Занятие в рамках внеурочной деятельности "В гостях у хозяйки медной горы".
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
Вашему вниманию представлено занятие «В гостях у хозяйки Медной горы», в рамках внеурочной деятельности. Оно является продолжением темы
« Горные породы и минералы».
Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по нескольким направлениям, одним из которых является проектная деятельность.
Данное занятие - это творческий проект, цель которого расширить первоначальные знания учащихся о горных породах и минералах, создать условия для реализации проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_zanyatiya_konspekt.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия:
-Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы разгадать очередную загадку, которую преподнесла нам сама природа. Ждёт нас с вами немало открытий, удивительных и интересных.
-Начать наше занятие я хочу стихотворением: СЛАЙД 2
У каждого камня история есть.
В стране самоцветов, историй не счесть.
Здесь сказки расскажут Сапфир и Топаз,
Легенды поведает мудрый Алмаз,
Поэму с интригой сплетет Турмалин,
Романы прочтет нам кровавый Рубин.
Их тайны нас манят, зовут и ведут.
Мечтать приглашает Берилл-Изумруд.
Вопросы после прочтения стихотворения:
- О чем говориться в стихотворении?
- Какие названия вам уже знакомы? А какие слова услышали впервые?
- Может кто-то уже догадался, о какой загадке природы сегодня пойдет речь? – (о самоцветах)
- Как вы понимаете значение этого слова?
-На какой вопрос хотели бы получить ответ?
( Это горная порода или минерал? Где используются? Где нам их искать?)
- А важно ли нам это? Предположите, как они выглядят? Какими свойствами обладают?
Давайте составим план:
1 Где искать?
2. Изучить свойства
3. Где используют. 4. Сделать что-то самим.
Работа с текстом, рисование с опорой на текст ( конверт №1)
- Что нам необходимо в путешествии?( карта)
- К сожалению, карта потерялась, но осталось описание этого дивного края, куда нам нужно попасть. Вам придется самим её нарисовать, опираясь на текст.
- Какие знания вам пригодятся для того, чтобы нарисовать карту?
С чего начнете работу? (определение сторон света)
Текст
В нашей стране есть удивительный край. Раскинулся он между равнинами, как раз вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км, от берегов студеного Карского моря до сухих Казахстанских степей.
Вопросы после рисования:
- Появились ли у вас вопросы?
- Каким цветом нарисовали море? А равнину? Какой цвет помог изобразить казахские степи?
А каким цветом вы бы изобразили тот удивительный край, о котором идет речь? Почему?
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ детей
-Что нам может помочь в решении этого вопроса? (Атлас)
Работа с картой
- Посмотрите внимательно на карту, которая лежит у вас на столе. Есть ли что-то похожее? Найдите это место. Что это? СЛАЙД
Видеофрагмент « Уральские горы»
- Верно, это Уральские горы. Уважительно люди относятся к ним, с почтением называют «Седой Урал», «Урал–Батюшка». Удивительно красива там природа - реки, озёра, леса и величественные Уральские горы.
- Как вы понимаете « Седой», «Батюшка». Каким цветом нужно изобразить горы? Дорисуйте свою карту.
Работа с легендами
-Ребята, посмотрите внимательно на карту, а с чем бы вы сравнили Уральские горы? Версия от группы. СЛАЙД 4
- Давайте проверим, верны ли были ваши предположения? Сейчас каждая группа познакомится с легендой. (Конверт№2)
Работа в группах с легендами
1 группа: Говорят, слыш-ко, будто бог когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных ... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, по -гуще вышло, где вовсе реденько. Однако, везде хоть сколько-то да попало. Глядит - а золота, самоцветов, да и прочего еще целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал это между Европой и Азией. Так, будто бы, наши Уральские горы и получились... А само слово "Урал" в переводе с башкирского означает "пояс". Поэтому Уральские горы и называют "каменным поясом".
2 группа:Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
3 группа: Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», а знаете почему?Потому что он перепоясывает Россию, делит её на две части: Европу и Азию. А ещё и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство.
- О чем узнали? Верны ли были ваши предположения? Слайд 5-6
- Что удивило?
- Что объединяет все эти легенды? (в этом месте большое скопление драгоценностей и богатств)
- С какой загадкой природы вы встретились?
( Почему именно в этом месте образовались горы, с таким количеством полезных ископаемых?)
- Значит мы с вами на верном пути. И Уральские горы откроют нам свои самоцветные кладовые.
- У гор этих есть хозяйка, её так и зовут – Хозяйка Медной горы.
СЛАЙД 8
- А богатств у неё видимо-невидимо. Давайте заглянем в её кладовые.
Видео
Моделирование
Все камни разные и непохожие друг на друга. Нежные, переливающиеся всеми цветами радуги самоцветы и грубые невзрачные булыжники.
-Возьмите кусочек пластилина и крупу. Сравните, что можете сказать.( Пластилин мягкий, а крупа твердая)
- Верно, вы уже знаете, что твердость это одно из свойств камней. Есть твердые, а есть более мягкие.
- Предположите, что произойдет, когда в подземных глубинах встретятся такие разные виды камней.
-Смешай кусочки пластилина с крупой. Что получилось? Это горная порода или минерал?
(Новая горная порода)
- Сравните с камнем, который создала природа.
- Чего в природе больше: минералов или горной породы?
- Разместите ваши камни на карте, которую нарисовали.
Это будет ваш подарок Хозяйке Медной горы.
-Хозяйка Медной горы приготовила для вас задание. Она откроет
Командам раздаются карточки с заданиями, где нужно найти лишний минерал.
1)Нефть, малахит, каменный уголь, торф
2)Песок, гравий, аметист, глина
3)Гипс, гранит, известняк, лазурит
Групповая работа по изучению свойств минералов.
- Как вы думаете, на что именно обратили внимание люди, находя у себя под ногами горные породы и минералы ещё в каменном веке?( на свойства)
- А как они определяли эти свойства? (Трогали, нюхали, пробовали на вкус, взвешивали, стучали ими, рисовали)
-Мы с вами сейчас тоже будем учиться распознавать камни. Перед вами образцы минералов. Каждая группа получает название минерала. Ваша задача найти по описанию свой минерал. Заполнить таблицу и с опорой на таблицу составить рассказ о своем самоцвете по плану. Рассказ составляем от имени камня.
Заполнить таблицу
цвет | блеск | прозрачность | твердость
| название | применение |
Составить рассказ от имени камня по плану:
1. Название.
2. Описание ( цвет, блеск, прозрачность)
3. Применение, использование
Я – яшма.
Цвет мой красный, синий, зеленый, фиолетовый, белый и даже черный. Бываю одноцветной, но чаще пятнистой или с разноцветными полосками.
Ни один камень в мире не имеет такой полной палитры красок.
Я очень твёрдая, но если откалываюсь, то создаю очень тонкие и острые режущие кромки.
В настоящее время из меня делают ювелирные украшения, скульптуры, посуду, шкатулки и вазы.
Меня используют и в технике, я приношу пользу человеку.
- Вы познакомились с лазуритом, малахитом и аметистом. На самом деле драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней очень много.
ВИДЕОРЯД (горный хрусталь, алмаз, яшма, сердолик, янтарь и др.)
Творческая работа: каменный цветок
Видеофрагмент
- Много народу мастерового бывает в гостях у нашей Хозяйки. Каждый хочет красоту камня понять и небывалую вещь из него создать. Был у неё в гостях и Данила- мастер. Все хотел цветок каменный сделать. мы с вами тоже сделаем цветок каменный.
Волшебный сундучок:
- В этом сундучке – минерал. Это единственный минерал, который непосредственно употребляется в пищу
Когда-то он был дорогим товаром. М.В. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска можно было купить раба. Его подавали на стол в дорогих посудах, берегли, экономили, хвастались ею: наличие её на столе было признаком достатка и благополучия.
Этим минералом запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили им жалование . Отсюда и произошло слово “солдат”.
-Верно! Это каменная соль - так что цветок наш по праву будет называться каменным.
Рисование солью
Итог занятия: Игра « Верите ли вы, что….»
-Сегодня мы побывали в гостях у самой Хозяйки Медной горы. Что нового узнали?
- Что удивило? Что запомнилось больше всего? А что было не очень понятно? С каким вопросом вы уходите с этого занятия?
Вывод: делают дети
Самоцветы - минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью. Самые знаменитые из них малахит, лазурит, яшма, аметист, горный хрусталь, алмазы. Эти камни имеют большую ценность, за свою красоту. Их не используют в строительстве, из них делают различные украшения: вазы, шкатулки, пепельницы, серьги, бусы, броши.
В нашей стране есть удивительный край. Раскинулся он между равнинами, как раз вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км, от берегов студеного Карского моря до сухих Казахстанских степей.
В нашей стране есть удивительный край. Раскинулся он между равнинами, как раз вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км, от берегов студеного Карского моря до сухих Казахстанских степей.
В нашей стране есть удивительный край. Раскинулся он между равнинами, как раз вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км, от берегов студеного Карского моря до сухих Казахстанских степей.
1 группа: Говорят, слыш-ко, будто бог когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных ... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, по -гуще вышло, где вовсе реденько. Однако, везде хоть сколько-то да попало. Глядит - а золота, самоцветов, да и прочего еще целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал это между Европой и Азией. Так, будто бы, наши Уральские горы и получились... А само слово "Урал" в переводе с башкирского означает "пояс". Поэтому Уральские горы и называют "каменным поясом".
2 группа:Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
3 группа: Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», а знаете почему?Потому что он перепоясывает Россию, делит её на две части: Европу и Азию. А ещё и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство.
1)Нефть, малахит, каменный уголь, торф
2)Песок, гравий, аметист, глина
3)Гипс, гранит, известняк, лазурит
Заполнить таблицу
цвет | блеск | прозрачность | твердость
| название | применение |
Составить рассказ от имени камня по плану:
1. Название.
2. Описание (цвет, блеск, прозрачность)
3. Применение, использование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру с использованием НРК и презентации по теме: В гостях у Хозяйки Медной горы.
Урок обобщения и систематизации знаний о полезных ископаемых в 4 классе .УМК "Школа России"...
Занятие в рамках внеурочной деятельности «Ступеньки мудрости» на тему: « УВАЖЕНИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ДРУЖБА»
ЗАНЯТИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНО ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Конспект урока по окружающему миру.Тема: Полезные ископаемые нашего края (В гостях у Хозяйки Медной горы)
Конспект урока по окружающему миру...
В гостях у Хозяйки Медной Горы. Радуга сказок Павла Петровича Бажова.
Сценарий внеурочного занятия по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка включает в себя рассказ о жизни и творчестве писателя, о сокровищах Урала, литературную игру по сказам Бажова. Занятие с...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "В гости к хозяйке медной горы"
Конспект по художественно-эстетическому развитию. Приобщение детей к истокам культуры родного края....
В гостях у хозяйки Медной горы
К 140-летию П.П. Бажова...
Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Тема: Символика России
Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Название кружка (секции, студии и др.): кружок Я- гражданинТема: Символика РоссииЦель: формиров...