СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ "МОЯ СЕМЬЯ_МОЕ БОГАТСТВО"
проект на тему

Мохова Ольга Игорьевна

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ "МОЯ СЕМЬЯ_МОЕ БОГАТСТВО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_semya-moe_bogatstvo.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Северная средняя школа

Социально – значимый  проект:

«Моя семья  – моё  богатство»                                           

3класс

                                                                                                                                                                            Автор проекта:

                                Мохова Ольга Игорьевна, учитель

                                      первой квалификационной категории

2014г.

Социально-значимый проект «Моя семья – мое богатство».                                           

Аннотация проекта.

  Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок,  обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьёй и народом.

Описание организации.

1. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей; укреплять  детско–родительские отношения;

2.  С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

3. Стимулировать развитие познавательной деятельности; продолжать знакомить детей с родословной своей семьи.

Содержание проекта


 I.

Введение:

-Тема исследовательского проекта;

-Автор проекта;

-Руководитель проекта;

-Цель исследовательской работы;

-Задачи;

-Гипотеза;

-Период проведения проекта;

-Методы исследования;

-Аннотация проекта;

-Актуальность темы.

2- 4 стр.

II.

Основная часть.

Чтение стихов, песен, и их разучивание.

Праздничный концерт с приглашением родителей.

4-7 стр.

III.

Заключительная часть. Выводы.

8 стр.

IV.

Список используемой литературы  и интернет – ресурсов.

9 стр.

Этапы и сроки реализации проекта

Сроки реализации: сентябрь 2013г. – март 2014г.

Подготовительный этап

поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;

составление бесед с детьми на тему «Моя семья», подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», « Мамина работа» Е. Пермяк,   русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья»; просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки! », «Мама для мамонтёнка»;составление бесед с детьми на тему «Моя семья»

Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.

Разучивание стихотворений к 8 марта!

Дидактические игры «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», “Кто ты для… ”, “У кого сегодня день рожденья? ”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям? ”, “Кто ты для бабушки? ”, Огорчится ли мама, если… ” .

Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.

Изобразительное творчество - рисование портретов «Мой папа», «Моя мама».

Изготовление подарков для родителей.

Консультации «Путь в страну книг», «Рекомендации для заботливых родителей», “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).

Творческая работа  «Генеалогическое древо моей семьи».

Фотоколлаж  «Мама, папа, Я – спортивная семья».

Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Отдыхаем всей семьей!”.

Концерт ,посвящённый Дню Матери(с приглашением родителей)

Заключительный этап:

Музыкальный праздник «8 Марта».

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.

Обоснование необходимости проекта.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в младшем школьном возрасте,  ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

Постановка  проблемы

Проблема педагогическая: детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

Проблема детская: не знают своих близких родственников, их имени, кем работали, не знают семейных традиций.

Актуальность  проекта

      Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Данная тема позволит поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», родители школьников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

Цели и задачи проекта

Цель: Формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям.

Задачи:

  1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам своей семьи.
  2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть потребность к формированию семейных ценностей.
  3. Формировать и развивать у учеников  навыки исследовательской и творческой работы совместно с учителем  и родителями.
  4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома, в школе. Где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
  5. Побуждать детей к выполнению общественно - значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, школы.

Участники: учитель, дети, родители.

Методы реализации проекта:

  1. подбор атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.
  2. подбор иллюстративного материала.
  3. подбор художественной литературы.
  4. подбор материала для продуктивной деятельности.

Управление проектом:

Подготовительный.

Создание развивающей среды

  1. Подбор дидактических игр.
  2. Составление перспективного плана.
  3. Разработка содержания конспектов.

Основной

Деятельность педагога:

  1. Беседы
  2. Чтение художественной литературы, стихов, пословиц и поговорок о семье.
  3. Игры – драматизации по сказкам.
  4. Инсценировка.
  5. Проблемные ситуации.
  6. Создание альбомов.
  7. Дидактические игры.

Деятельность с детьми:

  1. Составление рассказа по теме.
  2. Составление творческих рассказов.
  3. Сюжетно – ролевые игры.
  4. Строительные игры.
  5. Настольно – печатные игры.
  6. Подвижные игры, спортивные игры, физминутка, пальчиковая гимнастика.
  7. Рисование, аппликация, закрашивание раскрасок, изготовление подарков для  пап и мам, лепка.

Деятельность с родителями:

  1. Оформление консультаций, буклетов, рекомендаций.
  2. Составление генеалогического дерева семьи, книги семейных рецептов.
  3. Выпуск газеты о семье.
  4. Составление альбомов.
  5. Изготовление поделок.

Завершающий

  1. Развлечение, посвященное Международному женскому дню 8 марта.
  2. Выставка для родителей и детей с использованием альбомов, поделок, материалов, сделанных детьми и родителями.

Рефлексивный

    Данный проект показывает  значимость каждого члена семьи, раскрывает ее особенность и неповторимость, способствует воспитанию любви и уважения к членам семьи. Родители, активно участвуя в жизни группы, начинают понимать простую истину: какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми.

Рабочий  план работы по реализации проекта.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

- Игры – драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».

- Дидактические игры «Чьи детки», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы». «Скажи ласково», «Назови всю семью».

- Сюжетно – ролевые игры «Семья», «День рождения», «Супермаркет», «Больница».

- Настольно – печатные игры «Я расту», «Мамины помощники», «Как растет человек».

- Беседа «Один дома».

- Беседы «Где работает мама, папа?», «Папа, мама, я – дружная семья», «Мальчик и девочка», «Мое имя», «Мамочка любимая», «Папа может все, что угодно».

- Проблемные ситуации «Огорчится ли мама, если …», «Что бы вы хотели пожелать своей семье».

- Познавательно – исследовательская деятельность «Моя семья и родственники».

- Познавательно – исследовательская деятельность «Семейные обычаи на Руси».

- Составление рассказа «Как я помогаю маме».

- Составление творческих рассказов «Моя семья», «Мой домашний питомец».

- Коммуникативная деятельность «Подарок для мамы».

- Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».

- Чтение стихов В.Вересаев «Братишка»

С. Черный «Когда никого нет дома».

- Рассказывание пословиц и поговорок о семье.

- Подвижные игры «Найди свой домик», «Бездомный заяц», «Найди себе пару».

- Физминутка «Семейная зарядка».

- Пальчиковая гимнастика «Домики».

- Хороводные игры «Бабушка Маланья», «Подарки».

- Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

- Рисование «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».

- Изобразительная деятельность «Цветы для мамы».

- Изготовление подарков для пап, мам.

- Закрашивание раскрасок «Мой портрет», «Моя дружная семья».

- Строительные игры «Мебель для дома», «Семейный дом».

- Разучивание песен «Песенка для мамы», «О папе».

- Прослушивание музыкальных произведений  П. Чайковский «Мама», А. Гречанинов «Мамины ласки».

- Музыкальное развлечение «Мамочка моя».

Взаимодействие с родителями

Рекомендации «Влияние бабушек и дедушек на формирование личности детей», «Родителям о защите и достоинстве в семье», «Роль папы в семье»

- Выпуск газеты «Моя семья».

- Консультации «Права ребенка в семье», «Ошибки семейного воспитания», «Приобщение детей к народным традициям», «Растим нравственного человека».

- Домашнее задание «Найди ответы на вопросы: что означает мое имя? Как мне его выбрали? В честь кого меня назвали?

- Консультация «Сказкотерапия, как средство самопознания младших школьников».

- Буклеты «Чаще говорите детям…».

- Оформление праздничных газет для пап и мам.

- Составление альбомов «Хобби моей мамы», «Наша семья».

- Изготовление поделок «Хобби моей семьи».

- Составление генеалогического древа семьи.

- Составление книги семейных рецептов.

-Выставка совместных творческих работ детей и родителей на темы «С праздником, дорогие мамы», «С днем защитника Отечества».

 Метод оценки результатов:

Презентация «Моя семья». Выставка работ участников проекта


Ожидаемый результат

Воспитание чувства гордости за свою семью и любовь к ее членам, знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники, повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнерские отношения.

Метод оценки результатов

Презентация «Моя семья». Выставка работ участников проекта.

    План дальнейшего развития проекта.

      В классе успешно реализован образовательный проект «Моя семья – мое богатство». Проект рассчитан на реализацию образовательной работы с детьми  младшего школьного возраста в тесном взаимодействии с семьями учащихся. Данный проект является долгосрочным, срок его реализации составляет 7 месяцев. Целью данного проекта является – формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям. При подготовке к реализации перед педагогами была поставлена цель: показать детям, что семья – это основа общества, в ней создается микрокультура (история, традиции).

Для погружения детей в проект учитель перед детьми формулируют проблему. Так, педагог приносит в класс  свои семейные фотографии и рассказывает о членах своей семьи, о традициях (дни рождения, совместные походы в театр и др.), о значении своего имени и т. д. Далее учитель задает вопрос детям: А что вы знаете о своей семье? Как она появилась? Хотели бы вы узнать о корнях вашей семьи? После обсуждения совместно с детьми формулируется цель для детей: получить новые сведения о себе, своей семье, близких и родных людях, о традициях семьи. Данный проект реализуется в соответствии с комплексно – тематическим планированием образовательного процесса, а также в соответствии с принципами интеграции содержания  младшего школьного образования в различных видах детской деятельности: познавательно – поисковой, продуктивной, игровой, коммуникативной.

        При реализации проекта детям предлагалось пополнить альбом «Моя семья» фотографиями и рассказами о папах и мамах, о том, где они учились, кем работают, в чем заключается их работа, какую пользу людям приносит их профессия, увлечения. В ходе работы по данному проекту дети совместно с родителями изучали корни своей семьи, составляли генеалогическое древо. В соответствии с особенностями своей семьи составляли герб семьи, придумывали девиз семьи. Родители принимали активное участие в работе над проектом. Детям с помощью родителей предлагалось в процессе познавательно – поисковой деятельности найти ответы на вопросы: «Что означает мое имя?», «Как мне его выбирали?», «В честь кого меня назвали?». Таким образом, родители становятся непременными участниками организуемых мероприятий, участвуют в сборе материалов по теме проекта. С целью расширения знаний педагоги предложили родителям буклеты, памятки, рекомендации, игротеки по теме проекта. В процессе подготовки и реализации проекта возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями в процессе совместной поисково-познавательной, творческой деятельности, что способствует сплочению семьи, сближению взрослых и детей. Сотрудничество детей и родителей, сопричастность, духовное взаимопроникновение рождают в сердце ребенка любовь и признательность, потребность общаться.

    БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

№ п/п

Статья расходов.

Количество.

Сумма.

Общая сумма.

1.

Клей ПВА.

12

12

144р.

2.

Цветная бумага

5 шт.

25 р.

125р.

3.

Ватман.

1 шт.

12 р.

12 р.

 4.

Гуашь.

1 набор

150 р.

150 р.

5.

Альбом.

3 шт.

15 р.

45 р.

6.

Поощрительные призы.

12 шт.

50 р.

600 р.

7.

Грамоты.

12 шт.

10 р.

120 р.

Общая сумма:

1196р.

Список литературы и интернет ресурсов:

  1. Аким Я. Мама! Так тебя люблю!
  2. Благтнина Е. Вот какая мама.
  3. Благинина. Е. Мамин день.
  4. Виеру Г. Мамин портрет.
  5. Виеру Г. Ресницы.
  6. Давыдова Л. Я маму люблю.
  7. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  8. Маршак С. Кошкин дом., Маршак С. Пожар.
  9. Михалков С. А что у вас? Михалков С. Дядя Степа.
  10. Пословицы и поговорки о маме. http://www.gublibrary.ru/lib/ped/Mama/mama.html 
  11. Примерная основная общеобразовательная программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е, Вераксы, Т.С. 12. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

13.Родина М. Мамины руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект на тему: "Здоровый ребёнок в здоровой семье"

Проблема: повышенная заболеваемость среди учеников и родителей нашей школы.Цель:1.  Пропаганда  здорового  образа  жизни.2.  Развитие  потребности  ребенка...

Социально-значимый проект «Моя семья – мое богатство».

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческ...

Формирование социально - значимой личности через технологию социального проектирования

Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения вовсем обществе, ...

Социально-значимый проект "Семья-опора моя"

Проект «Семья - опора моя» направлен на формирование осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценностей семейной жизни и уважительного отношения к своей семье учащихся....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Социально значимый проект. «МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ КРЕПОСТЬ.»

Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок,  обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьёй и народом....

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...