Занятие в рамках внеурочной деятельности "В гостях у хозяйки медной горы".
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Резванова Марина Михайловна

Вашему вниманию   представлено   занятие «В гостях у хозяйки Медной горы», в рамках внеурочной деятельности.  Оно является продолжением темы

« Горные породы и минералы».

Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по нескольким  направлениям, одним из которых является проектная деятельность.

Данное занятие - это  творческий  проект, цель которого расширить первоначальные знания учащихся о горных породах и минералах, создать условия для реализации проектной деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya_konspekt.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

-Здравствуйте ребята! Сегодня   мы с вами встретились, чтобы  разгадать очередную загадку, которую преподнесла нам сама природа. Ждёт нас  с вами  немало открытий, удивительных  и интересных.

-Начать наше занятие  я хочу  стихотворением:  СЛАЙД 2

У каждого камня история есть.
В стране самоцветов, историй не счесть.
Здесь сказки расскажут Сапфир и Топаз,
Легенды поведает мудрый Алмаз,

Поэму с интригой сплетет Турмалин,
Романы прочтет нам кровавый Рубин.
Их тайны нас манят, зовут и ведут.
Мечтать приглашает Берилл-Изумруд.

Вопросы после прочтения стихотворения:

-  О чем говориться в стихотворении?

- Какие названия вам уже знакомы? А какие слова услышали впервые?

- Может кто-то уже  догадался, о какой загадке природы сегодня пойдет речь? – (о самоцветах)

- Как вы понимаете значение этого слова?

-На какой вопрос хотели бы получить ответ?

( Это горная порода или минерал?  Где используются?   Где  нам  их искать?)

- А важно ли нам это?  Предположите, как  они  выглядят? Какими свойствами обладают?  

Давайте составим план:

1 Где искать?

2. Изучить свойства

3. Где используют. 4. Сделать что-то самим.

Работа с текстом, рисование с опорой на текст ( конверт №1)

-   Что нам необходимо в путешествии?( карта)

 - К сожалению, карта потерялась, но осталось описание этого дивного края, куда нам нужно попасть. Вам придется самим её  нарисовать, опираясь на текст.

 - Какие знания вам пригодятся для того, чтобы нарисовать карту?

С чего начнете работу?  (определение сторон света)

Текст

 В нашей стране есть удивительный край. Раскинулся он между равнинами, как раз вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км, от берегов студеного Карского моря до сухих Казахстанских степей.  

 Вопросы после рисования:

- Появились ли у вас вопросы?

- Каким цветом нарисовали море? А равнину? Какой цвет помог изобразить казахские степи?

  А каким цветом вы  бы изобразили  тот  удивительный край, о котором идет речь? Почему?

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ детей

-Что нам может помочь в решении этого вопроса? (Атлас)

Работа с картой

- Посмотрите внимательно на карту,  которая лежит у вас на столе. Есть ли что-то похожее? Найдите это место. Что это?    СЛАЙД 

Видеофрагмент « Уральские горы»

- Верно, это Уральские горы. Уважительно люди относятся к ним, с почтением называют «Седой Урал», «Урал–Батюшка». Удивительно красива там природа - реки, озёра, леса и величественные Уральские горы.

- Как вы понимаете « Седой», «Батюшка».  Каким цветом нужно изобразить горы?  Дорисуйте свою карту.

Работа с легендами

-Ребята, посмотрите внимательно на карту,  а с чем бы вы сравнили Уральские горы?   Версия от группы.  СЛАЙД 4

- Давайте проверим, верны ли были ваши предположения?  Сейчас каждая группа  познакомится с легендой.   (Конверт№2)

Работа в группах  с легендами

1 группа:    Говорят, слыш-ко, будто бог когда землю создавал, решил людям  добро сделать. Взял  золота, меди, камней самоцветных ... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, по -гуще вышло, где вовсе реденько. Однако, везде хоть сколько-то да попало. Глядит - а золота, самоцветов, да и прочего еще целая горсть осталась. Подумал  Господь, да и высыпал это между Европой и Азией. Так, будто бы, наши Уральские горы и получились... А само слово "Урал" в переводе с башкирского означает "пояс". Поэтому Уральские горы и называют "каменным поясом".

 2 группа:Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

 3 группа: Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», а знаете почему?Потому что он перепоясывает Россию, делит её на две части: Европу и Азию. А ещё и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство.

- О чем узнали? Верны ли были ваши предположения?   Слайд 5-6

- Что удивило?  

- Что объединяет все эти легенды? (в этом месте большое скопление  драгоценностей и богатств)

- С какой загадкой природы вы встретились?

 ( Почему именно в этом месте образовались горы, с таким количеством полезных ископаемых?) 

-  Значит мы с вами на верном пути. И Уральские горы откроют нам свои  самоцветные кладовые.

- У гор этих есть хозяйка, её так и зовут – Хозяйка Медной горы.

СЛАЙД 8

 - А богатств у неё видимо-невидимо. Давайте заглянем в её кладовые.

Видео

 Моделирование

Все камни разные и непохожие друг на друга.  Нежные,  переливающиеся всеми цветами радуги самоцветы и грубые невзрачные булыжники.  

-Возьмите кусочек пластилина и крупу. Сравните, что можете сказать.( Пластилин мягкий, а крупа твердая)

- Верно, вы уже знаете, что твердость это одно из свойств камней. Есть твердые, а есть более мягкие.

-  Предположите, что произойдет, когда в подземных глубинах  встретятся такие разные виды камней.  

-Смешай кусочки пластилина с крупой. Что получилось? Это горная порода или минерал?

(Новая горная порода)

- Сравните с камнем, который создала природа.

- Чего в природе больше: минералов или горной породы?

- Разместите ваши камни на карте, которую нарисовали.

Это будет ваш подарок Хозяйке Медной горы.

-Хозяйка Медной горы  приготовила для вас задание. Она откроет

Командам раздаются карточки с заданиями, где нужно  найти лишний минерал.

1)Нефть, малахит, каменный уголь, торф

2)Песок, гравий, аметист, глина

3)Гипс, гранит, известняк, лазурит

Групповая работа по изучению свойств  минералов.

-   Как вы думаете, на что именно обратили внимание люди, находя у себя под ногами горные породы и минералы ещё в каменном веке?( на свойства)

- А как они определяли эти свойства? (Трогали, нюхали, пробовали на вкус, взвешивали, стучали ими, рисовали)

-Мы с вами сейчас тоже будем учиться распознавать камни. Перед вами образцы минералов. Каждая группа  получает  название минерала. Ваша задача найти по описанию свой минерал.  Заполнить таблицу и с опорой на таблицу составить рассказ о своем самоцвете по плану. Рассказ составляем от имени камня.

 Заполнить таблицу

цвет

блеск

прозрачность

твердость

 

название

применение

 Составить рассказ от имени камня по плану:

1. Название.

2. Описание ( цвет, блеск, прозрачность)

3. Применение, использование

Я – яшма.
Цвет мой красный, синий, зеленый, фиолетовый, белый и даже черный. Бываю одноцветной, но чаще пятнистой или с разноцветными полосками.
Ни один камень в мире не имеет такой полной палитры красок.
Я очень твёрдая, но если откалываюсь, то создаю очень тонкие и острые режущие кромки.
В настоящее время из меня делают ювелирные украшения, скульптуры, посуду, шкатулки и вазы.
Меня используют и в технике, я приношу пользу человеку.

- Вы познакомились с лазуритом, малахитом и аметистом. На самом деле драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней очень много.

ВИДЕОРЯД (горный хрусталь, алмаз, яшма, сердолик, янтарь и др.)

  Творческая работа: каменный цветок

Видеофрагмент

- Много народу мастерового бывает в гостях у нашей Хозяйки. Каждый хочет красоту камня понять и небывалую вещь из него создать. Был у неё в гостях и Данила- мастер. Все хотел цветок каменный сделать.   мы с вами  тоже сделаем цветок каменный.

Волшебный сундучок:

- В этом сундучке – минерал.   Это единственный минерал, который непосредственно употребляется в пищу

 Когда-то он был дорогим товаром. М.В. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска   можно было купить раба.  Его подавали на стол в дорогих  посудах,   берегли, экономили, хвастались ею: наличие её на столе было признаком достатка и благополучия.

 Этим минералом  запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег.  По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили им  жалование .  Отсюда и произошло слово “солдат”.

-Верно! Это каменная соль - так что цветок наш по праву будет называться каменным.  

  Рисование солью

Итог занятия: Игра « Верите ли вы, что….»

-Сегодня мы  побывали в гостях у самой Хозяйки Медной горы.   Что нового узнали?

- Что удивило? Что запомнилось больше всего? А что было не очень понятно? С каким вопросом вы уходите с этого занятия?

 Вывод: делают дети

    Самоцветы - минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью. Самые знаменитые из них малахит, лазурит, яшма, аметист, горный хрусталь, алмазы. Эти камни имеют большую ценность, за свою красоту. Их не используют в строительстве, из них делают различные украшения: вазы, шкатулки, пепельницы, серьги, бусы, броши. 

В нашей стране есть удивительный край. Раскинулся он между равнинами, как раз вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км, от берегов студеного Карского моря до сухих Казахстанских степей.  

В нашей стране есть удивительный край. Раскинулся он между равнинами, как раз вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км, от берегов студеного Карского моря до сухих Казахстанских степей.  

В нашей стране есть удивительный край. Раскинулся он между равнинами, как раз вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км, от берегов студеного Карского моря до сухих Казахстанских степей.  

1 группа:    Говорят, слыш-ко, будто бог когда землю создавал, решил людям  добро сделать. Взял  золота, меди, камней самоцветных ... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, по -гуще вышло, где вовсе реденько. Однако, везде хоть сколько-то да попало. Глядит - а золота, самоцветов, да и прочего еще целая горсть осталась. Подумал  Господь, да и высыпал это между Европой и Азией. Так, будто бы, наши Уральские горы и получились... А само слово "Урал" в переводе с башкирского означает "пояс". Поэтому Уральские горы и называют "каменным поясом".

 2 группа:Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

 3 группа: Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», а знаете почему?Потому что он перепоясывает Россию, делит её на две части: Европу и Азию. А ещё и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство.

1)Нефть, малахит, каменный уголь, торф

2)Песок, гравий, аметист, глина

3)Гипс, гранит, известняк, лазурит

Заполнить таблицу

цвет

блеск

прозрачность

твердость

 

название

применение

 

Составить рассказ от имени камня по плану:

1. Название.

2. Описание (цвет, блеск, прозрачность)

3. Применение, использование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру с использованием НРК и презентации по теме: В гостях у Хозяйки Медной горы.

Урок обобщения и систематизации знаний о полезных ископаемых в 4 классе .УМК "Школа России"...

В гостях у Хозяйки Медной Горы. Радуга сказок Павла Петровича Бажова.

Сценарий внеурочного занятия по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка включает в себя рассказ о жизни и творчестве писателя, о сокровищах Урала, литературную игру по сказам Бажова. Занятие с...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "В гости к хозяйке медной горы"

Конспект по художественно-эстетическому развитию. Приобщение детей к истокам культуры родного края....

В гостях у хозяйки Медной горы

К 140-летию П.П. Бажова...

Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Тема: Символика России

Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе  Название кружка (секции, студии и др.): кружок Я- гражданинТема: Символика РоссииЦель: формиров...