спать, лесные тропы надо застилать. Я смотрю в моё зеркало и вижу: вот ещё лесные тропы голые не все деревья укрыл и снова я пускаю моих снежинок в дорогу. Всё небо и весь воздух полны снежинок. Снежинки летят, падают, кружатся и снова падают, они ложатся на дорогу, на лесные тропы, на дома, на деревья, на замороженные лужицы.
- Ребята, посмотрите в зеркало, узнаёте, кто это спит в берлоге?
(медведь)
- Правильно, медведь. Намету-ка я сугробов, чтобы медведю тепло спать. А кто прыгает по деревьям?
- Что за серенький проворный зверёк? (белочка). Белочка, осенью напасла грибов и орех, ей зима не страшна. И шубку она сменила рыжую на серую тёплую.
- И всё-таки нам летом было весело, птицы щебетали, а ты Морозко злой напустил холод, снегом всё запорошил.
- Да, нет, я не злой я не вовсю свою силу мороз нагоняю, я только предупреждаю птиц, дохну своим дыханием, даю им возможность собраться в стаи и улететь. А если деревья я не буду укрывать снегом, они замёрзнут. И траву и цветы и насекомых я не замораживаю, а только прикрываю снегом, чтобы они не замёрзли. Пойдемте, я вам покажу мою снежную перину. (Морозко приподнял свою снежную перину, а под ней травка). Вот вы думаете, какой злой старик, не выпускает на свет зелёную травку.
- А не выпускаю, потому что ещё не время, молодую зелень выпускать, а к лету травка вызреет. Вот я и прикрыл молодую зелень снежною периной, да ещё и сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придёт весна, снежная перина растает и травка увидит свет.
- А ещё у меня есть ларец, в нём живут снежинки, пойдемте, я вам покажу их. Снежинки такие маленькие, мы их будем рассматривать через увеличительное стекло.
- Посмотрите, на что похожи снежинки? (на звёздочки, на пушинки) Все снежинки разные. У одной лучики широкие зубчатые, у другой острые, как стрелы. (Дети находят две одинаковые, считают снежинки большие и маленькие).
- Дедушка, а как получаются снежинки?
- Я дохну своим дыханием и пар превратиться в снежинки.
Высоко - высоко в небе всюду мелькают крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускаются в тучку, они сразу же становятся лёгкими, нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе - это замёрзший ледяной пар. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль.
Когда нет мороза, падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и образуют хлопья.
Танец «Льдинок» (звучит плавная музыка)
- Какое у вас настроение?
-Вам весело или грустно? (рассуждения детей)
Стало так весело, будто праздник наступил.
Морозко: - Ребята, у меня так много работы, мне надо нарядить в путешествие новых снежинок. Помогите мне раскрасить мой волшебный ковёр и заморозить окно моей избы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
Программа расчитана на учащихся 1 класса в рамках ФГОС.Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса кружковых занятий, включающего в себя литературное чтение и слушание, изобразительн...
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....
Занятие в рамках внеурочной деятельности "В гостях у хозяйки медной горы".
Вашему вниманию представлено занятие «В гостях у хозяйки Медной горы», в рамках внеурочной деятельности. Оно является продолжением темы« Горные породы и минералы».Внеурочная д...
Рабочая программа внеурочной деятельности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (общекультурное направление)
Рабочая программа внеурочной деятельности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (общекультурное направление) для учащихся 4 класса.Программа «В гостях у сказки» реализует общекультур...
Тема занятия: Сказка «По щучьему велению» по программе внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 1 класса.
В русской народной сказке рассказывается о простом парне из крестьянской семьи по имени Емеля.Главная мысль сказки -- нужно быть добрым. Нельзя судить о людях по внешнему виду....
Тема занятия: Сказка «По щучьему велению» по программе внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 1 класса.
Сказка «По щучьему велению» по программе внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 1 класса....
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» 2 В класс
Рабочая программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. ...