Внеурочная деятельность "Азбука нравственности"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ /Р.И.Фатхутдинова Протокол № ___ от «___» августа 20___г. | «Согласовано» Зам.директора по УР МБОУ «СОШ № 175» _______ /А.Г. Ибрагимова от «___» августа 20___г. | «Утверждено» Директор МБОУ«СОШ № 175» ___________ / А.С. Валеева Приказ № _______ от «___» августа 20___г. |
ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука нравственности»
(духовно-нравственное)
разработано для обучающихся 1 - 4 классов
срок реализации программы 4 года
Губаевой Эльмиры Раисовны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 175»
Советского района г.Казани
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ___ от «___» __________ 20___г. |
20___ – 20___ учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
- письма Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
- Приказ Министерства образования Республики Татарстан от 24 апреля 1995 года №135 ( с изменениями на 7 декабря 2000 года) «Об утверждении штатных нормативов руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных учреждений»
Цель программы: формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы, воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Данные задачи достигаются путем решения ключевых задач, отражающих лично-
стное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Планируемые результаты
Личностные результаты: - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни во внеурочной деятельности, их понимание и оценка; – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса; - уважительное отношение к окружающим людям; - реализация творческого потенциала. -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, общения; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных задач во внеурочной и внешкольной деятельности; - освоение познавательной и личностной рефлексии; - позитивная самооценка своих творческих возможностей; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.
Предметные результаты изучения курса отражают: - опыт учащихся в деятельности; - формирование представления о роли духовно-нравственного воспитания в жизни человека; - формирование общего представления картины мира; - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс – 34 часа
Правила поведения в школе – 6 часов
О добром и вежливом обращении к людям-11 часов
Как стать трудолюбивым – 7 часов
Правила аккуратности и опрятности-5 часов
Правила культуры поведения на улице и дома -2 часа
Школьный этикет – 3 час
2 класс -34 часа
Школьный этикет - 9 часов
Правила общения - 8 часов
О трудолюбии. Культура внешнего вида - 9 часов
Внешкольный этикет - 8 часов
3 класс – 34 часа
Культура общения - 9 часов
Самовоспитание - 7 часов
Общечеловеческие нормы нравственности – 10 часов
Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? – 8 часов
4 класс – 34 часа
Культура общения – 9 часов
Самовоспитание – 7 часов
Общечеловеческие нормы нравственности – 10 часов
Искусство и нравственность – 8 часов
Экскурсии в кукольный театр, картинную галерею, краеведческий музей.
Учебно-тематическое планирование 1 года обучения
№ | Тема занятий | Общее количество часов | Часы теоретических знаний | Часы практических знаний |
1 | Правила поведения в школе | 6 | 2 | 6 |
2 | О добром и вежливом обращении к людям | 11 | 5 | 6 |
3 | Как стать трудолюбивым | 7 | 4 | 3 |
4 | Правила аккуратности и опрятности | 5 | 2 | 3 |
5 | Правила культуры поведения на улице и дома | 2 | 1 | 1 |
6 | Школьный этикет | 3 | 2 | 1 |
Учебно-тематическое планирование 2 года обучения
№ | Тема занятий | Общее количество часов | Часы теоретических знаний | Часы практических знаний |
1 | Школьный этикет | 9 | 5 | 4 |
2 | Правила общения | 8 | 4 | 4 |
3 | О трудолюбии. Культура внешнего вида | 9 | 4 | 5 |
4 | Внешкольный этикет | 8 | 2 | 6 |
Учебно-тематическое планирование 3 года обучения
№ | Тема занятий | Общее количество часов | Часы теоретических знаний | Часы практических знаний |
1 | Культура общения | 9 | 5 | 4 |
2 | Самовоспитание | 7 | 3 | 4 |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | 4 | 6 |
4 | Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? | 8 | 4 | 4 |
Учебно-тематическое планирование 4 года обучения
№ | Тема занятий | Общее количество часов | Часы теоретических знаний | Часы практических знаний |
1 | Культура общения | 9 | 4 | 5 |
2 | Самовоспитание | 7 | 3 | 4 |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | 4 | 6 |
4 | Искусство и нравственность | 8 | 2 | 6 |
Условия реализации:
- кабинет начальных классов;
- актовый зал
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- интерактивная доска и проектор;
- аудио и видео материал;
Методическое обеспечение
№ | Автор | Название | Издательство | |
С.А. Исаева | Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. Практическое пособие | Москва «Айрисдидактика», 2004г. | ||
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | М.: Просвещение, 2011. 25 с. | |||
Тисленкова И.А. | Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей | М.: Просвещение, 2008. 108 с. | ||
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. | Азбука нравственности. | Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9. | ||
Н.В. Лободина и др. | Занятия в группе продленного дня. Внеурочная деятельность 1 – 4 классы | Волгоград «Учитель», 2014г. | ||
М. Дюнн | Все о детской вечеринке | Москва «ПРО», 1996г. | ||
Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина | Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах | Москва «Просвещение», 1978г. | ||
Г.В. Плешаков, З.В. Анисимова, Н.Г. Дмитриева | Уроки нравственного здоровья (пособие для учителя 1 – 4 классы) | Москва «Полигран», 1994г. | ||
О.С. Багданова, О.Д. Калинина | Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками (пособие для учителя) | Москва «Просвещение», 1982г. | ||
М.А. Аралова | Классный час играючи | Москва «Творческий центр», 2004г. | ||
В.А. Георгиевский, Л.И. Шитикова | Проведение праздников в начальных классах | Москва «Просвещение», 1983г. (2 шт.) | ||
В.Д. Москаленко | Что угодно для души? | Москва «Панорама», 1991г. | ||
Е.М. Минскин | Игры и развлечения в ГПД. Пособие для учителя | Москва «Просвещение», 1983г. | ||
И.Г. Сухин | Мой Додыр, Черномор, Снеговик и другие. литературные викторины для дошкольников и младших школьников | Москва «Новая школа», 1996г. | ||
С.В. Савинова | Праздники в начальной школе | Волгоград «Учитель», 2000г. | ||
Б.В. Бушелева | Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся | Москва «Просвещение», 1989г. | ||
В.Н. Ягодинский | Школьнику о вреде никотина и алкоголя | Москва «Просвещение», 1986г. | ||
В.В. Волина | Праздник букваря. Книга для учителей и родителей | Москва «АСТ», 1995г. | ||
Сборник | Песни для детей | Санкт – Петербург «Аверс +», 1996г. | ||
В.А. Шипунова | Пожарная безопасность. Информация для детей и родителей | Москва «Карапуз», 2015г. | ||
В.А. Шипунова | Опасные предметы и явления. Информация для детей и родителей | Москва «Карапуз», 2015г. | ||
В.А. Шипунова | Первая помощь. Информация для детей и родителей | Москва «Карапуз», 2015г. | ||
А. Иванов | Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в воде не тонули | Москва «АСТ - Пресс», 1996г. (2 шт.) | ||
Н.Г. Коновалова, Г.П. Попова | Комплект плакатов. профилактика нарушений осанки у детей | Волгоград «Учитель», | ||
Е.Ю. Титова | Правильная осанка | Москва «Айрис пресс», 2007г. | ||
Н.П. Ходюшина | Гимнастика для глаз. Комплекс упражнений | Москва «Айрис пресс», 2007г. | ||
Н.П. Ходюшина | Правильная осанка во время занятий | Москва «Айрис пресс», 2007г. | ||
В.П. Фелицына, Ю.Е. Прохоров | Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвострановедический словарь | Москва «Русский язык», 1988г. | ||
В. Волина | Этимологический словарь. Откуда пришли слова | Москва «АСТ - пресс», 1997г. |
Критерии и показатели эффективности реализации программы внеурочной деятельности
- представление коллективного результата деятельности обучающихся в творческих проектах;
- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося на основании оценки личного портфолио;
- участие в концертной деятельности, тематических мероприятиях, классных часах.
- индивидуальные и групповые творческие работы.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Формы организации внеурочной деятельности | Вид деятельности | Количество часов |
1-2 | Правила поведения на уроке и на перемене | беседа | игровая | 2 |
3 | Правила поведения в гардеробе («раздевалке») | викторина | игровая | 1 |
4 | Правила поведения в столовой | беседа | игровая | 1 |
5 | Правила поведения в библиотеке | викторина | игровая | 1 |
6 | Правила поведения на школьном дворе | викторина | игровая | 1 |
7-8 | Что такое «добро» и «зло» | викторина | игровая | 2 |
9-10 | «Волшебные» (добрые) слова | беседа | игровая | 2 |
11-12 | «Волшебные» (добрые) слова | викторина | игровая | 1 |
13-14 | Добрые и недобрые дела | круглый стол | познавательная | 2 |
15-16 | Ты и твои друзья | викторина | творческая | 2 |
17-18 | Помни о других – ты не один на свете | проект | творческая | 2 |
19 | «Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе) | конкурс | художественное творчество | 1 |
20-21 | Как быть прилежным и старательным | викторина | познавательная | 2 |
22-23 | Наш труд в классе | познавательная игра | познавательная | 2 |
24 -25 | Мой ежедневный труд дома | проект | творческая | 2 |
26-27 | Культура внешнего вида | познавательная игра | познавательная | 2 |
28-29 | Каждой вещи – своё место | познавательная игра | познавательная | 2 |
30 | Умей ценить время – своё и чужое | познавательная игра | познавательная | 1 |
31 | Правила культуры поведения на улице и дома | экскурсия | досугово-развлекательная | 1 |
32 | Как вести себя дома и на улице?(Обобщающие) | проект | познавательная | 1 |
33-34 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | экскурсия | досугово-развлекательная | 2 |
2 класс
№/п | Тема занятия | Формы организации внеурочной деятельности | Вид деятельности | Кол-во часов |
1-2 | Что такое школьная дисциплина | викторина | игровая | 2 |
3 | Люби книгу | викторина | игровая | 1 |
4-5 | Твоя школа. | викторина | игровая | 2 |
6-7 | Твой класс. | викторина | игровая | 2 |
8-9 | Соблюдение чистоты и порядка. | проект | познавательная | 2 |
10-11 | Внимательность к окружающим. | экскурсия | познавательная | 2 |
12 | Обязательность, дал слово - держи его. | познавательная игра | познавательная | 1 |
13 | Как ты разговариваешь с товарищами | викторина | творческая | 1 |
14 | Доброжелательность в общении. | проект | познавательная | 1 |
15-16 | Поступки твои и других (их оценка). | конкурс | творческая | 2 |
17 | Правдивость, честность. | интеллектуальный клуб | творческая | 1 |
18-19 | Правило «Учусь все делать сам». | круглый стол | познавательная | 2 |
20-21 | Помогаю другим своим трудом дома и в школе. | ролевая игра | творческая | 2 |
22-23 | Что значит быть бережливым? | круглый стол | познавательная | 2 |
24-25 | Как ты выполняешь правила личной гигиены. | проект | познавательная | 2 |
26 | Одежду нужно беречь. | проект | познавательная | 1 |
27 | Правила поведения в кино. | экскурсия | Досугово-развлекательная | 1 |
28 | Правила поведения в театре. | экскурсия | Досугово-развлекательная | 1 |
29 | Правила поведения в музее. | экскурсия | Досугово-развлекательная | 1 |
30 | Правила поведения на выставке. | экскурсия | Досугово-развлекательная | 1 |
31 | Меня пригласили на день рождения | экскурсия | Досугово-развлекательная | 1 |
32-33 | Бережное отношение к природе. | проект | познавательная | 2 |
34 | Чему нас научили уроки нравственности | экскурсия | Досугово-развлекательная | 1 |
3 класс
№/п | Тема занятия | Формы организации внеурочной деятельности | Вид деятельности | Кол-во часов |
1. | Этикет разговора. | беседа | познавательная | 1 |
2. | Обращение к разным людям. | беседа | познавательная | 1 |
3. | Обращение к разным людям. | викторина | игровая | 1 |
4. | Вежливый отказ, несогласие. | беседа | познавательная | 1 |
5. | Этикетные ситуации. | беседа | познавательная | 1 |
6. | Этикетные ситуации. | викторина | игровая | 1 |
7. | Афоризмы. | проект | познавательная | 1 |
8. | Разговор по телефону. | викторина | игровая | 1 |
9. | Играем роль воспитанного человека. | познавательная игра | познавательная | 1 |
10. | Что значит быть вежливым? | викторина | познавательная | 1 |
11. | Мои достоинства и недостатки. | беседа | познавательная | 1 |
12. | Мои достоинства и недостатки. Уроки самокритики. | познавательная игра | познавательная | 1 |
13. | Большое значение маленьких радостей. | круглый стол | познавательная | 1 |
14. | О хороших и дурных привычках. | познавательная игра | познавательная | 1 |
15. | О хороших и дурных привычках. Уроки самокритики. | круглый стол | проблемно-ценностное общение | 1 |
16. | Афоризмы о самовоспитании. | проект | познавательная | 1 |
17. | Заповеди: как мы их исполняем. | беседа | познавательная | 1 |
18. | О сострадании и жестокосердии. | экскурсия | досугово-развлекательная | 1 |
19. | О сострадании и жестокосердии. | круглый стол | проблемно-ценностное общение | 1 |
20. | Лгать нельзя, но если...? | беседа | познавательная | 1 |
21. | Лгать нельзя, но если...? | познавательная игра | игровая | 1 |
22. | Всегда ли богатство - счастье? | круглый стол | познавательная | 1 |
23. | Всегда ли богатство - счастье? | познавательная игра | игровая | 1 |
24. | Спешите делать добро. | познавательная игра | познавательная | 1 |
25. | Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам. | конкурс | художественное творчество | 1 |
26. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | познавательная игра | игровая | 1 |
27. | «Как сердцу высказать себя?» | конкурс | познавательная | 1 |
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. Разыгрывание ситуаций. | круглый стол | проблемно-ценностное общение | 1 |
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | круглый стол | проблемно-ценностное общение | 1 |
30. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | конкурс | художественное творчество | 1 |
31. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | круглый стол | проблемно-ценностное общение | 1 |
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | круглый стол | познавательная | 1 |
33. | Афоризмы. | проект | познавательная | 1 |
34. | Чему мы научились на уроках этики. | экскурсия | досугово-развлекательная | 1 |
4 класс
№ п\п | Тема занятия | Формы организации внеурочной деятельности | Вид деятельности | Количество часов |
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | круглый стол | познавательная | 1 |
2. | Культура общения в современной семье. | интеллектуальный клуб | познавательная | 1 |
3. | Культура общения в современной семье. | проект | творческая | 1 |
4. | О терпимости к ближним. | викторина | познавательная | 1 |
5. | О терпимости к ближним. | конкурс | творческая | 1 |
6. | Культура спора. | познавательная игра | познавательная | 1 |
7. | Этикетные ситуации. | познавательная игра | познавательная | 1 |
8. | В мире мудрых мыслей. | познавательная игра | познавательная | 1 |
9. | В мире мудрых мыслей. | конкурс | творческая | 1 |
10. | «Познай самого себя». Тестирование. | познавательная игра | познавательная | 1 |
11. | Самовоспитание. | познавательная игра | познавательная | 1 |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | проект | творческая | 1 |
13. | Как я работаю над собой. | викторина | творческая | 1 |
14. | О терпении. | познавательная игра | познавательная | 1 |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом. | познавательная игра | познавательная | 1 |
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | конкурс | творческая | 1 |
17. | Об источниках наших нравственных знаний. | познавательная игра | познавательная | 1 |
18. | Совесть - основа нравственности. | познавательная игра | познавательная | 1 |
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | познавательная игра | познавательная | 1 |
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто». | познавательная игра | познавательная | 1 |
21. | Заветы предков. | познавательная игра | познавательная | 1 |
22. | Россияне о любви к Родине. | проект | творческая | 1 |
23. | Твоя малая родина. | викторина | познавательная | 1 |
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | конкурс | творческая | 1 |
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | познавательная игра | познавательная | 1 |
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | конкурс | творческая | 1 |
27. | Нравственное содержание древних мифов. | познавательная игра | познавательная | 1 |
28. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | экскурсия | досугово-развлекательная | 1 |
29. | Положительные герои в былинах и сказках. | конкурс | творческая | 1 |
30. | Отрицательные герои в литературных произведениях. | экскурсия | досугово-развлекательная | 1 |
31. | «Зло, как и добро, имеет своих героев». | конкурс | творческая | 1 |
32. | Искусство и нравственность. | познавательная игра | познавательная | 1 |
33. | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | проект | творческая | 1 |
34. | Обзор курса этикета. | экскурсия | досугово-развлекательная | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...
Программа внеурочной деятельности "Нравственные ценности"
Программа внеурочной деятельности для 1 класса....
Программа по внеурочной деятельности. Нравственные ценности.
Курс "Нравственные ценности" рассчитан на детей 7-10 лет. В него входит знакомство с качествами личности, которые называются "Добродетели" и применение их в реальной жизни....
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности нравственно-эстетического направления во 2 классе театра "Улыбка"
В результате занятия дети будут вовлечены в творческо-игровую деятельность, освоят новые развивающие упражнения на внимание, воображение, мелкую моторику....
Внеурочная деятельность ( нравственное направление)
Внеурочная деятельность ( нравственное направление)...
Внеурочная деятельностьАзбука здоровья
Программ внеурочной деятельности содержит цели , задачи, планируемые результаты освоения курса. Содержит тематическое планирование.Предназначено для учителей начальных классов...